7 класс Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

  • doc
  • 02.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7 класс СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ.doc

Тема:  «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел,    полученных при измерении».

Задачи: 

 - Закрепить правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении;

 - Развивать логическое мышление, на основе решения примеров данного вида, развивать            математическую речь;

- Воспитывать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация к уроку, ключ для проверки д/з, индивидуальные карточки, справочник по математике, учебник «Математика 7 класс, Т.В. Алышева, Москва, «Просвещение», 2005г.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных и письменных упражнений).

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (упражнения, задача, примеры).

 

Ход урока

I.Орг. момент.

Здравствуйте ребята.

1. Релаксационная пауза. (стоя)

-Сложите ваши ладони вместе, поднесите их к губам, мысленно вложите в ладони свое добро. А теперь поделитесь своим  добром с соседом и улыбнитесь друг другу, ведь как говорят, от улыбки станет всем теплей.

2. Проверка готовности к уроку.

-На партах у вас учебники, тетрадь, ручка, лист самооценки.

3. Критерии оценивания.

-на уроке вы будете оценивать себя сами и заработанный балл выставлять в соответствующую графу.

(рассмотреть лист самооценки)

-Сначала оцените свое настроение по 5-ти бальной шкале, и поставьте соответствующий балл в графу «Настроение» на начало урока. В дальнейшем работу на уроке вы будете оценивать по 2-х балльной шкале. Если работа на данном этапе выполнена: верно - 2б., допустил ошибку – 1б., не верно – 0б.

На уроке мы будем выполнять разные виды работ: и по карточкам, и у доски, и в парах, и за каждый вид работ вы будете себя оценивать. В конце урока мы подсчитаем общее количество баллов, и определим какую оценку вы заработали за урок.

IIАктуализация опорных знаний.

С. 97 № 315(2) 1 гр.- 1,2 столбик

                         2 гр.- 6 примеров

                         3 гр.- 1 столбик.

1. Целевая установка.

-Ребята, прочитайте пословицы и выберите из них 1, которая вам понравилась больше всего.

·     Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.

·     Без муки нет науки.

·     Была бы охота, заладится всякая работа.

·     Математика – гимнастика ума.

-Скажите, почему вы выбрали именно эту пословицу? Чем она вам понравилась? В чем ее смысл?

А я хотела бы обратить ваше внимание на последнюю пословицу. Математика – гимнастика для ума потому, что она учит наблюдать, думать, делать выводы, «приводить ум в порядок». И мы сегодня постараемся привести в порядок то, что уже знаем, и к концу урока разложить по полочкам.

2. Решение задачи.

-Послушайте одну веселую задачку:

    Во время каникул Федя Печкин проводил различные измерения. Догадайтесь, в каких мерах он измерил следующие величины.

«Стоимость тетради- 3___; продолжительность мультфильма- 20 ___;

масса кота - 4___; расстояние между деревней и городом - 50___; высота комнаты – 3___; масса 2 мешков картошки-1__».

-Какие вы еще знаете величины?

 Предлагаю вспомнить соотношение мер:

1м = …см; 1кг=…г;  1р.=…к.;  1см=…мм...

III Определение темы и цели урока.

1. -Как вы думаете, почему я взяла задания именно с числами, поученными при измерении величин?

-И мы уже, что умеем делать с этими числами?

    А в дальнейшем мы будем еще выполнять действия умножения и деления с такими числами. Но это будет на следующих уроках.

А тема сегодняшнего урока звучит: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин».

-Так как это уже не 1 урок по данной теме, какую мы можем поставить перед собой сегодня на уроке цель?

Определим задачи:

- решать примеры и задачи на + и – чисел, полученных при измерении;

- развивать математическую речь;

- учиться оценивать себя самостоятельно.

2. Мотивационный блок.

Сегодня на уроке мы будем закреплять правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении.

-А для чего нам необходимы эти знания?

-Какие знания нам необходимы, чтобы грамотно выполнить  сложение и вычитание именованных чисел?

Кто не знает наизусть таблицу соотношения мер, может воспользоваться справочником по математике.

IV Закрепление и обобщение изученного материала.

 В тетради число, классная работа, тема.

1.Работа с тренажером. (даны 2 примера)

5 м.7 см. + 4 м. 8 см.=

5 р. 7 к.- 4р. 8к.=

-Какое действие используется в примерах?

-Как называются числа при сложении и вычитании?

Решите примеры.

