Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКУ «Муниципальный орган управления образования»
МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №3 МР «Сунтарский улус район»
Доклад
«Театральная студия как средство развития и формирования творческих способностей младших школьников»
Автор: Иванова С.М – учитель начальных классов МОУ «ССОШ №3»
Тезис
Театрализованная деятельность начинает привлекать внимание детей с самого раннего возраста и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становится самостоятельной и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.
Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом школьной жизни. Бесспорно, что ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.
В современном мире все чаще замечаем эмоциональную волевую и духовную незрелость младших школьников. Среди детей нарастает тенденция к снижения посещаемости кружков, секций, творческих мероприятий, развлекательных программ, дети становятся эгоистичными, замкнуты на себе. Свободное время предпочитают проводить, «зависая в сети Интернет», где уровень общения их можно сравнить с героями современных мультфильмов, фразами героев компьютерных игр. В школу дети приходят с минимальным запасом разговорной речи на родном языке, преобладающим языком общения на русском языке. Дети испытывают трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Мне кажется, такая ситуация не только в нашей школе и эту проблему невозможно разрешить традиционными способами. Школьная театральная студия – это отличное решение многих жизненных проблем учащихся. Иногда в жизни ребёнка бывают такие ситуации, в которых он не может принять и найти правильного решения, а обратиться взрослым он не решается. Основным принципом работы в студии является игра. Полученные в театральной студии знания и навыки ребята с легкостью переносят в свою жизнь. Таким образом, за счет развития внимания и чуткости к ситуации, и умения перевоплощаться в нужном направлении, у них появляется возможность творить не только на сцене, но и в повседневной жизни. Это помогает избежать неудач в повседневной жизни, решать проблемы любой сложности, находить нестандартные и эффективные решения жизненных ситуаций. Именно выступление перед аудиторией может воспитать в ребёнке уверенность в себе и адекватной самооценке. В этом должны помочь ему мы - взрослые.
Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.
Идея образовательного проекта «Театральная студия, как средство развития творческой индивидуальности» возникла неслучайно. С 2011 года в нашей школе с целью реализации ФГОС, в образовательном процессе включена внеурочная деятельность по пяти направлениям развития личности .
Художественно – эстетическое направление воспитательной работы в нашей школе также реализуется через кружки «Волшебный карандаш», «Вокал», «Театральная студия». «Кукольный театр»
Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Исследовав возможности школьной театральной педагогики в художественно-эстетическом образовании учащихся, воздействии школьного театра на развитие творческих способностей обучающихся была проведена анкетирование школьников и их родителей с целью выявления выбора направления внеаудиторной деятельности . Задача проекта заключалось в том, что организация в школе театральной студии обеспечивает равные возможности в творческом самовыражении, самореализации и самоопределении учащихся.
Цель:
-создание театральной студии и организация театральной постановки
- формирование активной, творческой личности
Задачи:
- художественно-эстетическое развитие учащегося;
- раскрытие творческого потенциала учащихся ;
- формирование навыков и умений в области актерского мастерства;
-Изучить сказки разных народов мира;
-Показать театральные постановки младшим школьникам, воспитанникам детских садов «Сардана» и «Ньургуьун»;
Объект: процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет: занятия в школьной студии, как средство развития творческий способностей школьников.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи о творческом развитии личности, роли активной деятельности в ее личностном самоопределении и формировании, в основе методологии исследования находились положения педагогики и психологии творчества, театральной педагогики, эстетического воспитания, культурно-досуговой деятельности, современные концепции художественно-творческого развития личности школьника в условиях школы, где организована театральная студия
Стимулом служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.
Детская театральная студия – это прекрасная возможность для ребенка расширить круг знакомств и повысить свои коммуникативные навыки, развивать творческие способности. Занятия в студии приносят неоспоримую пользу в формировании личности школьника, помогут превратить робкого и неуверенного в своих силах первоклассника в общительную самостоятельную личность. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Занимаясь в нашей театральной студии, учащиеся становятся более открытыми, уверенными в себе, формируется творческая самореализация детей и родителей.
Учащиеся, занимающиеся в театральной студии активно выступают на концертах в школе в улусе, в смотрах между школами, пробуют свои силы также в разных театрализованных конкурсах. Каждый год наша студия успешно выступает в республиканском детско- юношеском фестивале «Бриллиантовые нотки», в республиканском конкурсе «Полярная звезда»
В 2017году театральная студия была приглашена в Международном детском фестивале «Солнце в детских ладошках» в г.Москве , где успешно выступили наряду с коллективами разных стран и награждена Дипломом
2018 году в Республиканском конкурсе «Синяя птица» наша студия стала лауреатом 2- й степени среди младших школьников и была награждена кубком.
В 2019 году в улусном конкурсе театрализованных представлений студия удостоена номинацией «Приз зрительских симпатий», награждена денежным грантом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.