5 класс Морфемика карточки

  • doc
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс Морфемика.doc

5 КЛАСС.                 МОРФЕМИКА.

 

 

РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО МОРФЕМАМ.

 


Пересмотреть

вслушаться

вскипеть

расценка

изобразить

оперение

операция

простенок

простенький

закончился

законный

надрезает

надёргать

разносится

разница

прозрачную

признаётся

отрясти

промолчал

вызывают

надкусывать

в кустарнике

собеседник

преподаватель

наконечник

вредность

умываться


 

 

Сделал макет корабля

учитель вошёл в класс

сговорились пойти

сбежались к зданию больницы

надписал тетрадь

переделал работу

сгребает снег с крыши

смахнул пыль

пожелал здоровья

ветер сбивает с ног

наклонился вперёд

перепрыгнул через канаву

здесь надо остановиться

подписал приказ

сдал работу

подкатил к выходу

посмотрел на вершину дуба

сделал крепость из снега

поздним вечером

пришкольный сад

лесная избушка

голубоватый туман

 

 

 

 

 

РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО МОРФЕМАМ.

 

1

2

3

удивительный цвет

полюбуюсь на закат

скрывается от врагов

лесные жители

у дуплистой ивы

закрыл дверь

снежная равнина

поёт жаворонок

отпечатки когтей

любил рисовать

в гнезде синицы

бьют крыльями

крепко жму руку

поздней осенью

зазеленеют рощи

пошёл бродить

погасил костёр

жужжат шмели

зелёными серёжками

цвет шерсти меняется

удаётся запрыгнуть

выскакивали из воды

ошибка в изложении

лиса встревожилась

развесил сушить

пахучий ландыш

поздно встаёт

 

 

 

1

2

3

свежая струя воды

утренней прохладой

с открытыми глазами

румянилась заря

звуки колокола

поставила вёдра

забелелось на востоке

выпорхнул из гнезда

светились огоньки

слабым светом

промчался табун

отсырела земля

высматривал вверху

с душистых цветов

вцепился в кустик

проворно встал

играл с котёнком

бросился бежать

кивнул головой

испугалась собак

высокий берег

всюду заискрилось

лучистыми алмазами

посмотрел на учителя

побежал прочь

хотели схватить

умел читать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс.

Лев Николаевич Толстой

 

Задание 1. Прочитайте вступительную статью о Л.Н. Толстом.

Впишите пропущенные слова и даты жизни.

 

    Лев Николаевич Толстой родился в ______ году в ______________ , близ

__________ . Отец его, _____________ Николай Ильич Толстой, умер, когда мальчику было неполных _____ лет. Мать скончалась, когда Толстому не исполнилось ещё и _______ лет. Учился Толстой в ___________ университете. В 1851 году Толстой уехал на ____________ , где участвовал в __________ действиях. На ___________ он написал повесть « ___________ »,

рассказ «_____________», начал писать повесть «__________________». Затем участвовал в __________ войне и в защите _________________. Толстой – национальная гордость русского народа.

 

 

Задание 2. Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Выберите пословицы и поговорки, которые подходят по смыслу к целому рассказу или отдельным его частям.

 

1.     Глупый осудит, а умный рассудит.

2.     Сам пропадай, а товарища выручай.

3.     Мир не без добрых людей.

4.     Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

5.     Бояться несчастья – и счастья не будет.

6.     Ученье и труд – всё перетрут.

7.     Добро не лихо – ходит тихо.

8.     Язык без костей – намелет на семь волостей.

9.     Друзья познаются в беде.

 

 

Задание 3. Найдите в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» сравнения, характеризующие главного героя, товарищей, горцев. Выпишите некоторые из них.

 

Сравнения: ________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

 

 

Задание 4. Прочитайте описание героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Напишите имя героя (имена указаны в справке).

 

1. Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.

    Имя героя _______________________________________________

 

2. Не велик ростом, а удал был.

    Имя героя _______________________________________________ 

 

3. С красной бородой, в бешмете в шёлковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, назад заломлена.

    Имя героя _________________________________________________   

 

4. Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся. 

    Имя героя _________________________________________________

 

5. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

    Имя героини _________________________________________________

 

6. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые, как пух; а лицо сморщённое и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка.

    Имя героя ________________________________________________

 

    Справка: Дина, Жилин, Костылин, Старик, рыжий татарин (Кази-Мугамед), чёрный татарин (Абдул-Мурат).

 

Задание 5. Напишите, какие черты характера свойственны главным героям рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

 

                    Жилин                                                         Костылин                    

_____________________________               _______________________________

_____________________________               _______________________________

 

Задание 6. Кто и почему помог Жилину освободиться из плена? Сформулируйте основную мысль (идею) рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Запишите её.

______________________________________________________________________________.

5 класс.  Буквы О-А в корнях

                                  -ЛАГ- -ЛОЖ-,-РАСТ- -РОС-.

1.Какую букву нужно вставить ?

