Аннотация проекта: методическая разработка урока по теме «Милосердие и сострадание» составлена в соответствие с требованиям ФГОС; применены разнообразные методы и формы обучения, в том числе интерактивные, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся.
Технологическая карта урока
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Класс: 5 класс
УМК: ФГОС. Инновационная школа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.
Тема: Милосердие и сострадание
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: познакомить учащихся с пониманием понятий «милосердие» и «сострадание», их проявлениями в религиях народов России, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».конспект
Название:
методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме
«Милосердие и сострадание», 5 класс
Аннотация проекта:
методическая разработка урока по теме
«Милосердие и сострадание» составлена в соответствие с
требованиям ФГОС; применены разнообразные методы и формы
обучения, в том числе интерактивные, которые способствуют
формированию комплекса УУД у учащихся.
Технологическая карта урока
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Класс: 5 класс
УМК: ФГОС. Инновационная школа. Основы духовнонравственной культуры народов
России. Основы светской этики.
Тема: Милосердие и сострадание
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: познакомить учащихся с пониманием понятий «милосердие» и «сострадание», их
проявлениями в религиях народов России, показать взаимосвязь понятий «милосердие»,
«ближний», «любовь к врагам».
Задачи урока:
способствовать формированию понимания, каким должен быть настоящий человек в
современном обществе, его моральные и духовные ценности;
дать знания о том, как религии народов России учат милосердию, состраданию и помощи
людям;
создать условия для развития способности коммуникативного общения, положительных
эмоций и чувств, связанных с темой урока.
Планируемые результаты (формирование УУД).
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
Умение определять и высказывать общие для всех правила;
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей.
2.Метапредметные:
КУУД выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий
1язык при работе в группах и парах, коллективном обсуждении;
ПУУД – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий в разных источниках, грамотно излагать свое мнение по заданной теме;
РУУД – уметь принимать и выполнять учебную задачу; уметь планировать свои
действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Учебнометодическое обеспечение урока:
Книгопечатная продукция:
М.Т. Студеникин «Основы духовнонравственной культуры народов России» ,
модуль «Основы светской этики»,5 класс, Москва, «Русское слово», 2012.
Печатные пособия:
Толковый словарь Ожегова.
Информационнокоммуникационные средства:
Видеоролики «Притча о добром самарянине», «Жизнь ради других !»;
Татьяна ЩепкинаКуперник. «В чём милосердие_» Читает Оксана Лагутина. Проект
«Живая поэзия»;
Компьютерная презентация.
Учебнопрактическое оборудование:
компьютер
мультимедийная установка;
:
Видеоролики из хостинга «YouTube»
учебник «Основы светской этики»», тема №5
«Жизнь ради других»;
Притча о добром самарянине;
Татьяна ЩепкинаКуперник. «В чём милосердие_» Читает Оксана Лагутина.
Проект «Живая поэзия»;
тексты и отрывки литературных произведений;
1.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности
обучающихся
2.
Этап урока
Деятельность учителя,
применяемые методы и формы
решения
3.
ность обучающихся
с указанием форм
организации
1.Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности. Постановка
учебной задачи. Этап предполагает
осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности на
уроке;
создание условий для
Приветствие учащихся.
Предлагает просмотр
видеоролика «Жизнь ради
других !»
Исследовательское задание на
предмет толкования слова
Просмотр видеоролика
«Жизнь ради других !» и
определение темы урока
«Милосердие и
сострадание»
Работа в группах по
2мотивации
учебного
возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»),
выделения содержательной области
(«могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация
индивидуального затруднения в
пробном действии. Этап предполагает
создание
к
выполнению
самостоятельному
пробного
действия;
актуализацию знаний, умений и навыков,
достаточных для построения нового
способа
тренировку
соответствующих
мыслительных
операций; создание затруднения в
индивидуальной
деятельности
учащихся, фиксируемое ими самими.
3. Выявление места и причины
затруднения.
