Сов¬ременными психолого-дидактическими исследованиями доказано, что самостоятельность мыслительных операций - одна из главных психологических предпосылок успешности овладения знаниями, умениями, навыками, иначе говоря, фактор, обеспечивающий неуклонное, стабильное развитие интеллекта обучающегося. Отсюда следует, что «культивирование интеллектуальной активности и на ее основе самостоятельного подхода ученика к разрешению тех или иных конкретных задач - важнейшая цель для преподавателя любой специальности (не исключая, разумеется, и музыканта), цель, игнорирование которой - или даже недостаточно последовательная устремленность к ней - граничило бы с самым серьезным педагогическим просчетом».
Ключевые проблемы воспитания навыков самостоятельной работы
учащихся.
Представители музыкальной педагогики деятели в области
методики музыкального воспитания и образования,
дальновидные преподавателипрактики,
а также
вопросы стимулирования
инициативы и самостоятельности в работе учащихся в ходе обучения
подвергают сегодня обстоятельному рассмотрению, причисляют к
разряду первостепенных по своей значимости. Это связано с тем, что
умственное развитие ученика дает действительно полноценные
результаты лишь тогда, когда оно опирается на фундамент активной,
самостоятельной работы.
Современными психологодидактическими исследованиями
доказано, что самостоятельность мыслительных операций одна из глав
ных психологических предпосылок успешности овладения знаниями,
умениями, навыками, иначе говоря, фактор, обеспечивающий неук
лонное, стабильное развитие интеллекта обучающегося. Отсюда следует,
что «культивирование интеллектуальной активности и на ее основе
с а м о с т о я т е л ь н о г о подхода ученика к разрешению тех или иных
конкретных задач важнейшая цель для преподавателя любой
специальности (не исключая, разумеется, и музыканта), цель,
игнорирование которой или даже недостаточно последовательная
устремленность к ней граничило бы с самым серьезным
педагогическим просчетом».
Понятие самостоятельной работы на инструменте в обучении музы
кальному исполнительству неоднородно по своей структуре и внутренней
сущности. Это понятие является весьма емким и многоплановым. Оно
синтезирует в себе и умение учащихся без посторонней помощиориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно
расшифровывать авторский текст, и готовность самому отыскать
эффективные пути в работе, найти нужные приемы и средства
воплощения художественного замысла, и умение критически оценить
результаты собственной музыкальноисполнительской деятельности.
Сила чувства и глубина понимания музыки определяют уровень
воплощения любой музыкальноисполнительской задачи. А это значит, что,
по мнению Б. Кременштейн «эмоциональность и интеллект учащегося
представляются важнейшими качествами, которые следует воспитывать в
первую очередь», и которые необходимы для успешного приобретения
навыков самостоятельного мышления и, следовательно, самостоятельной
работы. Развитие эмоциональности воспитывается, прежде всего, через
умение слушать себя, а становление интеллекта, учащегося происходит
наилучшим образом, если педагог путем обобщений подводит ученика к
познанию закономерностей музыки.
Умение исполнителя слушать себя и его понимание общих проблем
музыкального искусства проявляются в решении любой музыкальной задачи
(и частной, и самой общей), в поисках каждого оттенка, в преодолении
технических трудностей, и таким образом выполняют ведущую роль в
повседневных занятиях. Поэтому такие педагогические проблемы, как
воспитание умения слушать себя и использование анализа и обобщений с
целью развития интеллекта учащегося считаются наиболее общими и
ключевыми. Так считает Б. Кременштейн.
Подобных взглядов придерживаются и Г. Цыпин , и Л. Арчажникова,
включая в задачи воспитания навыков самостоятельной работы учащихся
в процессе обучения игре на инструменте следующие элементы:
оперирование музыкальнослуховыми представлениями;
воспитание слухового внимания и самоконтроля;
взаимодействие логического и эмоционального; воспитание творческого отношения к искусству;
формирование активного самостоятельного творческого
мышления.
Все эти стороны самостоятельной работы тесно взаимосвязаны.
Самостоятельная работа органически входит в процесс обучения, а
не сводится к выполнению только домашних заданий. Необходимо,
чтобы вся работа на уроке с самого первого момента была уже
самостоятельной. Направляющим моментом к такой постановке вопроса
и является формирование и произвольное оперирование музыкально
слуховыми представлениями.
Музыкальнослуховые представления являются одним из
решающих условий музыкального развития учащихся. Формирование и
оперирование музыкальнослуховыми представлениями органически
связаны с развитием умственных способностей: узнавание, сравнение,
сопоставление, анализ и синтез, т.е. всех тех качеств, без которых
немыслима вообще самостоятельная работа. Музыкальнослуховые
представления являются первой ступенью музыкального познания,
обязательным и действенным фактором восприятия и воспроизведения
музыки. Возникая в музыкальной деятельности, музыкальнослуховые
представления дают возможность совершенствовать эту деятельность и
сами совершенствуются в процессе ее выполнения.