Предл…жить

Предпол…жжение

Сл…гаемое

Пол…жение

Прил…гательное

Предл…гать

Р…стительность

Ср…щение

Подр…сла

Выр…сти

Зар…сли

 

2. Выпишите слова-исключения к правилу «Написание О-А в корне

–РАСТ-,  -РОС-».

Р…стут

Ср…слись

Р…стов

Выр…щенный

Обр…сли

Р…сточек

 

3. Выберите ряд слов, в корнях которых на месте пропуска пишется

  буква  О.

А. Прил…жить, р…сток, разр…статься.

Б. Предл…жение, выр…сли, изл…жить.

В. Выр…стать, отр…сль, прил…гательное.

Г. Р…стительный, Р…стов, р…стение.

 

4. Выберите предложения, в которых есть слово с орфограммой

«Буквы О-А в корне –ЛАГ- -ЛОЖ - ».

А. Я прилёг, приняв удобное положение.

Б. Выращенный мной цветок дал новый росток.

В. Под окном разрастается куст сирени.

Г. По утрам мама предлагает мне чашку чая.

 

5. Выберите предложения, в которых есть слово с орфограммой

«Буквы О-А в корне –РАСТ-, -РОС-».

А. Вишенка росла у самой калитки.

Б. Ученики выполнили синтаксический разбор  предложения.

В. Летом я с подругой собирала растения для гербария.

Г. На поляне разрослись растения с пышными белыми цветами.

5 класс.  Буквы О-А в корнях

                                  -ЛАГ- -ЛОЖ-,-РАСТ- -РОС-.

 

1.     Выберите предложение, в котором есть слово с орфограммой

«Буквы О-А в корне –ЛАГ- -ЛОЖ-».

А. На полянке росли стройные берёзки.

Б. Обычно в предложении прилагательное бывает определением.

В.Цветы, выращенные в комнатных условиях, прекрасно чувствовали себя и на воздухе.

Г. За последний  год яблонька заметно выросла.

 

2.      Выберите предложения, в которых есть слово с орфограммой

«Буквы О-А в корне –раст-  -рос-».

А. Многие деревья растут под деревьями.

Б. Я осторожно положила книгу на столик.

В. Как красива растительность нашей местности.

Г. Родители полагаются на нашу ответственность.

 

3. Выберите  предложение, в котором есть слово с чередованием гласных в корне.

А. Мохнатые сизые тучи низко несутся над морем.

Б. Из-за болезни папа отложил свою командировку.

В. Дремучий лес стоял спокойно и сумрачно.

Г. Весь запас продовольствия был рассчитан на три недели.

 

4.     Выберите предложение со словом-исключением к правилу

« Написание букв О-А в корне –РАСТ-   -РОС-».

А. Мама положила принесённые продукты в холодильник.

Б. Эта отрасль производства ещё не до конца изучена.

В. Вдоль берега тянулись заросли терновника.

Г. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс.   О-А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-

                                          - РАСТ-,  -РАЩ-, -РОС-

1.Выпишите  слова с чередующейся гласной в корне.

 Растение, подрастает, растяпа, растворить, роскошный, растаять, раствор, вырос, оросил.

 

2.Выпишите те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне слова.

 Простое предложение, поросло травой, горная растительность,

увядать без воды, сотрясать воздух, возлагать надежды, развеваться на ветру, расположиться у костра.

 

  1. Выпишите из текста слова, строение которых соответствует схемам:

                                            - прилагательное

                                            - существительное

                                      - глагол.

   Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь заросли кустов ещё виднелись лучи солнца.

 

5 класс.   О-А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-

                                          - РАСТ-,  -РАЩ-, -РОС-

1.Выпишите  слова с чередующейся гласной в корне.

 Растение, подрастает, растяпа, растворить, роскошный, растаять, раствор, вырос, оросил.

 

2.Выпишите те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне слова.

 Простое предложение, поросло травой, горная растительность,

увядать без воды, сотрясать воздух, возлагать надежды, развеваться на ветру, расположиться у костра.

 

  1. Выпишите из текста слова, строение которых соответствует схемам:

                                            - прилагательное

                                            - существительное

                                      - глагол.

   Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь заросли кустов ещё виднелись лучи солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               5 класс.

                                                                                              Правописание падежных окончаний

                                                                                              имён существительных.

 

                                                                                                           Объясните правописание

                                                                                                           окончаний существительных.

                                                                                                                                                                  Объяснение      Ответ

                                                                                                           Письмо от учительниц…

                                                                                                           Подплыть к суш…

                                                                                                           Ждать на остановк…

                                                                                                           Помнить о товарищ…

                                                                                                           Остался в дивизи…

                                                                                                           Равнодушие к роскош…

                                                                                                           Расположиться в долин…

                                                                                                           Стоять в очеред…

                                                                                                           На краю деревн…

                                                                                                           Ошибка в изложени…

                                                                                                           Записать в тетрад…

                                                                                                           Отдыхать в санатори…

                                                                                                           Прикрепить к нитк…

                                                                                                           На необитаемом остров…

                                                                                                           Выигрыш в лотерее…

                                                                                                           Спать в колыбел…

                                                                                                           Спать в колыбельк…

                                                                                                           В деревне у бабушк…