Урок внеклассного чтения
Учитель: Чекунаева Е.Г.
Тема: "Что за прелесть эти сказки"
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества;
формировать доброе взаимоотношение с товарищами;
способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
развивать желание, читать сказки и поднимать свои знания о сказках;
развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Тип урока: Урок-путешествие.
Оборудование:
Сказочный паровозик, билеты, кроссворд, «Ящик-загадка» со сказочными вещами, карточки для составления ассоциативного куста, музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Ход урока
I. Организация класса
Нам сегодня поможет девиз:
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться,
а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
ІІ Мотивация учебной деятельности, определение темы урока.
-Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока, тема которого «Что за прелесть эти сказки».
III. Работа по теме урока
1.Вступительное слово учителя
-Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Не случайно знаменитый русский поэт А. С. Пушкин очень любил и ценил их, он писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
-А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
-Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
2. Релаксация
Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся
все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу
открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и
Волшебства! (Звучит музыка)
--Итак, отправляемся в путешествие…
- Мы сегодня путешествуем на паровозике из Ромашково.
Наш маршрут - в СКАЗКУ! Каждый из вас должен назвать одного сказочного героя. Тот, кто назовет героя, получит билет на паровозик.
Вы все получили билет, приглашаю вас занять места в нашем паровозике.
3.Станция «Музыкальная».
- Начинаем наше путешествие со станции «Музыкальная».
(Дети, взявшись за руки, с песней «Мы едем-едем-едем...» слова: Сергея Михалкова делают по классу круг и садятся на свои места.)
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
4. Станция «Сказочная викторина».
- Ребята, мы прибыли на станцию «Сказочная викторина».
Перед нами задание, давайте постараемся с ним справиться.
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках?
(Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
(«Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой?
(Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
-Молодцы, справились с заданием. Можно ехать дальше.( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)
5.Станция «Отгадай-ка»
Игра «Ящик-загадка»
- Кому принадлежат эти волшебные вещи?
-Как называется сказка?
1.Золотое яичко.
2.Хрустальная туфелька
3.Зеркальце
4.Цветик-семицветик
5.Золотой ключик.
6.Скорлупа грецкого ореха
7.Разбитое корыто
8.Красная шапочка
-Справились с заданием, молодцы!
Отправляемся дальше( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из
Ромашково».)
5. Станция «Отдыхай-ка»
Физкультминутка по сказке Колобок
Непоседа
– Колобок
Покатился во лесок.
Разве можно удержать
Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)
-Не видали сорванца? (нет)
Колобок не устает,
Быстро катится вперед. (вращение руками)
Впереди увидел лес,
Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)
Слева- пробежал мышонок,
Справа- квакнул лягушонок.
Сороки трещат без умолку,
Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)
Долго глядя на чистое небо,
Утомился шарик из хлеба.
Он проделал нелегкий путь
И собрался передохнуть. (садятся на места)
ІV Закрепление материала
Можно ехать дальше.( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)
Станция «Кроссвордная»
1.Кроссворд по русским народным сказкам
1. Гуси – … (лебеди)
2. Василиса – … (Прекрасная)
3. Коза – … (Дереза)
4. Кот, Петух и … (Лиса)
5. Сестрица Алёнушка и братец – … (Иванушка)
(Проверка кроссворда)
-Молодцы! Двигаемся дальше. ( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)
2. Станция «Интервью»
В сказках всегда добро побеждает зло.
-Какое бывает Добро? Какое оно на ощупь?
-Легко или трудно быть добрым?
-Что значит «Добрый человек», «Добрый поступок», «Добрые дела»?
В сказках существуют добрые и отрицательные персонажи.
-Назовите их.
-Какими голосами бы вы наделили добрых героев? А злых?
3.Составление ассоциативного куста
Слова для справок:
спокойный резкий
светлый темный
высокий низкий
нежный грубый
Вывод: Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть Добро на веки побеждает
зло.
V. Итог урока
- Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы настоящие друзья, никого не бросаете в беде, знаете и любите сказки. Но на свете очень много сказок, которые вами не прочитаны. Вас еще ждут интересные и неожиданные встречи с героями новых сказок
-Кому из вас понравилось наше путешествие?
-Кто хотел бы его продолжить?
-Какое настроение у вас осталось после встречи со сказками?
VI. Рефлексия
-А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки,
Раз, два, три, четыре, пять –
В класс вернемся мы опять.
Ресурсы интернета
1.https://infourok.ru/klassniy-chas-zagadochniy-mir-russkih-narodnih-skazok-634741.html
2.https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka_uroka_quotchto_za_prelest_eti_skazkiquot-50139.htm
3.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/putieshiestviie-po-stantsiiam-v-ghostiakh-u-skazki
Тема: «Сказочные герои»
Цели:
Образовательные: пробудить интерес детей к сказочным героям, родным сказкам, природе и зверям, которые показаны на картинках, обобщить и систематизировать знания о сказочных героях; учить детей формулировать простые вопросы к тексту или иллюстрации с помощью учителя;
Развивающие: развивать навыки всех видов речевой деятельности; творческие способности, включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность (освоение разных форм драматизации); научить детей силуэтному рисованию животных; совершенствовать навыки построения композиции; развивать творчество и фантазию детей;
Воспитательные: воспитывать интерес детей к литературному чтению и обогащать их читательский опыт, воспитывать нравственные черты характера, чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.
