Конспект Литературный вечер "Осень в стихах и картинах. И.А. Бунин "Листопад"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Осень в стихах и картинах. И.А. Бунин "Листопад"
Иконка файла материала Литературный вечер Осень в стихах и картинах. И.А. Бунин Листопад.docx

Литературный вечер «Осень в творчестве русских поэтов; знакомство с творчеством И.А. Бунина.

Занятие нап­ра­влено на ра­зви­тие на­вы­ка вы­ра­зи­тель­но­го чте­ни­я; эмо­ци­о­наль­но­го и ду­хо­вно­го ми­ра уча­щи­хся; ин­те­ре­са к чте­нию и лю­бви к при­ро­де. Знакомство с биографией и творчеством И.А. Бунина.  На формирование функциональной грамотности.

 

Цель: дать учащимся представление о поэзии И.А. Бунина ознакомить со стихотворением «Листопад»; совершенствовать умение читать стихи выразительно, отражая чувства литературного героя; развивать умения находить средства художественной выразительности; помогающие увидеть картины, созданные автором; формировать умение анализировать художественный текст на основе ключевых слов; воспитывать интерес к поэзии.

·         Организационный момент.

I.

·        Разгадайте ребус. (Осень.)

 

Слайд1

·        Отгадайте загадку

Пусто в поле дождь идёт. Листья жёлтые летят.                                                                           Ветерок срывает листья. Падают, кружатся.                                                                                            С севера туман ползёт, и под ноги просто так                                                                              Тучи грозные нависли. Как ковёр ложатся!                                                                                          Птицы движутся на юг.                                                                                                     Что за жёлтый снегопад?                                                                                      Чуть крылом касаясь сосен. Это просто … (листопад)

·        Выполните тестовое задание.                         https://uchebnik.mos.ru/material/a77b2251-b655-4850-8b75-74374e257fb0

·        Определите, о чём пойдёт речь на уроке?

(На уроке мы будем говорить об осени, листопаде.)

 

II.

Посмотрите видеосюжет.

https://disk.yandex.ru/i/Hwqoc0hxCTxvWw

Ответьте на вопросы.

1. Что содержится в листьях? (Хлорофилл нужен, чтобы превращать энергию солнца в питательные вещества. Осенью становится холоднее и деревья готовятся к зимней спячке.)

2. Почему листья краснеют или желтеют? (Хлорофилл перестаёт образовываться, становятся видны другие вещества.)

3. Какие вещества становятся видны? (Керотин, антоциан и ксантофил.)

4. Почему деревья сбрасывают листья? (Деревьям трудно зимой восполнить влагу, они сбрасывают листву.)

 

III. Послушайте музыкальную композицию П.И. Чайковского «Осень».

https://disk.yandex.ru/d/9BAP6fdnXSxgHQ

— Какие чувства мелодия вызывает у вас? (Мелодия вызывает грусть, тоску.)

Рассмотрите изображения, прочитайте стихотворение на каждом из них.

— Подходит ли музыкальная композиция к происходящему действию на слайдах.

(На фотографии дети веселятся. Погода солнечная, настоящая золотая осень. Музыка не подходит.)

 

Слайд17

 

Слайд18

 

·         — А сейчас мы послушаем стихи разных поэтов и узнаем какая бывает ОСЕНЬ.                                                                                                                          Чтение произведений, подготовленных детьми дома.

1.     Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.                                                                                                                  А.С. Пушкин

 

2.     Ученик                                                                                                                     Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.                                                                                   А.С.  Пушкин

 

 

3.     https://uchebnik.mos.ru/material/951629cc-e199-4935-977b-d4cfc47bc80b

Сти­хот­во­ре­ние А.С. Пу­шки­на «О­сень». Чи­та­ет — уче­ни­ца 3 клас­са Алек­сандра Б.

