Методическая разработка урока "Гордость и гордыня" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Цель: -создание условий для понимания значения понятий гордость и гордыня, скромность и тщеславие; - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Методическая разработка урока "Гордость и гордыня" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Методическая разработка урока по основам религиозных культур и светской этики « Гордость и гордыня»»    4 класс                                                                             Цель:  Деятельностная: научить   детей   новым   способам   нахождения   знания, ввести новые понятия, термины. 1Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Цель:  ­создание   условий   для   понимания   значения   понятий   гордость   и   гордыня, скромность и тщеславие; ­   формирование   у   младшего   школьника   мотиваций   к   осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Задачи урока: Образовательные: ­ раскрыть нравственную сущность  понятий гордости и гордыни; ­выделить черты сходства и отличия этих понятий; ­содействовать стремлению к самопознанию  и самовоспитанию; Развивающие: ­способствовать развитию моральных качеств ­развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; ­находить   ответы   на   вопросы,  используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и информацию, полученную на уроке. Воспитательные: ­способствовать   воспитанию   моральных   качеств:   гордость   и   гордыня, скромность и тщеславие; УУД: Личностные: ­сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; ­развивать   этические   чувства,   доброжелательность   и   эмоционально­ нравственную   отзывчивость,   понимание   и   сопереживание   чувствам   других 2людей; ­способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; ­способствовать   к   самооценке   на   основе   критерия   успешности   учебной деятельности; ­способствовать   проявлению   самостоятельности   в   разных   видах   детской деятельности; Регулятивные: ­способствовать выполнению «открытия» новых знаний; ­создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ­развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: ­создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; ­создать условия для совместного решения учебной задачи; ­способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре; ­ развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: ­развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; ­помочь выделить и сформулировать познавательную цель; ­устанавливать   причинно­следственные   связи,   выстраивать   логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание; 3­продолжать   работать   над   формированием   умений   ориентироваться   в учебнике ; ­способствовать высказыванию детьми своего мнения; ­способствовать оцениванию своей деятельности на уроке; ­развивать умение работать с разными видами информации. Планируемый результат Предметные: ­готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; ­понимание значения нравственности в жизни человека и общества; ­становление   внутренней   установки   личности   поступать   согласно   своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести; ­осознание ценности человеческой жизни. Личностные: ­уметь   выделять   основные   признаки   нравственных   ценностей,   приводить пример их проявления; ­понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать   между   собой   на   основе   «Золотого   правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»; Метапредметные: ­освоение   учащимися   универсальных   способов   деятельности,   применяемых как   в   рамках   образовательного   процесса,   так   и   в   реальных   жизненных ситуациях:   умение   выделять   признаки   и   свойства,   особенности   объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии   с   содержанием   учебного   предмета   «Основы   религиозных культур и светской этики»; Формы: фронтальная, групповая, парная.  Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. 4Ход урока 1.Орг. момент. Актуализация знаний    . Учитель:  ­  Добрый  день. Заниматься  нам  не лень. Будем    не  лениться, а вместе все трудиться!  ­У вас на партах лежит конверт с карточками. Откройте его. Прочитайте слова:  трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть, скупость,     щедрость,   благодарность,   замкнутость,   великодушие, злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость.  (Слайд 2) ­Подумайте   и   скажите,   что   они   характеризуют?   (моральные   качества человека) ­Распределите слова из списка по двум колонкам таблицы, работая в паре. Вспомнить правила работы в группе.                     Что хорошо?                         Что плохо? Трудолюбие Милосердие Щедрость Благодарность Великодушие Приветливость Гордость Лень Зависть Скупость Замкнутость Злорадство Хамство Равнодушие Лживость 5Гордость Учитель:  ­ Проверим: прочитайте слова из колонки «Что хорошо?». «Что плохо?». слайд 4 ­Какое слово прозвучало дважды? (гордость) ­Куда   отнесём   это   качество:     «Что   хорошо?»   или   «Что   плохо?»   (разные мнения)  Оцените работу своей пары с помощью шкалы. Слайд 5. Оценка работы в паре 2.Постановка цели урока. Сообщение темы урока.  Проблемная ситуация Учитель: - Ваши мнения разделились. Как вы думаете, над какой проблемой нам предстоит работать? ( Гордость – это хорошо или плохо?) Учитель: ­ Предположите тему  нашего урока .(Гордость….) Слайд 6 . Учитель:  ­ Какую цель поставим на урок? (выяснить, гордость- это хорошо или плохо?)   6Учитель:  - Сегодня на уроке мы будем говорить о гордости и попытаемся разобраться в том, что такое гордость. Хорошо это или плохо? 3. «Открытие» новых знаний.  Учитель:  - Как вы считаете, что такое гордость? ( ответы детей) -Где мы можем узнать значение этого слова? ( в толковом словаре) ­Давайте сравним наши выводы с объяснением в словаре Ожегова.  - Откройте толковые словари, найдите слово гордость и прочитайте значения:          Гордость ­ чувство co6cmвеного достоинства, удовлетворенuе от чего­лuбо.  ­ А что говорит нам наш учебник? Откройте страницу 70, прочитайте.          Гордость – это чувство самоуважения. Самоуважение,  уважение других. Достоинство.  1.­ Какого человека называют гордым? Попробуйте дать определение. ­Испытывали ли вы когда­нибудь чувство гордости? Опишите это состояние. ­ Подумайте, чем может гордиться человек? Чем в своей жизни вы особенно гордитесь? Обоснуйте свой выбор.  Ответы на эти вопросы найдёте в учебнике с. 70­71 Учитель: ­ Помогает ли гордость за что­то становиться лучше? Приведи  примеры трудолюбивой гордости, гордости знания, гордости творчества…  7­Сделайте вывод.   Вывод:  Чувство собственного достоинства, это когда человек знает не  только свои права, которые может отстоять, но и обязанности, которые он  выполняет. Человек с чувством собственного достоинства сам никогда не  опустится до оскорблений, но и себя не позволит оскорбить или унизить. Самоуважение появляется тогда, когда человек обладает определёнными  качествами, такими как: настойчивость, уверенность, трудолюбие. На доске прикреплены понятия «Гордость», « Чувство собственного  достоинства», « Самоуважение». ­А теперь, скажите: гордость – это хорошо или плохо? (хорошо) Учитель:  ­ Давайте посмотрим короткометражный фильм (ГОРДЫНЯ-название не говорю) - О чем этот фильм? Прочитайте в словаре ёщё одно значение этого слова - Гордость-это высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе. слайд (Ответы детей) Вывод: Человек знает о своих положительных качествах и демонстрирует всем и каждому свою гордость Откройте учебник и прочитайте тему урока (Гордость и гордыня) -Запишите в тетрадь тему урока.  Что является противоположной стороной гордости?  8-Прочитайте в учебнике с. 71 значение слова гордыня. Учитель:­ Гордыня  –  непомерная   гордость,  самолюбие «Не   сотвори   себе кумира,   ­   говорится   в   Священном   писании.   Для   человека,   страдающего гордыней, таким кумиром является, прежде всего, он сам. Он стремится к славе,   создает   себе   преувеличенное   мнение   о   своих   достоинствах,   ему постоянно кажется, что окружающие недооценивают его. Такой человек очень самолюбив, он никогда не признается в своих ошибках.  Основа гордыни – безотчетная любовь к себе. Учитель:­ Давайте подберём родственные слова к двум этим понятиям Гордость – гордый (гордый взгляд,  гордые мечты, гордая осанка), гордиться ­   горделивый   (горделивая   осанка,   горделивый   взгляд,   т.е Гордыня  надменный, выражающий собственное превосходство), горделивость, гордец­ гордячка, т.