50 занимательных вопросов по предмету «Окружающий мир» на тему: «Вода в природе», 3-4 класс
Оценка 4.7

50 занимательных вопросов по предмету «Окружающий мир» на тему: «Вода в природе», 3-4 класс

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
окружающий мир
9 кл—10 кл
09.02.2023
50 занимательных вопросов по предмету «Окружающий мир» на тему: «Вода в природе», 3-4 класс
50 занимательных вопросов по предмету «Окружающий мир» на тему: «Вода в природе», 3-4 класс
50 занимательных вопросов.docx

 

 

         50 занимательных вопросов

по предмету «Окружающий мир»

на тему: «Вода в природе», 3-4 класс

в помощь учителю начальных классов

 

                                                                                 Подготовила

                                                                            учитель начальных классов

МБОУ "Еленовская школа №2

                                                                     Волновахского района»

                                                Гудыменко

                                                                   Виктория Григорьевна

 

 

 

«Вода всему голова.

Воды и огонь боится»

 

                                    Основные свойства воды          

1.     Человек моется водой сам, моет посуду, полы, стирает в ней бельё. Какое свойство воды при этом использует человек?

Ответ. Человек использует способность воды растворять различные вещества.

Справка для учителя. Вода- это универсальный растворитель. Она  растворяет почти все вещества.

Размешай хорошенько ложкой

2.     Почему соль и сахар растворяются в воде быстрее при помешивании ложкой?

Ответ. Благодаря движению воды процесс растворения значительно ускоряется.

                                         Минеральная вода              

3.     Какая вода называется минеральной?

Ответ. Грунтовые, подземные воды растворяют соли. Воды, содержащие растворы минеральных солей и газов, называются минеральными.

«Не всякая водица для питья годится»

4.     В сельской местности вода в колодцах и реках очень часто бывает с привкусом. Встречаются колодцы с очень вкусной, «сладкой» водой, с плохой, имеющей неприятный привкус, а иногда и запах. Существует народная пословица: «Не всякая водица для питья годится». Чем можно объяснить разный вкус воды?

Ответ. Различный вкус воды объясняется свойством воды растворять в себе разные вещества.

Теплые воды

5.     Откуда в земле появляются теплые воды?

Ответ. Вода на очень больших глубинах горячая.

Справка для учителя. В Тбилиси, как и во многих других местах Грузии, более 1000лет люди используют горячую воду подземных источников в банях. Само слово «Тбилиси» в переводе на русский язык означает «теплая вода».

 

 

Лечебные воды

6.     Какие воды называют лечебными?

Ответ. Минеральные воды, которые содержат растворы солей и газов и хорошо влияют организм на человека. Их можно применять как лечебное средство.

Справка для учителя. Горячие воды Тбилиси, Мацесты, Цхалтубо и многие иные содержат серу, йод, железо и другие соли.

 

«Вода- всему голова!»

7.     Объясни пословицу: «Вода – всему голова!»

Ответ. Без воды погибают все растения, животные и человек.

Справка для учителя. Многими экспериментами установлено, что собаки, например, без пищи могут обходиться 30-40 дней, а без воды погибают на 3-4 -й день.

Значение воды

8.     Объясни пословицу: «Хлеб – батюшка, а водица- матушка».

 

Течение рек

9.     Почему в реке вода течет круглый год и никогда не выливается до конца? Откуда берется вода, которой пополняются реки?

Ответ. Вода в реке пополняется водами подземных источников, дождей и снегов. Об этом мы знаем из рассказа «Круговорот воды в природе».

 

Круговорот воды в природе

10.  В учебнике вы читали: «Много рек течет со всех сторон в моря». Почему же море не переполняется и не заливает сушу?

Ответ. С поверхностей морей и океанов вода непрерывно испаряется.

Справка для учителя. В вечном круговороте воды в природе происходит грандиозный процесс испарения воды с поверхности всех вод мира. «Около 520 000куб.км воды в течение года испаряется с поверхности земного шара и столько же воды приносят на землю снег и дождь. Это- куб со стороной почти в 80 км. Если эту воду распределить по всей поверхности земного шара равномерно, получится слой толщиной около одного метра.»

 

 

 

 

 

Загадочное явление

11. Все  вы наблюдали такое явление: при кипении воды, над самой ее поверхностью, как будто   ничего нет(ничего не видно), немного выше - густой туман, а ещё  выше- густой туман, а ещё выше его опять не видно. Объясните это явление?

