Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
12.07.2017
Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)
Риторика как мастерство устной речи. Современная риторика. Виды красноречия. 11 класс. Цели урока: Создать условия для развития положительной мотивации к учению. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления. Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме. Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”. Ход урока Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. Софокл. I.Актуализация прежних знаний. 1.Лингвистическая разминка (стр.379) 2.Повторение “Теоретическая разминка”. – Назовите характерные особенности публицистического стиля. – Каковы общие черты публицистического, официально-делового и научного стилей? – Что такое публицистичность? – Каковы требования к публичному выступлению? II. Формирование новых понятий. 1.Слово учителя (сообщение темы). – На четвертый вопрос вы, ребята, затрудняетесь ответить, так как о публичном выступлении мы еще не говорили, это тема сегодняшнего урока. Итак, мы продолжаем изучать тему “Публицистический стиль”. Давайте изобразим схематически, какие жанры нам известны. Публицистический стиль Письменные жанры Устные жанры Портретный очерк Доклад Статьи Публичное выступление Путевой очерк Дискуссия Репортаж Проблемный очерк Каждый жанр имеет свои цели, особенности. Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр? Давайте определим задачи урока: 1.познакомиться с определением “публичное выступление”; 2.узнать требования к устному выступлению; 3.определить особенности текста – публичного выступления. 4.Эпиграфом к уроку я взяла слова известного древнегреческого ученого Софокла. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа? (Верно, эти слова напрямую связаны с наукой, основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука – риторика)Риторика как мастерство устной речи. Современная риторика. Виды красноречия. 11 класс. Цели урока: Создать условия для развития положительной мотивации к учению. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления. Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме. Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”. Ход урока Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. Софокл. I.Актуализация прежних знаний. 1.Лингвистическая разминка (стр.379) 2.Повторение “Теоретическая разминка”. – Назовите характерные особенности публицистического стиля. – Каковы общие черты публицистического, официально-делового и научного стилей? – Что такое публицистичность? – Каковы требования к публичному выступлению? II. Формирование новых понятий. 1.Слово учителя (сообщение темы). – На четвертый вопрос вы, ребята, затрудняетесь ответить, так как о публичном выступлении мы еще не говорили, это тема сегодняшнего урока. Итак, мы продолжаем изучать тему “Публицистический стиль”. Давайте изобразим схематически, какие жанры нам известны. Публицистический стиль Письменные жанры Устные жанры Портретный очерк Доклад Статьи Публичное выступление Путевой очерк Дискуссия Репортаж Проблемный очерк Каждый жанр имеет свои цели, особенности. Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр? Давайте определим задачи урока: 1.познакомиться с определением “публичное выступление”; 2.узнать требования к устному выступлению; 3.определить особенности текста – публичного выступления. 4.Эпиграфом к уроку я взяла слова известного древнегреческого ученого Софокла. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа? (Верно, эти слова напрямую связаны с наукой, основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука – риторика)
Риторика как мастерство устной речи 11 класс.docx
