МУЗЫКХЉНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА
Содержание: общие сведения о гитаре: музыкально-теоретические сведения: настройка инструмента, посадка, постановка рук; способы извлечения звука: позиции: баррэ_
Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности_ На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента - наблы: внешним видом напоминающего гитару
Как свидетельствуют иероглифические надписи: набла - символ добра_ Гитара была распространена и в Азии: что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии: Вавилона и Финикии. В МП в. арабы завезли ее в Испанию: где она вскоре получила полное признание.
Слово „гитара“ арабского происхо;џения_
В конце в, состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству_ Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.
В культурной жизни Испании начиная с XVI в. большую ртть сыграли многочисленные ассоциации: академии: кружки и собрания „салоны“: собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.
С ХМ в_ ужлечение щипковыми инструментами проникает в глубоме массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Мњлан: Корбетто, Фуењльяна: Марини - Гарсиа: Санз и многие другие_
Пройдя большой путь развития: гитара приняла современный внешний вид. До XVIII в_ она была меньше размером и корпус ее был довольно узким: вытянутым_ К середине XIX в_ получила окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку: где завоевала большую популярность_
Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло: аккомпанировать голосу: скрипке: виолончели: флейте: ее можно встретить в оркестре и ансамбле.
В конце XVIII в. в Испании пояњтяются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии - М. Джулиани: Л Лениани: Ф_ Каруллщ М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента: начиная от мельих пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.
Композитор Сор с огромным успехом концертирует в городах Западной Европы и России. Его балеты „Золушка“, в роли живописца“: „Геркулес и Омфала": а также опера „Телемах": выдерживают много представлений на сценах Петербурга, Мосты и крупных городов Западной Европы_ Полифонический стиль: богатейшая фантами и глубина содержания характеризуют творчество Сора. Это образованный музыкант-композитор: виртуоз-гитарист, поражавший глубиной своего исполнения и блеском техники_ Его сочинения прсчно вошли в репертуар гитаристов. Сор написал огромное количество произведений: „Школу игры на гитаре“ и много учебной литературы_
Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы_ Он был блестящим гитаристом: а также в совершенстве кладел скрипкой_ Когда в 1. S 13 г_ в Вене впервые исполнялась Седьмая симфония Б етховена под управлением автора, Джулиани принимал участие в ее исполнении в качестве скрипача_ Б етховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта_ Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами: а педагогическая литература является ценным наследием и для педагогов: и для учащихся.
В середине XIX в. появляется знаменитый скрипач Никколо Паганини: который замечательно играл и на гитаре Играя на этих двух инструментах: казалось бы не имеющих ничего общего: он многие гитарные приемы перенес на скрипку: а скрипичные - на гитару. Гитарные приемы сказались прежде всего в технике пиццикато и дв ойных флажолетов, в связной игре аккордами, а также в характерной для Паганини перестройке нижней струны Соль и повышении строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары: 28 дуэтов для гитары и скрипки: 4 трио: 9 квартетов для смычковых инструментов с гитарой. Интересно отметить: что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкои: исполняя ту же роль, что и скрипка.
Многие западноевропейские композиторы XIX в. Ф_Шуберт: К_М_ Вебер: Р. Крейцер: А. Диабелли: .Л_ Шпор: И. Гуммель и другие пишут произведения для гитары соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу.
Во второй половине XIX в_ в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора: солиста-виртуоза и педагога Франциско Тарреги_ Он создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Таррега родился 21 ноября 1852 г. в Испании: в городе Вила-Реал провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика проявилась в раннем детстве: когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов_ Первым учителем Тарреги был гитарист и композитор Аркас: который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано: но продтъкал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле: а на гитаре. Концерт прошел с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре
Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей - композиторов. Альбениса: Гранадоса: де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможность концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности_ Можно смело сказать: что Таррега создал свою школу игры на гитаре_ К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет_ Эмелио Пухоль: Доминико Прат: Даниэль Фортеа: Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания. Необходимо отметить и тот факт: что благодаря кочевым цыганским племенам (Романская группа): которые кочевали не только по Европе: гитара ими распространялась везде
К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа: Д. Праха: И. Лелюпа: И. Аренса и П. Роча: основанные на методе обучения Тарреги_ Умер Таррега в 1909 г.
