Тема: "Что за прелесть эти сказки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Иконка файла материала Внеклассное чтение по сказкам 1 класс.docx

Урок внеклассного чтения

Учитель:  Чекунаева Е.Г.

Тема: "Что за прелесть эти сказки"

Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества;

формировать доброе взаимоотношение с товарищами;

способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

 развивать желание,  читать сказки и поднимать свои знания о сказках;

развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Тип урока: Урок-путешествие.

Оборудование:

 Сказочный паровозик, билеты, кроссворд, «Ящик-загадка» со сказочными вещами, карточки для  составления ассоциативного куста,  музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

 

Ход урока

I. Организация класса

Нам сегодня поможет девиз:

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться,

а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 ІІ Мотивация учебной деятельности, определение темы урока.

-Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока, тема которого «Что за прелесть эти сказки».

III. Работа по теме урока

1.Вступительное слово учителя

-Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Не случайно знаменитый русский поэт А. С. Пушкин очень любил и ценил их, он писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

-А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

-Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

2. Релаксация

http://gifr.ru/blogs/wp-content/uploads/2014/11/133.jpgПрежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства! (Звучит музыка)

--Итак, отправляемся в путешествие…

- Мы сегодня путешествуем на паровозике из Ромашково.

Наш маршрут - в СКАЗКУ! Каждый из вас должен назвать одного сказочного героя. Тот, кто назовет героя, получит билет на паровозик.

Вы все получили билет, приглашаю вас занять места в нашем паровозике.

3.Станция «Музыкальная».

- Начинаем наше путешествие со станции «Музыкальная».

(Дети, взявшись за руки, с песней «Мы едем-едем-едем...» слова: Сергея Михалкова делают по классу круг и садятся на свои места.)

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

4. Станция  «Сказочная викторина». 

- Ребята, мы прибыли на станцию  «Сказочная викторина». 

Перед нами задание, давайте постараемся с ним справиться.

1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? 

(Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)

2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

 («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)

3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой?

 (Лису)

4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое?

 («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)

5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)

6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)

-Молодцы, справились с заданием. Можно ехать дальше.( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)

http://im7-tub-ua.yandex.net/i?id=15199983-50-72&n=215.Станция «Отгадай-ка»

Игра «Ящик-загадка»

- Кому принадлежат эти волшебные вещи?

-Как называется сказка?

1.Золотое яичко.

2.Хрустальная туфелька

3.Зеркальце

4.Цветик-семицветик

5.Золотой ключик.

6.Скорлупа грецкого ореха

7.Разбитое корыто

8.Красная шапочка

http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=284582105-14-72&n=21-Справились с заданием, молодцы! Отправляемся дальше( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)

5. Станция «Отдыхай-ка»

Физкультминутка по сказке Колобок

Непоседа – Колобок
Покатился во лесок.
Разве можно удержать
Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)
-Не видали сорванца? (нет)
Колобок не устает,
Быстро катится вперед. (вращение руками)
Впереди увидел лес, 
Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)
Слева- пробежал мышонок,
Справа- квакнул лягушонок. 
Сороки трещат без умолку, 
Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)
Долго глядя на чистое небо, 
Утомился шарик из хлеба.
Он проделал нелегкий путь
И собрался передохнуть. (садятся на места)

ІV Закрепление материала

Можно ехать дальше.( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)

Станция «Кроссвордная»

1.Кроссворд по русским народным сказкам

http://festival.1september.ru/articles/519865/img4.gif

 

 

1. Гуси – … (лебеди)
2. Василиса – … (Прекрасная)
3. Коза – … (Дереза)
4. Кот, Петух и … (Лиса)
5. Сестрица Алёнушка и братец – … (Иванушка)

(Проверка кроссворда)

-Молодцы!   Двигаемся дальше. ( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)

2. Станция «Интервью»

В сказках всегда добро побеждает зло.

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=129664697-08-72&n=21-Какое бывает Добро? Какое оно на ощупь?

-Легко или трудно быть добрым?

-Что значит «Добрый человек», «Добрый поступок», «Добрые дела»?

