КГУ Озерная ОШ
Родительское собрание: Алые паруса
Подготовила классный руководитель
4 класса
Якубовская Т.В
2018-2019 год
Алые паруса
Уважаемые родители! Четвертый класс! Этот период – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем напоминать им об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой.
Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:
1.Трудности при взаимодействии с учителями.
2.Тревожность при ответах у доски.
3.Страх перед контрольными работами.
4.Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5.Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Актуальность.
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.
Цели
Задачи
Причины подросткового кризиса
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.
У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.
В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например...
...между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.
...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.
...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.
Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия.
Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина - дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции.
При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей.
Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со сверстниками.
При обработке их анкет мы выявили следующие проблемы:
Подведение итогов родительского собрания
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.
Решение родительского собрания
Сегодня мы рассмотрели, в чем причины кризисов взросления наших детей.
1. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период.
2. Классному руководителю составить график консультаций с психологом.
3. В общении с детьми учитывать рекомендации психолога, осознавать причины их неадекватного поведения.
КГУ Озерная ОШ
Родительское собрание : Алкоголизм и его последствие
Подготовила классный руководитель 4 класса
Якубовская Т.В
2018-2019 год
Цель: дать родителям основные сведения об алкоголизме, познакомить с факторами,
влияющими на формирование алкоголизма подростков
Форма проведения: ознакомительная беседа
классного руководителя о причинах,
последствиях и мерах предупреждения употребления спиртных
напитков среди
несовершеннолетних.
Оформление: надпись на доске: «Алкоголь – это наркотик, химическое
вещество, влияющее на функционирование организма. То, что алкоголь получил
широкое распространение, не означает, что он безвреден. Многие последствия
употребления алкоголя опасны и могут привести к гибели».
Ход собрания: классный руководитель знакомит родителей с историей
возникновения традиций винопития.
Распитие спиртных напитков – одна из самых распространённых традиций в большинстве стран мира. Давайте и мы с вами остановимся на основных вехах.
Алкоголь в виде вина и пива является самым древним средством опьянения. В Египте и Китае алкоголь изготавливали и употребляли в качестве праздничного и повседневного напитка ещё пять тысячелетий тому назад.
К римлянам виноградарство пришло от греков. Они использовали вино в своих ритуалах, которые частично сохранились и по сей день.
Римляне принесли вино в германские земли. Вино было скорее напитком богатых, а пиво – простых людей.
Когда-то существовал миф о том, что русские испокон веков пили и научили пить всю Европу. Это совершенно не так. Русь была одной из «трезвых» держав в истории. В старину русские угощали медовухой и брагой, на Севере варили пиво.
Водка («хлебное вино», как говорили на Руси) появилась в южных древнерусских городах только к концу 14 века, откуда постепенно , к первой половине 15 столетия, распространилась на северо-восточные области.
Существует две версии проникновения на Русь водки: по одной версии, её завезли генуэзские купцы, по другой – немецкие.
Алкоголизм – это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью невозможно. Один из признаков алкоголизма – неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь и если её не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть. Алкоголики не могут побороть своё пристрастие к алкоголю, и постоянное желание выпить преследует их.
Что мы понимаем под алкогольными напитками?
Алкогольными называют напитки,
которые содержат этиловый спирт в концентрациях от 1 до 40 и более
процентов.
Содержание алкоголя в некоторых спиртных напитках:
Пиво………………………………………………...3-6 %
Сухое вино…………………………………………10-14 %
Крепкое вино………………………………………16-18 %
Водка, джин, виски, коньяк, ром…………………40-50 %
Спирт, получаемый из виноградного вина, основа для производства коньяков (40-57 % алкоголя).
Более крепкие спиртные напитки – ром (из отходов производства тростникового сахара), виски (из засахаренных зерновых продуктов), а также кустарные продукты – самогон и грузинская чача.
Среди молодого поколения в настоящее время наибольшее распространение имеет пиво, которое относится к особой категории слабых спиртных напитков. В нём содержатся вещества, повышающие восприимчивость организма к алкоголю, а также усиливающие его всасывание.