В ХХ в. появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии_ Родился он 17 февраля $94 г. близ Кордовы. Научился играть на гитаре самоучкой в раннем возрасте и завершил свое музыкальное образование в музыкальном институте Гренады. В 1909 г. он впервые выступил как гитарист-концертант в Гренаде: вслед за тем последовали его концертные выступления в других городах Испании. В 1922 г. Сеговия поехал в Южную Америку: где его концерты прошли с огромным успехом. С этого времени он концертирует в Германии: Австрии и Франции. В 1926 -1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его также ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б. В. Асафьев: „Культура игры на гитаре в Испании давняя: старинная: и корни ее уходят в далекое романтическое прошлое. Представитель этой культуры - Сеговия прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его - своеобразное наслаждение; благородство звука: ритм: интенсивнейшая сдержанность исполнения: четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!): безупречность вку:а: утонченность: не показное мастерство и: конечно: сказочное богатство динамических и колористических оттенков - вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре С еговии: в игре столь необычной у нас: где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали: блестяще расцв ечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким: как утонченная резьба: орнаментом___ '
В 1936 г. Сеговия побывал вторично в Советском Союзе: везде вызывая восхищение своим мастерством_ Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора: Джулиани, транскрипции произведений Чайковского: Шуберта: Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турины: Торробы: Тансмана: Кастельнуо-во-Тедеско и других композиторов. У Сеговии состоялось немало встреч с советскими гитаристами: на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по поводу техники игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук: но и правильного применения аппликатуры.
До XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее можно было встретить лишь в богатых домах случайно привезеннои из-за границы.
Первые замечания о гитаре встречаются у Я Штелина: жившего в России в XVIII в. Он писал о том: что гитара в России распространялась медленно: но с появлением среди других гастролеров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти: Ф. Сора: М. Джулиани и других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский: Н. Макаров и другие: успешно концертирующие в России и за границей.
Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. В произведениях композиторов 30-50-х гг. прошлого века явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного. Путешествуя по Испании: Глинка под впечатлением игры на гитаре Ф еликса Кастильо создал свои гениальные произв едения для симфонического оркестра: „Арагонскую хоту“ и „Ночь в Мадриде”_ Композиторы А. Алябьев: А. Варламов: А. Гурилев и другие свои широко популоные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере: близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы: полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.
В начале ХХ в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей_ К этому инструменту относились с предвзятым мнением: как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты: не зная технических возможностей гитары: ее истории: литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.
Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений В Москве в 1847 г. и других городах России: после огромного успеха в Лондоне: Париже: Вене: Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории: но: несмотря на то: что он был гитарист с мировым именем: двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.
Не менее известный концертирующий гитарист Николай Петрович Макаров тоже старался доказать: что этот инструмент заслуживает большего внимания. В 1856 г. он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов: композиторов: пишущих для гитары: а также мастеров: изготовляющих эти инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов: новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же осуществил, но не в России: а в столице Бельгии Брюсселе. Лишь после В еликой Октябрьской социалистическойреволюции были созданы все условия для развития различных жанров иску:ства_ Открылись многочисленные музыкальные учебные заведения. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству.
В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. О дними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и П. И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской. Киевской и других консерваториях. Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов занялась педагогической деятельностью: другая исполнительством_ Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874 г. Более сорока лет он проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре С 1931 г. он вел класс гитары в музыкальном училище им. Октябрьской революции и Московской
государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками.
