Урок развития речи 7 класс
по картине Е.Широкова «Друзья»
7 класс
Цели урока:
- подготовить учащихся к описанию человека и животного изображенных на
картине;
- закрепить умения использовать деепричастиями и наречиями в своей речи;
- собрать материал для написания сочинения по картине;
- Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения
замысла художника.
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация к уроку, опорный конспект.
ХОД УРОКА
Рассказ о художнике
- Евгений Николаевич Широков (род. 28.03.1931) народный художник
СССР, один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского
реалистического искусства II пол. XX века. Награжден орденами «Знак
почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979),
медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного
Совета РСФСР(1973).Слайд 2
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе
в главной сокровищнице национального искусства - Государственной
Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за
рубежом.
Имя Широкова, особенно в 1960-1980-е годы, было окутано легендами,
являлось одним из наиболее ярких художественных символов Перми. Его
работы с нетерпение ждали, они всегда вызывали заинтересованную реакцию
у зрителей, художников, искусствоведов.
Для произведений Е. Широкова характерна мощная пластика, продуманность,
прочувствованность, глубина психологических характеристик. Слайд 3
У него были свои постоянные зрители, многочисленные и преданные
почитатели.
В Перми Широков оказался первым художником, который своей позицией и
творчеством смог заставить и власть, и общество всерьез заговорить об
изобразительном искусстве. Среди пермских художников он имеет самое
большое количество публикаций в центральной прессе, уже не говоря о
местной и региональной.
У Евгения Николаевича есть ученики: с 1993 года он - профессор отделения
живописи факультета искусств Пермского государственного института
искусств и культуры.
Широков - Почетный гражданин Перми (1998) и Пермской области (1999). С
полным основанием можно утверждать, что у Широкова счастливая
творческая судьба.
- Эпиграфом к сочинению я предлагаю предложение из стихотворение
И.Тургенева «Собака». Читаем текст, с учениками выбираем наиболее
подходящее для описания чувств, которые возникают при просмотре
полотна: Слайд 4 «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не
понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что
между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и
светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется
пугливо к другой».
-Перед нами картина Е.Широкова «Друзья». Слайд 5
О том, что у собаки и человека отношения особые, и говорить не стоит.
Сколько фильмов снято про мальчиков и собак! Но они не идут ни в какое
сравнение с полотном Широкова, в его реалистичностью и необычностью.
Художник на подсознательном уровне пытается донести до нас, что животное
может выслушать и облегчить страдания, всегда будет рядом и никогда не
предаст.
Беседа по картине: (ведем черновик с основными тезисами, выбираем
главное)
- Кто изображен на полотне?
На картине мальчик из 20 века, одетый в синюю футболку, темно-синие
штаны и сандалии.
Свою собаку он просто обожает, да и она в восторге от прикосновений
хозяина и его присутствия. Черная лоснящаяся шерсть, ухоженная, словно
шелковая, передает всю любовь мальчика к домашнему животному. Его
породу сложно назвать, но это не так важно, ведь глядя в его умные глаза, мы
замечаем, что помимо красоты они светятся умом и здоровьем.
А еще у этого животного очень забавные лапки, словно одеты в элегантные
белые носочки. Голова, лежащая на них занимает практически весь передний
план картины. В добрых глазах-бусинках читается понимание проблем его
ближайшего друга. Одно ухо приподнято, видно, что животное внимательно
слушает мальчика, стараясь не пропустить ни одного его слова.
- Можем ли мы понять по внешнему виду мальчика, какое у него
настроение?
И пес, и хозяин грустны. Но первый переживает о печалях человека, а не о
своих. Животные могут слушать, понимать и сочувствовать – вот что зритель
видит на полотне. И в этом заключается их преданная дружба человеку.
Скорее всего, мальчик рассказал ей что-то печальное из своей жизни. Собака
загрустила вместе с ним, приняла его эмоции, как свои. Мы можем только
догадываться, что произошло со школьником на самом деле: друзья не
позвали его гулять, получил он «двойку» или был наказан родителями за проступок. Видно только одно – в жизни этого ребенка произошла
несправедливость, спасти от которой может только общение с животным.
Расположение героев полотна относительно друг другу, практически
одинаковое выражение глаз передают самые теплые, искренние и дружеские
чувства. Собака для мальчика – не просто домашний питомец, а друг,
благодарный слушатель и советчик. И, здесь вы можете смело вспоминать
Тургенева, сказавшего о том, что в животном и человеке «одна и та же
жизнь».
- Что изображено на заднем плане картины?
Примечательно, что задний фон картины художник четко не выписывает.
Размытые стены – вот то, что окружает друзей. Но если посмотреть на чем
они сидят, то зрители нисколько не удивится. Это собачья подстилка. Не
кровать, не пол, и не кресло. Скорее всего, животное даже и не знало об
обидах, а мальчик пришел именно к нему, ведь только с ним вместе и на его
территории он чувствует себя уверенно и спокойно.
- Можно ли цветом передать чувства и эмоции?
Что касается колористических особенностей картины «Друзья», то все
оттенки передают настроение мальчика и собаки. Задний фон окружает
грязно-серая стена – лучшее подтверждение безрадостности и мрачности
домашней атмосферы, подавленность ребенка и его угнетенное состояние.
Кроме этого, серый фон несет и другую смысловую нагрузку – он становится
отражением четкости фигур.
Красно-коричневый собачий коврик и желтый пол на фоне образов главных
героев, выполненных темными красками, кажутся несколько неуместными.
Но Широков не был бы Широковым, если не достиг гармонии. Зритель не
просто видит грусть – он ее ощущает, и, в первую очередь, благодаря
колористическим решениям произведения.
Холодные тона красок, используемые художником, выполняют еще одну
функцию – они становятся контрастом для теплых душевных человеческих
чувств.
- Удалось ли художнику передать основную мысль своего полотна, что
человек и животное тоже могут быть друзьями?
Удивительно, но друзья на картине здесь не люди. Дружба, показанная
Широковым, уникальна. Она заключается в единстве душ, умении любить и
быть преданным. Собаке и мальчику даже не нужно разговаривать – им важно
уметь слушать сердце своего друга. Возможно, мальчик на картине не нашел
среди людей такого же преданного и честного друга, которого обрел в лице
пса. Такое потрясающее родство душ не может не активизировать все самые
теплые чувства зрителей.
Работа достойна восхищения хотя бы потому, что Широкову удалось передать
не просто позы героев, а самое важное в человеческом мире – эмоции. Видно,
что художник вложил всю свою любовь в каждый мазок кисти, все свои
воспоминания из детства, и всю свою любовь к животным. Всего две фигуры на грязно-сером фоне: человек и животное – а мы уже
видим практически хрестоматийный пример понятия «дружба». Это и
взаимопомощь, и умение выслушать и поддержать в горе, и преданность, и
желание быть нужным своему другу.
Мальчику на картине «Друзья» очень повезло: он нашел то, что находят
немногие – преданное живое существо, которое будет не просто его любить, а
и охранять, и оберегать. Черный пес на картине «Друзья» - это настоящий
Полкан из русских сказок, который дарит свою привязанность только самым
лучшим людям.
Примерный план сочинения: Слайд 6
Эпиграф: «Это не животное и не человек меняются взглядами,
это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга».
1.Евгений Широков – замечательный русский художник.
2. Описание картины «Друзья»:
А)Описание главных героев.
Б)Описание изображенного на заднем плане картины
В) Значение и цвет в описании картины художника
3.Настроение, которое оставляет картина.
7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»
7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»
7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»
7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.