4.     Ученик                                                                                                             Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
                                                                                                         И зреет в нем сила для новой весны.                                                                                                 А. Майков

 

5.     Ученик                                                                                                                         И осень уж давно, а дни ещё румяны,                                                                                                    Как раннею весной. Морозит по утрам                                                                                                И лёгкой дымкою молочные туманы                                                                                          Плывут по убранным полям;                                                                                                              Они задёрнули увядшие равнины                                                                                                            И матовую гладь безжизненных озёр                                                                                     Одни лишь озими оазамы в пустыне                                                                                        Блестят, как бархатный ковёр,                                                                                                               Да лес пурпуровой да жёлтою листвою                                                                          Расцвечанный, горит при солнечных лучах.                                                                                        Над ним грачи кричат с досадной суетою                                                                                               И ястреб реет в облаках.                                                                                                              А.М. Фёдоров

 

6.     Ученик                                                                                                 Моросит. Мы едем рощей;
Едем две и три версты.
Вкруг берез кустарник тощий
Сыплет желтые листы.
И летят они за нами,
И догнать коней хотят,
Но, бессильные, коврами
Устилают землю в ряд.                                                                                                        
Иван Лялечкин

 

 

7.     Ученик

Всю ночь осенний дождь шумел и бушевал                                                      Стучал мне в окна непрерывно,
И кто-то до зари в саду моем стонал,
Кого-то хоронил, кого-то призывал,
О чем-то плакал заунывно…                                                                           Казалось, что конца слезам и стонам нет,
Что горю ночи — нет исхода;
И плакала душа тем жалобам в ответ,
Пока не замерцал неверный, смутный свет
И успокоилась природа.                                                                                             Я вышел на крыльцо. Как сиротлив мой сад
При бледном трепете рассвета!..
Седые облака, грозя дождем, висят…
Поблекшие листы под ветром шелестят…
Кричит воронья стая где-то…                                                                                       Сергей Сафонов.

7.Ученик

Жалобно стонет ветер осенний,                                                                               Листья кружатся поблёкшие.                                                                            Сердце наполнилось чувством томления,                                                     Помнится счастье ушедшее.      

                                                                                                                                     8.Ученик

Багряным золотом на западе горя,
В поблекшей зелени огнем переливаясь,
Благословляет все осенняя заря…
Вокруг еще светло, но уж звезда, купаясь
В румяном зареве, затеплилась свечой.
Близка глухая ночь, забвенье и покой.
От поля сжатого, от скошенного луга
Пахнуло холодом. Недвижимый туман
Повис над озером. К теплу и ласке юга
Высоко журавлей пронесся караван.
На ветке близ меня раздался свист несмелый,
Вспорхнул зобатый дрозд; сорвался лист шурша;
И замер старый лес, как замок опустелый,
И грустью странною наполнилась душа…
Весна моей любви! Весна моих мечтаний!
Из пепла серого былых очарований
Зачем так ярко вы блеснули в этот час,
Что слезы хлынули из глаз,
И сердце горестно заныло от страданий.                                                            Багряным золотом на западе горя,
В поблекшей зелени огнем переливаясь,
Благословляет все осенняя заря…
Вокруг еще светло, но уж звезда, купаясь
В румяном зареве, затеплилась свечой.
Близка глухая ночь, забвенье и покой.
От поля сжатого, от скошенного луга
Пахнуло холодом. Недвижимый туман
Повис над озером. К теплу и ласке юга
Высоко журавлей пронесся караван.
На ветке близ меня раздался свист несмелый,
Вспорхнул зобатый дрозд; сорвался лист шурша;
И замер старый лес, как замок опустелый,
И грустью странною наполнилась душа…
Весна моей любви! Весна моих мечтаний!


9. Ученик                                                              
https://uchebnik.mos.ru/material/8f330246-1506-47d2-95f3-b96e56cabcbf?sharing_key=5e549c1d-9d72-44a2-8f6a-bd3076dd560a

— Какие чувства вызывают эти стихи?

— Какими словами мы охарактеризуем осень?

(Горечь разлуки, нежная любовь, суета и тревога, торжественный покой, тишина, царственное величие, чарующая красота, осенняя тоска)

– Сегодня мы познакомимся с произведением «Листопад» И.А. Бунина.