Ответ. Над самой поверхностью кипящей воды пар, но он невидим. Клубы тумана – это мельчайшие капельки воды, как бы висящие в воздухе. Капли тумана испаряются, снова превращаясь в пар.

Справка для учителя. В обиходе ошибочно называют видимый туман паром. Ошибку эту допускают и многие писатели. Так, например:

1)  В стихотворении А. Толстого: «Вот уж последний тает, белый пар восходит от земли». 2) В стихотворении Жуковского «Жаворонок»: «На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий» и др.

Зачем это делают?

12. Зачем в крышке чайника делают небольшое отверстие?

Ответ. для выхода лишнего пара.

Справка для учителя. Известно, что вода, превращаясь в пар, увеличивается в объеме в 1600 раз.

Дождь с потолка

13. В бане с потолка капает вода. Откуда она берется?

     Ответ. Капли воды, падающие с потолка. Образовались из                      охлажденного пара. Скопившись на потолке в большом количестве, они падают вниз.

Странное явление

14. Все вы видели, как зимой на улице при дыхании образуется туман. А почему мы не наблюдаем этого летом или в комнате?

Ответ. Выделяемый при выходе пар летом на улице или зимой в комнате не охлаждается, остается паром, а пар не видим.

Ледяные узоры

15. Объясните, почему в морозные зимние дни у нас на оконных стеклах появляются узоры из льда?

Ответ. Пар, который мы выдыхаем, соприкасаясь с холодной                               поверхностью стекол, превращаются в лед. Из мельчайших ледяных кристаллов образуется узор на стеклах.

Роса

16. Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Объясните, почему появляется летом роса?

Ответ. Роса — это капли воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

 

Иней

17.Зимой можно наблюдать такое явление: снег не шел, а деревья

     покрылись густым инеем.

     Ответ. Иней – ледяные кристаллы. Они образуются из пара,

      содержащегося в воздухе при охлаждении земной поверхности и 

      воздуха в холодные, ясные и тихие ночи.

Туман и облака

18.Кто объяснит, в чем сходство и различие между туманом и облаком?

Ответ. И туман, и облако состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по земле, а облако образуется высоко над землёй.

Испарение

 19. Почему сырое бельё, развешенное на верёвках, в тёплую погоду сохнет

       быстрее, чем в холодную?

      Ответ. Чем теплее испаряющая жидкость, тем быстрее происходит

      процесс испарения.

  20. Когда бельё сохнет быстрее – в солнечную или ненастную погоду?

       Почему?

       Ответ. В солнечную погоду бельё высохнет скорее, чем в ненастную.

       Это объясняется тем, что в сырую ненастную погоду воздух насыщен,

       а иногда и пересыщен влагой, испарение ее с поверхности белья будет

       происходить очень медленно.

                                                         Ключевая вода

21.Из-под земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Откуда появляется

     эта вода?

     Ответ. Это так называемая грунтовая вода, просочившаяся через

     верхние слои почвы.

Фильтрация воды

22. Почему ключевая вода всегда чище, чем в реках или прудах?

     Ответ. Проходя через слои песка, вода фильтруется, т.е. очищается от

     мути.

23.Почему вода в колодцах всегда чище, чем в реках или в прудах?

    См. ответ на вопрос №22.

Температура колодезной воды

24. Почему вода в глубоких колодцах и ключевая всегда холодная?

    Ответ. Грунтовые воды не нагреваются солнцем.

Лёд в колодце

25. Почему на дне колодцев, иногда в течение всего лета лежит и не тает

      пласт льда? Как он там появился?

      Ответ. Лед в колодцах образуется зимой, если вода в нем промерзает

      до самого дна.

      Справка для учителя. Вода плохой проводник тепла. Теплый летний

     воздух не проникает через слой воды к пласту льда, поэтому он и не

     тает.

 

«Легче дышится»

   26. Почему летом после дождя «легче дышится», воздух становится

         приятнее?

         Ответ. Летом дождь охлаждает воздух, очищает его от пыли.

         Справка для учителя. В данном случае речь идет не о грозе, когда

         воздух насыщается озоном (озонируется). Учащимся 4 классов говорить

         только об очищении воздуха от пыли.

Знаешь ли ты?

   27. Как заставить реку в доме по хозяйству помочь: заставить на

         молочной ферме доить коров, в поле пахать, в огороде поливать огурцы,

         молотить рожь и даже песни петь и сказки рассказывать?

