Тема: «Туман и облака. Атмосферные осадки».
Раздел: Атмосфера
Цель:
☺ Сформировать представление о видах облаков, осадков.
☺ Научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков.
Оборудование: компьютер, проектор, пуховое пёрышко, карточки: план построения столбиковых диаграмм, учебник, тетрадь, карандаш, линейка
Ход урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с основными видами осадков, выясним, почему образуется туман и при помощи какого прибора измеряется выпавшее количество осадков. (1 слайд)
- Что такое влажность?
- какие виды влажности вы знаете?
- Какой воздух называется насыщенным? (ненасыщенным)?
- От каких причин зависит количество водяного пара в воздухе?
- Почему вода может выделяться из воздуха?
Задания на проверку причинно-следственных связей.
- Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет бельё.
- Что произойдёт, если в тёплое помещение вносят холодный предмет, например, банку? Почему?
Задания на проверку умений. (слайд 2)
1. Над пустыней в момент наблюдения в 1 м3 воздуха при температуре +300с содержалось 15 г воды, а в 1 м3 воздуха над тундрой при температуре +100С содержалось 9г водяного пара. Где относительная влажность была более высокой?
2. Может ли 1 м3 воздуха при температуре -100С вместить 3 г водяного пара?
Выполнение контрольного теста по вариантам.
Параллельно проверяется учителем дополнительной задание у детей, которые его выполнили.
Вариант 1
Тема: «Температура воздуха. Водяной пар в воздухе»
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
||||||||||
1 |
1
2
3
4
5 |
Летом при ясной погоде наименьшая температура воздуха наблюдается: А) Солнце-нагрев воздуха-нагревание земной поверхности Б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагревание воздуха Разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха называют… А) средней температурой воздуха Б) амплитудой колебания температуры воздуха В) максимальной температурой воздуха Г) минимальной температурой воздуха Прочитайте и выберите правильный ответ.
Варианты ответов: а) да, нет б) нет, да в) нет, нет г)да, да Прочитайте и выберите правильный ответ.
Варианты ответов: а) да, нет б) нет, да в) нет, нет г) да, да Температура воздуха на каждые сто метров высоты в тропосфере А) понижается в среднем на 0,60С Б) Повышается в среднем на 0,60С В) остаётся без изменения |
||||||||||
2 |
6
7 |
В воздухе при температуре 300С содержится 15 г воды. До насыщения его водяными парами не хватает _____ г воды. Чему равна амплитуда колебаний температур и среднесуточная температура, если термометр показывал:
|
||||||||||
3 |
8 |
Определите температуру воздуха за бортом самолёта, который летит на высоте 3 000 м, если температура на уровне моря равна +200? (Исходим из вертикального термического градиента 0,60С? |
Вариант 2
Тема: «Температура воздуха. Водяной пар в воздухе»
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
||||||||||
1 |
1
2
3
4
5 |
Летом при ясной погоде наивысшая температура воздуха наблюдается: А) до полудня Б) в полдень В) после полудня Прочитайте и выберите правильный ответ:
Варианты ответов: а) да, нет б) нет, да в) нет, нет г) да, да Количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м3 воздуха, называют … А) насыщенным воздухом Б) абсолютной влажностью В) относительной влажностью Г) облачностью Отношение количества имеющейся в воздухе влаги к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре, называют … А) абсолютной влажностью Б) относительной влажностью В) ненасыщенным воздухом Г) насыщенным воздухом Температура воздуха на каждые сто метров высоты в тропосфере А) понижается в среднем на 0,60С Б) Повышается в среднем на 0,60С В) остаётся без изменения |
||||||||||
|
6
7 |
В воздухе при температуре 200С содержится 10 г воды. До насыщения его водяными парами не хватает _____ г воды. Чему равна амплитуда колебаний температур и среднесуточная температура, если термометр показывал:
|
||||||||||
3 |
8 |
Определите температуру воздуха за бортом самолёта, который летит на высоте 3 000 м, если температура на уровне моря равна +200? (Исходим из вертикального термического градиента 0,60С? |
3. Изучение нового материала
- Вспомните, что такое туман. Что вы можете рассказать?
Туман – это взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды, образовавшиеся в результате конденсации водяного пара при охлаждении воздуха или испарении над водоёмами и влажными участками суши.
- Почему образуется туман?