·          

Слова учителя

Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года, в родовитой, но обедневшей семье. Жил в имении своих родителей под Воронежем, в центральной России. Род Буниных — древнейший род, к которому принадлежал и поэт В.А. Жуковский. Детство поэта прошло в деревне. Много времени провёл на природе, так как детство прошло на хуторе Бутырки Орловской губернии. Слушая с родителями народные песни и предания, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Образование в основном получил домашнее под руководством старшего брата.

          Писать стихи Иван Бунин стал рано, семи — восьми лет, подражая А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову.

В 1887 году И.А. Бунин напечатал своё первое стихотворение.

Он много пережил в годы Гражданской войны. Эмигрировал. Жил в основном во Франции, в Париже. Основал там русский художественный журнал. Объединил русских писателей и поэтов. Сам писал повести, романы, рассказы, стихи на русском языке. В 1933 году И.А. Бунин стал лауреатом Нобелевской премии. Всегда был верен России.

Последние годы жизни писатель провёл за границей, но тонко чувствовал связь с Родиной, Россией. Он часто обращался к этой теме в своих произведениях. Он тосковал по родным полям, рощам, чудной природе русской и русским людям, с широкой душой, удалыми песнями.

В нашей стране И.А. Бунина помнят, в его честь открыты музеи в Воронеже, Ельце, Орле.



Слайд13Слайд14

Прочитайте информацию о писателе самостоятельно про себя.

В каком году И.А. Бунин стал лауреатом Нобелевской премии

— В каком словаре можно узнать значение слова? (в толковом словаре)

— Как называется рассказ о жизни человека? (биография)

— Какие словари бывают ещё? (орфографический, этимологический словарь, фразеологический, орфоэпический)

 

Посмотрите видеосюжет «Осень в произведениях русских художников».       https://disk.yandex.ru/i/oSs0b73KC2mUVg                                                                   — Какие краски использовали художники в своих произведениях?                  — Какое чувство вызывают у вас эти картины?                                                         — В каком жанре написаны картины?

 

Выполните интерактивное задание.

Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу слова. (Сентября, ветер, высоким, яркие, дней, деревенские, женщины, погреться, осени.)

https://uchebnik.mos.ru/material/c73bb4a0-cfd7-46b6-b3dc-9f39c0bf8ef2

 

Выполните комплекс гимнастических упражнений.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.            наклоны влево, вправо

Раз — наклон

И два — наклон,                           наклоны вниз перед собой

Зашумел листвою клён.

Ветер тихо клён качает                наклоны влево, вправо

И листочки обрывает.                  взмахи кистями рук вниз

Листья жёлтые летят,

В нашем классе листопад.

 

Посмотрите видеосюжет.

Послушайте фрагмент стихотворения И.А. Бунина.

https://disk.yandex.ru/i/SEZt1sI1KTujYQ

Представьте, что вы вместе с поэтом идёте по описанному им густому лесу.

Ответьте на вопросы.

1. Какие чувства вы испытаете во время листопада? (Чувство восторга от красоты осенней природы и в то же время грусти, что эта красота недолговечна.)

2. Какое настроение вызывает у поэта осень? (Ощущение красоты, торжественности, покоя и лёгкой грусти.)

3. Каким предстаёт лес в этом отрывке? (Лес предстаёт прекрасным, сказочным, словно терем.)

4. Почему слово «Осень» И.А. Бунин пишет с большой буквы? (Осень предстаёт живым человеком.)

5. Какие краски увидел поэт? (Лиловые, золотые, багряные.)

6. Что помог вам увидеть поэт в осенней природе? (Поэт помог увидеть красоту осеннего леса.)

7. Каким вы увидели лес?                                                                                            8. Что напомнил автору лес? (Терем.)

— Рассмотрите изображение осеннего леса.