         Ответ. Надо на реке построить гидроэлектростанцию. Электричество

         приведет в действие различные машины и радио.

Вода на службе у человека

  28. При постройках гидроэлектростанций реку перекрывают плотиной,

        поднимая уровень воды. Зачем это делают?

        Ответ. Чем выше поднимается уровень воды, тем    сильнее падающая

        вода будет давить на колеса турбины.

   29. Почему воздух в классе теплый?

         Ответ. В котельной нагревают воду. Горячая вода по трубам поступает

         в батареи, которые отдают свое тепло   окружающему их воздуху.

Лед

    30. Почему во время ледохода лед плывет по поверхности воды, а не

          тонет?

          Ответ. Лед легче воды.

Знаешь ли ты?

      31.Осенью часто стоит очень холодная ветреная погода. Но вода в реке

            еще не замерзла. Где водоплавающей птице (уткам, гусям) теплее: на

            воде или на земле?

            Ответ. В холодные осенние дни водоплавающей птице теплее на воде,

            так как температура воды выше температуры воздуха, вода остывает

            медленнее, чем воздух.

Почему снег белый?

      32. Учителю в классе очень часто задают вопрос: «Почему снег имеет

           белый цвет?» Ставить перед ребятами такого вопроса не следует, так  

           как учащиеся четвертых классов не смогут понять сущности этого

           явления. Но учитель должен быть готовым ответить на такой вопрос.

           Справка для учителя. Туман, сахар, снег, соль кажутся белыми

           потому, что между мельчайшими частицами, из которых они состоят,

           находится воздух. Если прозрачное, бесцветное стекло растереть в

           порошок, то он также будет казаться белым, так как между его

           частицами будет много воздуха.

Задание для наблюдения

    33. Если у вас дома имеется наружный термометр, выполните следующее

          задание: попробуйте переносить термометр с безветренной стороны

          дома на ветер, но так, чтобы он все время был в тени (не освещался

          солнцем). Наблюдайте, будет ли изменяться температура? О

          результатах наблюдения расскажите в классе.

          Справка для учителя. При одинаковом освещении термометра в тени

          показания его от ветра не изменяются.

Испарение воды

    34. Какое свойство воды можно наблюдать при потоотделении?

          Ответ. Испарение воды (пот испаряется).

                                                Температура тела

    35. Какое значение для нашего тела имеет испарение с его поверхности

          пота?

          Ответ. При испарении пота с поверхности тела температура тела

          понижается, что предохраняет его от перегрева.

          Справка для учителя. Выделение пота потовыми железами и

          испарение его поддерживает постоянную температуру нашего тела.   

          Всего в коже нашего тела насчитывается до 3000000 потовых желез.

                                               Задача

   36. Человеку в сутки надо получать не менее 12-15 стаканов воды,

          учитывая и воду, входящую в состав пищи (чай, овощи, супы и т.д.)

         Сколько воды выпьет человек за год? Сколько воды выпьет человек за

         50 лет своей жизни?

                                             Мягкая вода

37. В дождевой воде очень хорошо мылится мыло, моются волосы, стирается

      бельё. Дождевую воду называют «мягкой» водой. Почему дождевая вода

      «мягкая»?

      Ответ. Дождевая вода не содержит никаких солей.

      Справка для учителя. Дождевая вода – дистиллированная, свободная от

      кальциевых солей, поэтому называется мягкой, в отличии от воды

      жесткой (известковой).

Домашняя лабораторная работа

38. Ребята, я смешиваю в стакане ложку соли и ложку толченого мела. Кто из

      вас желает взять на дом эту смесь, чтобы отделить соль от мела к

      следующему уроку.

     Справка для учителя. Дома ученик должен высыпать смесь в кастрюлю

      с водой, мешать ложкой до растворения в воде всей соли. Затем

      произвести фильтрацию. На фильтре останется мел. В отфильтрованной

       воде осталась растворенная соль. Воду на огне надо выпарить, тогда на                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       дне кастрюли останется соль.  Соль и фильтр с осевшим на нем   мелом принести в класс.

Примечание. Решение задачи подсказывать ребятам не следует, они должны сами догадаться, как ее сделать.

39. Я смешиваю ложку соли, ложку речного песка и ложку древесных

      опилок. К следующему уроку надо разделить эту смесь на составные

      части.

40. Подобно задачам №38 и №39 можно рекомендовать смеси: соль и речной песок; сахар, речной песок и мел; сахарный песок и мел; опилки и соль; опилки и речной песок.

