" Ключевые проблемы воспитания навыков самостоятельной работы учащихся".

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 16.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сов¬ременными психолого-дидактическими исследованиями доказано, что самостоятельность мыслительных операций - одна из главных психологических предпосылок успешности овладения знаниями, умениями, навыками, иначе говоря, фактор, обеспечивающий неуклонное, стабильное развитие интеллекта обучающегося. Отсюда следует, что «культивирование интеллектуальной активности и на ее основе самостоятельного подхода ученика к разрешению тех или иных конкретных задач - важнейшая цель для преподавателя любой специальности (не исключая, разумеется, и музыканта), цель, игнорирование которой - или даже недостаточно последовательная устремленность к ней - граничило бы с самым серьезным педагогическим просчетом».
Иконка файла материала ключевые проблемы.docx
Ключевые проблемы воспитания навыков самостоятельной работы учащихся. Представители   музыкальной   педагогики   ­   деятели   в   области методики   музыкального   воспитания   и   образования, дальновидные   преподаватели­практики,   а   также   вопросы   стимулирования инициативы   и   самостоятельности   в   работе   учащихся   в   ходе   обучения подвергают   сегодня   обстоятельному   рассмотрению,   причисляют   к разряду   первостепенных   по   своей   значимости.   Это   связано   с   тем,   что умственное   развитие   ученика   дает   действительно   полноценные результаты   лишь   тогда,   когда   оно   опирается   на   фундамент  активной, самостоятельной работы.   Современными   психолого­дидактическими   исследованиями доказано, что самостоятельность мыслительных операций ­ одна из глав­ ных   психологических   предпосылок   успешности   овладения   знаниями, умениями,   навыками,   иначе   говоря,   фактор,   обеспечивающий   неук­ лонное, стабильное развитие интеллекта обучающегося. Отсюда следует, что   «культивирование   интеллектуальной   активности   и   на   ее   основе с а м о с т о я т е л ь н о г о   подхода   ученика   к   разрешению   тех   или   иных конкретных   задач   ­   важнейшая   цель   для   преподавателя   любой специальности   (не   исключая,   разумеется,   и   музыканта),   цель, игнорирование   которой   ­   или   даже   недостаточно   последовательная устремленность   к   ней   ­   граничило   бы   с   самым   серьезным педагогическим просчетом». Понятие самостоятельной работы на инструменте в обучении музы­ кальному исполнительству неоднородно по своей структуре и внутренней сущности. Это  понятие  является весьма емким  и многоплановым. Оно синтезирует   в   себе   и   умение   учащихся   без   посторонней   помощиориентироваться   в   незнакомом   музыкальном   материале,   правильно расшифровывать   авторский   текст,   и   готовность  самому  отыскать эффективные   пути   в   работе,   найти   нужные   приемы   и   средства воплощения   художественного   замысла,   и   умение   критически   оценить результаты собственной музыкально­исполнительской деятельности. Сила   чувства   и   глубина   понимания   музыки   определяют   уровень воплощения любой музыкально­исполнительской задачи.  А это значит, что, ­ по   мнению   Б.   Кременштейн   «эмоциональность   и   интеллект   учащегося представляются   важнейшими   качествами,   которые   следует   воспитывать   в первую   очередь»,   и   которые   необходимы   для   успешного   приобретения навыков   самостоятельного   мышления   и,   следовательно,   самостоятельной работы.   Развитие   эмоциональности   воспитывается,   прежде   всего,   через умение   слушать   себя,   а   становление   интеллекта,   учащегося   происходит наилучшим   образом,   если   педагог   путем   обобщений   подводит   ученика   к познанию закономерностей музыки.  Умение   исполнителя   слушать   себя   и   его   понимание   общих   проблем музыкального искусства проявляются в решении любой музыкальной задачи (и   частной,   и   самой   общей),   в   поисках   каждого   оттенка,   в   преодолении технических   трудностей,   и   таким   образом   выполняют   ведущую   роль   в повседневных   занятиях.   