Агафошину принадлежит книга „Новое о гитаре”: изданная в 1928 г_ Свыше десятка сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собств енных транскрипций и композиций выпущены в 1930 - 1950 гг.
Деятельность Агафошина: направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре: была высоко оценена Советским правительством. Он был награ;кден орденом „Знак почета ” и двумя медалями. Агафошин вложил много труда: чтобы создать профессиональные кадры гитаристов: исполнителей и педагогов.
Периодически устраивались конкурсы: в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. В 1936 г. Всесоюзное радио провело конкурс молодых исполнителей: в том числе и гитаристов. В 1939 г. состоялся Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.
В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась.
В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.
Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. в Москве: во время которого проходил Международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почетные звания лауреатов международного конкурса.
В 1960 Г. в музыкальном училище при Московской государств енной консерватории введено обучение игре на гитаре.
Многие крупные советские композиторы создали и создают немало оригинальных сочинений для гитары. Композиторы Б. Асафьев и Н. Речменский: помимо небольших пьес: написали произведения крупной формы - концерты для гитары и симфонического оркестра. Композитор В. Шебалин написал целый ряд замечательных произведений для гитары. Многие советские композиторы пишут для гитары: В. Золотарев: А. Мосолов: Н. Иванов, Б. Страннолюбский: Н. Ряузов, И. Ильини другие
В концертных залах городов Советского Союза часто можно слышать солистов-гитаристов_ Звучат квартеты, квинтеты, дуэты с участием гитары; исполняются прекрасные творения Паганини: Боккерини: давно забытые произведения для гитары с фортепиано - „Дивертисмент“ Вебера: концерты Джулиани: Вивальди: Карулли и произведения советских композиторов с камерным оркестром.
Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее“ признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.
В основе игры на шестиструнной гитаре надо считать прием баррэ - прижимание указательным пальцем левой руки на одном ладу нескольких или всех струн.
При помощи этого приема легко переходить из одной тоналытостив другую. На гитаре можно воспроизводить мелодик»: сопровождаемую акксмпанементом, и многоголосњке произведения. На этом инструменте: мягком по тембру: пользуясь известными техническими приемами: можно извлекать звуки необычной и разнообразной окраски_ Возможности гитары очень велики; изучив этот инструмент и способы исполнения на нем: можно воспроизвести множество прекрасных страниц классической музыки. Концерпнеинструменты изготавливаются мастерами из высококачественных материалов: палисандра: красного дерева, клена и других. Для верхней деки употребляются мелкослойная ель. Чтобы гитара хорошо звучала: при изготовлении ее соблюдаются особые пропорции и делается она из выдержанных материалов.
Шестиструнная гитара инструмент трудный в техническом отношении: поэтому ученик дттжен обратить самое серьезное внимание на то: чтобы инструмент: на котором он начинает заниматься: соответствовал всем предъявляемым к нему требованиям: а именно: гриф должен быть плоский: устойчивый и достаточно широкий: наглухо приклеенный к кузову. Струны над ладами должны находиться на таком расстоянии: чтобы их можно было легко прижимать к ладам.
При этих условиях можно более успешно добиться хорошего звучания инструмента. Если же инструмент не будет соответствовать этим элементарным требованиям: все занятия самого способного и усидчивого ученика могут привести к разочарованию.
Струны для гитары так же: как и для смычковых инструментов: употребляются нейлоновые: а (4): (6) - нейлоновые: обмотанные сверху тонкой металлической проволокой: называемой канителью. Нейлоновые струны издают чисгые звуки: приятные по тембру Такие струны легко прижимать к ладам: и эластичность их облегчает овладение всеми существующими приемами.
Нарду с неилоновыми струнами существуют также металлические: которые при извлечении звука дают призвук металла. Если играть на гитаре с металлическими струнами: то трудно добиться всех тонкостей исполнения: так как натяжение металлических струн гораздо более сильное: чем неилоновых; прижимать их к ладам поэтому довольно тяжело: особенно во время исполнения баррэ; что затрудняет развитие техники и усвоение многих приемов.