Вода – «путешественница»

41.Часто воду называют «вечной странницей». К. Ушинский называет её «неутомимая путешественница». Почему воде даны такие названия?

     Ответ. В природе непрерывно происходит круговорот воды.

Задание

42. Придумайте, ребята, рассказ под названием «Кругосветное путешествие

     капельки воды».

«Тучи»

43. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Тучи» написал: «Тучки

      небесные, вечные странники! Мчитесь вы, будто как я же изгнанники» …

     Правильно ли Лермонтов называет тучи вечными странниками?

     Ответ. Тучи назвать вечными странниками нельзя; тучки странники, но не

  вечные, где-нибудь они «упадут», «выльются» дождем на землю.

Огонь воды боится

44. Объясни пословицу: «Воды и сам огонь боится».

    Ответ. Водой заливают огонь, тушат пожары, костры.

Справка для учителя. Прикасаясь, к горящему предмету, вода превращается в пар, отнимая при этом много теплоты у горящего тела. Кроме того, пары, окружая горящее тело, оттесняют и воздух, а без воздуха горение невозможно.

 

 

 

 

Смекни!

45. Почему вода в реках у берегов течет медленнее, чем в середине  

    (стремнина реки)?

Ответ. Течение воды у берегов рек всегда медленнее, чем на середине, так как трение воды о берега уменьшает скорость движения.

Откуда в классе туман?

46. Зимой дежурные на перемене открывают в классе форточку. Из открытой

      форточки начинает спускаться белыми клубами туман. Откуда он

      появляется?

Ответ. Белые клубы тумана — это капельки воды. Во время урока в воздухе класса накапливается большое количество пара, который мы выдыхаем вместе с воздухом. Когда дежурные открыли форточку, этот пар превратился в капельки воды-туман.

Куда исчез туман?

 47.Начинается урок, дети закрывают форточку, и клубов тумана уже не

      видно. Куда этот туман исчез?

      Ответ. Капельки воды, из которых состоит туман, снова превратились в 

     пар.

Откуда взялась вода?

48. Если зимой в комнату внести с улицы холодный предмет, то он

      покрывается капельками воды. Откуда появляется эта вода?

      Ответ. Пар, содержащийся в воздухе, соприкасаясь с холодными

     Предметами, превращается в воду, которая капельками оседает на 

     поверхности предметов.

Вот неожиданно!

49. Как вы думаете, много ли весит один кубический метр воды? Сможет ли

       поднять такое количество воды один человек?

      Ответ. Один кубический метр воды весит тонну, поднять его смогут

      лишь человек 15-20 или подъёмный кран.

Запасы воды

50. Не объясните ли вы, какое значение имеют полезащитные лесные полосы      в снабжении водой сельскохозяйственных растений?

     Ответ. Лесные полосы задерживают снег, накапливают влагу, защищают

     сельскохозяйственные растения от суховея.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Окружающий мир» на тему: «Вода в природе», 3-4 класс в помощь учителю начальных классов

Окружающий мир» на тему: «Вода в природе», 3-4 класс в помощь учителю начальных классов

Вода всему голова. Воды и огонь боится »

Вода всему голова. Воды и огонь боится »

Лечебные воды 1. Какие воды называют лечебными?

Лечебные воды 1. Какие воды называют лечебными?

Загадочное явление 1.

Загадочное явление 1.

Иней 17 .Зимой можно наблюдать такое явление: снег не шел, а деревья покрылись густым инеем

Иней 17 .Зимой можно наблюдать такое явление: снег не шел, а деревья покрылись густым инеем

Легче дышится» 26. Почему летом после дождя «легче дышится», воздух становится приятнее?

Легче дышится» 26. Почему летом после дождя «легче дышится», воздух становится приятнее?

Если прозрачное, бесцветное стекло растереть в порошок, то он также будет казаться белым, так как между его частицами будет много воздуха

Если прозрачное, бесцветное стекло растереть в порошок, то он также будет казаться белым, так как между его частицами будет много воздуха

Справка для учителя. Дома ученик должен высыпать смесь в кастрюлю с водой, мешать ложкой до растворения в воде всей соли

Справка для учителя. Дома ученик должен высыпать смесь в кастрюлю с водой, мешать ложкой до растворения в воде всей соли

Смекни! 45 . Почему вода в реках у берегов течет медленнее, чем в середине (стремнина реки)?

Смекни! 45 . Почему вода в реках у берегов течет медленнее, чем в середине (стремнина реки)?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2023