4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»
Оценка 4.6

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
30.01.2017
4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»
Тема: А. Кузнецов «Деревце» Цель: познакомить с произведением А.Кузнецова “Деревце”. Задачи: • формирование способности чувствовать и понимать литературное произведение; • развитие умения размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы; • развитие способности анализировать свои чувства и мысли; поступки и действия людей; • развитие у учащихся навыков коллективной и групповой деятельности, умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь; • раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся; • углубление знания о том, что человек – часть природы; • воспитание бережного отношения к окружающему миру, умение ценить красоту природы, понимать ее, заботиться о ней; • привитие учащимся понимания, что они ответственны за все живое, что есть на Земле. Тип урока: педмастерская. Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая. Оборудование: • загадки; • модель дерева, состоящая из отдельных частей, соответствующих количеству загадок; • полоски красного цвета для SMS-сообщений; • 4 листа (формат А-3) для работы в группах; • рисунки-заготовки: мальчик, девочка, коза, велосипед; • карточки с текстами; • карточки с заданиями для групповой работы; • набор цветных квадратов для каждого ученика; • заготовки запрещающих знаков (4 штуки); • краски, фломастеры, карандаши, ручки; • тетради по литературному чтению; • деревца для рефлексии; • ЭнтонХугес “Уединение в горах” (фоновая музыка); • песняИ.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери”. 1. Вступительное слово учителя. – Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает? – Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания. – Надеюсь, работать нам будет интересно. Каждый узнает для себя что-то новое, полезное. Вы готовы? 2. Индуктор. • На фоне музыки (ЭнтонХугес “Уединение в горах”) учитель читает загадки о лесе, деревьях, листьях. Каждая отгадка – часть дерева, которое появится на доске (количество загадок соответствует количеству частей, из которого состоит дерево). Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лес.) Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес.) Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лес.) С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Листья.) Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес.) Осенью кружатся, на землю ложатся, С земли не встают, тут и гниют. (Листья.) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.) Стоит Аленка, платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.) – Посмотрите на доску. Что же у нас получилось? (Дерево.) – О чем мы сегодня будем говорить? Чему будет посвящена наша мастерская? 3. Самоконструкция. – Как вы думаете, легко ли вырастить дерево? (Ответы детей.) – Когда мы говорим “дерево”, каким оно нам представляется? (Зрелым, дающим плоды, большим…) – А каким слово мы назовем молодое дерево? (Деревце.) 4. Сообщение темы урока. Работа над текстом А.Кузнецова “Деревце”. – Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Кузнецова “Деревце”. • На доске появляется надпись: А.Кузнецов. Деревце. • Запись в тетрадях. а) Работа с текстом до чтения. • Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию – Как вы думаете, о чем мы можем узнать из прочитанного произведения? (…о том, как вырастить деревце,…) – Давайте прочитаем и проверим, совпадут ли наши предположения с прочитанным. б) Работа над текстом во время чтения. • Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. • Чтение 1 части. Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти. – Что мы узнали из прочитанного? – Кто посадил деревце и зачем? – Что могло произойти дальше? • Предположения учащихся. 5. Разрыв. • Чтение 2 части. Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. “Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут же успокоился. – А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много”. – Совпали наши предположения? – Какие чувства испытывал мальчик? Почему? • Ответы учащихся. – Одобряете ли вы поступок мальчика? 6. Самоконструкция. – Каждый из вас может обратиться к мальчику, написав ему SMS-сообщение (1 предложение), в котором выразите свое отношение к его поступку или дать совет. • Учащиеся пишут сообщения на полосках красного цвета. 