" Как слово наше отзовется..."
Оценка 4.7

" Как слово наше отзовется..."

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
11 кл
02.10.2017
"  Как слово наше отзовется..."
Урок развития речи в 11 классе. Цели урока : развитие речи учащихся, формирование навыков самоанализа, умения формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора, излагать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к слову, к человеку; стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту родного языка.
Дейнеко.docx
«Как слово наше отзовется…» Эпиграфы к уроку:  Заговори, чтоб я тебя увидел.  Сократ Речь – удивительно сильное средство,  но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.   Гегель Класс:  11 Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания   по теме урока. Задачи:  Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к слову, к человеку;  стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом  созидательном процессе;  стремление понимать красоту  родного языка. Образовательные:  познакомить учащихся с понятием «языковой паспорт», с  признаками   правильной речи говорящего и слушающего, формировать  умения  формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять  позицию автора, излагать свою точку зрения. Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и  коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, способность к самоанализу. Тип урока: урок развития речи. Технология: технология развития критического мышления. Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный,  исследовательский Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная,  коллективная, групповая, парная. 1 Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление ,  слушание, говорение, письмо, работа с информацией  и ее сопоставление,  наблюдение над языком текста, анализ текста. Планируемые  результаты урока: – обучающиеся   совершенствуют навыки в определении проблемы текста,  позиции автора,  подборе и оформлении комментария, аргументов;  в оценке   языкового паспорта  говорящего; – формируют комплекс речевых умений; аналитическое мышление, способность  к самоанализу. Оформление. Портреты И. С. Тургенева, Д. С. Лихачева, Ф. И. Тютчева,  В. А. Сухомлинского   I этап «Вызов»    1)  Русский язык. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ­ ты  один мне  поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный  русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается  дома? Но  нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!                                                                            И.С.Тургенев    июнь, 1882. ­ Как вы думаете, насколько современно стихотворение И. С. Тургенева? ­ Какие ассоциации вызывает у вас понятие «языковой паспорт говорящего»? ­ Сочетание это появилось недавно, в 80­х гг. XX века.    Почему? Какой смысл  заключён в нём?  2) Прием « Корзина идей». После обсуждения  делается вывод: Языковой  паспорт человека – это то впечатление, которое человек создаёт о  себе своей речью. 3)  Как вы думаете, что можно определить по речи человека? (Прием « Ручка на  столе»). 2 Возможны ответы: ­ По речи человека можно определить все: его пол, возраст, профессию,  место рождения, место жительства, национальность, степень  образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры. ­ Региональные особенности произношения дают представление о том, где  человек родился или где прошла его большая часть жизни. По  профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить  профессию человека. ­ Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительно  рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба,  которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их  предположительный портрет, на котором во многом основан успех их  поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса,  позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и  даже овал лица человека, который звонит по телефону. ­ Речевое поведение ­ «визитная карточка человека в обществе».  ­ Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как  только «откроет рот» ­ отсюда огромная важность благоприятного  языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета  и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим  положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы  помочь, выполнить просьбу. ­ Работа над «полировкой» своего языкового паспорта – трудная задача, но  каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым  паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой  речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета. II этап  « Осмысление». 1)   Составление  правил  говорящего  с привлечением  высказываний  о речи 3 Правила говорящего I. Осторожно обращайтесь со словом. II. Хорошо продумывайте свою речь. III. Не искажай действительности в  речи! IV. Будьте тактичны в разговоре,  следите за интонацией. V. Не говори о том, что всем давно  известно! VI. Не будьте многословны! VII. Не повторяй одно и тоже  несколько раз. VIII. Оцени своевременность беседы. Правила слушающего I. Выслушайте обращённое к Вам  слово!  