е. заносчивый, чрезмерно гордый человек. Гордого   человека   отличает  скромность;  а   горделивого   –  тщеславие,  т.е. качество, когда  человек переоценивает себя, не видит достоинств   других людей. На доске прикреплены понятия «Гордыня», « Тщеславие »,  «Скромность». Физкультминутка ( подвижная). Учитель: ­ Почему наш урок в учебнике  открывается портретом А.С.  Пушкина?  ­А чем и кем  мы можем гордиться?     С. 75 ­77  ­читаем дополнительный  материал и отвечаем на вопросы. 9Учитель: Ребята, я хочу зачитать вам притчу о гордости и гордыне. Притча Сошлись однажды Гордость и Гордыня… Гордыня, осмотревшись, свысока Сказала жестко: «Гордость! Я отныне Хозяйка на Земле. А ты пока уйди с дороги. Не снизойдя до «низшего» сословья Гордыня видела одну себя, И, оставляя за собой злословье, Растила свое собственное «я». И ничего вокруг не замечала. Куда уж ей, «великой», до забот? Мольбы и просьбы ловко отклоняла: Мол, и своих проблем невпроворот. А где же Гордость? Что же с нею стало?  Куда девалась скромница сия? Посмотрим, что к ее рукам пристало, Иль жизнь свою она сжигает зря? С гордынею расставшись, незаметно Пошла туда, где нет высоких слов. Жила как все и не гнушалась бедных,  Не попирала нравственных основ. Она по крохам в души возвращала Слова любви, терпение храня, В себе и гнев, и ревность побеждала,  И укрощала собственное «я». Не плакала и милость не просила, С достоинством лишения терпя. По совести жила и не судила, Не вознося на пьедестал себя. ...Вот жизнь опять свела двоих на тропке… Гордыня, подбоченясь, вновь стоит, 10Но не одна – в плену мечтаний топких,  И так высокомерно говорит: «Я вижу, Гордость, ты не преуспела! Немного заработала ты льгот! Вот я, ты видишь, стала, кем хотела! Живу теперь в богатстве, без забот! Но Гордость ей без страха отвечала: «Да, я тружусь, и в этом мой успех. Несу Любовь – она всему начало. Я – честь, а ты – всего лишь смертный грех». Учитель: ­ Как вы понимаете данную притчу.  (Ответы детей). 4.Первичное закрепление материала.  Учитель:   ­  Поработайте в группе и  проанализируйте пословицы и поговорки. В каких из них говорится о гордости, а какие высмеивают гордыню? Пословицы 1. Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот. 2. Москва не город, а целый мир. 3. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. 4. Капитаны наших кораблей ­ владыки наших морей. 5. Русский солдат не знает преград. 6. Слесарь, плотник ­ на все руки работник. 7. Хорошая работа два века живет. 8. На грош амуниции, а на рубль амбиции. 9. Ни перед кем шапки не ломает. 10. Самолюб всякому не люб.  Учитель: ­Давайте зачитаем пословицы о гордости. Объясните одну на выбор.  ­А теперь – о гордыне. ­Гордого   человека   отличает  скромность;  а  горделивого  –  тщеславие,  т.е. качество, когда человек переоценивает себя, не видит достоинств     других людей. 11Учитель: ­ Что же делать, чтобы прослыть гордым, а не горделивым? (ответы детей) Вывод: учись тренировать себя. ­Действительно,   идеальных   людей   не   бывает.   С   одной   стороны   это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они   есть.   С   другой   стороны,   это   утверждение   должно   стать   призывом   к действию – у каждого из нас есть недостатки, над которыми надо работать. ­ А как стать лучше?  (ответы детей) ­ Правильно, заняться самовоспитанием. Но это уже тема другого урока. 5.Подведение итогов. Рефлексия. ­ Полезным или нет для вас оказался наш сегодняшний разговор? 1.Продолжи предложение Было трудно… Меня удивило….. Было интересно….. Сегодня я узнала…. Теперь я умею……. 2.Дерево успеха.      12Выберите себе листочек ЗЕЛЕНЫЙ – если вам на уроке было все понятно. ЖЕЛТЫЙ ­ если было задание, которое  вызывало трудность КРАСНЫЙ – если вам многое было непонятно.  ­ Ребята, а сейчас по очереди парами выходите к доске и прикрепляете листочек. 3.Оценка работы на уроке. Алгоритм самооценки: 1. Какова была цель задания(задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей­то помощью? 6. Домашнее задание будет на выбор:  1. Найти пословицы со словом гордость и гордыня. 2. Расскажи об одном известном человеке, который вызывает у тебя чувство гордости. 3. Подготовить рассказ на тему « Чем или кем гордится моя семья» ­ Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок! 1314