7 класс. Задания олимпиады.
Оценка 4.8

7 класс. Задания олимпиады.

Оценка 4.8
Исследовательские работы +4
docx
музыка
2 кл—8 кл
18.11.2018
7 класс. Задания олимпиады.
Публикация является частью публикации:
конспект урока 8 класс.docx
Вологодская область, г.Харовск МБОУ «Харовская СОШ имени В.Прокатова» Учитель: Максимова Татьяна Леонидовна Конспект урока музыки в 8 классе.  Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5­8 классы. Авторы: В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. ООО «Дрофа» 2007. Тема раздела: «Мир человеческих чувств». Тема урока: «Мотивы пути и дороги в русском искусстве». Цель урока: Раскрыть знаки непрекращающегося движения жизни – мотива пути и дороги в литературе, музыке,  изобразительном искусстве на основе закрепления умения использовать в речи средства выразительности  искусства. Задачи урока:  Личностные: 1. Сравнивать художественный образ в произведениях разных авторов; 2. Называть произведения, авторов разных видов искусства; 3. Уважительно и доброжелательно относиться к произведениям искусства; 4. Формулировать мысли и высказываться в процессе образовательной деятельности. Метапредметные: 1. 2.  Обсуждать проблемные вопросы;  Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. Предметные: 1. Провести  вокальную работу с песнями «Мир, который нужен мне» А.Ермолова, С.Золотухина, «Песня о земной красоте» Я.Дубравина, В.Суслова; 2. Вспомнить и назвать произведения искусства с описанием образа дороги; 3. Познакомиться с образом и символом дороги в литературе, живописи, музыке; 4. Понять лаконичность и емкость художественной коммуникации; 5. Сформировать художественное мышление, воображение в процессе восприятия произведений. Планируемые результаты: Предметные: 1. Учащиеся познакомятся с произведениями литературы, музыки и  живописи; 2. Учащиеся узнают о мотивах пути и дороги. Метапредметные: 1. Учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы; 2. Учащиеся научаться рефлексировать в ходе творческого сотрудничества; 3. Учащиеся узнают о значении образа  дороги. Личностные: 1. Учащиеся убедятся, что нужно помнить о природе и хранить прошлое через произведения искусства; 2. Учащиеся сформируют предложения для сохранения материальных и духовных ценностей культуры. Задачи: результаты урока: Предметные: 1. Учащиеся познакомятся с произведениями  литературы, музыки и  живописи; 2. Учащиеся узнают о мотивах пути и дороги; 3. Учащиеся будут владеть средствами художественной  выразительности в речи при характеристике  произведений, используя язык искусства. Метапредметные: 1. Учащиеся научатся обсуждать проблемные вопросы; 2. Учащиеся научатся рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. Конкретный результат: 1. Учащиеся обозначат тему и задачи урока, проблему и наметят путь решения проблемы; 2. Учащиеся узнают о значении произведений разных видов искусств для современников; 3. Учащиеся смогут используя средства музыкальной выразительности определить на слух музыкальные фрагменты;   используя   средства   художественной   выразительности   читать   стихотворение   наизусть, вокально исполнять песни и анализировать репродукции с картин.  Результат­вклад: 1. Учащиеся научатся умению слушать музыкальные произведения, овладеют слушательской культурой; 2. Учащиеся научатся уважительно и бережно относиться к произведениям искусства; 3. Учащиеся овладеют вокальной исполнительской культурой; 4. Учащиеся смогут услышать в музыкальных произведениях идею композитора; 5. Учащиеся овладеют эстетическим вкусом и культурой. Цифровые образовательные ресурсы: интерактивная доска, ноутбук, электронный учебник, презентация.  Педагогические технологии: информационные технологии, проблемное обучение. Тип урока: Урок формирования способностей применения знаний. Проблемный вопрос: Является ли  мотив многих пушкинских произведений «Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение» характерным русскому искусству? План работы: 1.Обратиться к произведениям разных видов искусства, авторы которых размышляли о судьбе.  2.Сравнить их, сделать выводы. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Оборудование. А.Пушкин. «Зимняя дорога». Н.Клодт. «Зимний пейзаж с мостиком и санями». В.Васнецов. «Родина». Г.Свиридов. «Тройка». Из оркестровой сюиты «Метель». А.Новиков, Л.Ошанин. «Эх, дороги» Н.Рубцов. «Старая дорога». А.Толстой. «Благословляю вас, леса…». Ход урока. Учитель:  Рассмотрите фотографии.     О чем сегодня пойдет речь? О чем эти строки?                           Шагаешь – впереди лежит,                            Оглянешься – домой бежит.  (Дорога) Дети: Образ дороги в искусстве.  Тема урока «Мотивы пути и дороги в русском искусстве». Цель: Познакомиться с мотивами пути и дорог в русском искусстве. Задачи: 1. Исполнить хоровую песню «Мир, который нужен мне» А.