Тип урока: бинарный урок по литературному чтению и ИЗО
Оборудование: выставка книг с любимыми сказками ,
выставка детских «сказочных» рисунков, выставка сказочных героев, листы А4,
цветные карандаши.
Ход урока:
І. Организация класса
Настрой на работу
Стали ровно, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
-Давайте улыбнемся друг другу, ведь наша улыбка делает нас не только добрее, но и настраивает на хорошую творческую работу, и сохраним хорошее настроение до конца урока.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
1.Технология «Микрофон»
- Ребята, вы любите сказки?
- Кто из вас любит слушать сказки?
-Кто их вам читает?
- Какая сказка для вас является любимой? Почему?
- Какие сказки вы знаете, назовите их.
- Сегодня мы поговорим о сказочных героях.
ІІІ. Работа по теме урока
1.Игра «Узнай сказку по картинке»
Детям предлагается по иллюстрации назвать сказку.
2.Назвать героев сказок
И вот сегодня мы с вами повторим, вспомним и попробуем создать этих героев.
1). Сказка "Репка".
Беседа с детьми:
- Герои тянули репку, вытащить не могли. Можно сказать, что репка
упрямилась?
- Можно ли сказать, что герои столкнулись с проблемой?
- Какая это проблема? Добились ли герои успеха?
- Как это произошло?
- А давайте подумаем, всем ли героям сказки хотелось тянуть репку?
- Кто ест репу (дед, баба, внучка), а почему собака, кошка и даже мышка пришли на помощь, ведь они репу не едят - (подвести к понятию "бескорыстная помощь близким")
- Чему учит сказка?
2). Сказка "Колобок".
Беседа с детьми:
- Как вы думаете, а почему Колобок убежал от дедушки и бабушки?
- Почему лисе удалось съесть колобка?
-Что бы вы ему посоветовали, чтобы этого не случилось?
- Чему учит сказка?
3). Сказка "Теремок".
Беседа с детьми:
- С какой проблемой встретились герои этой сказки?
- Как они решили эту проблему?
- Чему учит сказка?
3. Беседа учителя
Известный педагог Амонашвили сказал, что «… радость можно пережить тогда, когда видишь, что доставил радость другому человеку».
- А вы любите доставлять радость?
4. Работа в группах
- Я думаю вам не терпится узнать героев из каких сказок вы будете рисовать. Для этого вы сейчас возьмите конверт, достаньте содержимое и вы узнаете свою сказку. У каждой группы будет своя сказка.
5.Распределение обязанностей
- Вы должны будете распределить - кто какого героя рисует.
-Какие сказочные герои вам близки?
-Теперь вы знаете героев из какой сказки вы рисуете.
- Начинайте работать, желаю удачи!
"С хорошим настроением принимайся за работу!"
- Сегодня вы будете настоящими творцами, мастерами. А любой мастер, прежде чем сделать свою работу пытается понять и осмыслить её.
Дети выполняют задания и выясняют героев из каких сказок они будут рисовать.
6.Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
ІV. Практическая часть
1. 1 ряд – рисует сказку «Колобок»
Для начала, вспомним, какие персонажи в сказке «Колобок» - это дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь и лиса.
2. 2 ряд – рисует сказку «Теремок»
Вспомним, какие персонажи в сказке «Теремок»
3. 3 ряд рисует сказку «Репка»
Вспомним, какие персонажи в сказке «Репка»
V. Закрепление материала
1.Презентация сказочных героев каждой группой.
Колобок
выпечен из теста, поэтому он румяный, круглый, красивый. На личике у колобка
рассыпаны веснушки, а маленький ротик так широко улыбается, что кажется как
оттуда вылетают смешинки. Голубые глазки смотрят открыто и доверчиво. А
маленький оранжевый носик делает колобка еще милее. Колобок непоседа по своей
натуре-поэтому он и ушел от бабушки и дедушки. Колобок видит мир в первый раз,
и воспринимает все очень доверчиво. Мне очень нравится этот герой русской сказки!!!
2.Когда
Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а
сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!»
Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему
свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная
песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок
поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся
осуществить свой план.
3. Сказка «Репка» о
дружной семейке учит взаимопомощи и взаимопониманию, которые
необходимы для эффективной работы. Только общий вклад в любое дело может
принести желаемые плоды.
Мышка,
именно ее силы для вытягивания репки из земли и не хватало. Мышка помогла всем
вместе вытянуть репку.
4.
Муха - сама построила терем и стала в ней жить. Она была доброй и щедрой,
поэтому разрешила в терем поселиться и другим сказочным героям.
VІ. Итог урока
- С какими сказками мы сегодня работали?
-Вы еще не раз встретитесь с героями сказок. Что бы вы хотели пожелать им?
VІІ. Рефлексия.
Продолжи предложение.
Сегодня на уроке я:
Смог…,
научился…,
могу похвалить себя…,
могу похвалить своего товарищ….
Ресурсы интернета
https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-vneklassnomu-chteniyu-russkie-narodnye-skazki.html
https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-vneurochnoy-deyatelnosti-geroi-russkih-skazok-958980.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2658624-kto-glavnye-geroi-skazki-repka-chto-napisat-v-chitatelskij-dnevnik.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.