Поэтому   такие   педагогические   проблемы,   как воспитание   умения   слушать   себя   и   использование   анализа   и   обобщений   с целью   развития   интеллекта   учащегося   считаются   наиболее   общими   и ключевыми. Так считает Б. Кременштейн. Подобных  взглядов  придерживаются   и Г.  Цыпин , и Л. Арчажникова, включая в задачи воспитания навыков самостоятельной работы учащихся в процессе обучения игре на инструменте следующие элементы: ­  оперирование музыкально­слуховыми представлениями;       ­  воспитание слухового внимания и самоконтроля;       ­  взаимодействие логического и эмоционального;­  воспитание творческого отношения к искусству;     ­   формирование   активного   самостоятельного   творческого         мышления. Все эти стороны самостоятельной работы тесно взаимосвязаны. Самостоятельная работа органически входит в процесс обучения, а не   сводится   к   выполнению   только   домашних   заданий.   Необходимо, чтобы   вся   работа   на   уроке   с   самого   первого   момента   была   уже самостоятельной. Направляющим моментом к такой постановке вопроса и   является   формирование   и   произвольное   оперирование   музыкально­ слуховыми представлениями.   Музыкально­слуховые   представления   являются   одним   из решающих   условий   музыкального   развития   учащихся.  Формирование   и оперирование   музыкально­слуховыми   представлениями   органически связаны   с   развитием   умственных   способностей:   узнавание,   сравнение, сопоставление,   анализ   и   синтез,   т.е.   всех   тех   качеств,   без   которых немыслима   вообще   самостоятельная   работа.   Музыкально­слуховые представления   являются   первой   ступенью   музыкального   познания, обязательным и действенным фактором  восприятия и воспроизведения музыки.   Возникая   в   музыкальной   деятельности,   музыкально­слуховые представления дают возможность совершенствовать эту деятельность и сами совершенствуются в процессе ее выполнения.  Музыкально­слуховые   представления   служат   также   основой формирования   двигательных   приемов   и   навыков.   Связь   музыкально­ слуховых представлений с двигательными представлениями становится тем   главным   моментом,   с   чего   начинается   музыкальное   воспитание, воспитание   игровых   приемов   и   навыков   начинающего   пианиста.   Вот здесь и начинается самостоятельная работа, которая проходит на самом уроке   как   постоянный   поиск   точной   согласованности   внутренне слышимого   с   внешне   воспроизводимым.   А   раз   это   поиск   ­   значиттворческое   отношение   к   исполняемому,   значит   обостренное   чувство самоконтроля, воспитание умения слышать и оценивать себя в каждый момент. Процесс образования игровых навыков идет под непрерывным контролем слуховых представлений. Реальной основой этой связи являются характер и окраска звучания как средства передачи художественного смысла того, что исполняется. Именно характер звуковых образов обусловливает применение тех или иных навыков, которые всегда как бы вновь и вновь создаются. С первого   урока   организация   игровых   движений   ученика   должна   идти   от извлечения   звука.   С   изменением   характера   звучности   каждый   раз   будет меняться и игровой прием. Когда учащийся получает задание исполнить один или несколько звуков определенного музыкального содержания, работа начинается с представления им   характера   звучания,   а   вслед   за   этим   представления   и   поиска   нужных движений,   соответствующих   музыкально­слуховым   представлениям   и   спо­ собных воплотить эти представления в звучании инструмента. Конечно, такая связь слуховых и двигательных представлений рождается не сразу. Учащийся пробует,   ищет   и   снова   пробует.   В   результате   таких   поисков, самостоятельного   проникновения   в   сущность   взаимосвязи   музыкально­ слуховых   и   двигательных   представлений   от   представления   звука   и   его реального звучания учащийся приходит к нужным движениям. Необходимо, чтобы учащемуся была предоставлена большая самостоятельность, чтобы к каждому   пианистическому   приему   он   подходил   через   собственное   его понимание. Педагогу   при   этом   предоставляется   право   подсказать   учащемуся правильное движение и помочь ему, т.