 

Слайд3Слайд2

 

— Какая осень на изображениях? (золотая осень)

— Какие краски вы увидели? (Яркие, сочные. Цвета: зелёный, красный, жёлтый, багряный.)                                                                                                — Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?                                                                                                                           — Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины? (Особенно усиливает ощущение наступающей тишины образ шуршащего листика, ведь если слышно, как шуршит листик, значит вокруг стоит мёртвая тишина, нет никаких звуков в замершем лесу.)                                                          — Прочитайте ещё раз последние восемь строк стихотворения.                                Какие согласные звуки повторяются? (Повторяются шипящие звуки [ш], [ж], [ч].)                                                                                                                                   — Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? (О том, что красота осени недолговечна, можно догадаться по следующим строкам: сегодня на пустой поляне, сегодня целый день играет, сегодня так светло кругом. Слово «сегодня» повторяется три раза для того, чтобы подчеркнуть сиюминутность происходящего, ведь уже завтра будет всё по-другому, каждый осенний день приближает наступление холодов, мёртвого для природы сезона, периода.)                                                                                              — Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? (Бунин хотел сказать читателям, как переходящая красота природы, как недолговечны мгновения её жизни, каждый миг природных явлений уникален, неповторим и недолговечен.)

 

 

Послушайте фрагмент стихотворения И.А. Бунина.https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000355.1.2/articles/0.7.6.0/article/2.81

 

Давайте проведём словарную работу.

Определите лексическое значение слова.

Рассмотрите изображения.

Прочитайте значение слов.

Слайд8Слайд10

 

Слайд11Слайд12


ТЕРЕМ — высокий богатый дом в Древней Руси.

ЛИЛОВЫЙ — светло-фиолетовый цвет

Багряный — чистый, яркий алый цвет.

Лазурь — оттенок голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Заворожённый — от слова ворожить (колдовать)

 


Ответьте на вопросы.

1. Что такое терем? (Высокий дом в Древней Руси, красиво украшенный резьбой по дереву.)

2. Что значит багряный? (Багряный — алый, чистый, яркий красный цвет.)

3. Какой цвет обозначают словом лиловый? (Светло-фиолетовый, напоминающий цвета сирени или фиалки.)

4. Что такое лазурь? (Цвет неба в ясный день, оттенок голубого цвета.)

5. Что значит — заворожённый? (Околдован, от слова «заворожить» или «колдовать».)

 

Выполните тестовое задание.

https://uchebnik.mos.ru/material/e527fe43-55f7-4df8-b972-a2013789356c

Прочитайте стихотворение.

Подходят ли представленные изображения к строкам стихотворения?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.                                                                                                 Лес пахнет дубом и сосной,                                                                                    За лето высох он от солнца,                                                                                 И Осень тихою вдовой                                                                                            Вступает в пёстрый терем свой.                                                                               Сегодня на пустой поляне,                                                                                          Среди широкого двора,                                                                                      Воздушной паутины ткани                                                                                Блестят, как сеть из серебра. 

                                                                                                                                   Сегодня целый день играет                                                                                      В дворе последний мотылёк                                                                                            И, точно белый лепесток,                                                                                           На паутине замирает,                                                                                           Пригретый солнечным теплом;                                                                                 Сегодня так светло кругом,                                                                                           Такое мёртвое молчанье                                                                                               В лесу и в синей вышине                                                                                                   Что можно в этой тишине                                                                                 Расслышать листика шуршанье.

 

 

Выполните тестовое задание.

Восстановите текст стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».

https://uchebnik.mos.ru/material/cbf29bdf-1dca-451d-a87c-4dbbd069d5c2

 

 

2 урок

I.            Диалоговая доска

II.          https://disk.yandex.ru/d/awae9GKTYuYUrQ

Рассмотрите изображения и послушайте песню. О чём

 

Слайд4

эта песня? (О листопаде.)

 

1. Прочитайте фрагмент стихотворения И. Шаферана.

Листья жёлтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся.

Укажите синтаксическую роль слова шорохом. (Дополнение.)

2. Прочитайте фрагмент стихотворения И. Шаферана.

Листья жёлтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся

Укажите временную форму глаголов. (Форма настоящего времени.)

 

 

Рассмотрите изображения. К каким произведениям И.А. Бунина их можно отнести?

 

Бунин

II.

Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника «Листопад» в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук. Именно пейзажная лирика И.А. Бунина в большей степени характеризуется обилием цветовых эффектов, а также потрясающей наполненностью звуковыми эффектами. Верный традициям реалистического пейзажа XIX века, И.А. Бунин вместе с тем подчёркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности.

Стихи Бунина — это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация — печаль, грусть, однако эта печаль «светлая», очищающая. Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем «осинников поблёкший аромат», чувствуем «лугов прохладное дыханье», «благоуханье сада», «сена душистую истому»... Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, «сверкающих снежной белизной»... В мире его поэзии «соловьи всю ночь поют», «беспечно иволги болтают»... А ещё мы непременно услышим «гул молотилки на гумне», «стук валька и топора, шум мельницы»...

Счастье, по мнению Бунина, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь «счастье только знающим дано».

Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым.

Поэзия И. Бунина — «родник, живой и звонкий», «живая вода».

Выполните тестовое задание.

К какому жанру относится произведение И.А. Бунина «Листопад»? (стихотворение)

https://uchebnik.mos.ru/material/2032911f-6cfd-4dfb-ad39-bab85dbb460b

Слова учителя

В произведении И.А. Бунина «Листопад» несколько смысловых частей: красочное описание леса — расписного терема, в котором царствует осень; изображение мрачных пейзажей в том виде, в каком они предстают незадолго до наступления холодов; рассказ о том, как будет выглядеть природа зимой.

По жанровой принадлежности «Листопад» относится к пейзажной лирике. Главная тема — состояние природы в осеннюю пору. Поэт проводит параллели между состоянием растений и человеческой жизнью.

Размышления придают стихотворению философский подтекст, созвучный настрою поэта в ту пору, когда была создана миниатюра. И.А. Бунин очень точно показывает всё, что только может произойти с природой осенью. В качестве рассказчика в произведении присутствует лирический персонаж. Кроме него, есть ещё два главных героя: лес и осень.

 

Проводится работа по выразительному чтению стихотворения.

1. Стихотворение читает учитель.

2. Хоровое чтение.

3. Чтение про себя.

4. Чтение стихотворения двумя — тремя учениками. Слайд23 Слайд24

Слайд25Отв Слайд26етьте на вопросы.                                                                    1. Что такое терем? (Дом в Древней Руси.)                                 2. Что значит багряный? (Красный, яркий.)                                3. Какой цвет обозначают словом лиловый? (Лиловый цвет — это светло-фиолетовый цвет.)                                                    4. Что такое лазурь? (Лазурь — это нежно-голубой цвет.)                    5. Что значит — заворожённый? (Смотреть увлечённо, очарованно.)

Выполните тестовое задание. Как в Древней Руси назывался дом? (В Древней Руси дом называли теремом.)

 

 

 

Прочитайте определения.

 

 Слайд1

— Подумайте, чем являются прилагательные в стихотворении? (Эпитетами.)

Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Образное художественное определение, дающее дополнительную характеристику кому-либо или чему-либо.

Сравнение — прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим.

Метафора — это литературный приём, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Выпишите из текста стихотворения: эпитеты, сравнения, метафоры.

Проводится проверка задания.

Сравнения: терем расписной; ёлки сравнивают с вышками; просветы в небо, с окнами; поляну с широким двором; паутину с сетью из серебра; мотылька с белым лепестком.

Метафоры: пёстрый терем, берёзы жёлтою резьбой, блестят в лазури голубой, мёртвый сон.

Эпитеты: мёртвое молчание, лиловый лес, глубокий и немой покой.

Средства худ https://uchebnik.mos.ru/material/314f83d9-9f92-4dfd-a0a6-4be086090996

 

 

Прочитайте фрагмент стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток

На паутине замирает...

Подберите антонимы к слову замирает. (Оживает, возрождается.)

 

 

Про­вер­ка уме­ний по­дби­рать ан­то­ни­мы к сло­вам.

https://uchebnik.mos.ru/material/5b0bfd39-3e54-4ff8-9732-4f7657ae6766

 

Выполните вместе с Осенью комплекс упражнений.

