4 класс

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 22.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ьь ь ь ь ь имр н п п п пп г ш ш ш ш ш щ щ щ з х х х з з щ ш ш г г г гг г ш ш шш ш ш ш ш ш ш ш
Иконка файла материала Национальные традиции.docx
Национальные традиции  Цели и задачи:      Активизировать   познавательный   интерес   у   ребят   к   истории   своего   государства, развивать общий кругозор.     Способствовать формированию у учащихся понятий « традиция», « обычай» ,  чувства гордости за свою страну.         Научить   детей   самостоятельно   изучать   и   рассказывать   новую   информацию. Развивать критическое мышление, память, умение слушать.                Обобщить представления детей о жизни и быте народов Республики, воспитывать дружеские   чувства   к   людям   других   национальностей   Развитие   познавательных интересов,   потребности   в   познании   культурно­исторических   ценностей,   развитие творческой активности;         Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Оборудование: жетоны,  на доске понятия – что такое традиция и обычай. Ход классного часа: 1.      Сто наций, сто народов, сто племен, Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон! Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце освещает мирый край!  2.      На земле казахов сейчас проживают представители более ста национальностей. И для них земля эта считается родной. История такого многонационального заселения началась еще в 19 веке.   3.  Переселенческая  реформа   привела   в  казахскую  степь  множество   повозок  бедняков, которые уехали из Украины, Молдавии, России в поисках лучшей доли. Свои умения и навыки  люди  приехавшие  сюда  со  всех  концо  Российской империи,  использовали на новом месте. 4 В нашей республике каждый народ имеет право на свой язык, культуру, религию.   5.    :      Эта земля нас сроднила, Дарила тепло и уют. Согрела нас всех ,  накормила И многим дала здесь приют.   6.     : И вот не одно поколенье Мы вместе все дружно живем С душой о хлебе едином Да общие песни поем.   Учитель : Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа. Традиции и обычаи существуют у   народов всего мира. В них отразились уклад   жизни    народа, его привычки, национальные особенности.   Может кто­нибудь скажет ,  что такое традиция  и  обычаи.?  Традиции – это исторически  сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Обычаи ­   это также   общепринятые исторически  сложившиеся в процессе  эволюции правила   и   нормы,   регулирующие   поведение   людей   в   определенной   области общественной жизни.   7.Казахские   обычаи   и   традиционные   праздники   поражают   своей   красочностью, богатством   смыслового   наполнения   и   в   полной   мере   отражают   сущность   казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.  8.      История   и   культура   Казахстана   насчитывает   многие   тысячелетия.   Одним   из центральных   является   вопрос   о   происхождении   коренного   населения   ­   казахов, формировании   и   истоках   их   государственности,   развитии   культуры   и   культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.  9.     :      Если   обратиться   к   письменным   источникам,   то   можно   констатировать,   что государственность   у   казахов   сформировалась   к   1470   году,   когда   на   территории Казахстана, в его юго­восточных районах ­ Семиречье и в долинах реки Чу ­ казахские султаны   Джанибек   и   Гирей   смогли   возглавить   многочисленные   племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи".     Этноним   "казах",   давший   название   государству,   тюркское   слово.   По   мнению большинства   исследователей,   он   означает   "вольный   человек".   Казахи   были свободолюбивые   кочевники   и   земледельцы,   обладали   огромными   тучными   стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек.  10.       Однако   говоря   о   казахах   и   первом   государстве   казахов   ­   Казахском   ханстве, необходимо   знать,   что   происхождение   этого   народа   так   же   как   и   истоки   его государственности   и   культуры,   восходят   ко   временам,   уходящим   далеко   в   глубь столетий.       Если   рассказать   обо   всех   традициях   и   обычаях   казахского  народа,   то  получится целая история. Каждый праздник или какое­то событие отмечались по­разному, будь то рождение ребенка, свадьба, Наурыз.  