Урок развития речи в 11 классе. Цели урока : развитие речи учащихся, формирование навыков самоанализа, умения формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора, излагать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к слову, к человеку; стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту родного языка.
Дейнеко.docx
«Как слово наше отзовется…»
Эпиграфы к уроку:
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократ
Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель
Класс: 11
Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания
по теме урока.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, к человеку;
стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом
созидательном процессе; стремление понимать красоту родного языка.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «языковой паспорт», с
признаками правильной речи говорящего и слушающего, формировать умения
формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять
позицию автора, излагать свою точку зрения.
Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление,
способность к самоанализу.
Тип урока: урок развития речи.
Технология: технология развития критического мышления.
Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный,
исследовательский
Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная,
коллективная, групповая, парная.
1 Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление ,
слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление,
наблюдение над языком текста, анализ текста.
Планируемые результаты урока:
– обучающиеся совершенствуют навыки в определении проблемы текста,
позиции автора, подборе и оформлении комментария, аргументов; в оценке
языкового паспорта говорящего;
– формируют комплекс речевых умений; аналитическое мышление, способность
к самоанализу.
Оформление. Портреты И. С. Тургенева, Д. С. Лихачева, Ф. И. Тютчева,
В. А. Сухомлинского
I этап «Вызов»
1) Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается
дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев июнь, 1882.
Как вы думаете, насколько современно стихотворение И. С. Тургенева?
Какие ассоциации вызывает у вас понятие «языковой паспорт говорящего»?
Сочетание это появилось недавно, в 80х гг. XX века. Почему? Какой смысл
заключён в нём?
2) Прием « Корзина идей». После обсуждения делается вывод:
Языковой паспорт человека – это то впечатление, которое человек создаёт о
себе своей речью.
3) Как вы думаете, что можно определить по речи человека? (Прием « Ручка на
столе»).
2 Возможны ответы:
По речи человека можно определить все: его пол, возраст, профессию,
место рождения, место жительства, национальность, степень
образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.
Региональные особенности произношения дают представление о том, где
человек родился или где прошла его большая часть жизни. По
профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить
профессию человека.
Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительно
рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба,
которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их
предположительный портрет, на котором во многом основан успех их
поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса,
позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и
даже овал лица человека, который звонит по телефону.
Речевое поведение «визитная карточка человека в обществе».
Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как
только «откроет рот» отсюда огромная важность благоприятного
языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета
и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим
положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы
помочь, выполнить просьбу.
Работа над «полировкой» своего языкового паспорта – трудная задача, но
каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым
паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой
речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.
II этап « Осмысление».
1) Составление правил говорящего с привлечением высказываний о речи
3 Правила говорящего
I. Осторожно обращайтесь со словом.
II. Хорошо продумывайте свою речь.
III. Не искажай действительности в
речи!
IV. Будьте тактичны в разговоре,
следите за интонацией.
V. Не говори о том, что всем давно
известно!
VI. Не будьте многословны!
VII. Не повторяй одно и тоже
несколько раз.
VIII. Оцени своевременность беседы.
Правила слушающего
I. Выслушайте обращённое к Вам
слово!
II. Умейте слушать.
III. Не принимайте решения, выслушав
только одну сторону!
IV. Если Вам не ясно, не спешите с
выводами.
( прием « Двухчастный дневник»).
«Много говорить и много сказать не
есть одно и то же». Софокл
«Поменьше говори, побольше
услышишь». В.И.Даль
«И хорошее слово хорошо один раз».
«В добрый час молвить, в худой
промолчать». В.И.Даль
«Существует только один способ
стать хорошим собеседником –
уметь слушать». К.Морли
«Молчаливость и скромность –
качества очень пригодные для
разговора».М.Монтель
«Сто человек – сто мнений».
«Сколько людей, столько умов».
«Слово не воробей: вылетит – не
поймаешь». В.И.Даль
«Не допускай, чтобы язык забегал
вперёд ума». Хилон
«Сперва подумай, потом скажи!»
В.И.Даль
«У лжеца дом сгорел – никто не
поверил».
«Знай, что твоё неразумное, холодное,
равнодушное слово может
4 обидеть, огорчить, уязвить, вызвать
смятение…» В.А.Сухомлинский
“Язык — один, уха — два, раз
скажи, два раза послушай “
«Не говори прописные истины»
“Люди не любят того, чего не знают”.
III этап «Рефлексия»
Необходим ли языковой паспорт говорящего? Актуальна ли эта проблема?
Прием «Незаконченные предложения» :
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (потому что…);
П пример (Я могу доказать это тем, что…);
С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …) позволяют
старшеклассникам кратко и точно выразить собственную позицию по
обсуждаемой проблеме.
4. Практическая часть. Работа с текстом.
I этап «Вызов»
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им. Гегель
Приведите примеры, подтверждающие это высказывание.
II этап «Осмысление». Прослушаем текст ( инсценировка).
1) А. Моисеев
НЕЗНАКОМКА
Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно
насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в
тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и
торжественно.
«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…»,
5 пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие руки – она напоминала
незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки,
боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь
вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг
захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с
разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она
улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие
стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало
тихотихо и както хорошо. И вдруг она сказала:
Ну, чо вылупился?