Риторика как мастерство устной речи. Современная риторика.   Виды красноречия. 11 класс.                                                          Г.Е.Джайкенова, учитель русского языка и литературы                                                           областной специализированной школы №8 для одарённых                                                            детей города Уральск  Западно­Казахстанской области.   Цели урока: Создать условия для развития положительной мотивации к учению. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления. Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме. Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”.                                                    Ход урока Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же.                                                                                                                  Софокл. I.Актуализация прежних знаний. 1.Лингвистическая разминка (стр.379) 2.Повторение “Теоретическая разминка”. – Назовите характерные особенности публицистического стиля. – Каковы общие черты публицистического, официально­делового и научного стилей? – Что такое публицистичность? – Каковы требования к публичному выступлению? II. Формирование новых понятий. 1.Слово учителя (сообщение темы). – На четвертый вопрос вы, ребята, затрудняетесь ответить, так как о публичном выступлении  мы еще не говорили, это тема сегодняшнего урока. Итак, мы продолжаем изучать тему  “Публицистический стиль”. Давайте изобразим схематически, какие жанры нам известны.                                                                Публицистический стиль Письменные  жанры Портретный очерк Устные жанры Доклад Статьи Публичное выступление Путевой очерк Дискуссия Репортаж Проблемный очерк Каждый жанр имеет свои цели, особенности. Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр? Давайте определим задачи   урока: 1.познакомиться с определением “публичное выступление”; 2.узнать требования к устному выступлению; 3.определить особенности текста – публичного выступления. 4.Эпиграфом к уроку я взяла слова известного древнегреческого ученого Софокла. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа? (Верно, эти слова напрямую связаны с наукой, основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука – риторика)  2.Сообщение подготовленного ученика. Термин “Риторика” ввел Аристотель. Он сказал: “Риторика – это наука изобретать мысли”, т.е. это придумывание мысли – гармоничное воплощение её в слове с целью эффективного речевого воздействия. Горгий (около 480­380 вв. до н.э.) – создатель риторики. Уроженец города Леонтины (на о. Сицилия),   которому   угрожали   могущественные   Сиракузы.   Произнеся   в   427   году   перед народным   собранием   Афин   речь   об   опасности,   нависшей   над   его   родиной,   Горгий   потряс искушенных в искусстве слова афинян. Речи   Горгия   стали   образцами   для   подражания,   их   переписывали,   выучивали,   создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эллады 3.Беседа. –   Имена   каких   знаменитых   ораторов   вам   известны?(Великие   ораторы   древности.   Платон, Аристотель, Демосфен, Сократ, Перикл. Образцы казахского народного искусства: Төлеби, Әйтекеби, Қазыбекби) – Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним? (Их имена известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание   могущества   человека.   Эти   люди   создали   правила   красноречия,   которых   мы придерживаемся и сегодня. – Итак, что же такое риторика? – Какова связь между риторикой и публичным выступлением? 4. Изучение теоретического материала. На партах у вас лежит теоретический материал по теме “Риторика” (приложение).  Ваша задача: 1. Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках. Внимательно читая  предложенный текст, делайте пометки: “V” – знаю; “+” – это является для меня новым; “­” – думал иначе; “?” – не понял, хочу знать.                                                                         Приложение     РИТОРИКА (от  греческого  « ритор», « оратор»  ­ одна из самых древних  наук   на земле. Ей примерно  25000  лет,  если  принять  за  точку  отсчета   V – IVв.в.  до  н. э.  ­   период  расцвета  риторики  в  Древней  Греции.     Древние  верили  в  силу  слова.  Кроме  того,  слово  было  социально значимо:  не  случайно  « сама  риторика… зарождается  в  недрах  различных цивилизаций. правила   явились   как   писал:«…сами   свод наблюдений       Риторика  возникла  как  наука  об  искусной,  умелой,  ясной  речи  ­  устной прежде  всего.    ЦИЦЕРОН   за  приёмами,которыми   красноречивые   люди   ранее   пользовались бессознательно.Но  красноречие,   стало   быть,   возникло   из   науки,   а наука   из   красноречия».