ГБОУ «Седовская школа
Новоазовского м.о.»
Урок-проект
«Город Букв»
Выполнили: обучающиеся 1 класса
ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.»
Руководитель:
Чекунаева Елена Григорьевна
учитель начальных классов
Тема: Урок-проект: «Создаём город букв»
Учебный предмет: литературное чтение
Тип проекта: познавательно-творческий
Время работы над проектом: январь 2025 – март 2025
Школа, класс: ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.»», 1 класс
Авторы проекта: ученики первого класса
Руководитель проекта: Чекунаева Елена Григорьевна, учитель начальных классов
По числу участников – коллективный.
Предполагаемый продукт проекта: «Город Букв»
Цель проекта:
развивать творческие способности обучающихся, пробудить
фантазию, привлечь родителей к совместной творческой деятельности.
Задачи проекта:
1.Изготовить макет буквы из любого материала
2. Подобрать информацию о букве: описание, стихи, сказки, загадки
3. Приготовить выступление для представления своего макета
Организация деятельности: индивидуальная и групповая
Оборудование урока: плакат «Город букв», выставка работ учащихся, плакаты о буквах , музыкальное сопровождение, видеоролик песни «Алфавит» (Р.Паулс, И.Резник)
Роль учителя:
· координировать весь процесс учебной творческой деятельности,
· помогать детям в поиске источников информации,
· самому быть источником информации,
· поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.
Актуальность работы
Проект направлен на формирование у ребят интереса к чтению, на осознанное усвоение алфавита. Он помогает больше узнать сведений о буквах, словах, о необходимости знания алфавита в жизни человека, позволяет расширить эти знания. Мы предположили, что если не будем знать алфавит, то в жизни могут возникнуть некоторые трудности. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.
Ожидаемые результаты для участников проекта
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями,
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост.
План работы над проектом.
Этап 1. Подготовительный. Подборка материала.
В ходе работы учащиеся сами выбрали буквы алфавита, с которыми они будут работать.
Подбор самого интересного, волшебного, удивительного о букве, которую выбрали:
-стихотворений, загадок, сказок;
- придумать характер своей букве, на что она похожа;
- из какого материала будет изготовлена буква.
Этап 2. Практическая реализация проекта.
Совместная деятельность учителя, детей и родителей:
Учащиеся вместе с родителями создают портрет своей буквы из материала, которого они выбрали: пенопласт, поролон, тесто, глина, ткань, мех, бумага, картон, дерево и т.д.;
Украшают букву, делают ее «праздничной».
Учитель выступал в роли консультанта и помощника.
Этап 3. Продукт проекта.
Создание «Города Букв». Проведение экскурсии по городу.
План рассказа:
1.Рассказать из какого материала выполнена буква, на кого похожа буква.
2.Опиши характер своей буквы.
3.Сделай своё предположение, почему буква попала в наш город,
похвали свою букву, почему она важна. (2-3 предложения)
Этап 4. Подведение итогов проекта.
КРИТЕРИИ УСПЕХА:
- достигнут конечный результат;
- была создана активная команда участников проекта;
- обучающиеся, родители и учитель получили удовольствие от своей деятельности.
План работы
І. Организационный момент
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас!
ІІ. Мотивация учебной деятельности
-О ком или о чём мы будем
сегодня говорить? Отгадайте загадку - и вы узнаете.
Прилетели галки в поле и уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу! (Буквы)
-О каких галках говорится в этом стихотворении? Почему галки уселись на снежном поле?
-Уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем проекте
« Город Букв»!
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1. Вступительное слово учителя
-Дорогие ребята! Каждый из вас провел большую подготовительную работу в нашем проекте. Совсем недавно вы попрощались со своей первой учебной книгой - Азбукой. И вот уже прошло знакомство с первым разделом « Литературного чтения», который назывался « Жили - были буквы». Итогом работы по этому разделу стало выполнение проекта « Город букв». Помогали вам в подготовке проекта родные. Буквы у всех получились разные, необычные. В работах были использованы пластилин, картон, цветная бумага, тесто, кофейные зерна, макароны, крупы, нитки. О своей букве вы учили стихи, сочиняли сказки.
Буквы получились живые, как маленькие сказочные человечки.
