7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»
Оценка 4.9

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
русская литература
7 кл
09.02.2017
7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»
Публикация является частью публикации:
shirokov_druzya.doc
Урок развития речи 7 класс по картине Е.Широкова «Друзья» 7 класс Цели урока: - подготовить учащихся к описанию человека и животного изображенных на картине; - закрепить умения использовать деепричастиями и наречиями в своей речи; - собрать материал для написания сочинения по картине; - Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника. Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку, опорный конспект. ХОД УРОКА Рассказ о художнике - Евгений Николаевич Широков (род. 28.03.1931) народный художник СССР, один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства II пол. XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).Слайд 2 Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом. Имя Широкова, особенно в 1960-1980-е годы, было окутано легендами, являлось одним из наиболее ярких художественных символов Перми. Его работы с нетерпение ждали, они всегда вызывали заинтересованную реакцию у зрителей, художников, искусствоведов. Для произведений Е. Широкова характерна мощная пластика, продуманность, прочувствованность, глубина психологических характеристик. Слайд 3 У него были свои постоянные зрители, многочисленные и преданные почитатели. В Перми Широков оказался первым художником, который своей позицией и творчеством смог заставить и власть, и общество всерьез заговорить об изобразительном искусстве. Среди пермских художников он имеет самое большое количество публикаций в центральной прессе, уже не говоря о местной и региональной. У Евгения Николаевича есть ученики: с 1993 года он - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Широков - Почетный гражданин Перми (1998) и Пермской области (1999). С полным основанием можно утверждать, что у Широкова счастливая творческая судьба. - Эпиграфом к сочинению я предлагаю предложение из стихотворение И.Тургенева «Собака». Читаем текст, с учениками выбираем наиболее подходящее для описания чувств, которые возникают при просмотре полотна: Слайд 4 «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой». -Перед нами картина Е.Широкова «Друзья». Слайд 5 О том, что у собаки и человека отношения особые, и говорить не стоит. Сколько фильмов снято про мальчиков и собак! Но они не идут ни в какое сравнение с полотном Широкова, в его реалистичностью и необычностью. Художник на подсознательном уровне пытается донести до нас, что животное может выслушать и облегчить страдания, всегда будет рядом и никогда не предаст. Беседа по картине: (ведем черновик с основными тезисами, выбираем главное) - Кто изображен на полотне? На картине мальчик из 20 века, одетый в синюю футболку, темно-синие штаны и сандалии. Свою собаку он просто обожает, да и она в восторге от прикосновений хозяина и его присутствия. Черная лоснящаяся шерсть, ухоженная, словно шелковая, передает всю любовь мальчика к домашнему животному. Его породу сложно назвать, но это не так важно, ведь глядя в его умные глаза, мы замечаем, что помимо красоты они светятся умом и здоровьем. А еще у этого животного очень забавные лапки, словно одеты в элегантные белые носочки. Голова, лежащая на них занимает практически весь передний план картины. В добрых глазах-бусинках читается понимание проблем его ближайшего друга. Одно ухо приподнято, видно, что животное внимательно слушает мальчика, стараясь не пропустить ни одного его слова. - Можем ли мы понять по внешнему виду мальчика, какое у него настроение? И пес, и хозяин грустны. Но первый переживает о печалях человека, а не о своих. Животные могут слушать, понимать и сочувствовать – вот что зритель видит на полотне. И в этом заключается их преданная дружба человеку. Скорее всего, мальчик рассказал ей что-то печальное из своей жизни. Собака загрустила вместе с ним, приняла его эмоции, как свои. Мы можем только догадываться, что произошло со школьником на самом деле: друзья не позвали его гулять, получил он «двойку» или был наказан родителями за проступок. Видно только одно – в жизни этого ребенка произошла несправедливость, спасти от которой может только общение с животным. Расположение героев полотна относительно друг другу, практически одинаковое выражение глаз передают самые теплые, искренние и дружеские чувства. Собака для мальчика – не просто домашний питомец, а друг, благодарный слушатель и советчик. И, здесь вы можете смело вспоминать Тургенева, сказавшего о том, что в животном и человеке «одна и та же жизнь». - Что изображено на заднем плане картины? Примечательно, что задний фон картины художник четко не выписывает. Размытые стены – вот то, что окружает друзей. Но если посмотреть на чем они сидят, то зрители нисколько не удивится. Это собачья подстилка. Не кровать, не пол, и не кресло. Скорее всего, животное даже и не знало об обидах, а мальчик пришел именно к нему, ведь только с ним вместе и на его территории он чувствует себя уверенно и спокойно. - Можно ли цветом передать чувства и эмоции? Что касается колористических особенностей картины «Друзья», то все оттенки передают настроение мальчика и собаки. Задний фон окружает грязно-серая стена – лучшее подтверждение безрадостности и мрачности домашней атмосферы, подавленность ребенка и его угнетенное состояние. Кроме этого, серый фон несет и другую смысловую нагрузку – он становится отражением четкости фигур. Красно-коричневый собачий коврик и желтый пол на фоне образов главных героев, выполненных темными красками, кажутся несколько неуместными. Но Широков не был бы Широковым, если не достиг гармонии. Зритель не просто видит грусть – он ее ощущает, и, в первую очередь, благодаря колористическим решениям произведения. Холодные тона красок, используемые художником, выполняют еще одну функцию – они становятся контрастом для теплых душевных человеческих чувств. - Удалось ли художнику передать основную мысль своего полотна, что человек и животное тоже могут быть друзьями? Удивительно, но друзья на картине здесь не люди. Дружба, показанная Широковым, уникальна. Она заключается в единстве душ, умении любить и быть преданным. Собаке и мальчику даже не нужно разговаривать – им важно уметь слушать сердце своего друга. Возможно, мальчик на картине не нашел среди людей такого же преданного и честного друга, которого обрел в лице пса. Такое потрясающее родство душ не может не активизировать все самые теплые чувства зрителей. Работа достойна восхищения хотя бы потому, что Широкову удалось передать не просто позы героев, а самое важное в человеческом мире – эмоции. Видно, что художник вложил всю свою любовь в каждый мазок кисти, все свои воспоминания из детства, и всю свою любовь к животным. Всего две фигуры на грязно-сером фоне: человек и животное – а мы уже видим практически хрестоматийный пример понятия «дружба». Это и взаимопомощь, и умение выслушать и поддержать в горе, и преданность, и желание быть нужным своему другу. Мальчику на картине «Друзья» очень повезло: он нашел то, что находят немногие – преданное живое существо, которое будет не просто его любить, а и охранять, и оберегать. Черный пес на картине «Друзья» - это настоящий Полкан из русских сказок, который дарит свою привязанность только самым лучшим людям. Примерный план сочинения: Слайд 6 Эпиграф: «Это не животное и не человек меняются взглядами, это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга». 1.Евгений Широков – замечательный русский художник. 2. Описание картины «Друзья»: А)Описание главных героев. Б)Описание изображенного на заднем плане картины В) Значение и цвет в описании картины художника 3.Настроение, которое оставляет картина.

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»

7 класс Урок развития речи по картине Е.Широкова «Друзья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017