Из   этого  высказывания ясно  не  только,  как  возникла  риторика,  но  и  то,  что  древние  осознавали  ее дидактический,  обучающий,  практический  характер.      В античные  времена  ораторскому  искусству   обучали  прежде  всего  как умению   убеждать  словом,  объяснять  свою  точку  зрения,  опровергать ложную.  В  разные  времена  в  риторику   вкладывали   разное   содержание.   Она рассматривалась   и   как   особый   жанр  литературы,  и  как  мастерство  любого вида  речи,  и  как  наука  и   искусство  устной  речи.  В  современных науках  риторика  рассматривается  как   комплекс  дисциплин,  включающий  всебя  логический,  лингвистический,   психологический, физиологический, художественный  и  др.  аспекты  языкового   общения.У этой  науки  есть  и  другие  названия: « ораторское  искусство»,  « красноречие»,  « мастерство  устного  публичного  выступления»  « элоквенция».  Они  не  совпадают   полностью  ­  есть  тонкие  различия.    Главным   понятием  риторики  является  оратор   от  латинского ORARE ­  говорить   ­   человек,   произносящий  публичную  речь.  Люди,  к которым  обращены  его  слова  ­  аудитория  (от   латинского  AUDIRE ­  слышать).Оратор  и аудитория  взаимодействуют  друг с   другом  в  процессе  устного  публичного  выступления,  где  ораторская речь  возможна   только  при  наличии  обоих  элементов:  говорящего  и слушающих.     Слагаемыми  мастерства  оратора,  по  мнению  М.А.МИХАЙЛИЧЕНКО    являются: ­     логическая культура, ­     языковая культура ­     психолого –педагогическая  культура, ­     культура  общения, ­     техника  речи.      Формирование  этих  качеств  и  составляет  ПРЕДМЕТ риторики  как  учебной  дисциплины,  поскольку,  по  словам ДЕМОКРИТА, « ни  искусство,  ни  мудрость  не  могут  быть  достигнуты,  если  им  не учиться» 2. Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы. Знаю Узнал новое Хочу знать   3. Прочитайте, что вы узнали нового (представитель одной группы зачитывает, все остальные  группы внимательно слушают, затем добавляют, не повторяя, что­то из своих записей). 4. А теперь зачитайте, что вы поместили в третью колонку “Хочу знать”. – Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке, который  будет посвящен теме “Овладение культурой публичной речи”. III. Формирование  умений и навыков. – Выделяют несколько видов речей: информационная, воодушевляющая, убеждающая,  призывающая и развлекательная. Каждая речь имеет свою цель. Ваша задача, работая в группе, определить цель каждой речи. 1. Работа в группах. Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух колонок, вторая – пустая, её необходимо заполнить разрезанными карточками). Вид речи Цель речи 1. 2. 3. 4. 5. Информационная Воодушевляющая Убеждающая Призывающая Развлекательная                                                            Карточки: 1) пробудить интерес к какой­либо проблеме, дать новое представление о предмете; 2) поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик; 3) убедить в своей правоте; 4) побудить начать или прекратить какие­либо действия; 5) развлечь слушателей, вызвать положительные эмоции (обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни). 2. Работа в группах  (каждая группа получит своё задание). 1 группа. Найдите примеры и докажите, что речь Плевако соответствует правилам публичного  выступления. Дайте оценку речи адвоката. 2 группа. К какому виду речей вы отнесете эту речь? Почему? Докажите это. 3 группа. Какой приём лежит в основе убеждения защитника Плевако? Подтвердите текстом  свой ответ.                                                     Дело Замятниных 13 марта 1881 г. в Космодемьянске, в своей квартире, купец, Семен Замятнин путем угрозы убийства заставил казанского купца Курбатова подписать в свою пользу четыре векселя на сумму 100 тысяч рублей. Угрозой мести Замятнин предложил Курбатову молчать обо всем происшедшем.   Курбатов,   прибыв   домой   в   Казань,   немедленно   рассказал   о   случившемся прокурору. Допрошенная   в   ходе   предварительного   расследования   дела   жена   Замятнина   показала,   что векселя на 100 тысяч рублей были получены ею от Курбатова еще ранее, когда она была с последним; в интимных отношениях, и еще до ее брака с Замятниным. Факт близких отношений Курбатова с Замятниной до ее брака подтвердился при расследовании дела. Однако Курбатов категорически отвергал выдачу Замятниной векселей; данными по делу этот факт также не подтверждался. Замятнины были привлечены к уголовной ответственности по обвинению в вымогательстве. Дело   слушалось   Казанским   окружным   судом   7­­9   июня   1882   г.   