5 КЛАСС. МОРФЕМИКА.
РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО МОРФЕМАМ.
Пересмотреть
вслушаться
вскипеть
расценка
изобразить
оперение
операция
простенок
простенький
закончился
законный
надрезает
надёргать
разносится
разница
прозрачную
признаётся
отрясти
промолчал
вызывают
надкусывать
в кустарнике
собеседник
преподаватель
наконечник
вредность
умываться
Сделал макет корабля
учитель вошёл в класс
сговорились пойти
сбежались к зданию больницы
надписал тетрадь
переделал работу
сгребает снег с крыши
смахнул пыль
пожелал здоровья
ветер сбивает с ног
наклонился вперёд
перепрыгнул через канаву
здесь надо остановиться
подписал приказ
сдал работу
подкатил к выходу
посмотрел на вершину дуба
сделал крепость из снега
поздним вечером
пришкольный сад
лесная избушка
голубоватый туман
РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО МОРФЕМАМ.
1 |
2 |
3 |
удивительный цвет |
полюбуюсь на закат |
скрывается от врагов |
лесные жители |
у дуплистой ивы |
закрыл дверь |
снежная равнина |
поёт жаворонок |
отпечатки когтей |
любил рисовать |
в гнезде синицы |
бьют крыльями |
крепко жму руку |
поздней осенью |
зазеленеют рощи |
пошёл бродить |
погасил костёр |
жужжат шмели |
зелёными серёжками |
цвет шерсти меняется |
удаётся запрыгнуть |
выскакивали из воды |
ошибка в изложении |
лиса встревожилась |
развесил сушить |
пахучий ландыш |
поздно встаёт |
1 |
2 |
3 |
свежая струя воды |
утренней прохладой |
с открытыми глазами |
румянилась заря |
звуки колокола |
поставила вёдра |
забелелось на востоке |
выпорхнул из гнезда |
светились огоньки |
слабым светом |
промчался табун |
отсырела земля |
высматривал вверху |
с душистых цветов |
вцепился в кустик |
проворно встал |
играл с котёнком |
бросился бежать |
кивнул головой |
испугалась собак |
высокий берег |
всюду заискрилось |
лучистыми алмазами |
посмотрел на учителя |
побежал прочь |
хотели схватить |
умел читать |
5 класс.
Лев Николаевич Толстой
Задание 1. Прочитайте вступительную статью о Л.Н. Толстом.
Впишите пропущенные слова и даты жизни.
Лев Николаевич Толстой родился в ______ году в ______________ , близ
__________ . Отец его, _____________ Николай Ильич Толстой, умер, когда мальчику было неполных _____ лет. Мать скончалась, когда Толстому не исполнилось ещё и _______ лет. Учился Толстой в ___________ университете. В 1851 году Толстой уехал на ____________ , где участвовал в __________ действиях. На ___________ он написал повесть « ___________ »,
рассказ «_____________», начал писать повесть «__________________». Затем участвовал в __________ войне и в защите _________________. Толстой – национальная гордость русского народа.
Задание 2. Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Выберите пословицы и поговорки, которые подходят по смыслу к целому рассказу или отдельным его частям.
1. Глупый осудит, а умный рассудит.
2. Сам пропадай, а товарища выручай.
3. Мир не без добрых людей.
4. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
5. Бояться несчастья – и счастья не будет.
6. Ученье и труд – всё перетрут.
7. Добро не лихо – ходит тихо.
8. Язык без костей – намелет на семь волостей.
9. Друзья познаются в беде.
Задание 3. Найдите в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» сравнения, характеризующие главного героя, товарищей, горцев. Выпишите некоторые из них.
Сравнения: ________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте описание героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Напишите имя героя (имена указаны в справке).
1. Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.
Имя героя _______________________________________________
2. Не велик ростом, а удал был.
Имя героя _______________________________________________
3. С красной бородой, в бешмете в шёлковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, назад заломлена.
Имя героя _________________________________________________
4. Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся.
Имя героя _________________________________________________
5. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
Имя героини _________________________________________________
6. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые, как пух; а лицо сморщённое и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка.
Имя героя ________________________________________________
Справка: Дина, Жилин, Костылин, Старик, рыжий татарин (Кази-Мугамед), чёрный татарин (Абдул-Мурат).
Задание 5. Напишите, какие черты характера свойственны главным героям рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
Жилин Костылин
_____________________________ _______________________________
_____________________________ _______________________________
Задание 6. Кто и почему помог Жилину освободиться из плена? Сформулируйте основную мысль (идею) рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Запишите её.
