« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.06.2017
В настоящее время задача воспитания нового поколения 21 века становится самой актуальной задачей современности. Важнейшей целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должны насыщаться воспитательная система школы.
Воспитание в большой степени, чем обучение, отражает национальное своеобразие народа, его традиции, верования, образ жизни. Системы воспитания, по словам К. Д. Ушинского, пронизаны народностью, национальным характером и народным духом. Мы должны стремиться возродить исконную якутскую культуру. А феномен культуры любой нации – её эпос. Для нации Саха – это героический эпос Олонхо, провозглашенный ЮНЕСКО в 2005 году Шедевром устного и нематериального наследия человечества.
В целях обеспечения сохранности эпоса, его всестороннего изучения и распространения, приобщение молодого поколения к непреходящим ценностям Олонхо, в нашей школе в 2007 году была разработана программа воспитательной системы школы «Олонхо – модель становления свободной творческой личности» под девизом: «Я – дитя страны Олонхо».
Приобщая учащихся к непреходящим ценностям Олонхо, мы должны воспитывать свободную творческую личность с развитым интеллектом (Ийэ ойдоох), духовно развитым (Удьуор тыыннаах) и высоко нравственным отношением к миру (Айыы сиэрдээх киhи).
Программа способствует формированию у ребят:
• интереса к истории родного края, к своей родословной;
• бережного отношения к природе, ко всему живому;
• уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;
• стремление к улучшению окружающей среды;
• уважения к своим семейным традициям.
Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Она создается усилиями 3-х концентров социума – семьи, школы, общественности (культуры и духовности). Основной педагогической единицей внеурочной и внешкольной деятельности является культурная практика – совместная культурная деятельность детей и взрослых. Мероприятия проводятся по плану воспитательной работы с помощью этнопедагогической парадигмы.
Олонхо – модель становления свободной творческой личности.docx
Программа семьишколыобщественности.
«Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
под девизом: «Я – дитя страны Олонхо»
Олонхо, являясь концентрированным выражением
духовной жизни якутского народа,
несет на себе огромную педагогическую нагрузку;
оно богато воспитательными идеями,
в нем много образовательного материала,
оно формирует любовь к народу и человечность…»
Профессорэтнопедагог Волков Г. Н.
В настоящее время задача воспитания нового поколения 21 века
становится самой актуальной задачей современности. Важнейшей целью
воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и
развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально
активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты,
гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко
всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности,
которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми
должны насыщаться воспитательная система школы.
Воспитание в большой степени, чем обучение, отражает национальное
своеобразие народа, его традиции, верования, образ жизни. Системы
пронизаны народностью,
воспитания,
по словам К.Д. Ушинского,
национальным характером и народным духом. Мы должны стремиться
возродить исконную якутскую культуру. А феномен культуры любой нации –
её эпос. Для нации Саха – это героический эпос Олонхо, провозглашенный
ЮНЕСКО в 2005 году Шедевром устного и нематериального наследия
человечества. В целях обеспечения сохранности эпоса, его всестороннего изучения и
распространения, приобщение молодого поколения к непреходящим
ценностям Олонхо, в нашей школе в 2007 году была разработана программа
воспитательной системы школы «Олонхо – модель становления свободной
творческой личности» под девизом: «Я – дитя страны Олонхо».
Проблема: воспитание свободной творческой личности через возрождение
исконной якутской культуры.
Участники проекта: авторы, коллектив учащихся и учителей 2НСОШ,
родители и общественность.
Ведущая идея проекта: объединить три концентра социума – семью, школу,
общественность и приобщение детей к непреходящим ценностям Олонхо и в
освоении духовного наследия предков.
Актуальность: изучение Олонхо стало особенно актуальным в последние годы
– в условиях возрастания интереса к исконной культуре. В 2005 г. Олонхо
провозглашено ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия
человечества, на 20062015 гг. объявлено в РС(Я) Десятилетие Олонхо, а 25
ноября объявлен – День Олонхо. Олонхо должно жить в повседневной жизни,
везде, всюду. Мы должны сделать реальностью слова «Я – дитя страны
Олонхо».