7. Афиширование. • Учащиеся зачитывают свои сообщения и прикрепляют их на доску. – Какой же вывод можно сделать? (Нельзя живому делать больно.) – Какой еще вред можно нанести дереву? • Ответы учащихся. 8. Социализация. – Я предлагаю каждой группе прочитать продолжение рассказа и выполнить задания к прочитанному. У каждой группы будет свое задание. № группы Текст Задание 1 группа Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: “Что там одна веточка! У деревца их четыре”. • Иллюстрирование • Инсценирование прочитанного отрывка 2 группа Бежала девочка с мячом, бросала его вверх, а он – бух! – прямо на деревце и сломал верхушку. “Вот плохо, – огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!” • Иллюстрирование • Чтение по ролям 3 группа Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно затрещало. • Иллюстрирование • Выразительное чтение отрывка 4 группа Шел мальчик с новым ножиком. “Вот, – думает, – сейчас испробую, какой он”. Отрезал веточку. Хороший, острый ножик. • Иллюстрирование • Пересказ 9. Афиширование. • Каждая группа учащихся выходит к доске, показывает свою иллюстрацию и выполняет задание. – Какай вред был нанесен деревцу? (Повторное обращение к иллюстрациям и частям текста.) – Выразите свои чувства цветом. • У каждого ученика набор цветных квадратов (красный, синий, черный, желтый, коричневый, …) – Какой цвет каждый из вас выбрал и почему? • Каждый ученик выходит к доске и приклеивает цветной квадрат на общий лист. 10. Работа с текстом (продолжение). – Что было дальше? • Предположения учащихся. • На доске учитель открывает запись: Деревце и засохло. • Чтение хором. • На доске учитель прикрепляет рисунок засохшего дерева. – Как вы считаете, закончился ли на этом рассказ? • Ответы учащихся. – Как могла закончиться эта история с деревцем? Придумайте конец этого рассказа. Напишите. • Самостоятельная работа учащихся в тетради (5 минут). • Афиширование написанного. • Чтение последней части рассказа. Пришли ребята, которые посадили его. “Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая”. А ты как думаешь? • Ответы учащихся на вопрос автора. Вам понятны речи ручейка и речки? Вам понятно до конца, что сказали деревца? Нет, не затрещали – что-то закричали. Нет, не заскрипели – что-то прохрипели. Это, вероятно, было непонятно. Тот, кто их ломал, тот не понимал. в) Работа с текстом после чтения. • Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”). • Работа над пословицей. – Вспомните, кто посадил деревце? (Дети.) – Для чего дети посадили деревце? (Плоды, тень, кислород, красота, …) – Прочитайте пословицу. Кто деревце не сбережет, леса не увидит. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Может ли она подойти к нашему рассказу? Почему? – Какая связь между одним деревцем и целым лесом? – Какую роль играет дерево в природе? г) Вопрос к тексту. – Как вы думаете, зачем А.Кузнецов рассказал эту историю? (Нужно беречь природу.) – Что вы почувствовали/услышали/вспомнили читая это произведение? Почему? 11. Самоконструкция (создание плакатов, знаков). • Ученик читает отрывок из стихотворения (наизусть): Дереву трудно Обороняться: Оно ведь не конь, Не умеет лягаться, – Дерево молча Сгорает костром, Корчится молча Под топором … (М.Алимбаев. Кто, если не ты?) – Вам необходимо самостоятельно выработать правила поведения на природе для того, чтобы не причинить вреда природе. • Учащиеся под песню И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери” рисуют свои плакаты, знаки. • Афиширование выполненных работ. – Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у вас только на бумаге. А вы будете придерживаться их на деле. Надеюсь, что так и будет! 12. Рефлексия. – В народе говорят, что каждый человек за свою жизнь должен посадить хоть одно дерево. Давайте и мы, пусть пока на бумаге, вырастим свое дерево. А каким оно будет – зависит только от вас. • У каждого учащегося на парте рисунок дерева, которое нужно разукрасить. – Посмотрите, что у нас получилось? (Лес.) – Вам нравится наш лес? Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь мелькает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг! – От кого зависит, будет ли жизнь прекрасна вокруг нас? – Пусть каждого из нас окружают только живые деревья, а не засохшие и мертвые! Ведь мир без природы, без пения птиц, без запаха цветов, без зверушек с их мягкой шерстью – беден и страшен. 