Рабочая программа по физической культуре 6 класс. (базовый уровень к учебному комплексу 1-11 классов» В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград: Учитель, 2016 г 102 часа в год 3 часа в неделю. ) Содержит: пояснительную записку , требования к уровню подготовки учащихся , содержание учебного процесса и календарно - тематическое планирование.
Рабочая программа
попредмету « Физическая культура»
6 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического
воспитания учащихся 5 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград: Учитель, 2016 г. и
реализуется через учебнометодические комплекты по физической культуре для учащихся 57 классов
В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.Я. Виленский и др.
Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 3 часа в
неделю, 102 часа в год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
являются следующие умения:
— управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе
занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям;
иметь красивую (правильную) осанку, уметь её длительно сохранять при разнообразных формах
движений и передвижений.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
— осознание необходимости обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
— способность видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способ их исправления.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
являются следующие умения:
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела),
развития основных физических качеств;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
— умение подавать строевые команды, вести счёт при выполнении общеразвивающих
упражнений.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая
культура» в 6 классе:
Ученик научится:
2рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы
ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью,
формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе
совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью
особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями,
определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и
учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой,
спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга,
укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных
особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению
здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать
особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать
их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе
самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо
освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в
условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику
последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных
физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
3 характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в
становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов
Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,
великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем
организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной
направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической
подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега,
лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов
оздоровительного массажа;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся
индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных
способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурноспортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»;
выполнять техникотактические действия национальных видов спорта;
демонстрировать физические способности:
Физические
способности
Контрольное
упражнение
(тест)
Скоростные
Бег 30 м, с
Скоростносиловые
Прыжки в длину с
места,см
Вынослиность
6минутный бег,м
Координации
Челночный
3х10 м,с
бег
гибкость
силовые
Наклон вперед из
положения сидя,см
Подтягивание:на
высокой
Возраст
мальчики
девочки
11
12
13
11
12
13
11
12
13
11
12
13
11
12
13
11
12
Низкий
6,3 и ниже
6,0
5,9
140 и ниже
145
150
Средний
6,15,5
5,85,4
5,65,2
160180
165180
170190
высокий
5,0 и меньше
4,9
4,8
195 и выше
200
205
низкий
6,4 и выше
6,3
6,2
130 и ниже
135
140
средний
6,35,7
6,25,5
6,05,4
150175
155175
160180
высокий
5,1 и ниже
5,0
5,0
185 и выше
190
200
900 и меньше
950
1000
9,7 и выше
9,3
9,3
2 и ниже
2
2
1
1
1000
1100
1100
1200
1150
1250
9,38,8
9,08,6
9,08,6
68
68
57
45
46
1300 и выш
1350
1400
700 и ниже
750
800
8501000
9001050
9501100
1100 и выше
1150
1200
8,5 и ниже
8,3
8,3
10,1 и выше
10,0
10,0
9,79,3
9,69,1
9,59,0
8,9 и ниже
8.8
8,7
10 и выше
10
9
6 и выше
7
4 и ниже
5
6
810
911
1012
15 и выше
16
18
4перекладине
из
виса(мальчики),кол
во раз;на низкой
перекладине
из
виса
лежа(девочки),кол
–во раз
13
1
56
8
11
12
13
4 и ниже
4
5
1014
1115
1215
19 и выше
20
19
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями,
определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень
физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя,
учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов
спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Контроль результатов освоения предмета
Система оценивания учащихся.
Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные
показатели.
Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным
материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно
оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий
физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, способствует приобщение каждого
школьника к ценностям физической культуры.
К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической
подготовленности (развитие основных физических качеств способностей).
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических
способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и
итоговый.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе,
оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и
нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня
достижений учащихся и сформированной качественных универсальных способностей. Особое
внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и
интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные
темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля.
1. Знания о физической культуре
5Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и
физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Освоение тем: спортивные игры, гимнастика с элементами акробатики, лыжная подготовка,
легкая атлетика, баскетбол, плавание.
1. Легкая атлетика
ТБ на уроках легкой атлетики.
Высокий старт, бег с ускорением 1015м, развитие скоростных качеств, эстафеты.
Специальные легкоатлетические упражнения. Влияние легкоатлетических упражнений на
здоровье. Ускорение на 5060м. Финиширование. Совершенствование ранее изученного
материала. Учетбег на результат 60м.
Метание малого мяча на технику, в цель и на дальность. Специальные упражнения. ОРУ,
развитие скоростносиловых качеств. Бег в равномерном темпе. Бег 1000м без учета времени.
Бег по пересеченной местности 12 мин. Бег в гору. Прыжки в длину с места.
Учетный урок: метание мяча на дальность, бег в равномерном темпе 12 мин.
2. Спортивные игры. Волейбол.
ТБ на уроках по волейболу.
Стойка игрока, техника верхней передачи мяча двумя руками, работа в парах. Прием мяча
двумя руками снизу. Нижняя прямая подача мяча. Правила игры. Учебная игра. Учетные
уроки: передача мяча в парах, нижняя прямая подача, прием и передача двумя руками снизу.
3. Гимнастика.
ТБ на уроках гимнастики.
Строевые упражнения, ОРУ без предметов на месте, вис согнувшись, вис прогнувшись
( мальчики), смешанные висы (девочки). Подтягивание в висе. Развитие силовых способностей.
Подводящие упражнения к опорным прыжкам. Кувырок вперед, кувырок назад, стойка на
лопатках. Развитие координации.
4. Лыжная подготовка.
ТБ на уроках по лыжной подготовке. Теория (все виды лыжных ходов, где и когда
используются). Попеременный двухшажный ход. Одновременный безшажный ход. Подъем
«полуелочкой» и попеременный двухшажный ход. Учетный урок: попеременный двухшажный
ход, подъем в гору на технику.
5. Баскетбол.
ТБ на уроках спортивных игр. Стока и передвижение игрока. Правила игры. Ведение и
передачи мяча. Броски мяча из разных положений. Специальные упражнения. Игра в мини
баскетбол. Остановка прыжком. Терминология баскетбола. Вырывание и выбивание мяча,
развитие координационных качеств. Учетные уроки техника броска мяча одной рукой,
техники стойки и передвижения игрока, техника ведения мяча с изменением направления.
Объем курса физической культуры и виды учебной работы
Виды учебной работы
Всего
часов
6Основы знаний по физической
культуре
Лёгкая атлетика
Спортивные игры (волейбол)
Спортивные игры (баскетбол)
Гимнастика
Лыжная подготовка
ИТОГО:
В процессе
урока
30
18
18
18
18
102
7№
урока
Наименования разделов и тем
Элементы содержания
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту
Лёгкая атлетика – 16 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Спортивные игры (волейбол) – 11 часов25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Гимнастика с основами акробатики – 21час
Лыжная подготовка – 21 час
953.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
Спортивные игры (баскетбол) – 9 часов
1082.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
Лёгкая атлетика – 12 часов
ИТОГО
102 часов
11