" Как помочь ребенку стать внимательным"
Оценка 4.6

" Как помочь ребенку стать внимательным"

Оценка 4.6
Особые потребности +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
03.06.2017
" Как помочь ребенку стать внимательным"
Рекомендации по коррекции и развитию внимания у детей с ОВЗ. Данный материал может быть использован любым взрослым, работающим с детьми с ОВЗ. Коррекционные задания и игры подобраны в соответствии с особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Все задания просты, но в тоже время способствуют развитию познавательного интереса детей.Рекомендации по коррекции и развитию внимания у детей с ОВЗ.
статья Как помочь реб.стать внимат..docx
« Как помочь ребенку стать внимательным?» Психологическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений ,мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порождаемые нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психологическом и физиологическом состояниях. Почему же наша психологическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется ВНИМАНИЕМ. Внимание – это способность человека сосредотачиваться на определенных объектах и явлениях. Успехи в учебе, труде и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у ребенка способности быть внимательным. У ребенка с плохим вниманием все происходит как у героя стихотворения С.Я. Маршака: «…Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок -перчатки Натянул себе на пятки…» Нередко из – за недостатка внимания обучающийся словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. К нарушениям внимания относятся:  Неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его исполнении;  Снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;  Повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;  Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ- непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на ребенка, занятого в этот момент какой – либо деятельностью. Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности. РАССЕЯННОСТЬ – это неспособность сосредоточиться на чем – либо определенном в течение длительного времени. ЧРЕЗМЕРНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ВНИМАНИЯ- постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой, при низкой эффективности. ИНЕРТНОСТЬ ВНИМАНИЯ – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. Уровень развития внимания у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью весьма низок. Дети с интеллектуальной недостаточностью смотрят на объекты и их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания, они не улавливают многого из того, что им сообщает учитель. По этой же причине обучающиеся выполняют ошибочно какую- то часть предложенной им однотипной работы. Почти про каждого ученика коррекционной школы YIII вида можно сказать: « Мог бы делать, отвечать лучше, но не внимателен». Причины невнимательности данной категории детей кроются в быстрой истощаемости психических процессов. Истощаемость может наступить уже на первом уроке, после некоторого умственного напряжения. Исследования М.С. Певзнер показали, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта являются патологическая инертность нервных процессов, нарушении их подвижности. А у некоторых детей наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами, то есть возбуждение преобладает над торможением или наоборот, процессы торможения над возбуждением. Из всего выше сказанного вытекает то, что внимание нужно и можно тренировать и совершенствовать, даже у детей с ОВЗ. Работа по коррекции и развитию внимания сложная и кропотливая. Работать над развитием внимания у детей, страдающих недостаточным вниманием должны как психолог, педагоги, работающие с такими детьми, так и родители. Вниманию родителей, имеющих детей с нарушениями внимания хочется предложить несколько несложных игр и упражнений, которые помогут ребенку стать внимательнее. 1. Игровое упражнение « Кто внимательный» Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ, отрывок сказки и подсчитать количество слов с определенным звуком. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка регулируется предлагаемый объем материала для прослушивания. В качестве примера, в сказке « Лисенок и лягушонок» Г. Юдина необходимо сосчитать количество слов со звуком «л». «В лесу, в большой луже жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешки. Потом он стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок ( завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился: -Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось… -Ничего! – сказал лягушонок.- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы». 2. Игра « Сколько чего»? Детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше находящихся в ней предметов на определенную букву. Например тех, что называются на букву «К», «Т», «С». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Предметы можно нарывать по какому – либо определенному признаку, развивая тем самым восприятие и мышление ребенка. Например, попросить назвать круглые и полукруглые объекты, квадратные и прямоугольные, деревянные, металлические или стеклянные, можно обратить внимание ребенка на цвет предметов ( черные, серые, коричневые, синие и так далее). 3.Игра « Повтори быстро». Взрослый, играющий с ребенком, договаривается о том, что он будет произносить слова, ребенок должен повторять их только тогда, когда он произнесет слово «повтори». Далее идет быстрый диалог. Например, дом, повтори; кошка, улица, школа, повтори; урок, яблоко, повтори; книга, повтори; окно, повтори; конфета. 4. Игра « Не собьюсь». Ребенку предлагается сосчитать до 30. Числа, содержащие 3 и делящиеся на 3 называть нельзя. Вместо этих чисел надо говорить « не собьюсь». Можно подпрыгивать, хлопать в ладоши. Условия игры можно менять. 5. Игра « Полслова за вами» Взрослый, играющий с ребенком, называет половину слова, ребенок должен назвать его вторую половину. Например, паро- ход, мага –зин, кон- фета,цве –ток, ма- шина и так далее. 6. Игра: « Буква заблудилась» Ребенка просят правильно досказать словечко. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом ( сом) В глазах у Машеньки испуг: Ползет большой зеленый лук ( жук). На волке ( полке) – сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Но достать нелегко. На болоте нет дорог Я по кошкам ( кочкам) – скок да скок! 7. Игра « Приз». Ребенку предлагается прослушать стихотворение, но не просто так ,а за вознаграждение. Приз он сможет взять как толь услышит слово « три». В качестве приза может быть любая мелкая игрушка или просто конфета. - Расскажу тебе рассказ В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово « три» Приз немедленно бери. Мечтает школьник закаленный Стать олимпийским чемпионом. Смотри на старте не хитри, А жди команду: раз, два, марш! Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори Разок , другой, но лучше пять! - Недавно поезд на вокзале мне т р и часа пришлось прождать! Ну что ж, дружок, ты приз не взял, Когда возможность была взять! Большое значение в развитии внимания детей играют такие упражнения, как «Распутай клубочек», « Пройди лабиринт», «Найди отличия», « Что изменилось». Родителям необходимо играть с детьми в подобные игры, а еще в шашки и шахматы, ведь эти игры – «школа внимания». Нельзя забывать и про спортивные подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, мышление. Детей с ОВЗ необходимо учить просто быть наблюдательными – умеющими замечать изменения , происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом. Литература: 1.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, 1986. 2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания –М.,2002. 3. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения,2000. Подготовила: педагог – психолог ГБС(К)ОУ – Елионской школы – интерната YIII вида Стародубского района САПОНОВА Людмила Николаевна

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"

" Как помочь ребенку стать внимательным"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017