Объект исследования: героический эпос Олонхо.
Предмет исследования:
приобщение учащихся к эпосу;
становление свободной творческой Личности.
Цель: разработка программы по приобщению учащихся к непреходящим
ценностям Олонхо.
Задачи:
1. научнометодическая подготовка родителей, педколлектива по сохранению,
изучению, распространению Олонхо; 2. разработка основных направлений программы воспитательной системы
школы;
3. корректировка, разработка и апробирование учебных программ (УСО, нац.
культура, ИЗО, технология, физкультура, родной язык, музыка, ритмика,
дополнительное образование).
Гипотеза:
Процесс приобщения учащихся к непреходящим ценностям Олонхо будет
наиболее эффективным:
если начать подготовку с раннего детского возраста;
если объединить усилия трех концентров социума (семьишколы
учреждений культуры и духовности), то это поможет самовыражению,
саморазвитию учащихся;
если субъект непрерывно включен в творческую деятельность,
заинтересован, активен, то становится свободной творческой личностью.
Основные этапы осуществления проекта:
подготовительный;
прогностический;
основной;
обобщающий.
Ожидаемый результат: приобщая учащихся к непреходящим ценностям
Олонхо, воспитывать свободную творческую личность с развитым
интеллектом (Ийэ өйдөөх), духовно развитым (Удьуор тыыннаах) и высоко
нравственным отношением к миру (Айыы сиэрдээх киhи).
Федеральный государственный стандарт общего образования
предусматривает воспитательные задачи образовательных программ в
интеграции содержания учебных программ. При их разработке наравне с
дидактическими принципами учитываются принципы: натурализма (оҕо ис
айылҕатынан чөл кутасүрэ), социологизма (дьон тэҥэ буолар баҕа),
1.
2.
3.
4. духовности (удьуор тыына) (творческая активизация), гуманизации (сайдар
баҕа, кэскили тутуу).
Программа способствует формированию у ребят:
интереса к истории родного края, к своей родословной;
бережного отношения к природе, ко всему живому;
уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному
наследию;
стремление к улучшению окружающей среды;
уважения к своим семейным традициям.
Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический
процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную
деятельность и общение за пределами школы. Она создается усилиями 3х
концентров социума – семьи, школы, общественности (культуры и
духовности). Основной педагогической единицей внеурочной и внешкольной
деятельности является культурная практика – совместная культурная
деятельность детей и взрослых. Мероприятия проводятся по плану
воспитательной работы с помощью этнопедагогической парадигмы.
Основными формами внеурочной деятельности являются:
олимпиады, тесты по усвоению программ УСО, НКНЯ;
научноисследовательская работа учащихся по приобщению к эпосу
Олонхо;
выставки, конкурсы рисунков, библиотечные уроки, викторины;
конкурс «Аман өс»;
кружки «Оһуор утум», «Тестопластика», «Фольклор»;
секции «Подвижные игры», «Национальные прыжки».
Организуются экскурсии, походы, школьный национальный праздник
ысыах, конные скачки, конкурсы «Үрүн Уолан», «Олонхо Туйаарыма Куота»
«Уол оҕо – кус быhый, ат бөҕө» (Олоҥхо бухатыырын күрэҕэ), «Национальная одежда», «Национальные блюда», «Тюсюлгэ», «Уһун суһуох», «Оһуокай»,
соревнования по национальным видам спорта, игры «Танха», фольклорный
фестиваль «Көмүс дорҕоон».
Была встреча с известным олонхосутом Олекминского района
Афанасием Егоровичем Соловьевым.
Также проводятся праздникичествования «Тымтык» саас малааhына
(13тээхтэр күннэрэ), «Сардаҥа» саас малааhына (15тээхтэр күннэрэ),
«Сарыал» саас малааһына (17лээхтэр күннэрэ).
