Рекомендации по коррекции и развитию внимания у детей с ОВЗ. Данный материал может быть использован любым взрослым, работающим с детьми с ОВЗ. Коррекционные задания и игры подобраны в соответствии с особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Все задания просты, но в тоже время способствуют развитию познавательного интереса детей.Рекомендации по коррекции и развитию внимания у детей с ОВЗ.
статья Как помочь реб.стать внимат..docx
« Как помочь ребенку стать внимательным?»
Психологическую жизнь личности нередко сравнивают с
потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений
,мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том,
что было, и образов представляемого будущего. В этот поток
беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки,
порождаемые нашей деятельностью в окружающем мире,
общением с другими людьми, изменениями в собственном
психологическом и физиологическом состояниях. Почему же
наша психологическая деятельность не превращается в
половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в
том или ином направлении? Эта упорядоченность
достигается благодаря особому свойству психики, которое
называется ВНИМАНИЕМ.
Внимание – это способность человека сосредотачиваться
на определенных объектах и явлениях.
Успехи в учебе, труде и других видах деятельности во
многом зависят от сформированности у ребенка способности
быть внимательным. У ребенка с плохим вниманием все
происходит как у героя стихотворения С.Я. Маршака:
«…Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок -перчатки
Натянул себе на пятки…»
Нередко из – за недостатка внимания обучающийся словно не
слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить.
К нарушениям внимания относятся:
Неспособность сохранять внимание: ребенок не может
выполнить задание до конца, не собран при его
исполнении;
Снижение избирательного внимания, неспособность
сосредоточиться на предмете; Повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий
дети суетятся, часто переключаются с одного занятия
на другое;
Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда
необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость,
рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение
объема внимания, неустойчивость внимания.
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ- непроизвольное перемещение внимания
с одного объекта на другой. Оно возникает при действии
посторонних раздражителей на ребенка, занятого в этот
момент какой – либо деятельностью. Чтобы организовать
внимание ребенка, надо включить в действие, пробудить
интеллектуальный интерес к содержанию и результатам
деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ – это неспособность сосредоточиться на
чем – либо определенном в течение длительного времени.
ЧРЕЗМЕРНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ВНИМАНИЯ- постоянный
переход от одного объекта к другому, от одной деятельности
к другой, при низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ ВНИМАНИЯ – малая подвижность внимания,
патологическая ее фиксация на ограниченном круге
представлений и мыслей.
Уровень развития внимания у обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью весьма низок. Дети с
интеллектуальной недостаточностью смотрят на объекты и
их изображения, не замечая при этом присущих им
существенных элементов. Вследствие низкого уровня
развития внимания, они не улавливают многого из того, что
им сообщает учитель. По этой же причине обучающиеся
выполняют ошибочно какую- то часть предложенной им
однотипной работы. Почти про каждого ученика
коррекционной школы YIII вида можно сказать: « Мог бы
делать, отвечать лучше, но не внимателен». Причины невнимательности данной категории детей
кроются в быстрой истощаемости психических процессов.
Истощаемость может наступить уже на первом уроке, после
некоторого умственного напряжения. Исследования М.С.
Певзнер показали, что ведущим нарушением высшей нервной
деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта
являются патологическая инертность нервных процессов,
нарушении их подвижности. А у некоторых детей
наблюдается нарушение баланса между основными
нервными процессами, то есть возбуждение преобладает над
торможением или наоборот, процессы торможения над
возбуждением.
Из всего выше сказанного вытекает то, что внимание нужно
и можно тренировать и совершенствовать, даже у детей с
ОВЗ. Работа по коррекции и развитию внимания сложная и
кропотливая. Работать над развитием внимания у детей,
страдающих недостаточным вниманием должны как
психолог, педагоги, работающие с такими детьми, так и
родители.
Вниманию родителей, имеющих детей с нарушениями
внимания хочется предложить несколько несложных игр и
упражнений, которые помогут ребенку стать внимательнее.