II. Умейте слушать. III. Не принимайте решения, выслушав  только одну сторону! IV. Если Вам не ясно, не спешите с  выводами.  ( прием « Двухчастный дневник»). «Много говорить и много сказать не  есть одно и то же».   Софокл «Поменьше говори, побольше  услышишь».  В.И.Даль «И хорошее слово хорошо один раз». «В добрый час молвить, в худой  промолчать».   В.И.Даль  «Существует только один способ  стать хорошим собеседником –  уметь слушать».  К.Морли «Молчаливость и скромность –  качества очень пригодные для  разговора».М.Монтель «Сто человек – сто мнений». «Сколько людей, столько умов». «Слово не воробей: вылетит – не  поймаешь».  В.И.Даль «Не допускай, чтобы язык забегал  вперёд ума».  Хилон «Сперва подумай,  потом  скажи!»   В.И.Даль «У лжеца дом сгорел – никто не  поверил». «Знай, что твоё неразумное, холодное,  равнодушное слово может  4 обидеть, огорчить, уязвить, вызвать  смятение…»   В.А.Сухомлинский “Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай “ «Не говори прописные истины» “Люди не любят того, чего не знают”. III этап «Рефлексия»  ­ Необходим  ли языковой паспорт  говорящего? Актуальна  ли эта проблема? Прием  «Незаконченные предложения» : П – позиция (Я считаю, что…); О – обоснование (потому что…); П ­ пример (Я могу доказать это тем, что…); С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …) ­ позволяют  старшеклассникам кратко и точно выразить собственную позицию по  обсуждаемой проблеме. 4. Практическая часть. Работа с текстом. I этап «Вызов» Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы  пользоваться  им.  Гегель Приведите  примеры, подтверждающие  это высказывание.  II этап «Осмысление».  Прослушаем текст ( инсценировка). 1) А. Моисеев НЕЗНАКОМКА Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в  тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и  торжественно. «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…», ­  5 пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие руки – она напоминала  незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки,  боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь  вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг  захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с  разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она  улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие  стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира… Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало  тихо­тихо и как­то хорошо. И вдруг она сказала: ­ Ну, чо вылупился? III этап «Рефлексия»  1. Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке  после её фразы? Какого он был мнения о ней сначала? Почему? 2. Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его  представление о ней?   Какая она, по его мнению? 3. Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом  этикете и культуре   речи она допустила? Прием «Незаконченные предложения»  5. Практическая часть (продолжение). I этап «Вызов» 1)  Вашему вниманию предлагается статья Д.С.Лихачёва,  великого русского  мыслителя   XX  века.  Среди многочисленных работ Дмитрия Сергеевича есть  одна особая – «Письма о добром и прекрасном», она составлена в форме писем  и адресована молодому поколению. В ней говорится о Родине, патриотизме, о  величайших духовных ценностях человечества и окружающего мира. Одно из писем посвящено очень полезному вопросу: как говорить? 6 II этап «Осмысление»  1)  Письмо двенадцатое «Как говорить?». (Выдержки из письма) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще  большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его  отношении к окружающему миру, к самому себе. Бравирование грубостью в  языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливым в одежде, ­  распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о  психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.  Говорящий стремится грубой шуткой, резкими выражениями, иронией,  циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто  опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики  хотят показать, что они боятся. Это происходит полусознательно. Я уж  не говорю о том, что это признак, невоспитанности, неинтеллигентности, а  иногда и жестокости.  По­настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без  нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.  Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по  тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы  имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека,  степень его психологической уравновешенности, степень его возможной  «закомплексованности». Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и  внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно  – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться  влияниям среды, если она «затягивает».  III этап «Рефлексия».  Сформулируйте  общие требования к речи  7 ( составление кластера).   Речь должна быть:  ­   понятной ­ правильной по произношению, ясной и доступной по  содержанию; ­ выразительной ­ соответствовать эмоциональному состоянию  говорящего; ­ уважительной ­ выражать симпатию, участие, признание достоинств  адресата; ­ культурной ­ спокойной, без выкриков, грубостей, оскорбительных и  жаргонных слов; ­ грамотной ­ соответствующей всем нормам русского литературного  языка.  