Участниками всех этих мероприятий кроме детей, учителей и
родителей становятся ветераны спорта, народные мастера, представители
служб социальной сферы, спонсоры, попечители. Главными помощниками к
приобщению молодого поколения к непреходящим ценностям Олонхо,
основам этнокультурного образования являются совет клуба ветеранов
«Эһиэкэй» нашего села, школьный театр моды «Айталыына» и фольклорный
ансамбль «Күндүл».
Взаимодействие семьи, школы, общественности содействует духовно
нравственному развитию, этнокультурному образованию и гражданскому
воспитанию не только детей, но и их родителей. В школе с 2007 года
разработана и действует «Программа развития родителей страны Олонхо»
(«Олонхо дойдутун оҕотун иитэр төрөппүт программата). Родители
участвуют в родительских чтениях в рамках Корниловских чтений, где
принимают участие и родители близлежащих сел: Абаги, Кыллаха, 1
Нерюктяя.
Так в 2007 г. прошел круглый стол «Олонхо дойдутун оҕотун иитии
программата», в 2008 г. – научнопрактическая конференция «Олонхо
дойдутун оҕотун иитэр сана үйэ төрөппүтэ», в 2009 г. – «Саха омук төрүт
өйдөбүлэ», 2010 г. – «Норуот педагогикатын сүрүн туhаайыылара» (норуот
оҕону иитэр ньымата (основные направления народной педагогики), 2011 г. – «Саха норуотун сиэрэтуома», 2012 г. – «Саха төрүт итэҕэлэ. Итэҕэл
педагогиката» (традиционные верования по преданиям Саха).
А дальше изучили и раскрыли следующие темы:
2013 г. – «Төрүт үгэс сайдар тосхоло» (народные традиционные средства
воспитания).
2014 г. – «Айыылар киhини үрдэтэр күүстэрэ».
2015 г. – «Саха ыала оҕону иитэр тутула» (модель воспитания).
Таким образом, данная программа и работа по ее реализации поможет
передавать из поколения в поколение не только эстафету научных знаний, но
и нравственный и духовный опыт предыдущих поколений, воспитывать на
лучших нравственноэтических традициях, обычаях и ценностях якутского
народа, традиционного бережного отношения к природе родного края на
основе народных экологических знаний.
Как автор программы воспитательной системы школы «Олонхо –
модель становления свободной творческой личности» под девизом «Я – дитя
страны Олонхо» я продолжаю работу по внедрению этой программы. Моя
тема самообразования – «Олонхо через призму ФГОС». Сравниваю ценности
концепции ФГОС и Олонхо, универсальные учебные действия.
Также помогаю в проведении конференции «Корниловские
родительские чтения», Дни Олонхо в школе, районной интеллектуальной игры
«Олонхо дойдутун оҕото», являюсь ведущим этого мероприятия и
встречи с известным олонхосутом
организатором мероприятий:
Олекминского района Афанасием Егоровичем Соловьевым, школьного
национального праздника Ысыах, конкурса «Үрүн Уолан», «Олонхо
Туйаарыма Куота» «Уол оҕо – кус быhый, ат бөҕө» (Олоҥхо бухатыырын
күрэҕэ), «Национальная одежда», «Национальные блюда», «Тюсюлгэ», «Уһун
суһуох», «Оһуокай», соревнования по национальным видам спорта, игры
«Танха», праздникичествования «Тымтык» саас малааhына (13тээхтэр күннэрэ), «Сардаҥа» саас малааhына (15тээхтэр күннэрэ), «Сарыал» саас
малааһына (17лээхтэр күннэрэ).
Эти мероприятия помогают воспитывать свободную творческую
личность с развитым интеллектом, духовно развитым и высоко нравственным
отношением к миру.
« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
« Программа «Олонхо – модель становления свободной творческой личности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.