13. Домашнее заданиеТема: А. Кузнецов «Деревце» Цель: познакомить с произведением А.Кузнецова “Деревце”. Задачи: • формирование способности чувствовать и понимать литературное произведение; • развитие умения размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы; • развитие способности анализировать свои чувства и мысли; поступки и действия людей; • развитие у учащихся навыков коллективной и групповой деятельности, умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь; • раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся; • углубление знания о том, что человек – часть природы; • воспитание бережного отношения к окружающему миру, умение ценить красоту природы, понимать ее, заботиться о ней; • привитие учащимся понимания, что они ответственны за все живое, что есть на Земле. Тип урока: педмастерская. Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая. Оборудование: • загадки; • модель дерева, состоящая из отдельных частей, соответствующих количеству загадок; • полоски красного цвета для SMS-сообщений; • 4 листа (формат А-3) для работы в группах; • рисунки-заготовки: мальчик, девочка, коза, велосипед; • карточки с текстами; • карточки с заданиями для групповой работы; • набор цветных квадратов для каждого ученика; • заготовки запрещающих знаков (4 штуки); • краски, фломастеры, карандаши, ручки; • тетради по литературному чтению; • деревца для рефлексии; • ЭнтонХугес “Уединение в горах” (фоновая музыка); • песняИ.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери”. 1. Вступительное слово учителя. – Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает? – Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания. – Надеюсь, работать нам будет интересно. Каждый узнает для себя что-то новое, полезное. Вы готовы? 2. Индуктор. • На фоне музыки (ЭнтонХугес “Уединение в горах”) учитель читает загадки о лесе, деревьях, листьях. Каждая отгадка – часть дерева, которое появится на доске (количество загадок соответствует количеству частей, из которого состоит дерево). Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лес.) Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес.) Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лес.) С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Листья.) Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес.) Осенью кружатся, на землю ложатся, С земли не встают, тут и гниют. (Листья.) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.) Стоит Аленка, платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.) – Посмотрите на доску. Что же у нас получилось? (Дерево.) – О чем мы сегодня будем говорить? Чему будет посвящена наша мастерская? 3. Самоконструкция. – Как вы думаете, легко ли вырастить дерево? (Ответы детей.) – Когда мы говорим “дерево”, каким оно нам представляется? (Зрелым, дающим плоды, большим…) – А каким слово мы назовем молодое дерево? (Деревце.) 4. Сообщение темы урока. Работа над текстом А.Кузнецова “Деревце”. – Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Кузнецова “Деревце”. • На доске появляется надпись: А.Кузнецов. Деревце. • Запись в тетрадях. а) Работа с текстом до чтения. • Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию – Как вы думаете, о чем мы можем узнать из прочитанного произведения? (…о том, как вырастить деревце,…) – Давайте прочитаем и проверим, совпадут ли наши предположения с прочитанным. б) Работа над текстом во время чтения. • Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. • Чтение 1 части. Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти. – Что мы узнали из прочитанного? – Кто посадил деревце и зачем? – Что могло произойти дальше? • Предположения учащихся. 5. Разрыв. • Чтение 2 части. Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. “Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут же успокоился. – А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много”. – Совпали наши предположения? – Какие чувства испытывал мальчик? Почему? • Ответы учащихся. – Одобряете ли вы поступок мальчика? 6. Самоконструкция. – Каждый из вас может обратиться к мальчику, написав ему SMS-сообщение (1 предложение), в котором выразите свое отношение к его поступку или дать совет. • Учащиеся пишут сообщения на полосках красного цвета. 7. Афиширование. • Учащиеся зачитывают свои сообщения и прикрепляют их на доску. – Какой же вывод можно сделать? (Нельзя живому делать больно.) – Какой еще вред можно нанести дереву? • Ответы учащихся. 