5 класс НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1000. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. ПОВТОРЕНИЕ

  • doc
  • 02.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 1000. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. ПОВТОРЕНИЕ.doc

Тема:  «Нумерация натуральных чисел в пределах 1000. Сравнение натуральных чисел».

Педагогические задачи:

образовательные: обобщить знания по теме «Нумерация чисел в пределах 1 000»; познакомить с приемами сравнения трехзначных чисел;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, речи, координации движений, ориентировки в пространстве;

воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения, учебного труда.

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Предметные: познакомятся с приемами сравнения трехзначных чисел; научатся применять полученные знания при сравнении  чисел.

Познавательные: получат возможность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: научатся строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Личностные: получат возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Оборудование: наглядный материал для устного счета; таблица разрядов.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Дидактическая игра «Сказочные цифры».

– Решите примеры устно.

6 + 9                         11 – 5

16 + 9                       21 – 5

26 + 9                       31 – 5

Ω6 + 9                    ψ1 – 5

– Что происходит с цифрой в разряде десятков? (Она увеличивается на один.)

– Как это влияет на ответ? (Ответ тоже увеличивается.)

– Какие цифры следует подставить вместо сказочных цифр? (3 и 4.)

2. Решение рифмованной задачи.

Учитель, зачитывая стихотворение, демонстрирует краткое условие задачи.

Вела полярная сова уроки в птичьей школе.

Учила мудрая сова считать, где птиц поболе:

– Справа ты видишь 4 гнезда,

В каждом гнезде по 4 птенца.

Слева гнезд – 8, а птичек – по 3,

Где ж птенцов больше? Скорее скажи.

– Каким арифметическим действием будем находить количество птенцов справа? слева? (Умножением.)

Решение:

1) 4 · 4 = 16 (пт.) – справа.

2) 3 · 8 = 24 (пт.) – слева.

Ответ: слева птенцов больше.

II. Актуализация чувственного опыта учащихся.

Как сравниваем числа между собой? (Целые числа сравнивают так: чем  больше  знаков  (цифр),  тем  больше  целое  число.  Если  число знаков  (цифр) одинаково, то сравнивают, начиная с большего разряда.)

8 … 8           76 … 67

64 … 4          38 … 38

24 … 42         7 … 17

– Сегодня на уроке познакомимся с приемами сравнения трехзначных чисел.

III. Изучение нового материала.

1. Упражнение на сравнение чисел.

– Сравните два числа: 124 и 125. (124 < 125.)

– Чем они отличаются? (Количеством единиц.)

– В чем их сходство? (Одинаково количество сотен и десятков.)

– На сколько первое число меньше второго? (На один.)

– На сколько второе число больше первого? (На один.)

2. Работа по таблице разрядов.

– Рассмотрите числа, записанные в разрядной сетке.

– Сравните их.

Сотни

Десятки

Единицы

 

3

6

2

3

6

– На сколько 36 меньше 236? (На 200.)

– На сколько 236 больше 36? (На 200.)

Сотни

Десятки

Единицы

 

2

5

1

2

5

– На сколько 25 меньше 125? (На 100.)

– На сколько 125 больше 25? (На 100.)

Сотни

Десятки

Единицы

2

7

5

3

7

5

– На сколько 275 меньше 375? (На 100.)

– На сколько 375 больше 275? (На 100.)

– Какой вывод можно сделать? (Числа в пределах 1 000 сравнивают так же, как и в пределах 100: чем больше знаков, тем больше целое число; если число знаков одинаково, то сравнивают, начиная с большего разряда.)

Физ минутка

IV. Коррекция и первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику: выполнение задания 51 (1, 2, 4 ст.) на с. 42.

– Сравните числа. Поставьте знаки «>», «<».

8 … 10                           39 … 51              520 … 52

64 … 4                           31 … 301             63 … 603

24 … 4                           86 … 68              78 … 78

124 … 421                  385 … 573            370 … 730

– Как сравниваем числа в пределах 1 000? (Числа в пределах 1 000 сравнивают так же, как и в пределах 100: чем больше знаков, тем больше целое число; если число знаков одинаково, то сравнивают, начиная с большего разряда.)

– На сколько 8 меньше, чем 10? (На 2.)

– На сколько 64 больше, чем 4? (На 60.)

– Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа  вычесть меньшее число.)