Примечание: Если нет нейлоновых струн, надо заниматься на металлических.
Прежде чем пристпшть к практическим занятиям на гитаре, надо усвоить основы элементарной теории музыки.
Музыкальным звуком называется такой звук, который имеет определенное число колебаний всекунду_ От количества колебаний зависит высота звука. Чем больше число колебаний, тем выше (тоньше) звук. Чем меньше число колебаний: тем звук ниже (грубее). Музыкальные звуки обладают следую шкии свойствами:
высотой (низкие и высокие звуки; например: мужской голос - низкий: женский и детский - высокие);
2. продолжительностью (короткий и длинный), 3_ силой (громкий и тихий);
4_ тембром (определенная звуковая окраска; например: звучание гитары имеет одну окраску: а звучание скрипки - другую).
Количество звуков в музыке более 200: и если каждый звук имел бы свое название: то было бы трудно их запомюпь,поэтому принято употреблять только 7 главных названий: которые периодически повторяются. Для обозначения высоты звука пользуются семью названиями:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си или буквами: С, D,E, Е, G, А, Н_
Звуки: носящие одно из главных слоговых или буквенных названий: называются основными. Число основных звуков: употребительных в музыке: - 57.
Ряд звуков: начинающийся от любого из названных: к примеру от До, и заканчивающийся таким же одноименным: называется октавои.
Весь звукордд разбивается на октавы: которые имеют особые названия: субконтроктава (самая низкая): контроктава: большая октава: малая, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы.
РАЗМЕР, ТАКТ
Чередование длительностей в разных комбинациях называется ритмом. Музыкальные произведения: записанные на нотоносце, делятся на отрезки вертикальными чертами; расстояние от однои черты до другои называется тактом, а черта: отделяющая один такт от рутого; называется тактовои чертои_
Так и в музыке существует чередование сильньп( и слабых долей. Первая доля такта должна соответствовать сильному времени: поэтому она должна звучать громче и с некоторым ударением.
В зависимости от характера музьжального произведения счет может быть двухдольным или трехдольным. Например, марш имеет двухдольныи размер, и считать его следует: раз, два, раз, два: а вальс имеет фехдольныи размер: и считать надо: раз, два, три.
Так как такты по количеству долей могут быть самыми разнообразными и на каждую долю такта может приходиться лобая нота по длительности, то для ясности в музыкальных произведениях при ключе выставляют счет, который обозначается двумя цифрами:
двух- трехдольныи дольныи четырехдольныи
Нижняя цифра указывает; какая длительность приходится на каждую из долей такта, а верхняя - сколько надо считать. Счет на 4 иногда обозначается буквой С, а перечеркнутая буква S обозначает, что музыкальное произведение исполняется в два раза быстрее; чем при обозначении С .
Примечание: эти обозначения применяются на нотном стане
После того как вы внюительно проработали теоретическую часть и усвоили нотную запись: запомнив названия нот и местонахождение их: метрическое деление и ритм: можно переити к практическому освоению инструмента.
Њ\СТРОЙКА ГИТАРЫ
Прежде чем играть на гитаре: её надо очень тщательно настроить. Начинать настройку следует от 1 струны: то есть от самой тонкой. Первая струна по своему звучанию должна соответствовать звуку МИ первой октавы. Чтобы получить этот звук, надо воспользоваться епиано или камертоном ЛЯ Камертон — раздвоенная стальная пластинка: которая при ударе о какой либо предмет издаёт звук ЛЯ путём натяжения или ослабления: при чем пальцем правой руки надо ударять по этой струне: чтобы слышать ее звучание. Когда струна будет звучать в унисон (одинаково) с камертоном или фортепиано: значит: она настроена. Если отпустить палец левой руки и ударить пальцем правой руки по первой струне; то она будет соответствовать звуку МИ.