6. Практическая часть (продолжение). I этап «Вызов» 1)  Нам не дано предугать,     Как наше слово отзовётся,­     И нам сочувствие даётся,     Как нам даётся благодать… (Ф.И.Тютчев) 2)  Поразмышляем над строчками поэта и подумаем  над  многоточием, которым поэт завершил свою мысль, приглашая нас, читателей, в соавторы.  Вспомните   (опережающее задание)  слова, словосочетания , предложения которые  ( заполнение таблицы):          запомнились             поддержали               нанесли обиду  На работу даётся 5­7 минут, после обсуждения каждая группа представляет  классу одну работу .  II этап «Осмысление»  1) В. А. Сухомлинский   «Слово в словах» Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным,  8 благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и  острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово  оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его  нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово,  иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок –  предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово,  которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет  радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом  можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение  безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние,  сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить  неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое,  неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить,  ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда  человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда  ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.  2) После прочтения учащиеся заполняют таблицу по данному тексту   ( работа в парах).  Слово – друг                                                            Слово ­ враг 1. Слово сравнивается                                   1. Слово сравнивается ­ прикосновение к сердцу                             слово – острый нож ­ нежный цветок                                            раскалённое железо ­ живая вода                                                   комья грязи ­ вера в добро 2.Какое?                                                        2.Какое? ­ прямое, честное слово                               ­ позорное ­ мудрое, доброе слово                                 ­ глупое, злое, необдуманное                                                                          ­ бестактное 9 3. Что делает?                                               3.Что делает? ­ может оживить, излечить                        ­ может убить ранить ­ одухотворить                                            ­ посеять сомнения и безнадёжность  ­ сотворить улыбки                                     ­ вызвать слёзы ­ породить веру                                           ­ заронить неверие   может потрясти                                        ­ оскорбить, огорчить, ошеломить,  3) Работа в группах. Время работы 6­8 мин. Выберите любую строчку из текста В.А.Сухомлинского, запишите начало на  своём листочке, передайте листок соседу справа. Получите от соседа слева  новый листок, прочитайте написанное на нём и продолжите текст, излагая свои  мысли. После замыкания круга автор начала каждого текста даёт ему заголовок  и добавляет последнее слово – концовку.  Озвучивание получившихся текстов. III этап «Рефлексия».  1)  На тютчевский вопрос «Как слово наше отзовётся?» поэт Р.Рождественский  ответил шуточным стихотворением «Разговор со случайным знакомым» ­Смотри, как дышит эта ночь, Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо… ­Чо? ­Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой воде… ­Где? ­Он полностью поклялся ей, он взял в свидетели луну… ­Ну?! ­Они сейчас уйдут в песок, туда, где не видать ни зги… ­Гы!.. ­И, ощутив побег реки, в беспамятстве забьется ерш… ­Врёшь! ­Да нет, я говорю тебе, что столько тайн хранит земля, берёзы, ива и ольха… ­Ха!.. 10 ­А сколько музыки в степях, в предутреннем дрожаньи рос. ­Брось!.. ­Да погоди! Почувствуй ночь, крадущийся полёт совы, сопенье медленных  лосих… ­Псих!.. ­Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны, прожить и не понять  снега? ­Ага!.. Попробуйте написать четверостишие, философский или лирический  комментарий к строкам поэта. 2)  ­  Почему с «Письмами о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев обращается именно к молодежи? Прием « Незаконченные предложения». ­ Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшнего урока? ­ Над каким вопросом есть смысл подумать ещё?  Домашнее задание ( на выбор)  1.  Подготовить сообщение по одной из проблем, затронутых на уроке. 2.  Написать  эссе по теме урока. 3.  Составить синквейн  « Речь»,  « Язык».                                                                                                  11

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."

" Как слово наше отзовется..."

"  Как слово наше отзовется..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017