Ермолова и разучить песню «Песня о земной красоте» Я Дубравина; 2. Вспомнить и назвать произведения искусства с описанием образа дороги; 3. Размышлять об образе и символе дороги в литературе, выполняя задания; 4. Размышлять об образе и символе дороги в  живописи, выполняя задания; 5. Размышлять об образе и символе дороги в  музыке, выполняя задания. Проблемный вопрос: Является ли  мотив многих пушкинских произведений «Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение» характерным русскому искусству. План работы: 1. Назвать образы пути и дороги в произведениях искусства. 2. Раскрыть их смысл. 3. Сравнить образы. 4. Сделать выводы. Учитель: Начинаем выполнение задач по намеченному плану. Задача 1. Провести  вокальную работу с песнями. Дети:  Исполняют песню «Мир, который нужен мне». Музыка  А.Ермолова, слова С.Золотухина.                                                                                                                                                  (Приложение 1) Разучивают песню «Песня о земной красоте».  Музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова. (Приложение 2) Учитель: Образ дороги получил широкое распространение в искусстве.    Немало музыкальных, живописных, графических произведений посвящены образу дороги.  Выполним Задачу 2.  Вспомнить и назвать произведения искусства с описанием образа дороги.  Задание. Назовите композиторов, поэтов, художников, которые описывали эти образы. Приведите примеры произведений и их авторов, где изображена дорога. Дети:  Композиторы:   М.И.   Глинка,     С.   Танеев,   С.   Рахманинов,   Г.   Свиридов;   художники:   И.   Билибин,   В. Васнецов, И. И. Левитан,  Саврасов, И. И.Шишкин; поэты и писатели: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь,  и др..  А.Пушкин «Капитанская дочка», Некрасов «В дороге», «Тройка», А. Саврасов «Распутица», «Зимняя дорога», П.Чайковским первая часть симфонии №1 «Зимние грезы», Свиридов «Пастораль». Романсы, песни, многие из которых становятся народными, например «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», « Степь да степь кругом». Учитель:  В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин ­ это наше всё». Что же такое судьба? Выполним Задачу 3. Размышлять об образе и символе дороги в литературе. Задание.  Ответьте на вопрос. Почему в русском искусстве так часто переплетаются мотивы вьюги, метели, дороги? Приведите пример литературного произведения. Дети:   Судьба   как   предопределённость,   данная   свыше,   перед   которой   должно   проявить   не   гордыню,   но смирение – мотив многих и многих пушкинских произведений. Сила судьбы настолько сильна, что человеку не удаётся её обмануть, даже если он решается на такой шаг. Например, повесть «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся   в   жизнь   героев,   навсегда   разлучает   их.   Но   эта   стихия,   в   конце   концов,   оказывается   и спасительной:   избавив   Машу   от   почти   наверняка   несчастливого   брака,   она   вознаграждает   её   счастливой взаимной любовью. Учитель: Метель изображена на картине В.Васнецова «Вьюжит. Метель. Старая Москва». Метель, застигающая героев, путающая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности. Назовите произведения с образом метели. Дети:  Читают стихотворение А.Пушкина «Зимняя дорога». (Приложение 3) Зимний русский пейзаж со снежной равниной, с непередаваемым завыванием ночной вьюги! Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России. Ведь не случайно поэты разных поколений снова и снова обращались к этим образам, к их древней страшной стихии.                                          Ты стоишь пред метелицей дикой Роковая, родная страна. Так писал А. Блок о России уже в ХХ веке. Учитель:   Эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы. Выполним Задачу 4. Размышлять об образе и символе дороги в  живописи. Задание. Рассмотрите репродукции с картин. Как изображена дорога?  Что можно сказать про ландшафт?  Дети:  Н.Клодт «Зимний пейзаж с мостиком и санями». (Приложение 4) Художник изобразил зиму. Поле, речка, мостик, деревья занесены снегом. По дороге мчатся сани, запряжённые лошадью. Вдали деревня,   у горизонта. Дорога не уводит наш взгляд за горизонт, а наоборот приближает деревню к нам ближе, будто что­то связывает нас с деревней, будто что­то хочет рассказать нам о деревенской жизни, такой далёкой от нашего города. Наверное, люди отправились за новыми впечатлениями куда – то вдаль.  Серое небо, снег, деревья, дома выполнены  в однотонных тонах, и только сани создают движение. В.Васнецова «Родина». (Приложение 5) Пейзаж притягивает взгляд. Уголок России – холмы, заросли кустарника освещаются лучами солнца. Облака плывут. Бедные крестьянские дома с соломенными крышами, участки земли, на одном из них забыт рабочий инструмент. Колодец – журавль, сельская церковь. Тихо, безлюдно кругом.  Атмосфера любования природой говорит о величии России. В этих картинах дороге нет конца. Солнце прорывается сквозь тучи, а значит может появиться хоть какая­то надежда на лучшую жизнь, какие – то перемены. И всё же эта равнинность, монотонность дышит тоской.  