4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
30.01.2017
Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа
I
На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знат¬ный человек по имени Байборй. Несметны были его богатства, но не было у него самого главного - детей.
Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места.
После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс.
Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества гостей. Каждому го¬стю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и отары.
Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, по¬женить детей, когда они вырастут. Байборй с радостью со¬гласился.
Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком саксаула. Мать зна¬ла, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен был родиться.
И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе
коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту.
II
Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь пре¬образился, загорячился, затанцевал под седоком, готовый сей¬час же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, корот¬кая шерсть заблистала, переливаясь, словно соболиный мех.
Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его про¬звучал, словно чужой, когда он молил создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задер¬живаться. Привёл в порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от родного дома.
Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он рас¬пластался в вольном беге и полетел, словно птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесно¬му своду...
III
Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. На¬конец перед ним показался высокий курган. Поднялся Алпа¬мыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони.
Вдалеке шло несметное войско.
Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что-то твёрдое. Батыр гля¬нул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись:
«О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль- баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с
собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражес¬кой силе. Однажды ночью я убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской - Гульбаршин».
Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за Гульбаршин. Она ка¬залась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*.
Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз про¬верил оружие и помчался вниз по склону.
Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подо¬бралось и было готово к битве.
Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза - Старший, Средний, Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство.
Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться. Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн меж¬ду западом и востоком. Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опо¬ры переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв.
Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кли¬чем воинов Среднего жуза. На врагов мчался Алпамыс. Бай¬шубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана, и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой мол¬нии, и поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда.
И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны.
А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин. Сердце под¬сказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, при¬надлежит Алпамысу. Она залилась ярким румянцем и, вол¬нуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть.
________________________________________
1. Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет.
Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью которых описываются сила и храб¬рость Алпамыса.
2. Как ты понимаешь пословицу «Конь - крылья жигита»? Опи¬ши Байшубара и используй эту пословицу в своём описании. Вспом¬ни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В чём их отличие?
Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои сравнения, введи их в описание Байшубара:
Шерсть заблестела, словно...
Байшубар полетел, как...
3. Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою невесту, когда прочитал письмо? Почему?
4. Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнива¬ется войско жунгар перед началом боя? Почему?
5. Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя опорами очага?
6. Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения:
Батыр врезался в ряды врагов, словно...
Он был подобен...
Стальной меч мелькал в руке батыра, словно...
С каждым взмахом меча враги падали, будто...
Батыр сверкал, подобно...
Он поражал врагов, словно...
1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа
I
На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знат¬ный человек по имени Байборй. Несметны были его богатства, но не было у него самого главного - детей.
Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места.
После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс.
Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества гостей. Каждому го¬стю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и отары.
Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, по¬женить детей, когда они вырастут. Байборй с радостью со¬гласился.
Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком саксаула. Мать зна¬ла, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен был родиться.
И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе
коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту.
II
Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь пре¬образился, загорячился, затанцевал под седоком, готовый сей¬час же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, корот¬кая шерсть заблистала, переливаясь, словно соболиный мех.
Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его про¬звучал, словно чужой, когда он молил создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задер¬живаться. Привёл в порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от родного дома.
Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он рас¬пластался в вольном беге и полетел, словно птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесно¬му своду...
III
Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. На¬конец перед ним показался высокий курган. Поднялся Алпа¬мыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони.
Вдалеке шло несметное войско.
Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами что-то твёрдое. Батыр гля¬нул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись:
«О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль- баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с
собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражес¬кой силе. Однажды ночью я убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской - Гульбаршин».
Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за Гульбаршин. Она ка¬залась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*.
Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз про¬верил оружие и помчался вниз по склону.
Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подо¬бралось и было готово к битве.
Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза - Старший, Средний, Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство.
Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться. Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн меж¬ду западом и востоком. Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опо¬ры переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв.
Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кли¬чем воинов Среднего жуза. На врагов мчался Алпамыс. Бай¬шубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана, и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой мол¬нии, и поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда.
