Тема: «Пётр Великий. Российская империя»
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;
Развивать воображение учащихся, устную речь, умение обобщать и делать выводы.
Ход урока
I Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
II Проверка домашнего задания.
- Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII века. Что сделали для защиты отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
III Актуализация знаний.
2 слайд
Россия в конце XVII века представляла собой огромную страну, границы которой простирались от берегов Тихого океана на востоке до Ладожского озера на западе.
Россия не имела выхода к Чёрному и Балтийскому морю, через которые бы могла вести торговлю с другими странами. У России не было собственного морского флота и не было регулярной армии. Россия отставала и в области культуры. Россия того времени была варварской страной.
3 слайд
В такой стране 30 мая 1672 г. в семье царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился Пётр.
Царём Пётр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.
Прошло время Пётр вырос и стал править страной.
4 слайд
Пётр был великаном, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком ещё больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Владел в совершенстве более 14 ремёсел.
IV Новый материал
На Руси князя Олега называли – вещим
Князя Владимира – Красно Солнышко
Ярослава – Мудрый
Наша задача сегодня понять, почему Петра I называли Великим.
Посмотрим, что отличало Петра I от других правителей.
Чтение отрывка из учебника.
5 слайд (добавление к прочитанному из учебника)
Давайте посмотрим с чего начал Пётр I преобразования в России.
Чтение отрывка из учебника.
6, 7 слайд (добавление к прочитанному из учебника)
Морской флот стал любимым детищем Петра.
Узнаем к какому морю Россия получила выход во время правления Петра.
Чтение отрывка из учебника.
8, 9, 10, 11, 12 слайды ( добавление к прочитанному из учебника)
-Чем отличался Пётр I от европейских государей своего времени?
-Какие дела Петра I вошли в историю?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный чёлн
По ней стремился одиноко,
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой нам здесь суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе. ( А.С.Пушкин)
Просмотр кадров 11, 14, 15, 16, 17
Кадры 18, 19
Найдите в тексте, что ещё интересного можно добавить из прочитанного, о чём ещё на уроке не говорилось.
На доске даты, что они означают?
Чтение учебника стр. 74 про себя. ( проверка)
Петра I называли царём- реформатором.
Что же такое реформа. Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь.
Реформатор- тот, кто осуществляет эти изменения.
Давайте прочитаем какие изменения произошли при правлении ПетраI. (стр.76)
Слайды 20, 21, 22, 23
Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Он запретил боярам носить бороды и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной. Царь ввёл новые развлечения – «ассамблеи», на которые люди собирались общаться друг с другом, говорить о политике, о модах, танцевать, играть в шахматы.
Мы посмотрели, какие коренные изменения внёс Пётр I в историю России, во все сферы её жизни. Его преобразования имели большое значение для России и Европы. Европа узнала о сильной и обновлённой России.
- Какие изменения произошли в России при правлении Петра I?
Слайд 24
Почти 300 лет идут споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня.
Одни восхищаются Петром:
«Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В.Татищев
А для других:
«Пётр- разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». М.Щербатов.
Слайд 25
-Какова цена петровских реформ?
Чтение учебника стр. 77
Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.
Слайд 26, 27 (Послесловие)
IV Итог урока
Слайд 28
-Почему же Петра I называли великим?
V Домашнее задание.
Ответы на вопросы на стр.100
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.