В сказках существуют добрые и отрицательные персонажи.

-Назовите их.

-Какими голосами бы вы наделили добрых героев? А злых?

3.Составление ассоциативного куста

Овал: ДОБРО Овал: ЗЛО
 


Слова для справок:

спокойный резкий

светлый темный

высокий низкий

нежный грубый

Вывод: Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть Добро на веки побеждает

зло.

V. Итог урока

- Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы настоящие друзья, никого не бросаете в беде, знаете и любите сказки. Но на свете очень много сказок, которые вами не прочитаны. Вас еще ждут интересные и неожиданные встречи с героями новых сказок

-Кому из вас понравилось наше путешествие?

-Кто хотел бы его продолжить?

-Какое настроение у вас осталось после встречи со сказками?

http://liubavyshka.ru/_ph/17/1/28553468.jpgVI.  Рефлексия
-А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. 

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки,

Раз, два, три, четыре, пять –

В класс вернемся мы опять.

 

 

 

Ресурсы интернета

 

1.https://infourok.ru/klassniy-chas-zagadochniy-mir-russkih-narodnih-skazok-634741.html

2.https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka_uroka_quotchto_za_prelest_eti_skazkiquot-50139.htm

3.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/putieshiestviie-po-stantsiiam-v-ghostiakh-u-skazki

 

 

 

 

 

Тема: «Сказочные герои»

Цели:

Образовательные: пробудить интерес детей к сказочным героям, родным сказкам, природе и зверям, которые показаны на картинках, обобщить и систематизировать знания о сказочных героях; учить детей формулировать простые вопросы к тексту или иллюстрации с помощью учителя;

Развивающие: развивать навыки всех видов речевой деятельности; творческие способности, включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность (освоение разных форм драматизации); научить детей силуэтному рисованию животных; совершенствовать навыки построения композиции; развивать творчество и фантазию детей;

Воспитательные: воспитывать интерес детей к литературному чтению и обогащать их читательский опыт, воспитывать нравственные черты характера, чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.

Тип урока: бинарный урок по литературному чтению и ИЗО

 Оборудование: выставка книг с любимыми сказками , выставка детских «сказочных» рисунков, выставка сказочных героев, листы А4, цветные карандаши.

Ход урока:

І. Организация класса

Настрой на работу

Стали ровно, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

-Давайте улыбнемся друг другу, ведь наша улыбка делает нас не только добрее, но и настраивает на хорошую творческую работу, и сохраним хорошее настроение до конца урока.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

1.Технология «Микрофон»

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=129664697-08-72&n=21- Ребята, вы любите сказки?

- Кто из вас любит слушать сказки?

-Кто их вам читает?

- Какая сказка для вас является любимой? Почему?

- Какие сказки вы знаете, назовите их.

- Сегодня мы поговорим о сказочных героях.

ІІІ. Работа по теме урока

1.Игра «Узнай сказку по картинке»

Детям предлагается по иллюстрации назвать сказку.

http://www.skazkidetskie.ru/wp-content/uploads/2017/05/teremok.1.jpghttp://znayka.moy.su/rus_nar_skazki/repka-ris-1.jpghttps://erlangenwladimir.files.wordpress.com/2012/03/kolobok-2.jpg    

 

2.Назвать героев  сказок

 И вот сегодня мы с вами повторим, вспомним и попробуем создать этих героев.

1). Сказка "Репка".

Беседа с детьми:

- Герои тянули репку, вытащить не могли. Можно сказать, что репка

упрямилась?

- Можно ли сказать, что герои столкнулись с проблемой?

- Какая это проблема? Добились ли герои успеха?

- Как это произошло?

- А давайте подумаем, всем ли героям сказки хотелось тянуть репку?

- Кто ест репу (дед, баба, внучка), а почему собака, кошка и даже мышка пришли на помощь, ведь они репу не едят - (подвести к понятию "бескорыстная помощь близким")

- Чему учит сказка?

2). Сказка "Колобок".

Беседа с детьми:

- Как вы думаете, а почему Колобок убежал от дедушки и бабушки?

