Методическая разработка урока "Что такое добродетель" 4 класс.Урок проводится по ФГОС.Используются современные технологии и методы на данном уроке.Различные игры,конкурсы проводятся.Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?
(ответы ребят).конспект
Методическая разработка урока по теме: «Что такое добродетель»
4 класс, предмет ОРКСЭ
Ход урока:
Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая
тема объединяет все эти пословицы?
(ответы ребят).
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Добрыми делами славен человек.
3.Добрые дела добру учат.
Учитель: Конечно добро, добрые дела и помыслы.
Тема нашего урока: Что такое добродетель.
Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у когото беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей,
Если будем м ы с тобой добрей.
Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.
Какие дела мы называем добрыми?
Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас?
Что означает «добродетель».
(Ответы ребят)
1Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать добродетелью.
Заглянем в главную книгу христиан Библию (наглядный материал, книга Библия). Работа
учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра ,
добродетели в тексте учебника (работа в парах).
В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и благим
Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.
Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель определенный святым и
благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.
В светском понимании это внутренний порядок или склад души; порядок обретается
человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении).
Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе
расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот
час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца,
коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и
направления его дел.
Запись в тетрадь: Добрые из всех дел называются добродетелями (на память в
приложении).
Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать, но послушайте,
какие высказывания они посвящали доброте.
Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»
«Доброта это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»
«Во внутреннем мире человека доброта это солнце.»
Л.Н..Толстой.
Марк Твен.
Виктор Мари Гюго.
2Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:'
(Ответ: улыбающееся солнце).
Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце».
Вопрос: Как вы это понимаете?
Солнышко согревает всех своими лучами.
Вопрос: А от добрых людей мы можем ощущать теплоту? В чём она выражается? (ответы
ребят).
Правильно эти люди согревают нас своим вниманием, теплотой, заботливостью,
отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.
Учитель: Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а
помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки, ведь
именно в сказках добро побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили
радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир
сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))
1.Он спас кукол от КарабасаБарабаса и открыл дверь в замечательный театр.
( Буратино)
2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из
ледяного плена. (Герда)
4.Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на
принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).
Вопрос: Чем же отличаются эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на экране? БабаЯга,
Карабас Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).
Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что первый шаг к доброте это доброе слово.
Вспомним сказку «Цветик семицветик », в которой с девочкой Женей происходили различные чудеса,
когда она получила от волшебницы чудоцветок.
Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других?
Задание: Перед Вами ребята чистые листочки лепесточки цветка.
Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к общему цветку .
Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов.
3Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка помощница в приложении):
«Даром ни одно доброе дело не пропадает».
Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было
чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну, думает
крестьянин пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает не пошлет ли Бог
дождичка.
Вот както раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и
говорит одна капелька другой:
Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
Такто так, ответила другая капелька, да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная
тебе не смочить и самой маленькой травки.
Правда твоя, согласилась капелька, а все же, может быть, хоть немного утешу
беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: Не хочу от неё отстать,
пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки одна крестьянину на лоб, другая на колос ржи.
Слава тебе, Господи, дождь собирается, обрадовался крестьянин; не останусь я теперь
без хлеба. Тем временем собралось много много дождевых капелек и принялись толковать
о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
Пойду и я порадую мужичка, надумала, наконец, одна из капелек.
И я! И я! И я! послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски
богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и
семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы детей)
Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в
реку, река в море добра.
Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас
тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе.
Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на 6 частей). У каждой группы свое задание. 1рисует дом,
2деревья, 3детей, 4облако, солнце, 5траву, цветы, 6птиц, зверей.
Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая красивая картина.
4 Как назовем эту картину. (Ответы детей).
Рефлексия:
Что нового узнали на уроке…
С какими определениями встретились…
Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал
ребенка» (народная мудрость в приложении).
Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!
5Дополнительный материал к уроку
Пословицы
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Добрыми делами славен человек.
3.Добрые дела добру учат.
Вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?
6Тема урока: Добродетель.
Эпиграф :
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у когото беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей,
Если будем мыс тобой добрей.
7Образ Добродетели.
8На память
9Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель определенный
святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий
его к деланию добра.
В светском понимании это внутренний порядок или склад души; порядок
обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.
Запись в тетрадь: Добрые из всех дел называются
добродетелями.
Копилка мудрых мыслей
10«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»
Л.Н..Толстой.
«Доброта это то, что может услышать глухой и увидеть
слепой.»
Марк Твен.
«Во внутреннем мире человека доброта это солнце.»
Виктор Мари Гюго.
11Мир сказочных героев
Он спас кукол от КарабасаБарабаса
И открыл дверь в замечательный театр.
12Этот герой лечил зверей и птиц,
Спас больных зверей Африки .
13Эта девочка, оказалась
сильнее Снежной королевы,
И спасла своего друга из
ледяного плена.
14Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на
принцессе и стать владельцем огромного замка.
15Отрицательные персонажы
161718Народная мудрость
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил
дом, посадил дерево и воспитал ребенка».
Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!
Спасибо ребята за вашу активную работу!
19Автор: А.Неелова
Сказка: «Даром ни одно доброе дело не пропадает».
Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было
чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну, думает
крестьянин пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает не пошлет ли Бог
дождичка.
Вот както раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и
говорит одна капелька другой:
Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
Такто так, ответила другая капелька, да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная
тебе не смочить и самой маленькой травки.
Правда твоя, согласилась капелька, а все же, может быть, хоть немного утешу
беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: Не хочу от неё отстать,
пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки одна крестьянину на лоб, другая на колос ржи.
Слава тебе, Господи, дождь собирается, обрадовался крестьянин; не останусь я теперь
без хлеба. Тем временем собралось много много дождевых капелек и принялись толковать
о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
Пойду и я порадую мужичка, надумала, наконец, одна из капелек.
И я! И я! И я! послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски
богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и
20семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль?
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек,
Вывод:
ручеек в реку, река в море добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил
дом, посадил дерево и воспитал ребенка».
21Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!
22