4 класс Урок Пётр Великий

  • doc
  • 23.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пётр Великий.doc

 

Тема: «Пётр Великий. Российская империя»

 

Цели урока:

Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;

Развивать воображение учащихся, устную речь, умение обобщать и делать выводы.

 

Ход урока

 

I Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

                                                       Начинается урок.

II Проверка домашнего задания.

- Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII века. Что сделали для защиты отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

 

III Актуализация знаний.

2 слайд

Россия в конце XVII века представляла собой огромную страну, границы которой простирались от берегов Тихого океана на востоке до Ладожского озера на западе.

Россия не имела выхода к Чёрному и Балтийскому морю, через которые бы могла вести торговлю с другими странами. У России не было собственного морского флота и не было регулярной армии. Россия отставала и в области культуры. Россия того времени была варварской страной.

 

3 слайд

В такой стране 30 мая 1672 г. в семье царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился Пётр.

Царём Пётр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Прошло время Пётр вырос и стал править страной.

 

4 слайд

Пётр был великаном, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был  нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком ещё больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Владел в совершенстве более 14 ремёсел.

 

 

IV Новый материал

На Руси князя Олега называли – вещим

Князя  Владимира – Красно Солнышко

Ярослава – Мудрый

Наша задача сегодня понять, почему Петра I называли Великим.

Посмотрим, что отличало Петра I от других правителей.

Чтение отрывка из учебника.

 

5 слайд (добавление к прочитанному из учебника)

Давайте посмотрим с чего начал Пётр I преобразования в России.

Чтение отрывка из учебника.

 

6, 7 слайд (добавление к прочитанному из учебника)

Морской флот стал любимым детищем Петра.

Узнаем к какому морю Россия получила  выход во время правления Петра.

Чтение отрывка из учебника.

 

8, 9, 10, 11, 12 слайды ( добавление к прочитанному из учебника)

-Чем отличался Пётр I от европейских государей своего времени?

-Какие дела Петра I  вошли в историю?

 

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный чёлн

По ней стремился одиноко,

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой нам здесь суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.     ( А.С.Пушкин)

 

Просмотр кадров 11, 14, 15, 16, 17

 

 

Кадры 18, 19

Найдите в тексте, что ещё интересного можно добавить из прочитанного, о чём ещё на уроке не говорилось.

На доске даты, что они означают?

Чтение учебника стр. 74 про себя. ( проверка)

 Петра I называли царём- реформатором.

Что же такое реформа. Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь.

Реформатор- тот, кто осуществляет эти изменения.

Давайте прочитаем какие изменения произошли при правлении ПетраI. (стр.76)

 

Слайды 20, 21, 22, 23

Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Он запретил боярам носить бороды и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной. Царь ввёл новые развлечения – «ассамблеи», на которые люди собирались общаться друг с другом, говорить о политике, о модах, танцевать, играть в шахматы.

 

Мы посмотрели, какие коренные изменения  внёс Пётр I в историю России, во все сферы её жизни. Его преобразования имели большое значение для России и Европы. Европа узнала о сильной и обновлённой России.

 

- Какие изменения произошли в России при правлении Петра I?

 

Слайд 24

Почти 300 лет идут споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня.

Одни восхищаются Петром:

 

«Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»   В.Татищев

 

А для других:

«Пётр- разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».          М.Щербатов.

 

Слайд 25

-Какова цена петровских реформ?

Чтение учебника стр. 77

Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.

 

 

Слайд 26, 27 (Послесловие)

 

IV Итог урока

Слайд 28

-Почему же Петра I называли великим?

V Домашнее задание.

Ответы на вопросы на стр.100