Учитель:  Непременным спутником образов метели, вьюги является дорога: во многих произведениях в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии. Мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами возрождается в русском искусстве, как будто и в этом беге, в звенящих бубенцах заключена непостижимая загадка судьбы, неудержимо влекущей нас по ведомому только ей пути. Выполним Задачу 5. Размышлять об образе и символе дороги в  музыке. Георгий Васильевич Свиридов  1915 ­  1998 Советский и русский композитор, пианист Дети:   В 1964 году на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Метель» по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина». Музыку к этому фильму, ставшую поистине народной, написал   русский  композитор   Георгий  Васильевич   Свиридов,  чьё  творчество   неразрывно   связано  с поэзией Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина.  Впервые к стихам А. С. Пушкина молодой композитор обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов. Этими произведениями он на многие годы открыл главную тему своего творчества – тему поэта, его высокого предназначения и его судьбы, тесно связанной с судьбой народа.  Произведения,   написанные   Г.   В.   Свиридовым   к   фильму   и   названные   композитором   «Музыкальная иллюстрация»,   очень   точно   передают   дух   эпохи,   стиль   пушкинской   повести,   её   простоту,   романтизм   и таинственность.   Основные   темы   музыкальной   иллюстрации,   ­   «Вальс»,   «Романс»,   «Тройка»,   удивительно мелодичны, они легки, воздушны, акварельны. Эти прекрасные мелодии, услышанные однажды, запоминаются на всю жизнь! Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году, в городе Фатеж, Курской губернии. После окончания в 1929 году Курской музыкальной  школы, по совету своего учителя, он поступил сначала в Ленинградский музыкальный техникум, а затем в консерваторию, где учился у Дмитрия Шостаковича. За годы творчества композитор   написал   много   прекрасных   произведений   –   симфонии,   концерты,   оратории,   кантаты,   песни, романсы.  Памятник Георгию Свиридову в Курске Учитель: Скончался Г. В. Свиридов в 1998 году. На памятнике, открытом в Курске, высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». Задание: Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель» (по повести А. Пушкина), первая часть которого – «Тройка» ­ воссоздаёт именно образ снежной дороги. Ответьте на вопросы. Что слышится вам в музыке сюиты?   Какова она по своему характеру ­ музыкальная ли иллюстрация, как определил её   композитор, или высокое обобщение тех чувств, какие пробуждает в каждом человеке этот старинный, неизбывный звон? Дети:    Эта   музыка   насквозь   пронизана   мелодическим   началом,   которое   в   ней   решительно   преобладает. Гармонии в  произведениях  достаточно  просты,  хотя подчас  оригинальны  и изысканны   в своем  роде.  Весь оркестровый   колорит   изобличает,   однако,   современного   мастера,   тонко   стилизующего   иную   музыкальную эпоху. Трактовки тем и образов не остаются в искусстве неизменными. Приходят новые времена, принося с собой иные обычаи и иной язык. Приходит и новое понимание многих художественных приёмов:  современный автор не может напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Усложняется образный строй искусства, иными становятся его композиционная техника и язык.  Обращение  к вечным темам напоминает, что  мотивы пути и дороги ­ эти бессмертные знаки непрекращающегося нашего движения жизни. Учитель:  В 20 веке тема дороги была подхвачена композиторами песенниками. Символом этого направления стала песня «Эх, дороги», написанная  композитором  А. Новиковым на сл. Л. Ошанина. Авторы задумались: попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт, о фронтовых дорогах. Первое исполнение было встречено с восторгом, но авторы были недовольны. Песню основательно перерабатывали. Каждое слово в этой песне весит много, очень много: дороги, пыль, холода... Все это объемно и включает в себя множество понятий и ассоциаций... Задание. Послушайте песню. Ответьте на вопрос. Какие ассоциации вызвала у вас эта песня? Дети: В ней глубоко отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, о потерях и лишениях на том трудном, суровом пути, который прошел человек по дорогам войны. Песня «Эх, дороги» подвела итог страшным и победным годам войны, стала художественным символом эпохи. Учитель: Во второй половине 20 века образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой   геологов,   строительством   новых   городов,   гидростанций,   БАМа.   Песни   нашли   свое   отражение   и получили   широкое   распространение   в   авторской   песне,   звучавшей   на   туристических   слетах,   у   походных костров под гитару. В настоящее время встречаются песни в исполнении певцов, где тоже присутствует дорога, путь, расставание и, конечно же, любовь. Задание для самостоятельной работы: Сравните стихотворение Н.