V. Закрепление знаний.

Сравни

13+84 …… 27+41

31+25 …… 42+14

53+26 …… 24+45

32+56 …… 71+15

67–24 …… 54–41

45–25 …… 86–63

73–43 …… 46–21

32–10 …… 98–62

    Решение задач на развитие мышления.

1. Кукушка поет громче, чем соловей, но тише, чем жаворонок. Напишите, кто поет тише всех. (Тише всех поет соловей.)

– Запишите эти отношения с помощью знаков «<», «>» и букв. (Ж. > к. > с.)

2. Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, нарисуйте эту птицу.

– Трудно представить лес без птиц, без их пения, но еще труднее без кукушки. Громкое «ку-ку» самца и характерную булькающую трель самки каждый из нас неоднократно слышал. Кстати, в основном кукушек изображают с широко раскрытыми клювами, говорящими «ку-ку», однако этот звук они издают с плотно закрытыми клювами. А то, что кукушка гнезд не строит, а подкладывает яйца в чужие гнезда, также всем нам хорошо известно. А сколько рассказов можно услышать и книг прочитать о жизни кукушки – не счесть! Порой нам кажется, что про кукушку все уже сказано. Но, к сожалению, до сих пор человек мало знает об этой необычной птице.

Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением  кукушки.

– На уроках естествознания вы ближе познакомитесь с этой птицей.

VI. Итог урока.

– Какие числа называем трехзначными? (Числа, которые состоят из трех разрядных единиц.)

– Как сравниваем трехзначные числа? (Числа в пределах 1 000 сравнивают так же, как и в пределах 100: чем больше знаков, тем больше целое число; если число знаков одинаково, то сравнивают, начиная с большего разряда.)

 

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

Справа – 4 гнезда по 4 птенца

Слева – 8 гнёзд по 3 птенца

 

 

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

3

6

 

2

3

6

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

3

6

 

2

3

6

 

                                                                                          

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

2

5

 

1

2

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

2

5

 

1

2

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

2

7

5

 

3

7

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

2

7

5

 

3

7

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

3

6

 

2

3

6

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

3

6

 

2

3

6

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

2

5

 

1

2

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

2

5

 

1

2

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

2

7

5

 

3

7

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

2

7

5

 

3

7

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

3

6

 

2

3

6

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

3

6

 

2

3

6

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

2

5

 

1

2

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

2

5

 

1

2

5

 

 

Сотни

Десятки

Единицы

Число

2

7

5

 

3

7

5

 

                                                                                                         

Сотни

Десятки

Единицы

Число

2

7

5

 

3

7

5

 

 

 

       __                 __

 13+84 …… 27+41

       __                __

31+25 …… 42+14

       __                __

53+26 …… 24+45

       __                 __

32+56 …… 71+15

 

       __                __

67–24 …… 54–41

       __               __

45–25 …… 86–63

       __                __

73–43 …… 46–21

       __              __

  32–10 …… 98–62

 

 

    __          __

13+84 …… 27+41

    __          __

31+25 …… 42+14

    __          __

53+26 …… 24+45

    __          __

32+56 …… 71+15

 

    __          __

67–24 …… 54–41

    __          __

45–25 …… 86–63

    __          __

73–43 …… 46–21

    __          __

  32–10 …… 98–62

 

 

    __          __

13+84 …… 27+41

    __          __

31+25 …… 42+14

    __          __

53+26 …… 24+45

    __          __

32+56 …… 71+15

 

    __          __

67–24 …… 54–41

    __          __

45–25 …… 86–63

    __          __

73–43 …… 46–21

    __          __

  32–10 …… 98–62

 

 

 

 

Не отрывая карандаша от бумаги

и не проводя одну и ту же линию дважды,

нарисуйте эту птицу.

Не отрывая карандаша от бумаги

и не проводя одну и ту же линию дважды,

нарисуйте эту птицу.

Не отрывая карандаша от бумаги

и не проводя одну и ту же линию дважды,

нарисуйте эту птицу.

Не отрывая карандаша от бумаги

и не проводя одну и ту же линию дважды,

нарисуйте эту птицу.

Не отрывая карандаша от бумаги

и не проводя одну и ту же линию дважды,

нарисуйте эту птицу.

Не отрывая карандаша от бумаги

и не проводя одну и ту же линию дважды,

нарисуйте эту птицу.