Методическая разработка урока "Что такое добродетель" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

 Методическая разработка урока "Что такое добродетель" 4 класс.Урок проводится по ФГОС.Используются современные технологии и методы на данном уроке.Различные игры,конкурсы проводятся.Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы? (ответы ребят).конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Методическая разработка урока по теме: «Что такое добродетель» 4 класс, предмет ОРКСЭ Ход урока: Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым рядом парт) и ответить на вопрос: Какая  тема объединяет все эти пословицы? (ответы ребят). 1.Жизнь дана на добрые дела.  2.Добрыми   делами славен человек. 3.Добрые дела ­ добру учат. Учитель: Конечно­  добро, добрые дела и помыслы. Тема нашего урока: Что такое добродетель. Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,             Когда у кого­то беда.                             Рвануться на выручку нужно                   В любую минуту всегда.                        Только надо добрым быть                               И в беде  друг друга не забыть                             И завертится Земля быстрей,                                  Если будем   м ы с  тобой добрей. Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.  ­Какие дела мы называем добрыми?   ­ Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас? ­Что означает «добродетель».   (Ответы ребят) 1Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать­ добродетелью.                         Заглянем в главную книгу христиан­ Библию (наглядный материал, книга­ Библия). Работа  учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра ,  добродетели в тексте учебника (работа в парах). ­ В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и благим  Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.  Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель­ определенный святым и  благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.  В светском понимании ­ это внутренний порядок или склад души; порядок обретается  человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении). Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе  расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот  час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца,  коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел.  Запись в тетрадь: Добрые из всех  дел­ называются добродетелями (на память в  приложении).  Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать, но послушайте,  какие высказывания они посвящали доброте. Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:  «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.» «Доброта ­ это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»  «Во внутреннем мире человека доброта ­ это солнце.»  Л.Н..Толстой.  Марк Твен.  Виктор Мари Гюго. 2Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:'  (Ответ: улыбающееся солнце).  Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце». Вопрос:  Как вы это понимаете?  ­Солнышко согревает всех своими лучами. Вопрос: А  от добрых людей мы можем ощущать  теплоту? В чём она выражается? (ответы  ребят). ­Правильно эти люди согревают  нас своим вниманием, теплотой, заботливостью,  отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.  Учитель:  Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а помогают   нам   в   этом   не   только   родители,   учителя,   но   и   старые,   добрые   сказки,   ведь именно в сказках добро побеждает зло. ­ Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили  радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир  сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))  1.Он спас кукол от Карабаса­Барабаса и открыл дверь в замечательный театр.   ( Буратино) 2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из       ледяного плена.  (Герда) 4.Этот   сказочный герой помог своему хозяину   стать   маркизом, жениться  на  принцессе  и стать владельцем огромного замка.  (Кот в сапогах). Вопрос: Чем же отличаются  эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на экране?   Баба­Яга, Карабас ­ Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку).  Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что  первый шаг к доброте ­ это доброе слово.   Вспомним сказку   «Цветик ­ семицветик », в которой  с девочкой Женей происходили различные чудеса,  когда она получила от волшебницы чудо­цветок. Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других? Задание: Перед Вами ребята чистые листочки­ лепесточки цветка. ­ Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к общему цветку . Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов. 3Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка­ помощница в приложении):  «Даром ни одно доброе дело не пропадает».  Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было  чем  прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,­ думает  крестьянин ­ пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает ­ не пошлет ли Бог  дождичка. Вот как­то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и  говорит одна капелька другой: ­Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.  ­Так­то так, ­ ответила другая капелька, ­ да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная ­ тебе не смочить и самой маленькой травки. ­Правда твоя, ­ согласилась капелька, ­ а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: ­ Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки ­ одна крестьянину на лоб, другая ­ на колос ржи. ­Слава тебе, Господи, дождь собирается,­ обрадовался крестьянин;­ не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много­ много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. ­Пойду и я порадую мужичка,­ надумала, наконец, одна из капелек. ­И я! И я! И я!­ послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась   рожь,   стала   хорошо   наливать   зерно,   снял   крестьянин   со   своей   полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать. Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы детей) Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, река ­ в море добра.  Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе. Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на  6 частей). У каждой группы свое задание. 1­рисует дом, 2­деревья, 3­детей, 4­облако, солнце, 5­траву, цветы, 6­птиц, зверей. Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая красивая картина.  4­ Как назовем эту картину. (Ответы детей). Рефлексия: ­ Что нового узнали на уроке… ­ С какими определениями встретились… Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.   Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и воспитал  ребенка» (народная мудрость в приложении). ­ Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час! 5Дополнительный материал к уроку Пословицы 1.Жизнь дана на добрые дела.  2.Добрыми   делами славен человек. 3.Добрые дела ­ добру учат. Вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы? 6Тема урока: Добродетель. Эпиграф :  Не стой в стороне равнодушно,  Когда у кого­то беда.  Рвануться на выручку нужно  В любую минуту всегда.  Только надо добрым быть  И в беде  друг друга не забыть  И завертится Земля быстрей,  Если будем  мыс тобой добрей. 7Образ Добродетели. 8На память 9Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель­ определенный  святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.  В светском понимании ­ это внутренний порядок или склад души; порядок  обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии. Запись в тетрадь: Добрые из  всех дел­ называются   добродетелями.    Копилка мудрых мыслей 10«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»  Л.Н..Толстой.  «Доброта ­ это то, что может услышать глухой и увидеть  слепой.»  Марк Твен. «Во внутреннем мире человека доброта ­ это солнце.»  Виктор Мари Гюго. 11Мир сказочных героев Он спас кукол от Карабаса­Барабаса И открыл дверь в замечательный театр.   12Этот герой лечил зверей и птиц,  Спас больных зверей Африки . 13Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, И спасла своего друга из ледяного плена.   14Этот   сказочный герой помог своему хозяину   стать   маркизом, жениться  на  принцессе  и стать владельцем огромного замка.   15Отрицательные персонажы 161718Народная мудрость   Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил  дом, посадил дерево и воспитал ребенка».  Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час! Спасибо ребята за вашу активную работу! 19Автор: А.Неелова Сказка: «Даром ни одно доброе дело не пропадает».  Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в поле, чтобы было  чем  прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть. «Ну,­ думает  крестьянин ­ пропал мой урожай». И что ни день, все в поле ходит на небо посматривает ­ не пошлет ли Бог  дождичка. Вот как­то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и  говорит одна капелька другой: ­Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.  ­Так­то так, ­ ответила другая капелька, ­ да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная ­ тебе не смочить и самой маленькой травки. ­Правда твоя, ­ согласилась капелька, ­ а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: ­ Не хочу от неё отстать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки ­ одна крестьянину на лоб, другая ­ на колос ржи. ­Слава тебе, Господи, дождь собирается,­ обрадовался крестьянин;­ не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много­ много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. ­Пойду и я порадую мужичка,­ надумала, наконец, одна из капелек. ­И я! И я! И я!­ послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась   рожь,   стала   хорошо   наливать   зерно,   снял   крестьянин   со   своей   полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и 20семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать. Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль?  Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек,   Вывод: ручеек в реку, река ­ в море добра.  Хорошо,  когда человек оставляет после себя добрый след.   Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил  дом, посадил дерево и воспитал ребенка». 21Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час! 22