Цель:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Цель:
-создание условий для понимания значения понятий гордость и гордыня, скромность и тщеславие;
- формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Методическая разработка урока "Гордость и гордыня" 4 класс
Методическая разработка урока
по основам религиозных культур и светской этики
« Гордость и гордыня»» 4 класс
Цель:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания,
ввести новые понятия, термины.
1Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания
учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Цель:
создание условий для понимания значения понятий гордость и гордыня,
скромность и тщеславие;
формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.
Задачи урока:
Образовательные:
раскрыть нравственную сущность понятий гордости и гордыни;
выделить черты сходства и отличия этих понятий;
содействовать стремлению к самопознанию и самовоспитанию;
Развивающие:
способствовать развитию моральных качеств
развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм
и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
способствовать воспитанию моральных качеств: гордость и гордыня,
скромность и тщеславие;
УУД:
Личностные:
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное
отношение к уроку, понимание необходимости учения;
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально
нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
2людей;
способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи
соученикам;
способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской
деятельности;
Регулятивные:
способствовать выполнению «открытия» новых знаний;
создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по
ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
создать условия для совместного решения учебной задачи;
способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;
развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя;
проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность
выполнения задания.
Познавательные:
развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
устанавливать причинноследственные связи, выстраивать логическую
цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
3продолжать работать над формированием умений ориентироваться в
учебнике ;
способствовать высказыванию детьми своего мнения;
способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
развивать умение работать с разными видами информации.
Планируемый результат
Предметные:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
осознание ценности человеческой жизни.
Личностные:
уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить
пример их проявления;
понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны
взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила
нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;
Метапредметные:
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов,
процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики»;
Формы: фронтальная, групповая, парная.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
4Ход урока
1.Орг. момент. Актуализация знаний
.
Учитель: Добрый день. Заниматься нам не лень. Будем не лениться, а
вместе все трудиться!
У вас на партах лежит конверт с карточками. Откройте его.
Прочитайте слова: трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть,
скупость,
щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие,
злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость. (Слайд 2)
Подумайте и скажите, что они характеризуют? (моральные качества
человека)
Распределите слова из списка по двум колонкам таблицы, работая в паре.
Вспомнить правила работы в группе.
Что хорошо?
Что плохо?
Трудолюбие
Милосердие
Щедрость
Благодарность
Великодушие
Приветливость
Гордость
Лень
Зависть
Скупость
Замкнутость
Злорадство
Хамство
Равнодушие
Лживость
5Гордость
Учитель: Проверим: прочитайте слова из колонки «Что хорошо?». «Что
плохо?». слайд 4
Какое слово прозвучало дважды? (гордость)
Куда отнесём это качество: «Что хорошо?» или «Что плохо?» (разные
мнения)
Оцените работу своей пары с помощью шкалы. Слайд 5.
Оценка работы в паре
2.Постановка цели урока. Сообщение темы урока.
Проблемная ситуация
Учитель: - Ваши мнения разделились. Как вы думаете, над
какой проблемой нам предстоит работать? ( Гордость – это
хорошо или плохо?)
Учитель: Предположите тему нашего урока .(Гордость….) Слайд 6 .
Учитель: Какую цель поставим на урок? (выяснить, гордость-
это хорошо или плохо?)
6Учитель: - Сегодня на уроке мы будем говорить о гордости и
попытаемся разобраться в том, что такое гордость. Хорошо
это или плохо?
3. «Открытие» новых знаний.
Учитель: - Как вы считаете, что такое гордость? ( ответы
детей)
-Где мы можем узнать значение этого слова? ( в толковом
словаре)
Давайте сравним наши выводы с объяснением в словаре Ожегова.
- Откройте толковые словари, найдите слово гордость и
прочитайте значения:
Гордость чувство co6cmвеного достоинства, удовлетворенuе от
чеголuбо.
А что говорит нам наш учебник? Откройте страницу 70, прочитайте.
Гордость – это чувство самоуважения. Самоуважение, уважение
других. Достоинство.
1. Какого человека называют гордым? Попробуйте дать определение.
Испытывали ли вы когданибудь чувство гордости? Опишите это состояние.
Подумайте, чем может гордиться человек? Чем в своей жизни вы
особенно гордитесь? Обоснуйте свой выбор.
Ответы на эти вопросы найдёте в учебнике с. 7071
Учитель: Помогает ли гордость за чтото становиться лучше? Приведи
примеры трудолюбивой гордости, гордости знания, гордости творчества…
7Сделайте вывод.
Вывод: Чувство собственного достоинства, это когда человек знает не
только свои права, которые может отстоять, но и обязанности, которые он
выполняет. Человек с чувством собственного достоинства сам никогда не
опустится до оскорблений, но и себя не позволит оскорбить или унизить.
Самоуважение появляется тогда, когда человек обладает определёнными
качествами, такими как: настойчивость, уверенность, трудолюбие.
На доске прикреплены понятия «Гордость», « Чувство собственного
достоинства», « Самоуважение».
А теперь, скажите: гордость – это хорошо или плохо? (хорошо)
Учитель: Давайте посмотрим короткометражный фильм
(ГОРДЫНЯ-название не говорю)
- О чем этот фильм?
Прочитайте в словаре ёщё одно значение этого слова
- Гордость-это высокомерие, чрезмерно высокое мнение
о себе. слайд
(Ответы детей)
Вывод: Человек знает о своих положительных качествах и
демонстрирует всем и каждому свою гордость
Откройте учебник и прочитайте тему урока (Гордость и
гордыня)
-Запишите в тетрадь тему урока.