1. Игровое упражнение « Кто внимательный»
Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ,
отрывок сказки и подсчитать количество слов с
определенным звуком. В зависимости от возраста и уровня
развития ребенка регулируется предлагаемый объем
материала для прослушивания. В качестве примера, в сказке
« Лисенок и лягушонок» Г. Юдина необходимо сосчитать
количество слов со звуком «л».
«В лесу, в большой луже жил маленький лягушонок, который
очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он
лепил только лепешки. Потом он стал лепить колобки и
лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смотрели,
смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только
один лисенок ( завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да
еще и дразнился:
-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это
продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго
смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не
получалось…
-Ничего! – сказал лягушонок.- Ты не огорчайся! Зато ты
роешь самые хитрые норы».
2. Игра « Сколько чего»?
Детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно
больше находящихся в ней предметов на определенную
букву. Например тех, что называются на букву «К», «Т», «С».
Можно называть не только целые предметы, но и их детали.
Предметы можно нарывать по какому – либо определенному
признаку, развивая тем самым восприятие и мышление
ребенка. Например, попросить назвать круглые и
полукруглые объекты, квадратные и прямоугольные,
деревянные, металлические или стеклянные, можно
обратить внимание ребенка на цвет предметов ( черные,
серые, коричневые, синие и так далее).
3.Игра « Повтори быстро».
Взрослый, играющий с ребенком, договаривается о том, что
он будет произносить слова, ребенок должен повторять их
только тогда, когда он произнесет слово «повтори». Далее
идет быстрый диалог.
Например, дом, повтори; кошка, улица, школа, повтори; урок,
яблоко, повтори; книга, повтори; окно, повтори; конфета.
4. Игра « Не собьюсь». Ребенку предлагается сосчитать до 30. Числа, содержащие 3
и делящиеся на 3 называть нельзя. Вместо этих чисел надо
говорить « не собьюсь». Можно подпрыгивать, хлопать в
ладоши. Условия игры можно менять.
5. Игра « Полслова за вами»
Взрослый, играющий с ребенком, называет половину слова,
ребенок должен назвать его вторую половину. Например,
паро- ход, мага –зин, кон- фета,цве –ток, ма- шина и так
далее.
6. Игра: « Буква заблудилась»
Ребенка просят правильно досказать словечко.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом ( сом)
В глазах у Машеньки испуг:
Ползет большой зеленый лук ( жук).
На волке ( полке) – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Но достать нелегко.
На болоте нет дорог
Я по кошкам ( кочкам) – скок да скок! 7. Игра « Приз».
Ребенку предлагается прослушать стихотворение, но не
просто так ,а за вознаграждение. Приз он сможет взять как
толь услышит слово « три». В качестве приза может быть
любая мелкая игрушка или просто конфета.
- Расскажу тебе рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово « три»
Приз немедленно бери.
Мечтает школьник закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: раз, два, марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок , другой, но лучше пять!
- Недавно поезд на вокзале мне т р и часа пришлось
прождать!
Ну что ж, дружок, ты приз не взял,
Когда возможность была взять!
Большое значение в развитии внимания детей играют такие
упражнения, как «Распутай клубочек», « Пройди
лабиринт», «Найди отличия», « Что изменилось».
Родителям необходимо играть с детьми в подобные игры, а
еще в шашки и шахматы, ведь эти игры – «школа внимания».
Нельзя забывать и про спортивные подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и
ловкость, но и внимание, воображение, мышление. Детей с
ОВЗ необходимо учить просто быть наблюдательными –
умеющими замечать изменения , происходящие в
окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое
– в знакомом.
Литература:
1.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого
школьника, 1986.
2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания –М.,2002.
3. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: развитие
внимания и воображения,2000.
Подготовила: педагог – психолог ГБС(К)ОУ – Елионской
школы – интерната YIII вида Стародубского района
САПОНОВА Людмила Николаевна
" Как помочь ребенку стать внимательным"
" Как помочь ребенку стать внимательным"
" Как помочь ребенку стать внимательным"
" Как помочь ребенку стать внимательным"
" Как помочь ребенку стать внимательным"
" Как помочь ребенку стать внимательным"
" Как помочь ребенку стать внимательным"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.