существуют различные виды камертонов и настройщиков. В том числе и электронные приборы для настройки инструментов.
(2) струна настраивается по 1 : надо прижать 2 струну на пятом ладу и довести ее до одинакового звучания с l_ Когда она зазвучит в унисон с 1: значит: она настроена.
(З) струна настраивается по 2 по такому же принципу, только ее следует прижимать на четвертом ладу.
(4) струна настраивается по З: надо 4 струну прижать на пятом ладу и довести ее до одинакового звучанияс
(5) струна настраивается по 4: и S струну надо прижать на пятом ладу и довести ее до одинакового звучания с 4_
(б) с»уна настраивается по S так же, как S по 4 : то есть ее прижимать надо на пятом ладу
Кратко о настройке гитары можно сказать следу-юшее:
1 струна настраивается по камертону или фортепиано,
2 струна, прижатая на 5-м ладу, настраивается в унисон с 1,
З струна: прижатая на 4-м ладу: настраивается в унисон со 2 :
4 струна: прижатая на 5-м ладу: настраивается в унисон с З
5 струна, прижатая на 5-м ладу: настраивается в унисон с 4 : 6 струна, прижатая на 5-м ладу: настраивается в унисон с 5.
В дальнейшем гитару следует настраивать по слуху.
Примечание: Если при настройке гитары нет камертона или другого инструмента, по которому определяется зњчание первой струны, надо первую струну натянуть так, чтобы она издавала довольно высокий звук и не дребезжала, а по неи уже возможно настроить остальные струны.
Таким образом: открытые (не прижатые) струны гитары после настройки соответствуют следующим звукам:
МИ (Е), СИ СОЛЬ РЕ (Т, ЛЯ МИ (Е)
ПОСАДКА
Когда гитара настроена: играющий должен сесть на стул: левуюногу поставить на подставку высотой в 10-12 см., кузов гитары выемкой положить на левое колено.
Гриф должен быть приподнят так: чтобы головка его была на одном уровне с плечом. Правую ногу надо отклонить в сторону: так как она не поддерживает инструмент. Нижняя дека прижимается к груди. Верхняя дека по отношению к полу находится в вертикальном положении, Гитара в руках играющего должна быть очень устойчива.
Рис. 1. Как держать гитару
ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ
Правая рука Долмсна извлекать звук и в то же время придерживать инструмент.
Звук извлекается по средством щипка или удара по струнам кончиками пальцев. Большой палец производит щипок от себя. а остальные три пальца- ж себе. Верхняя часть предплечья (у локтя) кладется на ребро нижней части инструмента: кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. При извлечении звука кисть должна быть неподвижна: но не должна напрягаться. Пальцы также находятся в полусогнутом положении, и кончики их извлекают звук у нижней части звуковой розетки. Условные обозначения пальцев правой pvkH (аппликатура):
больш ой палец указательный палец или 1. средний палец т или 2 безымянный палец а или З.
Рис. 2. Положение кисти и пальцев при звукоизвлечении
4
ПОСТАНОВКА иВОЙ РУКИ
Во время игры на гитаре пальцы левой руки дошкны быть в согнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами: кроме баррэ : пальцы в суставах не прогибать за исключением указательного пальца: которыипрогибается: когд прњюпмает одновременно две или три струны. Большой палец струн не прижимает: он служит опорой для четырех пальцев: прижимающих струны: поэто,ч• он не долженбыть вида из-под грифа Струны надо прњкъшать около металлических пластинок но не сдвигать их в сторону Ногти должны быть коротко шлрњ-ке}-н
Условные обозначения пальцев левой (алдтижтџра)
Указательный
Средний 2
Безымянный -3
Мизинец 4
Рис. З О приеме баррз будет сказано дальше.