Дома и в классе вы собрали материал о буквах. Сколько же нового поучительного узнали. Ведь русский язык богат и мудр. А какой ребёнок не любит рисовать? Сколько же книг, сказок, раскрасок пересмотрели с родителями в поисках необходимых изображений. А потом находили нужную букву. А кто из вас знает, сколько букв в алфавите?
2. Сказка о буквах
Все 33 буквы жили в алфавите очень дружно и весело. Они никогда не ссорились, потому что у каждой была своя роль – обозначать гласные или согласные звуки – и у каждого была собственная квартирка. Как изначально расселились они в определенном порядке, так и жили: А – в квартире №1, Б – в квартире №2, В – в квартире №3 и так далее. И никто никогда не претендовал на чужое место.
Но самое интересное было в том, что все они обретали смысл только тогда, когда нарушался их строгий алфавитный порядок, то есть, когда буквы выбегали из тех квартирок, где они жили в алфавите, и выстраивались в слоги, а слоги соединялись в слова.
Буквы потому и любили поиграть в слова, что это давало им возможность совершать самые настоящие чудеса. Еще они очень любили заменять друг друга. И что интересно, достаточно было всего одной букве в слове поменяться местами с другой, как тут же все слово в целом чудесным образом превращалось в совершенно иное, изменив свой смысл до неузнаваемости. При этом не нужно было даже ни волшебной палочки, ни каких-либо сказочных заклинаний. Волшебства происходили просто от того, что буквы изменяли свое местоположение в словах. Это только в математике от того, что слагаемые меняются местами, сумма не изменяется, а в русском языке от перестановки букв местами слова полностью меняют свой смысл. Поэтому в каждом слове каждая буква должна стоять только на своем месте, иначе оно потеряет свой здравый смысл.
3.Песня – разминка «Алфавит» (Р.Паулс, И.Резник)
А! Алфавит пройдём мы вместе,
Б! Будем петь его как песню.
В! Весело его споём мы!
Г! Громче грома, громче грома!
Д! День сегодня музыкальный,
Е! Есть у нас талант вокальный,
Ж! Жить без знаний скучно было!
3! Знанья — это наша сила!
И! И тому пути открыты,
К! Кто подружит с алфавитом.
Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! Метель, метро, матрёшка.
Н! Небо, невод, нить, невеста,
О! Овод, облако, оркестр!
П! Попугай поёт по нотам.
Р! Рой пчелиный строит соты.
С! Стрекоза в саду стрекочет,
Т! Такса лапами топочет.
У! Утка слушает пластинки,
Ф! Фанту пробует фламинго!
X! Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! Царь зверей — его опора!
Ч! Чтим его, рычит он чисто!
Ш! Шесть заменит он солистов!
Щ! Щедрый мир нам дарит песня.
Э! Этот день собрал нас вместе:
Ю! Юмористов, оптимистов,
Я! Ясли-садовских артистов.
ІV Презентация проекта
Обучающиеся представляют свои буквы, заселяют их в Город Букв
V Закрепление полученных знаний
1.Это интересно
Памятники буквам
В Новосибирске –А, в Ульяновске – ё, в Вологде – О, в Перми – П, в Петербурге – Э.
2.Любопытно!
Оказывается, что А.С. Пушкин не любил букву ‘ф’,
поэтому, например, в «Сказке о царе Салтане» эта буква встречается лишь в слове
«флот». А в «Сказка о попе и о работнике его Балде» буква ‘ф’ у Пушкина
не встречается совсем!
Просмотрев любой словарь русского языка, вы отыщете в нем буквально десяток-другой слов с „ф“, которые встречаются только в русской речи. Причем, это будут слова «фыркнуть»,
«фукнуть», «фаля», «фуфаней» и «фигли-мигли».
VІ Итог урока
Песня
«Азбука»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Ученик
Буквы строго стали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все тридцать три.
Учитель:
-Дорогие мои, буквы! Объявляю вам благодарность за то, что вы научили читать ребят, за то, что помогали им становиться грамотными учениками, учили их быть настоящими друзьями.
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
VІІ Рефлексия
- Я узнал..
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я затруднялся….
- Мое настроение…
Ресурсы интернета
1. https://infourok.ru/foneticheskiy-utrennik-puteshestvie-v-stranu-alfavit-1406973.html
2. https://svoiskazki.ru/skazka-ob-alfavite/
3. http://www.maam.ru/detskijsad/urok-proekt-zhivaja-bukva-vesti-iz-1-b.html
4. http://открытыйурок.рф/статьи/665079/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.