Музыкальнослуховые представления служат также основой
формирования двигательных приемов и навыков. Связь музыкально
слуховых представлений с двигательными представлениями становится
тем главным моментом, с чего начинается музыкальное воспитание,
воспитание игровых приемов и навыков начинающего пианиста. Вот
здесь и начинается самостоятельная работа, которая проходит на самом
уроке как постоянный поиск точной согласованности внутренне
слышимого с внешне воспроизводимым. А раз это поиск значиттворческое отношение к исполняемому, значит обостренное чувство
самоконтроля, воспитание умения слышать и оценивать себя в каждый
момент.
Процесс образования игровых навыков идет под непрерывным контролем
слуховых представлений. Реальной основой этой связи являются характер и
окраска звучания как средства передачи художественного смысла того, что
исполняется. Именно характер звуковых образов обусловливает применение
тех или иных навыков, которые всегда как бы вновь и вновь создаются. С
первого урока организация игровых движений ученика должна идти от
извлечения звука. С изменением характера звучности каждый раз будет
меняться и игровой прием.
Когда учащийся получает задание исполнить один или несколько звуков
определенного музыкального содержания, работа начинается с представления
им характера звучания, а вслед за этим представления и поиска нужных
движений, соответствующих музыкальнослуховым представлениям и спо
собных воплотить эти представления в звучании инструмента. Конечно, такая
связь слуховых и двигательных представлений рождается не сразу. Учащийся
пробует, ищет и снова пробует. В результате таких поисков,
самостоятельного проникновения в сущность взаимосвязи музыкально
слуховых и двигательных представлений от представления звука и его
реального звучания учащийся приходит к нужным движениям. Необходимо,
чтобы учащемуся была предоставлена большая самостоятельность, чтобы к
каждому пианистическому приему он подходил через собственное его
понимание.
Педагогу при этом предоставляется право подсказать учащемуся
правильное движение и помочь ему, т.к. без искусственного культивирования
движений, без регулирования их внешней формы в дальнейшем невозможно
достичь и технического совершенства. Но самостоятельные поиски,
творческое решение художественной задачи выступают на первое место.Весь процесс сознательного формирования двигательных навыков и
умений в их неразрывном органическом взаимодействии со слуховыми
навыками немыслим без активного слухового внимания и самоконтроля.
Слуховое внимание, умение чутко вслушиваться в исполняемое, а вслед за
этим и умение критически себя оценивать – качества, очень ценные и
совершенно необходимые для любого рода художественноисполнительской
деятельности. О важном значении умения слушать себя в развитии навыков
самостоятельной работы высказываются в своих трудах Б. Кременштейн и Л.
Арчажникова. Но воспитываются они не сразу. Чтобы достичь остроты и
уверенности критического чувства, необходима постоянная активизация
слухового самоконтроля.
Воспитание слухового внимания начинается с самого первого урока, с
извлечения первого звука. Только, идя от слухового восприятия музыки к ее
внутреннему прочувствованию, к музыкальнослуховому представлению и
эмоциональному переживанию, а затем воспроизведению, можно обеспечить
подлинное обучение, а, следовательно, и музыкальное развитие.
Музыкальнослуховое внимание непосредственно связано со слуховым
восприятием музыки, и вне музыки развивать такое внимание не мыслимо.
Первое приобщение учащихся к музыки предполагает обязательно
целенаправленное внимательное вслушивание предлагаемое им музыкальное
задание с последующим его воспроизведением. При воспроизведении того, что
задано, как и при оперировании музыкальнослуховыми представлениями
решающим условием является слуховой самоконтроль. Слуховое внимание
без слухового самоконтроля теряет свой смысл.
Роль слухового контроля особенно велика потому, что он связан не
только с последующей оценкой того, что получилось в процессе
воспроизведения, но он как бы предшествует самому акту воспроизведения,
направляет его и способствует правильному слуховому представлению того,
что должно получиться.Звуки, воспроизводимые в процессе исполнения на инструменте, должны
отвечать всем требованиям, которые предъявляются к окраске и
особенностям звучания. Надежным условием этого и является слуховой
самоконтроль, который необходимо развивать в органической связи со
слуховым вниманием.