к. без искусственного культивирования движений, без регулирования их внешней формы в дальнейшем невозможно достичь   и   технического   совершенства.   Но   самостоятельные   поиски, творческое решение художественной задачи выступают на первое место.Весь   процесс   сознательного   формирования   двигательных   навыков   и умений   в   их   неразрывном   органическом   взаимодействии   со   слуховыми навыками   немыслим   без   активного   слухового   внимания   и   самоконтроля.   Слуховое внимание, умение чутко вслушиваться в исполняемое, а вслед за этим   и   умение   критически   себя   оценивать   –   качества,   очень   ценные   и совершенно необходимые для любого рода художественно­исполнительской деятельности.  О важном значении умения слушать себя в развитии навыков самостоятельной работы высказываются в своих трудах Б. Кременштейн и Л. Арчажникова.  Но   воспитываются   они   не   сразу.   Чтобы   достичь   остроты   и уверенности   критического   чувства,   необходима   постоянная   активизация слухового самоконтроля. Воспитание слухового внимания начинается с самого первого урока, с извлечения первого звука. Только, идя от слухового восприятия музыки к ее внутреннему   прочувствованию,   к   музыкально­слуховому   представлению   и эмоциональному переживанию, а затем воспроизведению, можно обеспечить подлинное обучение, а, следовательно, и музыкальное развитие. Музыкально­слуховое   внимание   непосредственно   связано   со   слуховым восприятием музыки, и вне музыки развивать такое внимание не мыслимо. Первое   приобщение   учащихся   к   музыки   предполагает   обязательно целенаправленное внимательное вслушивание предлагаемое им музыкальное задание с последующим его воспроизведением. При воспроизведении того, что задано,   как   и   при   оперировании   музыкально­слуховыми   представлениями решающим  условием  является  слуховой   самоконтроль. Слуховое  внимание без слухового самоконтроля теряет свой смысл.  Роль   слухового   контроля   особенно   велика   потому,   что   он   связан   не только   с   последующей   оценкой   того,   что   получилось   в   процессе воспроизведения, но он как бы предшествует самому акту воспроизведения, направляет его и способствует правильному слуховому представлению того, что должно получиться.Звуки, воспроизводимые в процессе исполнения на инструменте, должны отвечать   всем   требованиям,   которые   предъявляются   к   окраске   и особенностям   звучания.   Надежным   условием   этого   и   является  слуховой самоконтроль,   который   необходимо   развивать   в   органической   связи   со слуховым вниманием. Играющий в каждый момент первоначального разучивания и повторных проигрываний должен хорошо слышать и ясно осознавать, что выходит у него из­под   пальцев.   Такое   критическое   вслушивание   является   важнейшим фактором обучения музыке. Упражняться часами, не контролируя себя, значит   зря   тратить   время.   Уметь   вслушиваться   в   мельчайшие   детали произведения, добиваться различных нюансов ­ эти качества необходимо воспитывать   с   первых   шагов   обучения.   Слуховой   самоконтроль,   как важный   элемент   в   самостоятельной   работе   имеет   при   этом   большое значение,   как   предваряющий   фактор   исполнения   на   инструменте.   С другой   стороны,   слуховой   самоконтроль   важен   и   как   критическая оценка   того   или   иного   действия.   Слуховой   самоконтроль   работает непрерывно,   он   не   только   предопределяет   предстоящее   действие   в смысле   его   соответствия   музыкально­слуховому   представлению,   но   и выступает   в   качестве   «судьи»,  оценивающего  то,   что   получилось   в результате. Эффективность  самостоятельной  музыкальной   деятельности  будет тем большая, чем осмысленнее она выполняется. Игра на инструменте ­   Это   определяет   и   необходимость сознательная   деятельность. сознательного формирования именно тех навыков, которые необходимы для ее успешного выполнения. Только это и обеспечивает постоянное их совершенствование.   Выработка   навыков   начинается   с   овладения   теми   приемами,   при помощи которых достигается определенная цель. Эти приемы, способы выполнения   должны   быть   целенаправленны,   экономны   и   отвечатьпоставленной   задаче.   