8. Социализация. – Я предлагаю каждой группе прочитать продолжение рассказа и выполнить задания к прочитанному. У каждой группы будет свое задание. № группы Текст Задание 1 группа Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: “Что там одна веточка! У деревца их четыре”. • Иллюстрирование • Инсценирование прочитанного отрывка 2 группа Бежала девочка с мячом, бросала его вверх, а он – бух! – прямо на деревце и сломал верхушку. “Вот плохо, – огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!” • Иллюстрирование • Чтение по ролям 3 группа Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно затрещало. • Иллюстрирование • Выразительное чтение отрывка 4 группа Шел мальчик с новым ножиком. “Вот, – думает, – сейчас испробую, какой он”. Отрезал веточку. Хороший, острый ножик. • Иллюстрирование • Пересказ 9. Афиширование. • Каждая группа учащихся выходит к доске, показывает свою иллюстрацию и выполняет задание. – Какай вред был нанесен деревцу? (Повторное обращение к иллюстрациям и частям текста.) – Выразите свои чувства цветом. • У каждого ученика набор цветных квадратов (красный, синий, черный, желтый, коричневый, …) – Какой цвет каждый из вас выбрал и почему? • Каждый ученик выходит к доске и приклеивает цветной квадрат на общий лист. 10. Работа с текстом (продолжение). – Что было дальше? • Предположения учащихся. • На доске учитель открывает запись: Деревце и засохло. • Чтение хором. • На доске учитель прикрепляет рисунок засохшего дерева. – Как вы считаете, закончился ли на этом рассказ? • Ответы учащихся. – Как могла закончиться эта история с деревцем? Придумайте конец этого рассказа. Напишите. • Самостоятельная работа учащихся в тетради (5 минут). • Афиширование написанного. • Чтение последней части рассказа. Пришли ребята, которые посадили его. “Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая”. А ты как думаешь? • Ответы учащихся на вопрос автора. Вам понятны речи ручейка и речки? Вам понятно до конца, что сказали деревца? Нет, не затрещали – что-то закричали. Нет, не заскрипели – что-то прохрипели. Это, вероятно, было непонятно. Тот, кто их ломал, тот не понимал. в) Работа с текстом после чтения. • Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”). • Работа над пословицей. – Вспомните, кто посадил деревце? (Дети.) – Для чего дети посадили деревце? (Плоды, тень, кислород, красота, …) – Прочитайте пословицу. Кто деревце не сбережет, леса не увидит. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Может ли она подойти к нашему рассказу? Почему? – Какая связь между одним деревцем и целым лесом? – Какую роль играет дерево в природе? г) Вопрос к тексту. – Как вы думаете, зачем А.Кузнецов рассказал эту историю? (Нужно беречь природу.) – Что вы почувствовали/услышали/вспомнили читая это произведение? Почему? 11. Самоконструкция (создание плакатов, знаков). • Ученик читает отрывок из стихотворения (наизусть): Дереву трудно Обороняться: Оно ведь не конь, Не умеет лягаться, – Дерево молча Сгорает костром, Корчится молча Под топором … (М.Алимбаев. Кто, если не ты?) – Вам необходимо самостоятельно выработать правила поведения на природе для того, чтобы не причинить вреда природе. • Учащиеся под песню И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери” рисуют свои плакаты, знаки. • Афиширование выполненных работ. – Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у вас только на бумаге. А вы будете придерживаться их на деле. Надеюсь, что так и будет! 12. Рефлексия. – В народе говорят, что каждый человек за свою жизнь должен посадить хоть одно дерево. Давайте и мы, пусть пока на бумаге, вырастим свое дерево. А каким оно будет – зависит только от вас. • У каждого учащегося на парте рисунок дерева, которое нужно разукрасить. – Посмотрите, что у нас получилось? (Лес.) – Вам нравится наш лес? Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь мелькает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг! – От кого зависит, будет ли жизнь прекрасна вокруг нас? – Пусть каждого из нас окружают только живые деревья, а не засохшие и мертвые! Ведь мир без природы, без пения птиц, без запаха цветов, без зверушек с их мягкой шерстью – беден и страшен. 13. Домашнее задание
4 класс Тема А. Кузнецов Деревце.docx