III этап «Рефлексия»
1. Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке
после её фразы? Какого он был мнения о ней сначала? Почему?
2. Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его
представление о ней? Какая она, по его мнению?
3. Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом
этикете и культуре речи она допустила?
Прием «Незаконченные предложения»
5. Практическая часть (продолжение).
I этап «Вызов»
1) Вашему вниманию предлагается статья Д.С.Лихачёва, великого русского
мыслителя XX века. Среди многочисленных работ Дмитрия Сергеевича есть
одна особая – «Письма о добром и прекрасном», она составлена в форме писем
и адресована молодому поколению. В ней говорится о Родине, патриотизме, о
величайших духовных ценностях человечества и окружающего мира.
Одно из писем посвящено очень полезному вопросу: как говорить?
6 II этап «Осмысление»
1) Письмо двенадцатое «Как говорить?». (Выдержки из письма)
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще
большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его
отношении к окружающему миру, к самому себе. Бравирование грубостью в
языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливым в одежде,
распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о
психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
Говорящий стремится грубой шуткой, резкими выражениями, иронией,
циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто
опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики
хотят показать, что они боятся. Это происходит полусознательно. Я уж
не говорю о том, что это признак, невоспитанности, неинтеллигентности, а
иногда и жестокости.
Понастоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без
нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по
тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы
имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека,
степень его психологической уравновешенности, степень его возможной
«закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и
внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно
– это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения,
но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться
влияниям среды, если она «затягивает».
III этап «Рефлексия». Сформулируйте общие требования к речи
7 ( составление кластера).
Речь должна быть:
понятной правильной по произношению, ясной и доступной по
содержанию;
выразительной соответствовать эмоциональному состоянию
говорящего;
уважительной выражать симпатию, участие, признание достоинств
адресата;
культурной спокойной, без выкриков, грубостей, оскорбительных и
жаргонных слов;
грамотной соответствующей всем нормам русского литературного
языка.
6. Практическая часть (продолжение).
I этап «Вызов»
1) Нам не дано предугать,
Как наше слово отзовётся,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать… (Ф.И.Тютчев)
2) Поразмышляем над строчками поэта и подумаем над многоточием, которым
поэт завершил свою мысль, приглашая нас, читателей, в соавторы. Вспомните
(опережающее задание) слова, словосочетания , предложения которые
( заполнение таблицы):
запомнились поддержали нанесли обиду
На работу даётся 57 минут, после обсуждения каждая группа представляет
классу одну работу .
II этап «Осмысление»
1) В. А. Сухомлинский «Слово в словах»
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным,
8 благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и
острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово
оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его
нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово,
иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок –
предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово,
которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет
радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом
можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение
безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние,
сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить
неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое,
неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить,
ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда
человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда
ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.
2) После прочтения учащиеся заполняют таблицу по данному тексту
( работа в парах).
Слово – друг Слово враг
1. Слово сравнивается 1. Слово сравнивается
прикосновение к сердцу слово – острый нож
нежный цветок раскалённое железо
живая вода комья грязи
вера в добро
2.Какое? 2.Какое?
прямое, честное слово позорное
мудрое, доброе слово глупое, злое, необдуманное
бестактное
9 3. Что делает? 3.Что делает?
может оживить, излечить может убить ранить
одухотворить посеять сомнения и безнадёжность
сотворить улыбки вызвать слёзы
породить веру заронить неверие
может потрясти оскорбить, огорчить, ошеломить,
3) Работа в группах. Время работы 68 мин.
Выберите любую строчку из текста В.А.Сухомлинского, запишите начало на
своём листочке, передайте листок соседу справа. Получите от соседа слева
новый листок, прочитайте написанное на нём и продолжите текст, излагая свои
мысли. После замыкания круга автор начала каждого текста даёт ему заголовок
и добавляет последнее слово – концовку. Озвучивание получившихся текстов.
III этап «Рефлексия».
1) На тютчевский вопрос «Как слово наше отзовётся?» поэт Р.Рождественский
ответил шуточным стихотворением «Разговор со случайным знакомым»
Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
Чо?
Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой воде…
Где?
Он полностью поклялся ей, он взял в свидетели луну…
Ну?!
Они сейчас уйдут в песок, туда, где не видать ни зги…
Гы!..
И, ощутив побег реки, в беспамятстве забьется ерш…
Врёшь!
Да нет, я говорю тебе, что столько тайн хранит земля, берёзы, ива и ольха…
Ха!..
10 А сколько музыки в степях, в предутреннем дрожаньи рос.
Брось!..
Да погоди! Почувствуй ночь, крадущийся полёт совы, сопенье медленных
лосих…
Псих!..
Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны, прожить и не понять
снега?
Ага!..
Попробуйте написать четверостишие, философский или лирический
комментарий к строкам поэта.
2) Почему с «Письмами о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев
обращается именно к молодежи?
Прием « Незаконченные предложения».
Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшнего урока?
Над каким вопросом есть смысл подумать ещё?
Домашнее задание ( на выбор)
1. Подготовить сообщение по одной из проблем, затронутых на уроке.
2. Написать эссе по теме урока.
3. Составить синквейн « Речь», « Язык».
11
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
" Как слово наше отзовется..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.