______________________________________________________________________________.
5 класс. Буквы О-А в корнях
-ЛАГ- -ЛОЖ-,-РАСТ- -РОС-.
1.Какую букву нужно вставить ?
Предл…жить
Предпол…жжение
Сл…гаемое
Пол…жение
Прил…гательное
Предл…гать
Р…стительность
Ср…щение
Подр…сла
Выр…сти
Зар…сли
2. Выпишите слова-исключения к правилу «Написание О-А в корне
–РАСТ-, -РОС-».
Р…стут
Ср…слись
Р…стов
Выр…щенный
Обр…сли
Р…сточек
3. Выберите ряд слов, в корнях которых на месте пропуска пишется
буква О.
А. Прил…жить, р…сток, разр…статься.
Б. Предл…жение, выр…сли, изл…жить.
В. Выр…стать, отр…сль, прил…гательное.
Г. Р…стительный, Р…стов, р…стение.
4. Выберите предложения, в которых есть слово с орфограммой
«Буквы О-А в корне –ЛАГ- -ЛОЖ - ».
А. Я прилёг, приняв удобное положение.
Б. Выращенный мной цветок дал новый росток.
В. Под окном разрастается куст сирени.
Г. По утрам мама предлагает мне чашку чая.
5. Выберите предложения, в которых есть слово с орфограммой
«Буквы О-А в корне –РАСТ-, -РОС-».
А. Вишенка росла у самой калитки.
Б. Ученики выполнили синтаксический разбор предложения.
В. Летом я с подругой собирала растения для гербария.
Г. На поляне разрослись растения с пышными белыми цветами.
5 класс. Буквы О-А в корнях
-ЛАГ- -ЛОЖ-,-РАСТ- -РОС-.
1. Выберите предложение, в котором есть слово с орфограммой
«Буквы О-А в корне –ЛАГ- -ЛОЖ-».
А. На полянке росли стройные берёзки.
Б. Обычно в предложении прилагательное бывает определением.
В.Цветы, выращенные в комнатных условиях, прекрасно чувствовали себя и на воздухе.
Г. За последний год яблонька заметно выросла.
2. Выберите предложения, в которых есть слово с орфограммой
«Буквы О-А в корне –раст- -рос-».
А. Многие деревья растут под деревьями.
Б. Я осторожно положила книгу на столик.
В. Как красива растительность нашей местности.
Г. Родители полагаются на нашу ответственность.
3. Выберите предложение, в котором есть слово с чередованием гласных в корне.
А. Мохнатые сизые тучи низко несутся над морем.
Б. Из-за болезни папа отложил свою командировку.
В. Дремучий лес стоял спокойно и сумрачно.
Г. Весь запас продовольствия был рассчитан на три недели.
4. Выберите предложение со словом-исключением к правилу
« Написание букв О-А в корне –РАСТ- -РОС-».
А. Мама положила принесённые продукты в холодильник.
Б. Эта отрасль производства ещё не до конца изучена.
В. Вдоль берега тянулись заросли терновника.
Г. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
5 класс. О-А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-
- РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-
1.Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
Растение, подрастает, растяпа, растворить, роскошный, растаять, раствор, вырос, оросил.
2.Выпишите те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне слова.
Простое предложение, поросло травой, горная растительность,
увядать без воды, сотрясать воздух, возлагать надежды, развеваться на ветру, расположиться у костра.
- прилагательное
- существительное
- глагол.
Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь заросли кустов ещё виднелись лучи солнца.
5 класс. О-А в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-
- РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-
1.Выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
Растение, подрастает, растяпа, растворить, роскошный, растаять, раствор, вырос, оросил.
2.Выпишите те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне слова.
Простое предложение, поросло травой, горная растительность,
увядать без воды, сотрясать воздух, возлагать надежды, развеваться на ветру, расположиться у костра.
- прилагательное
- существительное
- глагол.
Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь заросли кустов ещё виднелись лучи солнца.
5 класс.
Правописание падежных окончаний
имён существительных.
Объясните правописание
окончаний существительных.
Объяснение Ответ
Письмо от учительниц…
Подплыть к суш…
Ждать на остановк…
Помнить о товарищ…
Остался в дивизи…
Равнодушие к роскош…
Расположиться в долин…
Стоять в очеред…
На краю деревн…
Ошибка в изложени…
Записать в тетрад…
Отдыхать в санатори…
Прикрепить к нитк…
На необитаемом остров…
Выигрыш в лотерее…
Спать в колыбел…
Спать в колыбельк…
В деревне у бабушк…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.