В   качестве   представителя гражданского   истца   по   делу   выступал   Ф.   Н.   Плевако,   речь   которого,   представляющая известный теоретический и практический интерес, публикуется в Сборнике. * * * Шестнадцать лет ­ я адвокат. Профессия дает нам известные привычки, которые идут от нашего труда. Как у кузнеца от работы остаются следы на его мозолистых руках, так и у нас, защитников, защитительная жилка всегда остается нашим свойством не потому, что мы хотим отрицать всякую правду и строгость,   но   потому,   что   мы   видим   в   подсудимых   по   преимуществу   людей,   которым   мы сострадаем, прощаем, и о которых мы сожалеем. Годы закаливают нас в этой привычке... Рядом с ними к нам приходят и другие люди, которые жалуются на преступников, подсудимых и   говорят:   "Они   нас   обидели,   защитите   нас,   просим   вашего   содействия;   у   нас   нет   других защитников, нам не к кому обратиться". Кроме нас, защитников, для прямой защиты их от обидчиков, законом не создано иного класса. При   нашей   привычке   защищать,   при   нашей   привычке   к   снисхождению   мы   встречаемся   с необходимостью требовать восстановления нарушенных прав, отнятия из их рук того, что они захватили. Если ко мне является человек, у которого сняли с плеч кафтан, я действую таким образом, чтобы возвратить похищенное; но если этот же человек требует наказания преступника, то его заявление кажется мне еще недостаточным. Как же примирить это? Очень легко! Нужно только уметь поставить пределы того чувства к подсудимому,   о   котором   я   говорил,   и   чувства   справедливости   к   тому   человеку,   который страдает. Заявляют иск разного рода люди: иные хлопочут о том только, чтобы выиграть свой иск, иногда даже несправедливый. Защита, готовая клевать, явится пособником такого человека, ­ позорна и нечестна.  Наоборот, нет выше задачи, как защищать невинно потерпевшего... Но есть противоположный класс потерпевших, где сила смеется над всем. Когда   приходят   к   нам   обиженные   люди   и   говорят,   что   у   них   силой   отняли   то,   что   им принадлежит, что им негде искать защиты, ­тогда указываешь им на бога; но они отвечают, что там ­­ пустое место, вот тут нужно уличить, покарать преступника, доказать ему, что насилие ­ презренно, потому что нарушает человеческие права... Бывают   еще   третьего   сорта   дела,   когда   под   влиянием   гнева,   вражды   и   других   житейских обстоятельств, человек порой совершит преступление, а потом сам не может додуматься, как он   его   совершил;   дело   поправлять   поздно,   и   вот   из   чувства   самосохранения   он   начинает отпираться. Может быть, он не прочь возвратить несправедливо отнятое, но боится дать улики обвинению. Тогда он начинает давать невероятные показания, говорить неправду; между тем потерпевший ­­ страдает, интересы его ­­ нарушены... Тут мы будем вполне правы, защищая эти интересы, но не будем правы, если захотим карать обвиняемого. 3.Творческая пятиминутка. – Вы сейчас познакомились с образцом убеждающей речи. А теперь попробуем сами составить  подобную речь. Любая речь – это текст. – Из каких частей состоит текст? Задание: создать текст устного выступления на тему: “Нужно ли совершенствовать свою  речь?”. (Задание одно для всех групп – время работы три минуты) IV. Отчет групп. У каждой группы на столе лежит карточка взаимооценки. Одна группа выступает, а две другие внимательно слушают и затем скажут: соответствует ли  выступление группы правилам публичной речи. V. Итог урока (рефлексия). – Сегодня мы говорили о публичном выступлении, узнали что­то новое. Продолжите  предложения “Сегодня на уроке...”  VI. Оценивание работы групп. VII. Домашнее задание:  § 55,упр.423(устно),424

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)

Конспект урока по русскому языку "Риторика как мастерство устной речи" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2017