9 класс Тема: Нахождение нескольких процентов числа

  • doc
  • 02.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 класс НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ % ОТ ЧИСЛА.doc

9 класс

Тема: Нахождение нескольких процентов числа

ЦЕЛИ:

1.       Образовательная:

Научить вычислять несколько процентов числа;

2.       Развивающая:

Развивать логическое мышление, математическую речь, образную память.

3.       Событийно-практическая:

Побудить интерес к данной теме в практическом ее применении.

4.       Воспитательная:

Воспитывать мотивацию к учению

 СЛОВАРЬ: проценты, вклады, ссуда, кредит, бюджет, налогоплательщик, отчисления в пенсионный фонд.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон для релаксации, реклама сбербанка «Об услугах Сбербанка России».

   Урок разработан для показа конструкта модульной технологии с использованием современных форм и подходов, способствующих развитию ребенка, с учетом компенсаторных возможностей, способствующих успеху и радости.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 Учитель:

-Дети, сегодня у нас необычный урок. Все знания, которые вы получите во время урока, будут вам необходимы при выпуске из школы.

Великий математик М.Ломоносов говорил:

«Арифметику затем уже учить надо, что она ум в порядок приводит».

Находясь на данном уроке, мы сможем свой ум в порядок привести. (Упражнение направлено на развитие слухового восприятия)

ЗАГАДКА:            

Мы только с парохода, вернулись из похода-

Одиннадцать недель гостили на воде.

А сколько это дней?

Посчитай-ка поверней.

(Учащиеся дают ответ «77 дней», учитывая, что I неделя – 7 дней)

II. Повторение изученного материала из уроков социально-бытовой ориентировки.

Учитель:   Каждый из нас является налогоплательщиком, и обязан платить налоги. Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Деньги, поступающие от налогов, идут в местный и федеральный бюджет. Из этих денег выплачивают зарплату врачам, учителям, библиотекарям, государственным служащим и др. категориям населения. Кроме выплаты зарплаты, это и помощь сельскому хозяйству, и строительству, и расходы на оборону, науку, образование, культуру и т.д.  Бюджет ежегодно утверждается в Федеральном собрании  России. Наш парламент определяет, сколько процентов доходов государство пойдет на те, или иные расходы. Различные налоги тоже вычисляются в процентах от заработной платы, а также в процентах идут отчисления в пенсионный фонд.

На прошлом уроке научились определять 1% числа. Эти знания нас научили определять отчисления -1% от заработной платы в пенсионный фонд, для накопления пенсии по старости. Для проверки усвоения данных знаний напишем «Математический диктант» (задание: Найдите 1% каждого числа)

 

Вариант 1

Вариант 2

1%  от  5300

1%  от  2100

1%  от  7800

1%  от  6900

1%  от  4056

1%  от  2230

1%  от  7705

1%  от  4844

 

III. Мотивация.

Расположив числа (ответы составляющие 1%) в порядке возрастания, получите ключевое слово нашего урока.

 

5300р. – 53р. (е)

2100р. – 21р. (п)

7800р. – 78р. (ы)

6900р. – 69р. (н)

4056р. – 40,56р. (о)

2230р. – 22,30р. (р)

7705р. – 77,05р. (т)

4844р. – 48,44р. (ц)

 

Таблица ключевого слова

П

Р

О

Ц

Е

Н

Т

Ы

21

22,3

40,56

48,44

53

69

77,05

78

Ключевое слово «ПРОЦЕНТЫ».

IV. Сообщение темы и задачи урока.

Тема: Нахождение нескольких процентов числа.

V. Образ (сообщение теоретических сведений).

Учитель:

- Ребята, у нас урок необычный, во время урока  мы побываем в сбербанке, чтобы узнать процентную ставку вкладчиков в год.

-Представьте, что мы вошли в новое современное здание с компьютерным оснащением и современными условиями обслуживания клиентов банка.

Хотим открыть счет, положить определенную сумму денег и узнать процентную  ставку банка по вкладу.

1.   Вспомним правило нахождения дроби от числа:

Правило: чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель данной дроби.

Найдите: (Слабым учащимся даются карточки с вариантами ответов)  
             от чисел:  240, 800, 8000

    Ответы: 90, 300, 3000

 

2.   Работник сбербанка сообщил нам, что банк дает на вклады клиентов 3% годовых. (воспользуемся правилом выше указанным)

Найдите :

           от чисел: 500р., 1500р., 3300р., 23000р.

             Ответы: 15р., 45р., 99р., 690р.

Таблица нахождения 3% от чисел

500 р.

1500 р.

3300 р.

23000р.

15 р.

45 р.

99 р.

690 р.

ВЫВОД: Чем больше вклад, тем крупнее выплаты банка по вкладу.

Физкультминутка для глаз.

Посмотрите на круг, который лежит у каждого на столе. Закрыли глаза, открыли, опять посмотрели на круг (повторить 3 раза). А теперь посмотрите на круг у соседа по парте (повторить 2 раза).

 

3.   Чтобы перейти к следующему этапу урока вспомним правила деления целых чисел, десятичных дробей на 100:

Правило 1: чтобы разделить десятичную дробь на 100, нужно запятую передвинуть влево на столько цифр, сколько нулей при единице.

Правило 2: чтобы разделить целое число на 100, нужно отбросить столько нулей, столько их при единице.