И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны.
А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин. Сердце под¬сказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, при¬надлежит Алпамысу. Она залилась ярким румянцем и, вол¬нуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть.
________________________________________
1. Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет.
Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью которых описываются сила и храб¬рость Алпамыса.
2. Как ты понимаешь пословицу «Конь - крылья жигита»? Опи¬ши Байшубара и используй эту пословицу в своём описании. Вспом¬ни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В чём их отличие?
Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои сравнения, введи их в описание Байшубара:
Шерсть заблестела, словно...
Байшубар полетел, как...
3. Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою невесту, когда прочитал письмо? Почему?
4. Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнива¬ется войско жунгар перед началом боя? Почему?
5. Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя опорами очага?
6. Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения:
Батыр врезался в ряды врагов, словно...
Он был подобен...
Стальной меч мелькал в руке батыра, словно...
С каждым взмахом меча враги падали, будто...
Батыр сверкал, подобно...
Он поражал врагов, словно...
1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.
4 класс тема Ш. Кумисбаев Три батыра.docx
Тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Цель: Познакомить учащихся с произведением, развивать технику чтения и пересказа
I
На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байборй. Несметны были
его богатства, но не было у него самого главного детей.
Наконец решили они с женой Аналык посетить святые места.
После этого путешествия у Аналык родился сын. Назвали мальчика Алпамыс.
Счастливый отец устроил невиданный той*. Бескрайняя равнина гудела от огромного количества
гостей. Каждому гостю Байборй дарил верблюда, коня или десяток баранов, но не уменьшались его табуны и
отары.
Одним из самых уважаемых гостей на тое был Сарыбай. У него тоже недавно родилась долгожданная
дочь, Гульбаршйн. И Сарыбай предложил своему другу Байборй породниться, поженить детей, когда они
вырастут. Байборй с радостью согласился.
Алпамыс рос сильным, ловким и смелым мальчиком. Люди сравнивали его с раскалённым угольком
саксаула. Мать знала, что сыну передались качества леопарда, мясо которого она ела, когда Алпамыс должен
был родиться.
И вот пришёл день, когда Алпамыс стал выбирать себе
коня, который, как говорят в народе, мог бы стать крыльями настоящему джигиту.
II
Стоило Алпамысу оседлать чубарого*, как конь преобразился, загорячился, затанцевал под седоком,
готовый сейчас же мчаться в путь. Хвост и грива его заструились, короткая шерсть заблистала, переливаясь,
словно соболиный мех.
Страшное волнение охватило Алпамыса, и голос его прозвучал, словно чужой, когда он молил
создателя послать ему удачу в первом своём походе в чужие края. Он не стал задерживаться. Привёл в
порядок свои доспехи, проверил оружие и, прижав коленом острую пику, направил коня в сторону от
родного дома.
Байшубар будто только и ждал этого мгновенья. Он распластался в вольном беге и полетел, словно
птица. И скоро стал казаться звездой, стремительно скользящей по небесному своду...
Прошло двенадцать дней, как Алпамыс сел на коня. Наконец перед ним показался высокий курган.
III
Поднялся Алпамыс на его вершину, и окрестность предстала перед ним, как на ладони.
Вдалеке шло несметное войско.
Алпамыс решил узнать, что это за войско. Он спрыгнул с коня и почувствовал под ногами чтото
твёрдое. Батыр глянул под ноги и увидел, что стоит на большом плоском камне. На поверхности камня были
выбиты слова. Алпамыс с удивлением увидел там своё имя и стал внимательно читать надпись:
«О, Алпамыс! Эти слова высечены твоей наречённой* Гуль баршин. Вот уже сорок дней, как в нашем
ауле хозяйничают жунгары*. Их батыр Караман пришёл свататься, но привёл с
собой огромное войско и держится очень высокомерно. Отец сказал, что никогда не отдаст Караману
единственную дочь. Но вряд ли отец сможет долго противостоять грозной вражеской силе. Однажды ночью я
убежала из аула, чтобы оставить здесь эту надпись. Я думала, что если ты станешь искать свою невесту, то
поднимешься на курган и прочитаешь послание, оставленное для тебя. Ожидаю тебя с тоской Гульбаршин».