0_b18dc_1833e232_orig

1. комплекс

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки с листочками за спиной.

1-2 руки через стороны вверх, подняться на носки.

3-4 вернуться в И. п.

5-6 повторов

Поднимаясь на носки, смотреть на листочки.

2. комплекс

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки с листочками в стороны.

1— поворот корпуса вправо.

2— вернуться в И. п.

То же влево.

3-4 повтора

Ноги на месте, руки прямые.

3. комплекс

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки с листочками опущены.

1-2 наклон вперед, руки с листочками вверх параллельно полу.

3-4 вернуться в И. п.

5-6 повторов

Голову не опускать; ноги в коленях не сгибать.

4. комплекс

И. п. — лёжа на спине, руки с листочками вверху.

1-2 поднять правую руку и левую ногу, коснуться листочком стопы.

3-4 вернуться в И. п.

То же другой рукой и ногой.

Падают листочки

5-6 повторов

Тянуть носочки.

 

лист 

Ответ: многозначное; листочек; листовой; зелёный; красивый; лист играет; кружится; листик как мотылёк.

Выполните интерактивное задание. Соотнесите дерево и его лист.                                                    https://uchebnik.mos.ru/material/3161e80e-0323-4cbd-a1a4-00f654e0e536

Будущий нобелевский лауреат начинает самостоятельную жизнь с работы в «Орловском вестнике». С этой газетой в дальнейшем Бунин свяжет массу приятных воспоминаний. Так, работая в «Вестнике», писатель часто совершал загородные вылазки, наблюдал за окружающим миром.

` На момент написания стихотворения автору исполнилось тридцать лет. Шёл август 1900-го года. Осенью этого же года литератор преобразовал своё творение в текст, озаглавленный «Осенней поэмой». Это произведение посвящалось Максиму Горькому. Бунинскую поэзию опубликовали в петербургской «Жизни». Более того, «Листопад» оказался настолько значимым для автора, что в следующем году (1901-м) входит сборник поэзий с аналогичным названием. Ещё через два года (в 1903-м) за этот сборник поэт получил Пушкинскую премию. Бунин признавал, что это стихотворение было дорого ему всю жизнь.

Главная тема произведения — описание осенних пейзажей.

Природа находится в центре множества произведений. Бунинская природа — это особенный литературный феномен. Начало поэзии — это светлая, тёплая, прекрасная пора.

Лес выглядит золотым, приветливым и чудесным. Автор мастерски изображает цикличность жизни. Лес меняется, как и человек: рождается, развивается, достигает зрелости и полноты жизни, стареет, умирает. Осень сменяется зимой, и природа уходит в сон.

Бунинский лес напоминает сказку — полную тайн, фантазий, чудес. Каждая строка этого произведения «кричит» о любви автора к родной земле. Бунин понимает природу, восхищается красотой пейзажей и великолепием ландшафтов. Для русского поэта не в новинку изображать природные красоты.

Простота и в то же время необъятность делает бунинскую поэзию необычной и запоминающейся. Бунин часто рисует смену времён года, мягко падающий снег, весенний дождь, осенний лес. Создаётся впечатление, что человеческие проблемы превращаются в нечто второстепенное, отступают перед величием пейзажа.

 

 

 

 

 

 

https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000355.1.2/articles/0.7.6.0/article/2.81

Ответьте на вопросы.





— Что напоминает бунинский лес? (Лес в стихотворениях И.А. Бунина напоминает сказку.)

— Сколько лет было автору, когда он написал стихотворение «Листопад»? (Автору было тридцать (30) лет.)

— Кому посвятил своё стихотворение И.А. Бунин? (И.А. Бунин посвятил стихотворение Максиму Горькому.)

 

 

 

Послушайте песню. Вы можете подвигаться под мелодию.

— Чем осень шуршит? (Листиком.)

— Чем осень кричит? (Ветерком.)

— Чем пахнет осень? (Спелым урожаем.)

 

Золотая Осень (мульт) https://disk.yandex.ru/d/5Z2U73WCu4DRBA


 

Скачано с www.znanio.ru