Методические рекомендации к уроку
Тема урока "Способы задания
зависимостей между величинами: аналитический
(с помощью формулы), табличный, графический"
Цели обучения:
6.5.2.5
решать задачи на зависимость между величинами;
6.5.2.6
знать способы задания зависимостей между величинами;
6.5.2.7
записывать формулу зависимости по её описанию;
6.5.2.8
составлять таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;
6.5.2.9
строить графики зависимостей, заданных формулой и таблицей;
Критерии оценивания
Учащиеся:
– приводят примеры зависимостей между величинами;
– знают способы задания зависимостей между величинами;
– записывают формулу зависимости по её описанию;
– составляют таблицу для зависимостей, заданных формулой или графиком;
– строют графики зависимостей, заданных формулой и таблицей;
– используя графики реальных процессов находят и исследуют зависимости между величинами;
– распознают прямо пропорциональные зависимости;
– знают формулу и строят график прямой пропорциональности;
– записывают формулу прямой пропорциональности по описанию;
– интерпретируют графики реальных зависимостей между прямо пропорциональными величинами.
Теоретический материал:
Зависимостью называется связь между двумя величинами, при которой изменение одной из них вызывает изменение другой.
Существует три способа моделирования величин: формула, табличный и графический
Формула более универсальна; имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить домашнее задание:
Совместно с учащимися определить тему и цели урока, "зону ближайшего развития".
Актуализация опорных знаний. Выполнить следующие задания.
Приложение 1.
Запишите формулу зависимости между величинами:
1) производительностью принтера и временем распечатывания на нем 1000 страниц;
2) стоимостью товара, купленного по 750 тг за килограмм и его количеством;
3) длиной и шириной прямоугольника, площадь которого равна 96 м2 ;
4) периметром квадрата и длиной его стороны.
Работа с классом. Сформировать у учащихся представление о содержании понятия «график зависимости», сформировать умение «читать таблицы и выполнять построение графиков простых зависимостей по данным, размещенным в таблице.
Приложение 2.
Задание 1. На координатной плоскости построена линия (см. рис.):
а) Найдите на этой линии
точку, абсцисса которой -3;
б) Найдите точку, ордината которой 0;
в) При каких значениях х ордината у имеет наибольшее (наименьшее) значение?
Задания 2. Пользуясь графиком движения всадника, определите:
1)
Сколько часов всадник был в пути?
2) Какова продолжительность каждой остановки?
3) Какова скорость движения всадника на обратном пути?
4) Какое расстояние проскакал всадник за первые 5 часов?
Задание 3. Температуру измеряли в течение суток через каждые 2 часа. По результатам измерений составили таблицу.
Время суток час |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
Температура °С |
5 |
2 |
0 |
-3 |
-4 |
-2 |
2 |
6 |
8 |
5 |
4 |
3 |
3 |
Ответьте:
1) Какова была температура в 6, 16, 24 ч?
2) В котором часу температура была 3°С, 2°С, 8°С?
3) Постройте систему координат, на оси абсцисс отметить значение времени, а на оси ординат – температуру.
4) Отметьте следующие точки: (0, 5), (2, 2), (4, 0), (6, -3), (8, -4), (10, -2), (12, 2), (14, 6), (16, 8), (18, 5), (20, 4), (22, 3), (24, 3).
5) Соедините точки непрерывной линией.
Так мы получили линию, которую будем называть графиком температуры.
Задание 4. Велосипедист двигался с постоянной скоростью 20 км/ч. Изобразить график этого движения.
1) Запишите формулу пути велосипедиста (s =20t, s = vt, где v = 20 км/ч)
2) Найдите расстояние, которое преодолел велосипедист, за t=1 ч, 2 ч, 3 ч, 4 ч, 5 ч, и запишем эти числа в таблицу:
Время, ч |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расстояние, км |
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
3) На оси абсцисс отложите значения времени (1 клетка - 1 ч), на оси ординат - расстояние (1 клетка - 20 км)
4) На координатной плоскости обозначьте точки, координаты которых являются соответствующими значениями из таблицы.
5) Проведите через точки линию.
Получен график движения велосипедиста.
Сделать вывод: как построить график любой зависимости, заданной в виде таблицы или формулой?
Учащиеся делать выводы, записывают в тетрадь.
1. Найти пары соответствующих значений двух величин.
2. Построить в системе координат точки, координаты которых являются соответствующими значениями двух переменных величин.
3. Совместите полученные точки линией - получили искомый график.
Групповая работа. Для выполнения упражнений разделите учащихся на малые группы, для того чтобы они обсудили задание и выполнили его совместно. При выполнении задания учащиеся анализируют условие, в ходе обсуждения развивают математическую речь, самостоятельно принимают решение, развивают навыки работы в команде.
Приложение 3.
Задание 1. Постройте график температуры по данным таблицы:
Время, ч |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Температура, °С |
4 |
2 |
-1 |
-2 |
-3 |
-3 |
-1 |
-1 |
Задание 2.Постройте график движения по таблице:
Время, ч |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расстояние от начального пункта, км |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
3. Средняя месячная температура воздуха, °С:
Город |
Месяца |
|||||||||||
И |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII |
IX |
X |
XI |
XII |
|
Караганда |
-15 |
-13 |
-7 |
3 |
10 |
16 |
18 |
16 |
9 |
2 |
-7 |
-12 |
Астана |
-11 |
-10 |
-5 |
4 |
13 |
17 |
19 |
17 |
11 |
4 |
-3 |
-8 |
Тараз |
-7 |
-6 |
-2 |
5 |
13 |
16 |
18 |
16 |
12 |
6 |
0 |
-5 |
Алматы |
-5 |
-7 |
0 |
9 |
11 |
20 |
23 |
22 |
16 |
9 |
3 |
-4 |
Постройте график среднемесячных температур для каждого города.
(Указание. По оси Ох откладывайте время, приняв один единичный отрезок за один месяц, а по оси Оу откладывайте значения температуры, приняв за единичный отрезок 3°С.)
Наблюдайте за работой учащихся, если необходимо корректируйте их деятельность. По окончании времени каждая группа представляет свою работу классу.
Беседа. Рефлексия. «Рефлексивный ринг»
Сегодня я узнал… Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось… Было трудно…
Я смог … Я понял, что…
Я теперь могу…
Меня удивило… Мне захотелось…
Обязательное домашнее задание по целям обучения 6.5.2.5, 6.5.2.7 и 6.5.2.9
по теме: «Способы задания зависимостей между величинами: аналитический (с помощью формулы), табличный, графический» предполагает количество заданий, на выполнение которых учащиеся должны затрачивать не более 15-20 минут. Задания для выполнения дома рекомендуем дифференцировать по уровню сложности, включая задания на анализ, синтез и оценку.
На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных парах На уроке предусмотрена дифференциация в виде работы в разнородных парах (разного уровня обучаемости).
Предусмотрена взаимопроверка по ключу, в ходе которой оценивается умение учеников применять теоретические знания. В ходе групповой деятельности при выполнении задании оцениваются умение находить результат, а также решать задания по теме, опираясь на понятие и свойства, изученные на данном уроке и прошлый опыт.
Запланированы виды деятельности на уроке, способствующие передвижению учащихся по классу, поэтому необходимо обеспечить безопасность. Следить за осанкой учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.