Рис. 4,5. Постановка левой руки
ДВИЖЕНИЕ ГИЛЬЦЕВ ПРИ ИГРЕ
Если начинающий гитарист с первьгю же упражнений усвоит правњльные приемы, это послужит ему хорошей основой для дальнейшего развития техники обеих рук. Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Их напряженность не должна быть постоянной. Как только появляются первые признаки утомления, нужно делать небольшой перерыв в занятиях и прибегать к простому и действенному средству - опусканию вниз руки. Частое механическое (бессознательное) повторение какогонибудь упражнения может принести только вред.
Пальцы правой руки заставляют звучать струну посредством ударов. Важной предпосылкой является свое собственное представление (ощущение) тона, который должен возникнуть как результат, правњльного движения пальцев. норм удара не существует: звук всегда будет иметь индивидуальную окраску Очень многое зависит, конечно, и от инструмента, от выбора струн и т. д.
Приготовленный для удара палец Должен находиться вертикально по отношению к струне, при таком положении соприкосновение придает большую силу удару, делая звук звенящим и богатым обертонами. Таким образом, правњльность удара зависит от положения руки по отношению к струнам Каждый перегиб сустава руки вызывает застой кровообращения Непринужденность тут является правилом
В результате неправильной постановки и неправильного удара инструмент звучит тускло не интересно
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА
Прежде чем говорить о способе извлечения звука, необходимо сказать несколько слов об особенностях каждого из пальцев. Самый сњльный, но неповоротливый палец - это большой. Наиболее ловкий - первый (указательный палец); второй палец, будучи самым длинным, больше других связан в своих движениях вследствие того, что он зависит от третьего пальца, а также из-за своего положения между первым и третьим пальцами. Это очень часто лишает его свободы при игре. Третий палец (безымянный) слабыйи менее ПОдВИЖНЫЙ. Четвертый палец (мизинец), самый короткий и слабый, почти не участвует в игре,
за исключением редких случаев.
Работая над техникой игры на гитаре, следует стремиться, чтобы все пальцы были ловкими и подвижными.
Звук на гитаре извлекается посредством удара пе струнам кончиками пальцев правой руки. Сила удара исходит от третьего сустава.
Извлекать звук на струне возможно от подставки и до грифа. Если мы будем извлекать звукс одинаковой сплой, начиная от подставки и постепенно передригая руку к грифу: то тембр инструмента заметно изменится. Отрезок: на котором возможно
извлекать звуки, можно схематично разграничить на три части: верхняя (у грифа - верхняя часть звуковой розетки), средняя (у нижней части звуковой розетки), нижняя (у подставки).
В этих точках инструмент будет звучать с разной силой и разными тембрами. В верхней части (у грифа) сила звука тихая: тембр - мягкий_ Самое сильное и №кое звучание инструмента - в середине (у нижней части звуковойрозетки)_ Здесь в основном и извлекаются звуки.
В нижней части (у подставки ) инструмент звучит довольно сильно и резко.
В ерхней и нижней частью пользуются для изменения тембра. Например: Е музыка,љном произведетти молт встретться две одинаковые фразы. Чтобы звучание одной фразы отличалсн:ь от другой: нужно перемеюпъ тембр, то есть одну фразу сыграть в верхней части: а другую - в нижней. В дальнейшем музыкант сам должен почувствовать: где и как применять рахтичные те—_
Рис. б. Отрезок, на котором можно извлекать звук
скла звука н тембр меняются в зависимости от передвижения руки н касания пальцев струн в разных точках. Например, если коснуться одной струны в разных точках, она будет звучать неровно по СЊЛе звука и по тембру.
Рис. 7. Правильное положение пальцев при игре Рис. 8. Неправильное положение пальцев
Чтобы звуки получились ровными и яркими, нужно помнить:
1. Удары пальцев i. т.а по одной струне следует сосредоточивать в одной точке.
