определение главной мысли произведения, ознакомление с новыми литературными терминами ; развитие беглого , выразительного и осознанного чтения , воспитание доброты, умения сопереживать окружающим, бережного отношения к природе.Автор очень наблюдательный, хорошо знает природу, разбирается в птицах. -Какие птицы встречаются в рассказе?(Перепел, жаворонок, куропатки. Все птицы кроме дрофы у нас встречаются
4кл.2ч.ур25.docx
Предмет: литературное чтение
Дата: 20.12..2016г.
Класс: 4 «Д» класс Урок № 25
Тема: И.С. Тургенев «Перепёлка»
Цели урока:
(обучающие,
развивающие,
воспитательные,
Время
Школа: ГУ СШГ № 9
Учитель: Бупина Р.М.
Колво присутствующих
учеников:
Колво отсутствующих
учеников:
определение главной мысли произведения, ознакомление с новыми литературными
терминами ; развитие беглого , выразительного и осознанного чтения , воспитание
доброты, умения сопереживать окружающим, бережного отношения к природе.
Запланированная работа
Ресурсы
Начало
урока:
первые
10 мин.
урока
Постановка
целей
урока
Основная
часть
урока
25 мин
Вызов: Психологический настрой.
Я знаю дети , что у вас сегодня всё получится!
У вас достаточно опыта и знаний!
Вы сделаете правильные выводы.
Продолжить работ над произведением И. Тургенева «Перепелка»
Осмысление
: Работа над анализом произведения.
1) От имени кого ведётся повествование в рассказе? От имени взрослого
или мальчика? Прочитайте первое предложение (От имени взрослого,
который вспоминает своё детство)
Назовите действующих лиц этого рассказа .Дайте краткие сведения
о них.(Мальчик 10 лет, живёт с отцом на хуторе. Отец страстный
охотник. Трезор охотничья собака .Умная, ловкая
Почему рассказ называется «Перепёлка»? (Перепёлкахрабрая,
старая птица, защитница своих детей)
В центре воспоминаний героя лежит описание какого случая? (Как
перепёлка погибла ,защищая своих детей, т. е. случай с перепёлкой
на охоте)
Можно ли сказать , что этот случай оставил глубокий след в памяти
героя?(Он запомнил, потом вспомнил и рассказал, ч то мальчик
даже плакал)
Этот случай изменил чтото в мальчике?( Он уже не мечтал об
охоте, о ружье)
Как он относился к охоте? Используйте выборочное чтение.
Теперь расскажите своими словами.
Вспомните , как он относился к жаворонкам? (Смотрел на них как
на свою добычу)
Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепёлкой?
(Жестокий, безжалостный)
Можно ли сказать, что из него вырастал такой же страстный
охотник , как отец? 2). Деление рассказа на части
Значит, всё в этом рассказе связано с этим случаем. То на сколько частей
можно разделить его? (Три части) Часть до случая , описание самого
случая, после случая.
Какие названия дали частям? (выслушивание детей) Выберем самые
удачные. Запишем в тетради.
1 часть. Мальчик мечтает стать охотником.
2 часть. Перепёлка спасает своих детей.
3 часть. «Не сделался настоящим охотником»
5. Физкультминутка. .Упражнения для глаз.
6. Ознакомление с литературными терминами.
1)В развитии событий , изображённых в литературном произведении,
различают 3 момента:
Момент, когда наступает высшая точка напряжения в развитии
событий, называется кульминацией.
Есть завязка. Это какой момент? Начальный момент)
Как называется заключительный момент? (Развязка)
Запись терминов в тетради.
2)Прочитаем вторую часть рассказа. Определим кульминацию этого
события.
Чтение по «цепочке»
Когда же наступила кульминация?(Перепёлка умерла, мальчик
плачет)
3) В первой части мы видели мальчика безжалостного, которого и кровь
убитых птиц не трогает. А в третьей части это какой мальчик? (Он
изменился. Ему очень жалко перепёлку, он плачет, хоронит птицу)
Что он думает об убийстве перепёлки? (Считает несправедливо
убивать её. Ведь она мать , защищает своих детей)
При этом он как думает об отце и Трезор?(Обвиняет их про себя)
Этот трагический случай помогает раскрыть душу мальчика. Он в
душе какой?(Добрый, ранимый)
Эти изменения в сыне удивляют отца .Но он его понимает. В чём это
видно?(Даёт ему похоронить перепёлку, не стреляет в старого
перепела) 7. Определение главной мысли рассказа.
1) Попробуем ответить: какая же главная мысль этого рассказа?(Нужно
беречь , любить всё живое, охранять природу)
Какие качества в человеке помогают воспитывать этот рассказ?(Доброту,
умение сопереживать. Вам было жалко, вы волновались, переживали
вместе с героем). Умение сопереживать очень важное качество в человеке.
И это очень нужно в наше жестокое время.
2)А что можно сказать о писателе? Как он относится к своему герою?
Положительно или отрицательно?(Он понимает, поддерживает)
Какой он сам человек?(Добрый , наблюдательный, любит природу)
Рассказ написан каким языком?( Понятным ,простым)А читать было
интересно?(Потому что очень выразительный язык)
Возьмём для примера описание местности вокруг хутора(Чтение хором)
Какие прилагательные? Какие сравнения?
3)Автор очень наблюдательный, хорошо знает природу, разбирается в
птицах. Какие птицы встречаются в рассказе?(Перепел, жаворонок,
куропатки. Все птицы кроме дрофы у нас встречаются.
Дрофа быстро бегает. Живёт в степи, одна из самых крупных птиц в
России .Находится под охраной. (Показ на рисунке) Перепёлка из отряда
куриных. В нашей стране населяет степи, поля , луга. Питается семенами
растений, насекомыми Устраивает гнездо на земле в ямке среди хлебов и
луговых трав. В гнезде 10 или больше яиц глинистого цвета. Самка сидит
на яйцах очень прочно, не покидает даже при опасности. Птенцы до самого
отлёта вместе с матерью. В случае опасности мать притворяется больной,
старается привлечь внимание к себе, чтобы дать возможность птенцам
скрыться.
Какую характеристику можете дать перепёлке?(трудолюбивая, любящая,
бесстрашная)
4) Прослушивание пения перепёлки.
Как же можно узнать песню перепела?
5) Групповая работа (в паре) чтение отрывка по ролям разговор мальчика
с отцом.
Рефлексия: Итоги урока.
-Чем занимались на уроке? Довольны ли своей работой?
Домашнее задание.(стр.133137 чтение и пересказ)
Выполнить рисунок ко второй части (кульминация)
Составить рассказ о мальчике от третьего лица
Подведени
е
итогов
урока
7.10ин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.