Алпамыс трижды перечитал письмо, запомнил каждое слово. Сердце его наполнилось болью за
Гульбаршин. Она казалась Алпамысу жаворонком, попавшим в силки*.
Нетерпение охватило Алпамыса. Он в последний раз проверил оружие и помчался вниз по склону.
Грозный клич, похожий на громовые раскаты, заставил вздрогнуть жунгар. Подобно тому, как
мгновенно собирается в тугой клубок змея, точно так же их огромное войско подобралось и было готово к
битве. Казахи издревле заселяли бескрайние степи. Жили они, разделившись на три жуза Старший, Средний,
Младший. Каждый из них сам по себе представлял целое государство.
Но страна сложилась такой не потому, что степной народ жил в раздорах и не мог сплотиться.
Наоборот. Дело в том, что огромная территория оказалась полем боя для войн между западом и востоком.
Защитить родную землю можно было, только разделившись на три жуза. Они напоминали три опоры
переносного очага, показывая сплочённость народа в дни битв.
Грозный боевой клич, раздавшийся, словно гром, был кличем воинов Среднего жуза. На врагов мчался
Алпамыс. Байшубар летел, грызя удила*. Батыр врезался в ряды врагов, словно волк в стаю овец. Он был
подобен огненному вихрю. Стальной меч с золотой рукоятью мелькал в его руке, словно белое брюхо сазана,
и с каждым взмахом меча враги падали, будто тростник под косой. Батыр сверкал, подобно белой молнии, и
поражал врагов, словно чёрная чума. Стрелы жунгар не причиняли батыру никакого вреда.
И тогда враги испугались. Огромное войско стало таять на глазах и рассыпалось во все стороны.
А в ауле Сарыбая царило радостное оживление. Боевой клич первой услышала красавица Гульбаршин.
Сердце подсказало ей, что голос, прокричавший боевой клич, принадлежит Алпамысу. Она залилась ярким
румянцем и, волнуясь, поспешила к родителям сообщить радостную весть.
1. Каким ты представляешь Алпамыса? Нарисуй его словесный портрет.
Каких русских былинных героев напомнил тебе Алпамыс? Найди в тексте гиперболы, с помощью
которых описываются сила и храбрость Алпамыса.
2. Как ты понимаешь пословицу «Конь крылья жигита»? Опиши Байшубара и используй эту
пословицу в своём описании. Вспомни описание коня богатырей в русских былинах. Что общего? В
чём их отличие?
Вдумайся в смысл выражения «хвост и грива коня заструились», объясни его значение. Подбери свои
сравнения, введи их в описание Байшубара:
Шерсть заблестела, словно...
Байшубар полетел, как...
3. Какое письмо и на чём написала своему жениху Гульбаршин? С кем сравнил Алпамыс свою
невесту, когда прочитал письмо? Почему?
4. Почему Алпамыс начал битву с жунгарами? С кем сравнивается войско жунгар перед началом
боя? Почему?
5. Как в эпосе объясняется происхождение трёх жузов? Почему три жуза сравниваются с тремя
опорами очага?
6. Прочитай описание боя Алпамыса с жунгарами. Используй в своём рассказе сравнения:
Батыр врезался в ряды врагов, словно...
Он был подобен...
Стальной меч мелькал в руке батыра, словно...
С каждым взмахом меча враги падали, будто...
Батыр сверкал, подобно...
Он поражал врагов, словно...
1. Озаглавь каждую часть текста. Перескажи текст по частям.
4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
4 класс внеклассное чтение, тема: Ш. Кумисбаев «Три батыра»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.