Чем меньше задерживаются пальцы на струнах во враж удара, тем сильнее и ярче звучит инструмент. Направление движения пальцев
„к себе“ ( указательный, средний и безымянный) и „от себя“ (большойпалец) должно составлять приблизительно уголв 45 по отношению к струнам. Направление движения Расположение большого пальца (от себя) пальцев а, т,*
Существуют два основных способа извлечения звука:
1. Ногтевой способ: когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки.
Первый способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн: и почти одновременно струна скользит на ноготь: который и заставляет струну звучать. От такого удара звук получается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти должны быть не Х.тиннее; чем на 1 5-2 мм над уровнем подушечки пальцев; иметь псиукрутлую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук кончиком подушечки.
Так как ногти на пальцах все время растут: то за ними нужно следить, придавая им одну и ту же форму: размер и ни в коем случае не допуская шероховатостеи - все это отражается на звуке.
Второй способ извлечения мука состоит Е том, что кончики пальцев правой руки при ударе касаются струи только подушечками пальцев: без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются: так как инструмент звучит гораздо тише: чем при ногтевом способе
Если извлекать звук только мякотью пальцев: то ногти: разумеется: должны быть коротко острижены.
Для игры на гитаре надо овладеть двумя приемами: так как они являются основными в гитарной технике:
1-й п р и е м. Удары указательного: среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз: то есть по направлению к деке.
2-й п р и е м. Удары указательного: среднего и безымянного пальцев: направленные снизу вверх, то есть от деки.
Удары пальцев правой руки: направленные сверху вниз и снизу вверх: должны быть примерно под углом 45 с по отношению к деке.
Каждый из этих приемов мы рассмотрим отдельно.
1-й при ем. Удар по струне каждого пальца: направленный сверху вниз: состоит из трех моментов:
а) подготовительныи момент - палец над струнои в полусогнутом положении;
Б) удар кончиком пальца по струне: причем сила удара исходит от третьего сустава пальца; после удара палец останавливается на соседней струне: опираясь на нее в том же положении: как во время удара, и затем снов а принимает положение подготовительного момента.
Этим приемом нужно псиьзоваться в тех случаях: когда все пальцы извлекают звуки поочередно. Извлечь несколько звуков одновременно этим приемом невозможно: поэтому в таких случаях следует применять 2-й прием.
2-й пр и е м. Удар по одной или нескольким струнам: направленный снизу вверх. Этот прием состоит из двух моментов: подготовительныи момент: пальцы над струнами в полусогнутом положении так же: как в первом приеме;
б) удар по одной или нескольким струнам; сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении: после чего опять занимают подготовительныи момент.
Этим приемом следует пользоваться в тех случаях: когда берутся несколько звуков одновременно: а также при всех видах арпещкио_ Большой палец извлекает звук так же, как и в первом случае
Примечание: Обычно гитаристы-любители во всех случаях польтются только 2-м приемом „снизу вверх“. Это неправильно, и вот почему: если исполнить мелодию 2-м приемом, когда пальцы правой руки извлекают звук приемом „снизу вверх“ , то она не будет иметь такой звучностп п выразптиьностп, как прп 1-м приеме -,.сверху вниз“ .
Этими двумя приемами нужно овладеть в совершенстве и применять их, как уже было сказано раньше.
ОБЩПЕ ЗАМЕЧМ--ПШ
Обучающийся с самого начала занятий на гитаре должен обратить самое серьезное внимание на посадку, а таюке на постановку правой левой рук, причем необходимо строго следить за тем, чтобы не было напряжения в руках во всем корпусе. Следует обратить внимание на то, чтобы во время исполнения пальцы обеих рук сохраняли полукруглую форму, были параллельны между собой п собраны все вместе.
После того как гитара настроена, надо проиграть упражнения на открытых струнах, тщательно следя за правой рукой. Упражнения надо играть со счетом. Считать надо очень ровно. Правая рука не должна напрягаться в кисти. Каждое из этИх упражнений играть до тех пор, пока исполнение пх не станет совершенно свободным п легким.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.