Тема: А. Кузнецов «Деревце» Цель: познакомить с произведением А.Кузнецова “Деревце”. Задачи:   формирование способности чувствовать и понимать литературное произведение;        развитие умения размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы;  развитие способности анализировать свои чувства и мысли; поступки и действия людей; развитие у учащихся навыков коллективной и групповой деятельности, умение планировать и осуществлять  совместную деятельность, оказывать помощь; раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся; углубление знания о том, что человек – часть природы; воспитание бережного отношения к окружающему миру, умение ценить красоту природы, понимать ее,  заботиться о ней; привитие учащимся понимания, что они ответственны за все живое, что есть на Земле. Тип урока: педмастерская. Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая. Оборудование:                загадки; модель дерева, состоящая из отдельных частей, соответствующих количеству загадок; полоски красного цвета для SMS­сообщений; 4 листа (формат А­3) для работы в группах; рисунки­заготовки: мальчик, девочка, коза, велосипед; карточки с текстами; карточки с заданиями для групповой работы; набор цветных квадратов для каждого ученика; заготовки запрещающих знаков (4 штуки); краски, фломастеры, карандаши, ручки; тетради по литературному чтению; деревца для рефлексии; ЭнтонХугес “Уединение в горах” (фоновая музыка); песняИ.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери”. 1. Вступительное слово учителя. – Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в  ней работает? – Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.  – Надеюсь, работать нам будет интересно. Каждый узнает для себя что­то новое, полезное. Вы готовы? 2. Индуктор.  На фоне музыки (ЭнтонХугес “Уединение в горах”) учитель читает загадки о лесе, деревьях, листьях. Каждая  отгадка – часть дерева, которое появится на доске (количество загадок соответствует количеству частей, из  которого состоит дерево). Его весной и летом  Мы видели одетым, А осенью с бедняжки  Сорвали все рубашки. (Лес.) Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес.) Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лес.) С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Листья.) Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес.) Осенью кружатся, на землю ложатся, С земли не встают, тут и гниют. (Листья.) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.) Стоит Аленка, платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)  – Посмотрите на доску. Что же у нас получилось? (Дерево.) – О чем мы сегодня будем говорить? Чему будет посвящена наша мастерская? 3. Самоконструкция. – Как вы думаете, легко ли вырастить дерево? (Ответы детей.) – Когда мы говорим “дерево”, каким оно нам представляется? (Зрелым, дающим плоды, большим…) – А каким слово мы назовем молодое дерево? (Деревце.) 4. Сообщение темы урока. Работа над текстом А.Кузнецова “Деревце”. – Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Кузнецова “Деревце”.  На доске появляется надпись: А.Кузнецов. Деревце.  Запись в тетрадях. а) Работа с текстом до чтения.  Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать  содержание текста по заглавию – Как вы думаете, о чем мы можем узнать из прочитанного произведения? (…о том, как вырастить деревце,…) – Давайте прочитаем и проверим, совпадут ли наши предположения с прочитанным. б) Работа над текстом во время чтения.  Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.       Чтение 1 части. Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти. – Что мы узнали из прочитанного?  – Кто посадил деревце и зачем? – Что могло произойти дальше?  Предположения учащихся. 5. Разрыв.       Чтение 2 части. Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. “Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут  же успокоился. – А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много”. – Совпали наши предположения? – Какие чувства испытывал мальчик? Почему?  Ответы учащихся. – Одобряете ли вы поступок мальчика? 6. Самоконструкция. – Каждый из вас может обратиться к мальчику, написав ему SMS­сообщение (1 предложение), в котором выразите свое отношение к его поступку или дать совет.  Учащиеся пишут сообщения на полосках красного цвета. 7. Афиширование.  Учащиеся зачитывают свои сообщения и прикрепляют их на доску. – Какой же вывод можно сделать? (Нельзя живому делать больно.) – Какой еще вред можно нанести дереву?   