Играющий в каждый момент первоначального разучивания и повторных
проигрываний должен хорошо слышать и ясно осознавать, что выходит у него
изпод пальцев. Такое критическое вслушивание является важнейшим
фактором обучения музыке. Упражняться часами, не контролируя себя,
значит зря тратить время. Уметь вслушиваться в мельчайшие детали
произведения, добиваться различных нюансов эти качества необходимо
воспитывать с первых шагов обучения. Слуховой самоконтроль, как
важный элемент в самостоятельной работе имеет при этом большое
значение, как предваряющий фактор исполнения на инструменте. С
другой стороны, слуховой самоконтроль важен и как критическая
оценка того или иного действия. Слуховой самоконтроль работает
непрерывно, он не только предопределяет предстоящее действие в
смысле его соответствия музыкальнослуховому представлению, но и
выступает в качестве «судьи», оценивающего то, что получилось в
результате.
Эффективность самостоятельной музыкальной деятельности будет
тем большая, чем осмысленнее она выполняется. Игра на инструменте
Это определяет и необходимость
сознательная деятельность.
сознательного формирования именно тех навыков, которые необходимы
для ее успешного выполнения. Только это и обеспечивает постоянное их
совершенствование.
Выработка навыков начинается с овладения теми приемами, при
помощи которых достигается определенная цель. Эти приемы, способы
выполнения должны быть целенаправленны, экономны и отвечатьпоставленной задаче. Понимание путей формирования и развития
навыков ключ к правильному отбору необходимых для данной
деятельности приемов и способов.
Музыкальнослуховые представления, сознательное осмысление и
«внутреннее» слышание поставленной звуковой задачи порождают и
непрерывность двигательных представлений, которые органически
связаны со слуховыми. В противном случае нельзя было бы добиться
художественнотехнической свободы в игре на музыкальном
инструменте. Поэтому с первых шагов обучения игре на инструменте
необходимо постоянно воспитывать и устанавливать именно
сознательную связь слухового и двигательного факторов.
«Воспитывать самостоятельность учащегося это значит
последовательно развивать его мышление и самоконтроль, приучать
самостоятельно справляться с встречающимися трудностями, находить
пути и способы их преодоления. Как и всякое учение, самостоятельная работа
это интеллектуальный труд, требующий пытливой мысли, воли, инициативы
и творческого воображения. Чем сознательнее и целеустремленнее решает
учения на уроке самостоятельно те или иные задачи, тем плодотворнее будет
проходить, и его домашняя работа».
Конечно, умение самостоятельно мыслить это процесс сложный,
требующий длительного воспитания внимания и воли. Но учить
самостоятельному мышлению, сознательному отношению к работе, т.е.
развивать интеллект, необходимо с первых шагов обучения. Только при таком
решении вопроса в дальнейшем можно получить положительные результаты.
По мере развития учащегося, наряду с эмоциональным отношением к музыке
развивается его интеллект и повышается роль логического в отношении к
музыке, что активизирует самостоятельность и музыкальное мышление. Так,
например, все более взаимосвязанными становятся для него понятияхудожественного воплощения музыкального содержания произведения и
средств, с помощью которых это происходит.
Самостоятельность и активность музыкального мышления учащихся
невозможно развивать без использования анализа и обобщений. Содержанием
обобщающих указаний педагога являются закономерности музыкального
искусства: строение произведения, закономерности исполнения, принципы
работы и т. п. Обобщающие указания педагога имеют своей целью раскрыть
музыкальноисполнительский замысел произведения и способы его
исполнения, то есть музыкальное и техническое развитие ученика. Поэтому
главное внимание следует уделять использованию обобщений, ведущих к
пониманию закономерностей музыки и ее исполнения.
В процессе работы над различными произведениями необходимо
стремиться систематизировать знания учащихся, воспитать у него ряд общих
принципов отношения к музыке. Тогда в дальнейшем при работе, над
незнакомым произведением ученик будет знать, с чего начинать и как строить
свою самостоятельную работу. Анализ, сопровождаемый обобщениями, будит
активность мысли ученика, расширяет его кругозор, воспитывает интеллект
во взаимодействии с эмоциональностью.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ключевыми
проблемами воспитания самостоятельности музыканта – пианиста можно
назвать умение слушать себя, т.е. эмоциональность и использование в
самостоятельной работе анализа и обобщений, т.е. интеллект. Поэтому
«эмоциональность и интеллект учащегося представляются важнейшими
качествами, которые нужно воспитывать в первую очередь». Слуховой
самоконтроль и внутреннее слышание дают возможность совершенствовать
музыкальную деятельность, помогают формировать двигательные игровые
приемы. Этот творческий процесс поиска согласованности внутренне
слышимого и внешне производимого обостряет слуховое внимание и умениекритически себя оценивать. Это особенно важно в самостоятельной работе,
так как единственным контролем качества игры является слух.