- Почему лисе удалось съесть колобка?

-Что бы вы ему посоветовали, чтобы этого не случилось?

- Чему учит сказка?

3). Сказка "Теремок".

Беседа с детьми:

- С какой проблемой встретились герои этой сказки?

- Как они решили эту проблему?

- Чему учит сказка?

3. Беседа учителя

Известный педагог Амонашвили сказал,  что «… радость можно пережить тогда, когда видишь, что доставил радость другому человеку».

- А вы любите доставлять радость?

4. Работа в группах

- Я думаю вам не терпится узнать героев из каких сказок вы будете рисовать. Для этого вы сейчас возьмите конверт, достаньте содержимое  и вы узнаете свою сказку. У каждой группы  будет своя сказка.

5.Распределение обязанностей

- Вы должны будете распределить - кто какого героя рисует.

-Какие сказочные герои вам близки?

-Теперь вы знаете героев из какой сказки вы рисуете.

- Начинайте работать, желаю удачи!

"С хорошим настроением принимайся за работу!"

- Сегодня вы будете настоящими творцами, мастерами. А любой мастер, прежде чем сделать свою работу пытается понять и осмыслить её.

Дети выполняют задания и выясняют героев из каких сказок они будут рисовать. 

6.Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

ІV. Практическая часть

текст при наведении1. 1 ряд – рисует сказку «Колобок»

Для начала, вспомним, какие персонажи в сказке «Колобок» - это дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь и лиса.

 

 

 

 

 

http://image-se.ru/images/1226286_narisovat-skazku-teremok.jpg

 

 

2. 2 ряд – рисует сказку «Теремок»

 

Вспомним, какие персонажи в сказке «Теремок»

 

 

 

3. 3 ряд рисует сказку «Репка»

Вспомним, какие персонажи в сказке «Репка»

https://www.coloring-book.biz/_ph/251/189197105.png

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление материала

1.Презентация сказочных героев каждой группой.

http://itd1.mycdn.me/image?id=836903237715&t=20&plc=WEB&tkn=*zD7rqFYTbtUpJTz37N5RfoM360cКолобок выпечен из теста, поэтому он румяный, круглый, красивый. На личике у колобка рассыпаны веснушки, а маленький ротик так широко улыбается, что кажется как оттуда вылетают смешинки. Голубые глазки смотрят открыто и доверчиво. А маленький оранжевый носик делает колобка еще милее. Колобок непоседа по своей натуре-поэтому он и ушел от бабушки и дедушки. Колобок видит мир в первый раз, и воспринимает все очень доверчиво. Мне очень нравится этот герой русской сказки!!!

https://images.spclub72.ru/files/2014/2014-06-04/9c01e44d7d/70a76efa9821296.jpg2.Когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план.

http://pictures.bookshop.ua/TitleBooks/bs0000376357.jpg3. Сказка «Репка» о дружной семейке учит взаимопомощи и взаимопониманию,  которые необходимы для эффективной работы. Только общий вклад в любое дело может принести желаемые плоды. Мышка, именно ее силы для вытягивания репки из земли и не хватало. Мышка помогла всем вместе вытянуть репку.

 

http://yavix.ru/i/e/7/d/2c2bb921be5e6e8ba91033a945004.jpg4.  Муха -  сама построила терем и стала в ней жить. Она была доброй и щедрой, поэтому разрешила в терем поселиться и другим сказочным героям.

 

 

 

 

VІ. Итог урока

- С какими сказками мы сегодня работали?

-Вы еще не раз встретитесь с героями сказок. Что бы вы хотели пожелать им?

 

VІІ. Рефлексия.

Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я:

 Смог…,

 научился…,

 могу похвалить себя…,

 могу похвалить своего товарищ….

 

 

Ресурсы интернета

 

https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-vneklassnomu-chteniyu-russkie-narodnye-skazki.html

https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-vneurochnoy-deyatelnosti-geroi-russkih-skazok-958980.html

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2658624-kto-glavnye-geroi-skazki-repka-chto-napisat-v-chitatelskij-dnevnik.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также