«400 лет исхода карел на Тверские земли»
История формирования и становления Тверской Карелии – один из ярких примеров в культурно – историческом развитии Тверского региона. С момента ее возникновения в конце 16 и до начала 21 века Тверская Карелия смогла сохраниться как культурный феномен, являющийся до сих пор существенным компонентом этнокультурной карты региона и определяющий ее самобытные черты.
Тверские карелы – это потомки этнической общности корела, сформировавшейся к XII веку нашей эры на территории между северо-восточным берегом финского залива и северо-западным берегом Ладожского озера, включая Карельский перешеек.Самая значительная группа за пределами Карелии - тверские, или верхневолжские, карелы, переселившиеся на тверскую землю в XVI - XVII ( по некоторым данным XV - XVIII ) веках. "Великое переселение" карел было вызвано последствиями войн России и Швеции. " Бежали... для трех причин : первое - для веры, другое - для языка и своей природы, третье - от больших податях тягости...", - так объясняли причины исхода " корелы" сами переселенцы.
Первая переселенческая волна относится к периоду 1581-1595 годов,
когда Корельский уезд захватили шведы.
Вторая основная переселенческая волна пришлась на период с 1617 по 1661 годы, когда после захвата Швецией всего Корельского уезда и подписания Столбовского мира Россия была вынуждена отдать Швеции Ижорскую землю или, так называемую Ингрию, и Корельский уезд.
Третья и последняя переселенческая волна карел пришлась на период после 1721 года после подписания НиштатскогомираТаким образом, исход карел со своей родины продолжался 150 лет с 1 581 года до 30-х годов 18 века.
По имеющимся документам можно судить о расселении карел на тверской земле. В Толмачеву Слободу пришли 29 карельских семей, вКозловский приход- 32 семьи, в Торжок — 12 семей, деревни Кесьма — 20, Сандово -12, в другие деревни по 3-5 семей.
В 1662 году по указу царя Алексея Михайловича Романова велено было переписать карел и тех, которые не записаны за помещиками, отписать на его государево имя, оставив на том же месте до тех пор пока не будут отысканы земли для их переселения. Карельские переселенцы с самого начала считали себя свободными от крепостной зависимости. Они отличались настойчивым характером, даже упрямым. Занимая земли, карелы отказывались от монастырских и помещичьих повинностей, заявляя «крепостей на нас за вами монастырь нет и работать нас и тягла тянуть и пятины давать насильно не заставишь».
Переселившись с территории Корельского уезда на Спировскую землю, карелы дали ряду деревень карельские названия: Коды, Каграпуста, Руйспуста,Райда, Горма, Шало, Койву, Тачин Лога и др. Многие из перечисленных деревень и хуторов в настоящее время заброшены.
Переселение карел на Тверскую землю проводилась московским правительством, организованно, места, предназначенные для поселения карел заранее осматривались, указывалось, сколько семей может быть поселено. Селились карелы в основном на пустошах. В 19 начале 20 века возникают новые деревни деревни и хутора. Карельские деревни преобладают в Лихославльском, Рамешковском, Спировском районах. Но наиболее крупные карельские поселения ; Толмачи, Осташков, Лихославль, Козлово.
Почти 400 лет живут карелы на Тверской земле, которая стала для них родной. Через века пронесли они для потомков свой язык, культуру, обычаи и традиции.
Весь уклад жизни карел и
духовное содержание задавала православная вера,
воспринятая карелами ещё на своей прародине. В глубине народных традиций
соединяются христианское начало и древние верования, унаследованные от
отцов. Карелы отличались особой нравственностью, религиозной
настроенностью, соблюдением религиозных правил и культа. Карельские церкви
выделялись на фоне русских большей украшенностью и богатством. Духовенство
пользовалось большим уважением.
В 1937 году
постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ
с центром в г. Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В
1939 году Карельский округ был ликвидирован, а его руководители и
представители интеллигенции были репрессированы, обучение на карельском
языке прекращено, учебники уничтожены. Начался период забвения.
С 1939 года по 1989 год о тверских карелах нигде даже не упоминали. В эти
годы ускорились процессы ассимиляции и утраты языка. За этот период число
карелов на Тверской земле сократилось в 10 раз. По переписи населения 2002
года карельского населения насчитывается около 15 тысяч человек.
Свежие ветры перестройки изменили жизнь малых народов. Процессы демократизации общества в Российской Федерации, способствовали возрождению национального самосознания народов. В обществе произошли важные изменения: каждый человек теперь осознавал свою причастность не просто к какому-то безликому государству, а к конкретному народу, к судьбам людей, живущих на исторической родине.
Современные тверские карелы, стараясь сохранить родной язык, по большей части двуязычны. Они владеют русским языком, освоили русскую культуру, имеют высокий образовательный уровень.
Сегодня живой карельский язык ещё звучит в деревнях и сёлах, где мамы и бабушки, как встарь, обращаются к ребёнку со словами varalapšut ’милое дитятко’; lindu-tüttönemiun ’птичка-девочка моя’; armahanepoigane ’любимый сынок’.
Очень приятно когда, прямо или
косвенно, по профессиональному долгу или по велению души, кто-то помогает
сохранять язык и культуру тверских карел.
Наша школа МОУ СОШ с. Козлово является центром возрождения карельской культуры.
В 3-4 классах ведется изучение карельского языка. Дети с удовольствием работают с учебником ММ Орлова букварь на карельском языке, учат наизусть карельские песни, частушки, занимаются переводом с карельского на русский и наоборот. Центром сохранения карельской культуры является библиотека имени ММ Орлова в которой находится экспозиция карельской избы. В д. Ососье создан из числа карел ансамбль «Койвуне» – березка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.