Что является противоположной стороной гордости?
8-Прочитайте в учебнике с. 71 значение слова гордыня.
Учитель: Гордыня – непомерная гордость, самолюбие «Не сотвори себе
кумира, говорится в Священном писании. Для человека, страдающего
гордыней, таким кумиром является, прежде всего, он сам. Он стремится к
славе, создает себе преувеличенное мнение о своих достоинствах, ему
постоянно кажется, что окружающие недооценивают его. Такой человек очень
самолюбив, он никогда не признается в своих ошибках. Основа гордыни –
безотчетная любовь к себе.
Учитель: Давайте подберём родственные слова к двум этим понятиям
Гордость – гордый (гордый взгляд, гордые мечты, гордая осанка), гордиться
горделивый (горделивая осанка, горделивый взгляд, т.е
Гордыня
надменный, выражающий собственное превосходство), горделивость, гордец
гордячка, т.е. заносчивый, чрезмерно гордый человек.
Гордого человека отличает скромность; а горделивого – тщеславие, т.е.
качество, когда человек переоценивает себя, не видит достоинств других
людей.
На доске прикреплены понятия «Гордыня», « Тщеславие »,
«Скромность».
Физкультминутка ( подвижная).
Учитель: Почему наш урок в учебнике открывается портретом А.С.
Пушкина?
А чем и кем мы можем гордиться? С. 75 77 читаем дополнительный
материал и отвечаем на вопросы.
9Учитель: Ребята, я хочу зачитать вам притчу о гордости и гордыне.
Притча
Сошлись однажды Гордость и Гордыня…
Гордыня, осмотревшись, свысока
Сказала жестко: «Гордость! Я отныне
Хозяйка на Земле. А ты пока уйди с дороги.
Не снизойдя до «низшего» сословья
Гордыня видела одну себя,
И, оставляя за собой злословье,
Растила свое собственное «я».
И ничего вокруг не замечала.
Куда уж ей, «великой», до забот?
Мольбы и просьбы ловко отклоняла:
Мол, и своих проблем невпроворот.
А где же Гордость? Что же с нею стало?
Куда девалась скромница сия?
Посмотрим, что к ее рукам пристало,
Иль жизнь свою она сжигает зря?
С гордынею расставшись, незаметно
Пошла туда, где нет высоких слов.
Жила как все и не гнушалась бедных,
Не попирала нравственных основ.
Она по крохам в души возвращала
Слова любви, терпение храня,
В себе и гнев, и ревность побеждала,
И укрощала собственное «я».
Не плакала и милость не просила,
С достоинством лишения терпя.
По совести жила и не судила,
Не вознося на пьедестал себя.
...Вот жизнь опять свела двоих на тропке…
Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,
10Но не одна – в плену мечтаний топких,
И так высокомерно говорит:
«Я вижу, Гордость, ты не преуспела!
Немного заработала ты льгот!
Вот я, ты видишь, стала, кем хотела!
Живу теперь в богатстве, без забот!
Но Гордость ей без страха отвечала:
«Да, я тружусь, и в этом мой успех.
Несу Любовь – она всему начало.
Я – честь, а ты – всего лишь смертный грех».
Учитель: Как вы понимаете данную притчу. (Ответы детей).
4.Первичное закрепление материала.
Учитель: Поработайте в группе и проанализируйте пословицы и поговорки. В
каких из них говорится о гордости, а какие высмеивают гордыню?
Пословицы
1. Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.
2. Москва не город, а целый мир.
3. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
4. Капитаны наших кораблей владыки наших морей.
5. Русский солдат не знает преград.
6. Слесарь, плотник на все руки работник.
7. Хорошая работа два века живет.
8. На грош амуниции, а на рубль амбиции.
9. Ни перед кем шапки не ломает.
10. Самолюб всякому не люб.
Учитель: Давайте зачитаем пословицы о гордости. Объясните одну на выбор.
А теперь – о гордыне.
Гордого человека отличает скромность; а горделивого – тщеславие, т.е.
качество, когда человек переоценивает себя, не видит достоинств других
людей.
11Учитель: Что же делать, чтобы прослыть гордым, а не горделивым? (ответы
детей)
Вывод: учись тренировать себя.
Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны это
напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие
они есть. С другой стороны, это утверждение должно стать призывом к
действию – у каждого из нас есть недостатки, над которыми надо работать.
А как стать лучше? (ответы детей)
Правильно, заняться самовоспитанием. Но это уже тема другого урока.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
Полезным или нет для вас оказался наш сегодняшний разговор?
1.Продолжи предложение
Было трудно…
Меня удивило…..
Было интересно…..
Сегодня я узнала….
Теперь я умею…….
2.Дерево успеха.
12Выберите себе листочек
ЗЕЛЕНЫЙ – если вам на уроке было все понятно.
ЖЕЛТЫЙ если было задание, которое вызывало трудность
КРАСНЫЙ – если вам многое было непонятно.
Ребята, а сейчас по очереди парами выходите к доске и прикрепляете
листочек.
3.Оценка работы на уроке.
Алгоритм самооценки:
1. Какова была цель задания(задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьейто помощью?
6. Домашнее задание будет на выбор:
1. Найти пословицы со словом гордость и гордыня.
2. Расскажи об одном известном человеке, который вызывает у тебя чувство
гордости.
3. Подготовить рассказ на тему « Чем или кем гордится моя семья»
Молодцы! Вы очень хорошо поработали.
Спасибо за урок!
1314