Ответы учащихся. 8. Социализация. – Я предлагаю каждой группе прочитать продолжение рассказа и выполнить задания к прочитанному. У каждой группы будет свое задание. № группы Текст Задание 1 группа Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: “Что  там одна веточка! У деревца их четыре”.    Иллюстрирование   Инсценирование прочитанного  отрывка 2 группа Бежала девочка с мячом, бросала его вверх, а он – бух! –  прямо на деревце и сломал верхушку. “Вот плохо, – огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не  умрет и так. Новая верхушка вырастет!”  Иллюстрирование   Чтение по ролям 3 группа Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился  велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно  затрещало. 4 группа Шел мальчик с новым ножиком. “Вот, – думает, –  сейчас испробую, какой он”. Отрезал веточку. Хороший, острый ножик.  Иллюстрирование  Выразительное чтение отрывка  Иллюстрирование   Пересказ  9. Афиширование.  Каждая группа учащихся выходит к доске, показывает свою иллюстрацию и выполняет задание. – Какай вред был нанесен деревцу? (Повторное обращение к иллюстрациям и частям текста.) – Выразите свои чувства цветом.  У каждого ученика набор цветных квадратов (красный, синий, черный, желтый, коричневый, …) – Какой цвет каждый из вас выбрал и почему?  Каждый ученик выходит к доске и приклеивает цветной квадрат на общий лист. 10. Работа с текстом (продолжение). – Что было дальше?  Предположения учащихся.  На доске учитель открывает запись: Деревце и засохло.   Чтение хором.   На доске учитель прикрепляет рисунок засохшего дерева.  – Как вы считаете, закончился ли на этом рассказ?  Ответы учащихся. – Как могла закончиться эта история с деревцем? Придумайте конец этого рассказа. Напишите.  Самостоятельная работа учащихся в тетради (5 минут).  Афиширование написанного.       Чтение последней части рассказа. Пришли ребята, которые посадили его. “Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас  земля плохая”. А ты как думаешь?  Ответы учащихся на вопрос автора. Вам понятны речи ручейка и речки? Вам понятно до конца, что сказали деревца? Нет, не затрещали – что­то закричали. Нет, не заскрипели – что­то прохрипели. Это, вероятно, было непонятно. Тот, кто их ломал, тот не понимал. в) Работа с текстом после чтения.  Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между  строк”).  Работа над пословицей. – Вспомните, кто посадил деревце? (Дети.) – Для чего дети посадили деревце? (Плоды, тень, кислород, красота, …) – Прочитайте пословицу. Кто деревце не сбережет, леса не увидит. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Может ли она подойти к нашему рассказу? Почему? – Какая связь между одним деревцем и целым лесом? – Какую роль играет дерево в природе? г) Вопрос к тексту. – Как вы думаете, зачем А.Кузнецов рассказал эту историю? (Нужно беречь природу.) – Что вы почувствовали/услышали/вспомнили читая это произведение? Почему? 11. Самоконструкция (создание плакатов, знаков).  Ученик читает отрывок из стихотворения (наизусть): Дереву трудно  Обороняться: Оно ведь не конь, Не умеет лягаться, – Дерево молча Сгорает костром, Корчится молча Под топором … (М.Алимбаев. Кто, если не ты?) – Вам необходимо самостоятельно выработать правила поведения на природе для того, чтобы не причинить вреда  природе.  Учащиеся под песню И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери” рисуют свои плакаты, знаки.  Афиширование выполненных работ. – Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у  вас только на бумаге. А вы будете придерживаться их на деле. Надеюсь, что так и будет! 12. Рефлексия. – В народе говорят, что каждый человек за свою жизнь должен посадить хоть одно дерево. Давайте и мы, пусть пока на  бумаге, вырастим свое дерево. А каким оно будет – зависит только от вас.  У каждого учащегося на парте рисунок дерева, которое нужно разукрасить.  – Посмотрите, что у нас получилось? (Лес.) – Вам нравится наш лес? Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь мелькает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг! – От кого зависит, будет ли жизнь прекрасна вокруг нас? – Пусть каждого из нас окружают только живые деревья, а не засохшие и мертвые! Ведь мир без природы, без пения  птиц, без запаха цветов, без зверушек с их мягкой шерстью – беден и страшен. 13. Домашнее задание

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017