Рубцова «Старая дорога» со стихотворением А.Толстого «Благословляю вас, леса…»? Объясните, что общего между ними. Всё облака над ней, всё облака... В пыли веков мгновенны и незримы, Идут по ней, как прежде, пилигримы, И машет им прощальная рука... Навстречу им июльские деньки Идут в нетленной синенькой рубашке, По сторонам - качаются ромашки, И зной звенит во все свои звонки, И в тень зовут росистые леса... Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! То полусгнивший встретится овин, То хуторок с позеленевшей крышей, Где дремлет пыль, и обитают мыши Да нелюдимый филин-властелин. То по холмам, как три богатыря, Ещё порой проскачут верховые, И снова - глушь, забывчивость, заря, Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые... Здесь каждый славен - мёртвый и живой! И оттого, в любви своей не каясь, Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой, Перекликаясь с теми, кто прошёл, Перекликаясь с теми, кто проходит... Здесь русский дух в веках произошёл, И ничего на ней не происходит. Но этот дух пройдёт через века! И пусть травой покроется дорога, И пусть над ней, печальные немного, Плывут, плывут, как мысли, облака... Н. Рубцов. «Старая дорога» «Благословляю вас, леса», Долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную суму, и степь от краю и до краю, И солнца свет, и ночи тьму, и одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду! А.Толстой «Благословляю вас, леса…» Дети:  Переклички ­ с листвой, с солнечным светом, со всем сияющим океаном жизни в одном стихе  и  свет солнца, ночи тьмы , благословление свободы в другом стихе составляют высший смысл искусства, которого предназначение – воспевать красоту мира и хранить память об ушедшем.  Итог работы:  «Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение» характерен русскому искусству. Выводы.   1. 2. Для   русской   классики   одним   из   таких   устойчивых   моментов   стал   мотив   путешествия, странствия,   дорожная   тема.  Русские   дороги     бесконечные,   утомительные,   способные успокоить и растревожить.  Дорога – это символ жизненного пути человека, его судьбы. Дорога ­ это художественный образ и сюжетообразующий компонент.                    Дорога ­ это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.              3. Любовь   человека   к   природе,   её   сохранность   вечны.   В   этом   путь,   судьба   человека. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ — своеобразная дорога, которую должен    пройти   каждый.  Дорога   издавна   подкупает   и   привлекает   русского   человека   новыми  возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами. Домашнее задание.  В Дневнике напишите свои размышления на тему «Музыка о любви». Приложение. 1. Текст песни «Мир, который нужен мне».   Музыка  А.Ермолова, слова С.Золотухина. я рисую на окне мир, почти такой, как наш. я рисую на окне акварели и гуашь. краски яркие возьму и закрашу серый цвет. нарисую ту страну, где для слёз причины нет, где улыбки каждый день, где почти всегда весна, где у всех, у всех людей очень добрые глаза. кто­то ищет целый век: "где же счастье?" ­ вот оно! здравствуй, добрый человек ­  посмотри в моё окно! припев:  ты посмотри: на моём окне я рисую этот мир, где ни зла, ни горя нет. ты посмотри: будет этот мир, где добро всегда царит, мир, который нужен мне! я рисую новый мир. пусть моя не сохнет кисть! я рисую новый мир. эй, прохожий, обернись! если что­то ты хотел в этой жизни изменить ­ нарисуй в своём окне мир, каким он должен быть. и я верю, что когда каждый кисть свою возьмёт, с наших окон доброта в настоящий мир войдёт. и наступит долгий век. без обид и слёз в глазах. где ты, добрый человек? это всё в твоих руках!  припев (2 раза) 2. Текст песни «Песня о земной красоте». Музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова. Опять черёмуха в цвету, Сбежались ландыши гурьбою. Свою земную красоту Природа дарит нам с тобою. Ты оглянись, ты окунись В её рассветы и закаты, В её лесные ароматы И до земли ей поклонись. И до земли ей поклонись. Лишь только солнышко весной Лучи рассыплет над полями, Уже ручей звенит струной, Уже гроза гремит громами. А там лесные соловьи Опять засвищут до восхода. Ты слышишь, дарит нам природа Напевы лучшие свои. Напевы лучшие свои. Где красота ­ там доброта, Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днём, Ни днём дождливым. И если хочешь быть красивым, Ты добротою поделись. Ты добротою поделись. 3. Текст стиха «Зимняя дорога» А.Пушкина. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что­то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. 4. Н.Клодт «Зимний пейзаж с мостиком и санями».          5.  Васнецов «Родина»

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.

7 класс. Задания олимпиады.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018