- Где образуется туман?
- А что получится, если поднять туман выше?
- А что такое облако?
- Запишите в своих тетрадях свою версию определения «облако». (проверка записей)
3. Работа с книгой.
-Облака имеют разные формы и поэтому имеют и различные названия. Откройте учебники на странице 86 и заполните следующую схему. (слайд 3)
- Посмотрите на следующие фотографии облаков и постарайтесь определить, к какому виду облаков они относятся (слайд 4)
- Как мы называем явление природы, когда небо затянуто облаками? (облачность)
- Почему не из всех облаков выпадают осадки?
(Беру в руку пуховое пёрышко)
- Представьте, что это капелька воды. (поднимаю пёрышко, отпускаю его и дую на него так, чтобы оно поднялось вверх). Как вы думаете, почему капля-пёрышко поднялось вверх? (потоки воздуха поднимают каплю вверх)
- А когда капля всё-таки упадёт на землю?
- Вы знаете, что капли воды в воздухе находятся в постоянном движении, они то сталкиваются, то расходятся. И когда они сталкиваются друг с другом, они сливаются и постепенно увеличиваются в своей массе. Это происходит до тех пор, пока воздух может держать их на возвышенности. Но приходит такой момент, когда, они становятся настолько тяжелы, что воздух не в силах их удержать, и тогда они выпадают на землю в виде каких-либо осадков.
- Как вы понимаете, что такое осадки? (слайд 5)
Атмосферные осадки – это вода в твёрдом или жидком состоянии, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на земную поверхность или предметы.
- Какие виды осадков вы знаете?
- Существует несколько видов осадков, некоторые из них мы запишем в виде схемы (слайд 6)
- Глядя на данную схему, скажите, какие из этих осадков выпадают в тёплое время года? (холодное время года)?
- Какие виды осадков образуются в верхних и средних слоях атмосферы? (близко к земной поверхности или на земле)
Заполнение таблицы (слайд 7)
4. Изучение нового материала
- Иногда по телевизору или радио мы слышим, что выпало такое-то количество миллиметров осадков. Как определили данные величины? Для этого существует специальный прибор, который называется осадкомер. (слайд 8)
- осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Для того, чтобы измерить выпавшее количество осадков, из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путём сложения результатов двух измерений.
- Как вы думаете, как посчитать количество осадков за месяц? За год?
5. Практическая работа.
- А сейчас мы научимся строить и анализировать диаграмму годового количества осадков.
На столах лежит план построения столбиковых диаграмм годового количества осадков.
План.
Построение столбиковой диаграммы (слайд 9)
Проверка построения (слайд 10)
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
1 |
1
2
3
4
5 |
Скопление водяных капель в воздухе называют … А) абсолютной влажностью Б) относительной влажностью В) насыщенным воздухом Г) облаками Прочитайте и выберите правильный ответ.
Варианты ответов: а) да, нет б) нет, да в) нет, нет г) да, да Установите соответствие между видами атмосферных осадков и их определениями.
А) капельки воды, оседающие на поверхности земли и наземных предметах при охлаждении воздуха Б) возникает при слиянии капелек, составляющих облака, в более крупные и тяжёлые В) скопление мелких водяных капелек у земной поверхности Укажите характеристики, относящиеся к перистым облакам: А) образуются при подъёме воздуха на высоту не более 2 км. Б) образуются при подъёме воздуха на высоту 2-3 км. В) образуются при подъёме воздуха на 8-10 км. Г) воздух поднимается вертикально вверх Д) тёплый воздух надвигается на холодный Е) состоит из скопления водяных капелек Ж) состоит из кристалликов льда З) являются предвестником перемены погоды. Для образования капелек воды из водяного пара необходимо, чтобы воздух, в котором находится пар: А) нагрелся Б) охладился |
2 |
6 7 |
Какие условия необходимы для выпадения осадков из облаков? При помощи какого прибора и как измеряется количество осадков? |
3 |
8 |
Составьте кроссворд по данной теме, в который будет входить не менее 4 понятий. |
Проверка правильности выполнения теста. Выставление уровня оценки в оценочный лист простым карандашом.
№ 31-32 творческая работа (слайд 11)
С. 90 п. 5. для самостоятельного изучения
Одному ученику дать опережающее задание. Подготовить небольшое выступление к следующему уроку, пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой с. 91 п. 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.