Систематическое употребление пива приводит к различным функциональным расстройствам всех органов и систем человека. Сердце, работая с повышенной нагрузкой, увеличивается, в нём нарушаются обменные процессы. Наступают склеротические изменения, сосуды становятся ломкими, отмечается расширение вен на конечностях и лице.. Оно приобретает характерный вид: одутловатость, обрюзглость, синевато-красный цвет. Нарушаются различные виды обмена в организме, появляется рыхлая полнота.
Нервная система любителей пива хуже справляется со стрессовыми ситуациями, легче подвергается различным заболеваниям. Постепенно развиваются все признаки алкогольной болезни без резких её проявлений. А. Данилевский писал: «Пивное пьянство, подобно водочному, приводит человека к глубоким расстройствам духовной и телесной сферы с тем различием, что эти расстройства наступают медленно».
Подрастающий организм не замечает разлагающего на него действия алкоголя. Но уже в античности было известно о пагубности его влияния.
Согласно римской мифологии, Вулкан, сын Юпитера, родился хромоногим потому, что был зачат отцом в состоянии алкогольного опьянения.
Давайте обратимся к страшной статистике.
некоторые впервые пробуют алкоголь в четыре года, а кто-то в десять лет уже становится зависимым. Около 500 тысяч детей и молодых людей в Германии больны алкоголизмом. Этот наркотик легален и признаётся обществом, но за этим во всех слоях общества скрывается проблема номер один.
Согласно исследованию, первый контакт с алкоголем происходит теперь намного раньше – в 10-12 лет. Около 5 % 13-летних уже регулярно употребляют вино, шампанское, пиво. Пока только за границей существует статистика тяжелейших последствий пьянства: в Великобритании от алкоголя умирает приблизительно в 10 раз больше молодых людей, чем от кокаина и героина вместе взятых.
Широко распространено употребление алкоголя среди подростков в России. В 8-м классе оно отмечено у 52 % учащихся, в 9-ом – у 70 %, в 10-11-ом – у 81 %. По данным анонимного тестирования школьников, алкогольные напитки употребляют 71,4 % мальчиков и 66,2 % девочек.
Для молодого поколения алкоголь, в основном. является групповым переживанием: выпивают прежде всего по вечерам с друзьями – на вечеринках или в другом приятном общении.
В настоящее время выделяют три основные группы факторов, способствующих появлению пьянства и алкоголизма среди подростков: социальные, психологические и биологические.
Социальные факторы. К ним относятся питейные традиции народа, социальное положение (состав семьи, образование, экономическая обеспеченность, образ жизни и т.д.), религиозная принадлежность, влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания).
У подростков на первом месте:
- условия воспитания в семье;
- низкий уровень образования;
- раннее вступление в самостоятельную жизнь;
- раннее употребление алкоголя;
- влияние неформальной группы сверстников.
К факторам, способствующим ранней алкоголизации, причисляют также пренебрежительное отношение подростков к своим социальным и функциональным обязанностям, наличие у них «лишнего» времени, неумение содержательно проводить досуг.
Особое значение имеет влияние окружающей среды, и в первую очередь семьи. Это влияние нельзя рассматривать однозначно: хорошая непьющая семья – хорошее влияние, пьющая семья – плохое влияние. Нам не раз приходилось наблюдать подростков с тяжёлыми формами алкоголизма, которые воспитывались в семьях трезвенников. И наоборот, в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, иногда растут совсем непьющие дети.
Тем не менее роль семьи как первичного побудителя к пьянству недооценивать нельзя. Наибольшее значение в этом плане имеют такие социальные факторы, как алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и конфликтные взаимоотношения родителей, негативное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов. В семьях алкоголиков наряду с пьянством обычно процветает разврат, тунеядство, стяжательство, скандалы. Дети здесь лишены внимания и контроля. Они предоставлены самим себе, часто пропускают школьные занятия, отстают в учёбе, рано приобщаются к асоциальным группам. Иногда родители сами приучают детей к пьянству и асоциальному образу жизни.
Склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у подростков, родители которых страдают алкоголизмом и пьянствуют на глазах у детей, в 5-6 раз выше, чем у подростков в семьях, ведущих трезвый образ жизни.
Важным фактором, способствующим формированию раннего алкоголизма, является вовлечение подростка в компанию пьянствующих сверстников.
Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение к группированию. Если такая группа не контролируется взрослыми, то она может стать основным регулятором поведения так называемых «трудных подростков», являясь «группой повышенного риска» для формирования пьянства и алкоголизма.
Психологические факторы. Это прежде всего, опьяняющее свойство алкоголя, сопровождающееся повышением настроения, чувством удовлетворённости, облегчением межличностных контактов.
Действительно, состояние опьянения на короткое время снижает общее напряжение, уменьшает волнение, робость, неудовлетворённость собой. Слабого оно делает «сильным», замкнутого и хмурого – т»весёлым». Эта иллюзия психического и физического комфорта лежит в основе влечения к алкоголю и является важным психологическим фактором в формировании алкоголизма.
Подросток в силу своей психической и социальной незрелости менее защищён от влияния внешних и внутренних вредных воздействий, чем сформировавшийся человек. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя в юном возрасте формируется особенно быстро.
Биологические факторы. Наследственные, или генетические, факторы могут обусловливать предрасположенность к алкоголизму, однако прямо его не определяют. К настоящему времени накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рождённые в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей.
Что же мы понимаем под алкоголизмом и каковы его последствия?
Злоупотребление алкоголем прямо или косвенно является одной из важнейших причин смертности населения нашей страны. Алкогольный цирроз печени – одна из ведущих причин смерти в возрастных группах от 25 до 64 лет. В целом заболеваемость у пьющих в 2-3 раза выше, чем у непьющих. Вследствие действия всех причин, вместе взятых, продолжительность жизни алкоголика сокращается в среднем на 12-18 лет. Ни одно живое существо, кроме человека, не употребляет алкоголь добровольно. Защитный рефлекс срабатывает у всех в обязательном порядке. Наличие его очевидно у детей. Абсолютная трезвость – одно из естественных условий нормальной жизнедеятельности
КГУ Озерная ОШ
Родительское собрание: Стили семейного воспитания.
Подготовила
Классный руководитель 4 класса
Якубовская Т.В
2018-2019 год
Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Сегодня мы постараемся разобраться в разнообразии стилей семейного воспитания, чтобы умело пользоваться этими знаниями в воспитании своих детей. От стиля семейного воспитания в значительной степени зависит психическое и даже общее развитие ребенка.
У каждой семьи – свои особенности, свой собственный, неповторимый стиль воспитания (от подавляющего до попустительского). Попадая в детский коллектив из стен семейного очага, не каждый ребёнок может безболезненно влиться в него, поэтому между детьми часто возникают ссоры, конфликты. Да и в семьях порой не всегда царит мир и спокойствие. Часто в разговоре с родителями можно услышать высказывание: «Я очень хорошо знаю своего ребенка, он не мог так поступить». Или ещё одна расхожая фраза: «Почему он такой растёт, просто и не знаю, всё для него, а он...»
Взрослые на
бессознательном уровне отталкивают мысли о том, что стиль семейного воспитания
определяет поступки и поведение наших любимых детей. Как бы ни старался педагог
(особенно в дошкольном или младшем школьном возрасте) внушить ребёнку
«правильные» мысли, если семья не поддерживает их, то результат оказывается
ничтожным.
Вторая причина, по которой эта тема является актуальной - это развитие
способностей детей. Хочется, чтобы мамы и папы поняли, почему иногда, имея
прекрасные задатки, ребёнок не в состоянии их развить и реализовать в
последующей жизни. Что может стать препятствием на пути воспитания одаренного
ребенка?