Этап предполагает
выявление и фиксацию учащимися
места, шага, где возникло затруднение;
определение причины затруднения
каких конкретно знаний, умений не
хватает для решения исходной задачи
такого класса или типа.
действий;
учащимися
4. Построение проекта выхода из
затруднения
("открытие" детьми
нового знания). Этап предполагает
обдумывание
в
коммуникативной форме проекта
будущих учебных действий: постановку
цели, построение плана достижения
цели,
выбор метода и средств
разрешения проблемной ситуации
(алгоритмы модели, учебник).
(обсуждение
5.Реализация построенного проекта.
Этап предполагает решение исходной
задачи
различных
вариантов, предложенных учащимися,
выбор
варианта);
фиксацию преодоления затруднения;
уточнение характера нового знания.
оптимального
милосердие.
Слайд 2.
Подготовка к восприятию.
Прослушивание притчи «Притча о
добром самарянине».
Чтение текста, используя метод
критического мышления «Инсерт
таблица»
+
(инте
ресн
о)
?
(неяс
но,
есть
вопр
осы)
!
(хочу
узнат
ь
больш
е)
V
(уж
е
знал
)
(новое
или
противо
речащее
прежни
м
знаниям
)
Сравнение понятий
«Милосердие» и «сострадание»
Эвристическая беседа: кто больше
нуждается в помощи? Какую
помощь можете оказать вы
пожилым людям,
маленьким
детям?
Слайд 3,4.
Проявления милосердия и
сострадания в жизни – работа с
текстом учебника на с. 5556.
толкованию лексического
значение слова
«милосердие»).
Работа в группах по
обсуждению содержания
притчи;
Фронтальная беседа
(работа в группах по
обсуждению содержания
ролика: кто нуждается в
помощи).
Исследовательская работа с
текстом «Блокада
Ленинграда» с. 6667.
Чтение с пометами.
Самостоятельная работа,
фронтальное обсуждение.
Работа в группах по
сравнению понятий с
использованием текста
учебника 6061.
Фронтальное обсуждение.
Работа в группе,
обсуждение различных
жизненных ситуаций,
нахождение отрывка, где
герой проявляет своё
милосердие.
Примеры из личного опыта
3учащихся с проявлениями
милосердия и сострадания
6. Закрепление с проговариванием во
внешней речи. Этап предполагает
усвоение детьми нового способа
действий при решении типовых задач с
их проговариванием во внешней речи
(фронтально, в парах или группах).
Работа со слайдами 513 –
выявление проявлений милосердия
в разных религиях – православии,
исламе и буддизме.
Фронтальная работа.
Корректирование ответов друг
друга.
7. Включение в систему знаний и
повторение.
Этап предполагает
выявление границ применения нового
учебного
знания,
содержания,
для
обеспечения
содержательной
непрерывности.
необходимого
повторение
9.Рефлексия учебной деятельности.
Этап предполагает оценивание
учащимися собственной деятельности,
фиксацию неразрешённых затруднений
на уроке как направлений будущей
учебной деятельности, обсуждение и
запись домашнего задания.
Объединяются в группы,
распределяют функции,
выполняют задания.
Форма работы групповая.
Дети составляют синквейн по
алгоритму.
Делают выбор, работают с
родителями.
Предлагает дифференцированные
задания для работы в группах:
выбор пословиц из
предложенного списка, которые
соответствуют теме «Милосердие
и сострадание»;
Метод словесный
Синквейн «“Милосердные дела».
Вывод по уроку, слово учителя о
милосердии.
Дом. задание
(дифференцированное): 1 группа:
подумайте над проектом, который
мы условно назовем «Эра
милосердия». Вот вам несколько
предложений: предложите
социальную рекламу по нашей
теме «Спешите делать добро!»,
которую можно разместить в
транспорте, библиотеке, на улице.
2 группа: сделай своими руками
поделку и подари её одинокому
человеку; 3 группа: подобрать и
обсудить примеры немилосердных
поступков и героев.
45