Понимание   путей   формирования   и   развития навыков   ­   ключ   к   правильному   отбору   необходимых   для   данной деятельности приемов и способов.   Музыкально­слуховые   представления,   сознательное   осмысление   и «внутреннее»   слышание   поставленной   звуковой   задачи   порождают   и непрерывность   двигательных   представлений,   которые   органически связаны   со   слуховыми.   В   противном   случае   нельзя   было   бы   добиться художественно­технической   свободы   в   игре   на   музыкальном инструменте.   Поэтому   с   первых   шагов   обучения   игре   на   инструменте необходимо   постоянно   воспитывать   и   устанавливать   именно сознательную связь слухового и двигательного факторов. «Воспитывать   самостоятельность   учащегося   ­   это   значит последовательно   развивать   его   мышление   и   самоконтроль,   приучать самостоятельно   справляться   с   встречающимися   трудностями,  находить пути и способы их преодоления. Как и всякое учение, самостоятельная работа ­ это интеллектуальный труд, требующий пытливой мысли, воли, инициативы и   творческого   воображения.  Чем   сознательнее   и   целеустремленнее   решает учения на уроке самостоятельно те или иные задачи, тем плодотворнее будет проходить, и его домашняя работа».   Конечно,   умение   самостоятельно   мыслить   ­     это   процесс   сложный, требующий   длительного   воспитания   внимания   и   воли.   Но   учить самостоятельному   мышлению,   сознательному   отношению   к   работе,   т.е. развивать интеллект, необходимо с первых шагов обучения. Только при таком решении вопроса в дальнейшем можно получить положительные результаты. По мере развития учащегося, наряду с эмоциональным отношением к музыке развивается   его   интеллект   и  повышается   роль   логического   в   отношении   к музыке, что активизирует самостоятельность и музыкальное мышление. Так, например,   все   более   взаимосвязанными   становятся   для   него   понятияхудожественного   воплощения   музыкального   содержания   произведения   и средств, с помощью которых это происходит.  Самостоятельность   и   активность   музыкального   мышления   учащихся невозможно развивать без использования анализа и обобщений. Содержанием обобщающих   указаний   педагога   являются   закономерности   музыкального искусства:   строение   произведения,   закономерности   исполнения,   принципы работы и т. п. Обобщающие указания педагога имеют своей целью раскрыть музыкально­исполнительский   замысел   произведения   и   способы   его исполнения, то есть музыкальное и техническое развитие ученика. Поэтому главное   внимание   следует   уделять   использованию   обобщений,   ведущих   к пониманию закономерностей музыки и ее исполнения.   В   процессе   работы   над   различными   произведениями   необходимо стремиться систематизировать знания учащихся, воспитать у него ряд общих принципов   отношения   к   музыке.   Тогда   в   дальнейшем   при   работе,   над незнакомым произведением ученик будет знать, с чего начинать и как строить свою самостоятельную работу. Анализ, сопровождаемый обобщениями, будит активность мысли ученика, расширяет его кругозор, воспитывает интеллект во взаимодействии с эмоциональностью. Из   всего   вышесказанного   можно   сделать   вывод,   что   ключевыми проблемами   воспитания   самостоятельности   музыканта   –   пианиста   можно назвать   умение   слушать   себя,   т.е.   эмоциональность   и   использование   в самостоятельной   работе   анализа   и   обобщений,   т.е.   интеллект.   Поэтому «эмоциональность   и   интеллект   учащегося   представляются   важнейшими качествами,   которые   нужно   воспитывать   в   первую   очередь».   Слуховой самоконтроль   и  внутреннее   слышание   дают  возможность   совершенствовать музыкальную   деятельность,   помогают   формировать   двигательные   игровые приемы.   Этот   творческий   процесс   поиска   согласованности   внутренне слышимого и внешне производимого обостряет слуховое внимание и умениекритически себя оценивать. Это особенно важно в самостоятельной работе, так как единственным контролем качества игры является слух.