Задумайтесь о том, какой стиль (или их сочетание) осуществляется в вашей семье при воспитании ребёнка, и какие возникают или могут возникнуть трудности. Для этого предлагаю познакомиться со стилями семейного воспитания и проследить зависимость стиля воспитания и развития личности ребёнка.
Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей:
1) авторитарный
3) попустительский,
4) опекающий,
5) хаотический
6) демократичный
Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.
Типы воспитания, которых следует избегать:
1) «Кумир семьи»,
2) «Гиперопека»,
3) «Гипоопека»,
4) «Ежовые рукавицы»,
6) «В культе болезни».
Рассмотрим подробно стили и типы воспитания, которые чаще всего используют родители.
Авторитарный стиль
Признаки:
· приказы, угрозы, чтение морали: «немедленно сделай…», «сейчас же, сию минуту», «только попробуй…», «не смей…» «как я сказал, так и будет», «я родитель, значит я прав».
· строгий голос, суровый взгляд, резкие движения
· контроль, подавление силой
· игнорирование прав и потребностей ребенка
· решение проблем методом «кнута и пряника»
Тип: «Ежовые рукавицы».
Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нём срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребёнок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
Воспитание по типу Золушки.
Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.
Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребёнок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышено тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя.
Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.
Пошаговый контроль родителей за действиями ребёнка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребёнок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.
Рекомендации родителям, придерживающихся авторитарного стиля:
· Учитывайте чувства ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте поставить себя на его место!
· Давайте инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
· Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
· Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
· Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда ты сказал неправду».
Попустительский стиль
· Предоставление свободы
· Равнодушие или занятость родителей
· Вседозволенность
· Попустительство нежелательному поведению
· Отсутствие контроля
Ребёнок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нём навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". Неспособность семьи контролировать поведение ребёнка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность.
Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.
Последствия данного типа воспитания:
· потеря чувства защищённости и порядка в жизни
· дефицит любви и постоянный её поиск
· регресс навыков и умений
· низкая самооценка
· подмена ценностей
Рекомендации родителям, воспитывающим по типу гипоопеки:
· Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребёнку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
· Установите систему правил и запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.
· Помогите ему участвовать в жизни семьи, чётко обозначьте функциональные обязанности ребёнка в семье, свои требования и ожидания.
· Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
· Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
· Помните, что ребёнку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Опекаемый стиль
Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребёнок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то всё решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.
Типы
1. «Кумир семьи».
Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти.
Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.
2. «Воспитание «в культе болезни».
Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребёнок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребёнок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая- все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребёнок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребёнок — маленький тиранчик.
Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе.
Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.
Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.
3. «Гиперопека».
Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребёнок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребёнок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс - контролем» их ребёнок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знает: это надо сделать так, а это — так. Довольно часто при гиперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребёнок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребёнок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.
Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.
Хаотический стиль (непоследовательный)
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии чётких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
У ребёнка не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
Демократический стиль воспитания –
Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — рекомендуемый всем родителям стиль воспитания. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Они относятся к детям тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать своё поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Предоставляют ребёнку полную свободу действий, чтобы ребёнок путём самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всём. Чётко следят за тем, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось. Каждый поступок ребёнка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребёнка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребёнком.
Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Дети из «демократических» семей чувствительные, добросовестные, общительные, являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.
А вы задумывались, какой из этих типов используется Вами? Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.
Когда размышляешь о типах воспитания детей, невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.
Заканчивая разговор о выборе правильного типа воспитания хотелось остановится на одном мудром высказывании:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть)
Если ребёнок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребёнок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребёнок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребёнок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребёнок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребёнок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
КГУ Озерная ОШ
Родительское собрание: Чтоб учение было в радость.
Подготовила
Классный руководитель 4 класса
Якубовская Т.В
2018-2019 год
Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания младшего школьника. Содружество школы и семьи является гарантией результативности обучения.
Тест «Жизнь ребенка и его школьные успехи» (Сам тест остался у родителей как некоторая памятка продуктивной стратегии воспитания ребенка в семье).
Инструкция: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».
1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
3. Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
4. Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.).
5. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
6. Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.).
7. Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
8. Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.
9. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
10. Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т. д.
Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на десять (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число.
1-й уровень (1—0,7 балла). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2-й уровень (0,6—0,4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверена, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3-й уровень (0,3—0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка — чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеюсь, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.
Ваш ребенок ходит в школу! Как лучше организовать пребывания ребенка в школе, чтобы естественное волнение перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокируетвосприятие, мышление и память, искажает поведение ребенка, снижает результативность его деятельности.
Остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребенку в его учебных занятиях. Многие родители ориентированы на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!» Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.
Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.
Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге — также задача семьи. К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, они перестают читать ему книги. Рассуждая при этом (часто с подачи 1 учителя): ребенок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослым пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт — глазами, телом — имеет большое значение для психологического здоровья ребенка.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, прогулки должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.
Общение в семье должно приносить радость близости н понятности. Желательно, чтобы содержание совместного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач, экскурсий и т. д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами и мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка.
Важной задачей семьи является работа о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т. п. способствуют общему развитию ребенка, помогают самоутвердитъся, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ребенку найти свое место в школьной жизни.
Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения — планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль.
Семья ответственна за физическое здоровье ребенка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребенка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребенка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребенка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребенка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.
Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка — полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд — укрепляет нервную систему, способствует успешности его обучения.
Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место шалость и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию — вот в чем состоит мудрость взрослого.
В заключение беседы уместно еще раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в учении ребенка — это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости открытий, забота о его психическом и физическом состоянии.(а не школьные отметки)
Анкета «Способностей вашего ребенка»
Готовясь к родительскому собранию, учитель часто задумывается над тем, как сделать встречу максимально интересной и полезной. Мамам и папам, к сожалению, не всегда удается объективно оценить своих детей. С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, учитель может показать родителям, какими из них обладает ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ученик может проявить свои таланты.
Как работать с анкетой
Попросите родителей дать оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.
Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области.
Попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей ребенка.
Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь учителю и родителям при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка.
Литературные способности
1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Способности к занятию научной работой
1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к усвоению абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. Интересуется актерской игрой.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
9. Пытается выяснить причины и смысл событий.
10. Проводит много времени за созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием.
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
Способности к спорту
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.
Технические способности
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в "капризах механизмов", любит загадочные поломки и вопросы "на поиск".
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Интеллектуальные способности
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком
из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Артистические способности
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Пластичен и открыт всему новому, не "зацикливается" на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Художественные способности
1. На его рисунках и картинах – большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток).
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
· могу и всегда так поступаю;
· могу, но не всегда так поступаю;
· не могу.
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
· могу и всегда так поступаю;
· могу, но не всегда так поступаю;
· не могу.
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?
Какой вы родитель?
Тест
Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).
· Сколько раз тебе повторять? (2)
· Посоветуй мне, пожалуйста… (1)
· Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
· И в кого ты такой уродился?! (2)
· Какие у тебя замечательные друзья! (1)
· Ну на кого ты похож (а)? (2)
· я в твои годы!.. (2)
· Ты моя опора и помощник (ца)! (1)
· Ну что за друзья у тебя? (2)
· О чём ты только думаешь? (2)
· Какая (ой) ты у меня умница! (1)
· А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
· У всех дети как дети, а ты… (2)
· Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1_
Оценка результатов:
5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.
8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.
11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Тест «Мера заботы о ребёнке»
1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьёй.
3. Маленького ребёнка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребёнок делает то, что, он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребёнок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
6. Воспитание ребёнка – труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.
7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.
8.Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из – за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей не испортить.
10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребёнок – это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать – главное лицо в доме.
13. Семья должна быть под девизом: Всё лучшее детям!»
14. Защитить ребёнка от инфекции можно путём ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребёнку в преодолении круга его друзей и приятелей.
Шкала оценок:
1-категорически не согласен; 3-может быть это и верно
2- мне трудно с этим согласиться 4-совершенно верно. Я с этим согласен.