11.:    У казахов родословная велась по мужской линии. Казах считал своим немере ­ внуком ­ только того, кто рождался от сына. Ребенок, родившийся от дочери, назывался жиеном ­ племянником, а его ребенок ­ жиеншаром ­ отпрыском племянника. Так считалось по неписанному закону степей, когда дочерей отдавали в жены только людям из других родов и аулов и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы семейного рода. Было даже такое выражение ­ жиек ел болмас, что в переводе означает ­ племянника не считай своим! Только теперь, в наше время, детей, родившихся от дочерей, стали называть внуками.  12.     Казахские обряды: 1) Бесике салу ­ укладка новорожденного в люльку, с намёком на то, чтобы быстро рос и набирался богатырского здоровья;  ­         Какой следующий этап в детских обрядах?   2 ) Тусау кесу ­ первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать   самого   старого   и   уважаемого   человека   в   ауле,   чтобы   он   разрезал   ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.   3)   Атка   мынгызу   –   посвящение   в   наездники.   Суть   обряда   –   посвящение   мальчика, достигшего 4­5 летнего возраста, в наездники. Для этого готовили специальное детское седло и сажали на него мальчика. Один из взрослых водил коня за поводья по всему аулу   для   того,   чтобы   мальчик   поприветствовал   всех   старших   по   возрасту   людей, аксакалов. В честь этого события устраивали небольшой праздник. Женщины бросали шашу (подарки, сладости). Дети постарше устраивали скачки на конях, играли в разные игры. Взрослые пили кумыс, ели угощения, затем расходились, благославив виновника торжества.16.     Затем следовал обряд обрезания – Сундет той. В этот день родители 5­7­летнего сына зовут   в   юрту   достопочтенного   муллу.   И   тот   совершает   обряд,   после   чего   щедро вознаграждается.   Затем   по   обычаю   начинается   праздник.   Созывается   много   гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.  17.     Токым кагу – той, посвященный первому отъезду мальчика из родительского дома. Научившись   самостоятельно   ездить   верхом,   мальчик   впервые   выезжает   из родительского дома. По этому поводу его родители резали скот, устраивали той. Этот той устраивали в честь первого отъезда сына и его благополучного возвращения.   18.     Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней является гостеприимство,   которое   относится   к   общечеловеческим   нормам   и   является положительной   чертой   цивилизованного   общества.   Так,   к   приходу   гостей   готовят национальное   блюдо   из   барана   –   бесбармак,   его   голова   должна   смотреть   на достопочтенного гостя.  19      В   большинстве   стран,   в   том   числе   и   Казахстане   обычаем   является   уважение   к старшим. Это добра традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами   народов.   Так   по   этому   обычаю   детей   с   ранних   лет   приучают   быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также грубо сними говорить, прислушиваясь при этом к их мудрым советам.   20.       Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков, не забывая то, через что прошёл их народ.  Учитель: Сейчас девочки проведут викторину «Кто лучше всех знает обычаи и традиции казахского народа?» ­ за правильный ответ получаете жетон. У кого больше всех жетонов , тот победитель и получит приз.  ВОПРОСЫ: 1.На какой праздник готовят көже? /наурыз/ 2.Из скольки и каких компонентов его готовят? / из семи/ 3.Как называется традиция когда ребенок делает первые шаги? Расскажите как этот обряд прводят? /түсау кесу/ 4.Главное   национальное   блюдо,   которое   готовят   на   любой   праздник?   Из   чего готовят? /бесбармақ, тонкое тесто, мясо – конина, баранина/ 5.На какой праздник готовят тонкие лепешки и как они называются? /айт, шелпек/ 6.Как называется у мусульман пост? Расскажите об этом, что вы знаете. /ораза/ 7.Какую   плату   дает   жених   за   невесту? /қалым:   лошадь,   ковер   ,   подпрки   родителям невесты/ 8.Когда невесту приводят в дом жениха, какой обряд проводят? / беташар/ 9.Как называют подарок за добрую весть? /сүйінші/ 10. Как называется подарок за обновку? /байғазы/ 11. Что такое «бата» ,  кто его дает? /благословение, дают старики, родители/ 12. Торжество празднуемое на сороковой день после рождения ребенка? /қырқыннан шығару/ 13.   Что   такое   альчики   и   где   их   используют?   Какие   иннтеллектуальные   игры   еще знаете? / асыки, тоғызқұмалақ/ 14. Перечислите,   в каких национальных играх мужчины мерятся силою? /аудыраспақ­ борьба, қыз қуу, бәйге/ 15.Литературно­ музыкальное состязание.  /айтыс/Подвести итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителя. Заканчивается классный час четверостишием:   21.   На просторах Казахстана Много разных народов живет. Все народы, как братья равны, Всем народам — любовь и почет.