6 класс. Основные способы образования слов в русском языке

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Простая презентация для понимания одной из сложных тем
Иконка файла материала 6 к. Основные способы образования слов в русском языке.pptx

Основные способы образования слов
в русском языке

Составила учитель русского языка
МБОУ СОШ № 4
Гайнуллина Г.М.

Найти корень слова –
это значит найти внутренний
затаённый смысл – то же,
что зажечь внутри фонаря огонёк.

Мария Александровна Рыбникова 

Корень мой не в земле, не в воде, Он очень ценный и в цене, Приставку поищи в опоре, Суффикс тоже найдётся вскоре: Он в книжке, в уголке, Слово шепни на ушко мне.

Корень мой закоренелый,
Ты его отыщешь смело,
В слове коренник и коренной,
Корень второй скорее отрой
Он в саду плодовом, и смотри,
Думаю, ты на верном пути,
Соедини их с буквой Е,
Слово тихонько ты скажешь мне?

Как вы, ребята, думаете, какая тема урока?

Основные способы образования слов
в русском языке

Двадцать пятое ноября
Классная работа

Основные способы образования слов
в русском языке

Что такое корень?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое окончание?

Префиксальный (приставочный)
способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки)
к производящей основе:
писать → выписать
вид → подвид
забавный → презабавный

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
находить → находка
цвет (цветок) → цветник
улыбаться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
стакан → подстаканник
беседа → собеседник
свежий → освежить
море → заморский

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
взводить → взвод   
припевать → припев   
свинья → свин   ой
золото → золот   ой
восемь → восьм   ой

5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
кто → кто-то
что → что-нибудь
где → где-либо
когда → когда-то
бросать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
рапортовать →отрапортоваться
нюхать →принюхаться
думать →вдуматься
тосковать →истосковаться
ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
толпа → толпиться
скупой → скупиться
переговорить → переговариваться

8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
кресло-кровать;
платье-халат;
ракета-носитель;
ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:
север, восток   → северо-восток
сухие фрукты → сухофрукты
свод   неба → небосвод
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище

Вставьте пропущенные буквы З или С, объясните условия выбора орфограмм.
Бе_толковый, бе_характерный, и_пользовать, и_следовать, и_жарить, и_требить, во_лагать, во_питать, ра_шатать, ра_считывать, бе_вольный, ра_дать, в_помнить, во_дать, во_клицать, _жечь, ни_ложить, ни_падать, ра_колдовать.

Проверка:
Бестолковый, бесхарактерный, использовать, исследовать, изжарить, истребить, возлагать, воспитать, расшатать, рассчитывать, безвольный, раздать, вспомнить, воздать, восклицать, сжечь, низложить, ниспадать, расколдовать, _ломать.

Проверка:
Бестолковый, бесхарактерный, использовать, исследовать, изжарить, истребить, возлагать, воспитать, расшатать, рассчитывать, безвольный, раздать, вспомнить, воздать, восклицать, сжечь, низложить, ниспадать, расколдовать, сломать.

Растолковать значение фразеологизма:
Ломать шапку - ?

Растолковать значение фразеологизма:
Ломать шапку - Унижаться и заискивать перед кем-то. На Руси, по правилам этикета, мужчины, здороваясь должны были снимать головной убор. Крестьяне были зависимы от своего помещика и при встрече часто, сняв шапку долго кланялись ему в след, мяли ее в руках. При этом шапку не одевали пока помещик не проедет на своей бричке.

Спасибо за урок