Итоги:
40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы от старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и личные взаимоотношения.
Тест для родителей.
Уважаемые родители!
Попробуйте использовать тест, определяющий одаренность и направленность ребенка в какой - то области деятельности. На предлагаемые вопросы необходимо ответить утвердительно («да» - 1 очко) или отрицательно («нет» - 0 очков). Затем очки складываются. Ответ определяется по шкале результата:
· Случается ли ребенку находить необычное применение какому - либо предмету?
· Меняет ли он свои наклонности?
· Любит ли рисовать воображаемые предметы?
· Любит ли рисовать абстрактные картинки?
· Любит ли фантастические картинки?
· Сочиняет ли рассказы и стихи?
· Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
· Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
· Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
· Боится ли темноты?
· Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
· Считает ли это слово понятным без разъяснения?
· Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
· Бывал ли удачен этот замысел?
· Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?
· Мог ли Ваш ребенок, будучи еще маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
· Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус Вашему вкусу?
· Есть ли у него собственный мир , недоступный окружающим?
· Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?
· Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
· Любит ли читать книжки без иллюстраций?
· Изображает ли собственные игры или развлечения?
· Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Шкала результатов:
От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразительный, способен иметь свою собственную точку зрения на окружающее.
От 15 до 19 очков: ребенок не всегда проявляет свои способности, он находчив и сообразителен лишь когда чем – то заинтересован.
От 9 до 14 очков: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний.
От 4 до 8 очков: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели
Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Стиль воспитания
1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребёнок пристаёт к вам с каверзным вопросом.
а) отошлёте его заниматься другим делом, чтобы не мешал.
б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно.
в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придётся отвлечься от своих размышлений.
2. Ребёнок стащил какую-то вашу вещь и отказывается при этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место.
а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета.
б) главное, что вещь нашлась, больше здесь и обсуждать нечего.
в) извинитесь перед ребёнком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.
3.Ребёнок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом.
а) это абсолютно исключено, маленькие дети должны ночью спать.
б) конечно, он для этого ещё слишком мал. Но ради праздника можно отступить от правил.
в)вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.
4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов, он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался.
а) в сердцах дадите ему подзатыльник, и нечего плакать- сам виноват!
б) в следующий раз обойдётесь без его помощи, пускай каждый занимается своим делом!
в) обработаете ранку, успокоите ребёнка и вместе уберёте осколки, хотя вазу, конечно, жалко, и вы дадите понять помощнику, что следует быть аккуратным.
5. Ребёнок произнёс ругательное слово, выяснилось, что он услышал его во дворе:
а) сквернословие надо пресекать в зародыше, наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребёнка впредь надо оградить.
б) подумаешь, все мы знаем эти слова, не надо предавать этому значение, ведь ничего страшного не случилось.
в) не станете наказывать ребёнка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно, никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?
6. В детских играх Ваш ребёнок часто проигрывает сверстникам:
а) необходимы интенсивные развивающие занятия, иначе ребёнок рискует отстать от товарищей и ни в чём не преуспеть.
б) все равно он самый хороший, а других ещё обгонит всему своё время.
в) у вашего ребёнка есть свои преимущества, надо постараться их развить.
7.Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребёнка доставляют им беспокойство:
а) вы чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться, виновник будет наказан.
б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны.
в) обещаете соседям соблюдать тишину, а в разгар очередной бурной игры остановите ребёнка, напомнив, что не всем нравиться его активность.
8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном:
а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть.
б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства, конечно, если, вы заметите , что показывают нечто неподходящее, то выключите телевизор.
в) бывают хорошие развлекательные и познавательные передачи, надо только соблюдать меру, если малыш склонен её превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.
9.Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину:
а) очень поучительный пример! За детьми надо следить. Сами вы ни на секунду не ослабите своего внимания и не допустите несчастья.
б) мальчишку, конечно, жалко, но слава богу это не ваш ребёнок!.
в)Вы не упустите случая лишний раз объяснить ребёнку, как надо вести себя на улице.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.