Расскажите алгоритм решения примеров.

Действия с числами, полученными при  измерении.

1.   Определить, каково соотношение крупных и мелких мер.

2.   Проверим, есть ли пропущенные разряды.

3.   Складываем и вычитаем числа одного наименования.

4.   Выполним действие в столбик.

5.   Заменим мелкие меры крупными.

6.     Задача.

Вася Булкин купил ель высотой 1м 75см, а Федя Печкин – высотой 2м. На сколько см ель Феди выше, чем ель Васи?

-О чем говорится в задаче?

-Известно, какой высоты ель купил Вася?

-Известно, какой высоты купил ель Федя?

-Что нужно узнать?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Каким действием?

Приступаем к решению (краткая запись на слайде, решение записывают на доске).

Вывод:

-Чтобы найти, насколько 1 число больше другого, какое действие нужно выполнить?

Кстати, мы даже не задумываемся, что приносим вред природе, стремясь украсить дом именно живой елкой на какие-то пару недель. А ель за 1 год вырастает всего на 15см и чтобы вырасти высотой 2м пройдет больше 13 лет.

3. Физминутка.

Всем знакомый Федя Печкин приготовил  физминутку. Сейчас он с нами ее проведет.

4. Работа по учебнику.

с. 99  №325(2)

400р.- (15р.82к.+9р.59к.)- 8р.93к.=

1ученик.

- Определяем, каково соотношение крупных и мелких  мер.(1: 100)

-Начинаем выполнять 1 действие в скобках. Записываем 1 сл. и 2 сл., так как они даны в учебнике.

-Находим сумму, начиная сложение с меньших единиц измерения.

15р.82к.+9р.59к=24р. 141к. ( мелкие меры выражаем в крупные)= 25р 41к.

2ученик.

-Во втором действии находим разность чисел:

400р.- 25р.41к.=

-В уменьшаемом нет мелких мер, занимаем 1р.и заменяем его мелкими единицами(100к)

-Вычитание выполняем так же, как многозначных чисел.

Действия с числами, полученными при  измерении.

1.     Определить, каково соотношение крупных и мелких мер.

2.     Проверим, есть ли пропущенные разряды.

3.     Вычитаем числа одного наименования.

4.     Выполним действие в столбик.

3ученик.

- В третьем действии находим разность чисел:

374р.59к.- 8р.93к.=

- В уменьшаемом копеек меньше, чем в вычитаемом, занимаем 1р. и заменяем его мелкими единицами.

-Вычитание выполняем так же, как многозначных чисел.

 Итог этапа

- Что мы делали на данном этапе?

- Во сколько действий мы решали пример?

- Какие алгоритмы мы применяли?

5.Работа по индивидуальным карточкам.

Сейчас вы будете выполнять задание на карточках, но эти карточки с секретом.

(1 и тот же прим. дается нескольким  учащимся)

10км786м - 9км726м

= 1км 060м

= 1 верста

4км237м + 3км231м

= 7км 468м

= 1 миля

1м - 29см

= 71см

= 1 аршин

2м + 13см

= 2м 13см

= 1 сажень

 

 

 

 

 

 

 

-У кого был 1 пример? Сколько получилось? (спросить неск. учеников, затем показать правильный ответ-2 столбик и.т.д. Затем показать таблицу старинных мер -3столбик).

-Ребята, как вы думаете, что это?

Мы до сих пор пользуемся пословицами со старинными мерами:

·     За версту видать.

·     Косая сажень в плечах.

-Как вы понимаете смысл пословиц?

Выставление баллов в лист самооценки.

V Подведение итогов.

Наступило время подвести итоги нашей работы.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Какую цель ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

- Еще раз вспомните, как надо выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении? Восстановите правило сложения и вычитания именованных чисел.

Чтобы сложить или вычесть числа, полученные при измерении с двумя мерами, нужно записывать меру под соответствующей мерой. Действия надо начинать выполнять с более мелких мер.

   Наши знания мы разложим по полочкам.

VI Дополнительное задание.  (с объяснением)

С. 98 № 318

1 группа - 1,2 столбик

2 группа – 2 столбик

3 группа – 1 столбик

VII. Рефлексия.

-Что вам понравилось больше всего на уроке?

-Что вызвало затруднение?

-Что нового узнали?

 Молодцы. А теперь, пожалуйста, встаньте, снова повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Я говорю вам: «Спасибо за хорошую работу на уроке».

 


Скачано с www.znanio.ru