Задание, найдите частное чисел: (работа по вариантам на карточках)

Вариант 1

Вариант 2

4400  : 100 =

73,1 : 100 =

21000 : 100 =

33,4 : 100 =

221 : 100 =

36 : 100 =

VI. Релаксация. (под музыку на тему «Зима»)

Учитель:

-Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги вместе, выпрямите спину, представьте, что вы высокое дерево, стоящее на вершине горы. Зима, холодно…

-Поднимите руки вверх над головой, потянитесь к небу, соедините руки ладонями, глубоко вдыхаем чистый, морозный, горный воздух. Вдох, выдох… Ветерок наклонил дерево вправо, продолжаем глубоко дышать, качнул влево, дышим по три вдоха и выдоха. Открыли глаза, сели.

VII. Событийно-практический.

Задача №1. Сбербанк дает ссуду под 22% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере 50000 рублей на год? Сколько рублей составит выплата по кредиту через год?

-О чем идет речь в задаче? ( о кредите)

- Что о нем известно? (Сбербанк дает ссуду под 22% годовых)

- Что еще известно в задаче? (взять кредит в размере 50000 рублей)

-Что неизвестно в задаче? (Сколько рублей составляет 22%?)

 -Что нужно найти? ( Сколько рублей составит выплата по кредиту через год?)

1) Сколько рублей составляет 22% от числа 50 000 рублей?

         50000 : 100 х 22 = 11000 (руб)

2) Сколько рублей составит выплата по кредиту через год?

      50000 + 11000 = 61000 (руб)

Ответ: 61000 рублей составит выплата по кредиту через год.

 

Задача №2. Банк «Ак барс» дает ссуду под 24% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере 50000 рублей на год? Сколько рублей составит выплата по кредиту через год?

-О чем идет речь в задаче? (кредите)

- Что о нем известно? («Ак барс» банк дает ссуду под 24% годовых)

- Что еще известно в задаче? (взят кредит в размере 50000 рублей)

-Что неизвестно в задаче? (Сколько рублей составляет 22%?)

 -Что нужно найти? ( Сколько рублей составит выплата по кредиту через год?)

1) Сколько рублей составляет 24% от числа50 000 рублей?

         50000 : 100 х 24 = 12000 (руб)

2) Сколько рублей составит выплата по кредиту через год?

       50000 + 12000 = 62000 (руб)

Ответ: 62000 рублей составит выплата по кредиту через год.

- А теперь сравните ответы 1 и 2 задачи, и сделайте вывод, где выгоднее взять ссуду.

VIII. Рефлексия.

Учитель:

- Вот и подходит к концу наш урок.

ВОПРОСЫ:

- Что называется процентом? ( Процентом называется одна сотая часть числа.)

- Как найти один процент от числа?

Вывод: Найти 1% от числа это значит найти сотую часть этого числа, то есть  разделить число на 100.

- Мы вспомнили, как находить 1% от числа, а как найти несколько процентов от числа?

- Чтобы найти несколько процентов от числа, надо это число разделить на 100 и полученное частное умножить на число процентов.

IX. Итог урока.

Учитель:

   Ребята, сегодня вы поняли, что  умение просчитывать процентные ставки личных банковских вкладов и  нахождение  процентной ставки отчисления в пенсионный фонд от заработной платы необходимо в жизненно-экономических вопросах.

 

Литература:

1.   Абузярова С.И. Развитие личности в образовательном процессе. Издательство г.Красноярск, 2004.

2.   Атропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Учебник математики 9 класс.-М.: Просвещение, 2008.

3.   Выготский Л.С. Собрание сочинений т. 5. с. 34, 115. – М.: Педагогика, 1983.

4.   Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики 5- 9 классы в коррекционной школе.-М.: ВАКО, 2007.

5.   Перова М.Н. Учебник математики 9 класс.-М.: Просвещение, 2001.

6.   Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Издательство М.: Учитель, 2003.

 

 

 

Задание №1. Математический диктант

                                         

Вариант 1

Вариант 2

1%  от  5300

 

е

1%  от  2100

 

п

1%  от  7800

 

ы

1%  от  6900

 

н

1%  от  4056

 

о

1%  от  2230

 

р

1%  от  7705

 

т

1%  от  4844

 

ц

 

Расположив числа в порядке возрастания, получите ключевое слово нашего урока.

Таблица ключевого слова

 

 

 

 

 

 

 

 

21

22,30

40,56

48,44

53

69

77,05

78

 

Задание №2.        

Найдите:

  от чисел:  240, 800, 8000

    240 ______________________________________________________________

    800 ______________________________________________________________

    8000 _____________________________________________________________

Найдите:

3 %  от чисел: 500р., 1500р., 3300р., 23000р.

500 __________________________________________________________________

1500 _________________________________________________________________

3300 _________________________________________________________________

23000 ________________________________________________________________

 

Задание №3.

Найдите 1% от следующих чисел:

400__________________________________________________________________

3500__________________________________________________________________

6400 __________________________________________________________________

12500_________________________________________________________________

40,8 кг ________________________________________________________________

48,7 кг ________________________________________________________________

6,55 км ________________________________________________________________

301,6 м ________________________________________________________________

480 р. _________________________________________________________________

1400 т_________________________________________________________________

 

Найдите:

8% от 1370 кг__________________________________________________________

6% от 4 195 кг _________________________________________________________

25% от 4100 м _________________________________________________________

42% от 125 р.___________________________________________________________