« Социальные практики как способ формирования УУД»
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.04.2019
большую роль в процессе становления личности подростка занимает работа по развитию у них коммуникативных навыков и умений. главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. все виды формирования УУД хорошо просматриваются в организации работы школьного волонтерского движения.
доклад на конференцию.docx
Методическая конференция педагогов Воткинского района
«Воспитание в контексте ФГОС. Метапредметные и личностные
результаты»
Богатырева Екатерина Пиминовна – старшая вожатая МБОУ Июльская
СОШ
Доклад на тему: « Социальные практики как способ формирования
УУД»
Введение Федерального государственного образовательного стандарта
повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. От
признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования
произошёл переход к пониманию обучения как процесса, подготовки
учащегося к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную
позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, быть
готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний. Развитие
личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных
учебных действий, которые выступают основой образовательного и
воспитательного процесса и создают возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Большую роль в процессе становления личности занимает работа по
развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к
сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и
находить содержательные компромиссы требования, предъявляемые
сегодняшним обществом к школьнику. Главное не предмет, которому мы
учим, а
личность, которую мы формируем. Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт
самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов
реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт
партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми
в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения
в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во
многом определяют его в дальнейшей жизни. Умение отличать свое мнение от
мнения других людей, школьник познаёт возможность своего воздействия на
собственное «Я» с целью его изменения, начинает понимать, что от его
поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе
и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает
готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных
ситуациях.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования внеурочная
деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса
образования, выступает средством реализации Основной образовательной
программы общего образования и вводится в целях необходимости
обеспечения «духовно нравственного развития обучающихся в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности», позволяет развивать
потенциальные возможности и интересы учеников. Большое внимание в новом
Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий
(УДД): личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных. Ключевым понятием коммуникативных УУД является
коммуникативная компетентность.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем способность
устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, это внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного
действия в ситуациях межличностного общения. Успешно формировать
коммуникативные универсальные учебные действия возможно в процессе
работы волонтерской организации .
Волонтёрское движение, на мой взгляд, стало одной из таких форм работы.
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь
почувствовать себя человеком — помоги другому. Волонтеры (от
англ.Volunteer доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле,
разговаривающие на языке юной аудитории, вызывающие доверие и интерес к
себе.
Волонтёрство это доступный, массовый способ профилактики асоциального
поведения в обществе, вредных привычек и активная пропаганда
неконфликтного взаимодействия с различными группами людей, способствует
активизации жизненной позиции каждого. В процессе деятельности волонтеры
взаимодействуют с внешним миром:
вопервых, получая воздействие извне, знания, обучаясь и развивая
личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое
сопровождение; обучающие тренинги, семинарыпрактикумы);
вовторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности,
приобретают умения работать в команде, учатся разрешать
конфликтные ситуации, включаться в проектную деятельность, несут
ответственность (подготовка к мероприятиям, проведение акций, игр,
участие в конкурсах, проектах, проведение социологических опросов,
анкетирования);
втретьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по
принципу “равный равному”, проводя тематические месячники, дни профилактики с тематическими информационными выходами,
занятия с элементами тренинга,
профилактические занятия,
театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные
игры, акции, оформление информационных листовок, тематического
уголка, статьи в газеты, размещение информации на школьный сайт.
Волонтерское объединение участвует в организации социально направленных
проектов. Тематика различных проектов предполагает сочетание основных
направлений воспитательной работы.
Таким образом, посредством разнообразия форм взаимодействия с
окружающим социумом,
практическая деятельность волонтерского
объединения является психологопедагогической технологией формирования
социальной активности школьников и их коммуникативной компетентности.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день
должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и
отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном
приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года
важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных
представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное
поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического
воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественнополитической жизни страны и государственной деятельности.
Работа
по
программе
«Я
волонтер»
направлена
на
формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных УУД
в блок
входит ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению
благотворительных акций;
регулятивных УУД
в блок
входит постановка учебной задачи,
планирование (определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и
оценка;
познавательных УУД
в блок
входит умение осуществлять поиск
необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских
организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем
поискового характера;
коммуникативные УУД
позиции других людей; участие в коллективных творческих делах, акциях;
умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со
обеспечивают социальную компетентность и учёт
сверстниками и взрослыми.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Я волонтёр»:
∙ формирование духовнонравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;
∙ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; ∙ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и со
трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Я волонтёр»
проявляются в:
расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернетресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной
и одноклассников.
Давайте рассмотрим некоторые технологии организации волонтерской
(добровольческой) деятельности. Добровольчество признается одновременно
как общественная ценность и уникальная система знаний и технологий в
выступает эффективным
сфере развития человеческих ресурсов,
инструментом мобилизации общественной инициативы и повышения
Разработано,
эффективности государственной социальной политики.
апробировано и внедрено значительное количество методик и технологий в области управления добровольческой деятельностью и использования
добровольческих программ, наглядно показывающих огромную пользу
добровольчества для общества. Рассмотрим некоторые из них.
1. Акция – это разовое мероприятие, с четко поставленной целью,
задачами, и сформированной организационной группой для ее
достижения. Это действие, предпринимаемое для достижения какой
либо цели, носит массовый характер. Технология проведения Акции
включает в себя следующие аспекты: 1. Создается Оргкомитет из
представителей
потенциально
заинтересованных в акции; 2. В рамках Оргкомитета определяются
организаций,
различных
ответственные за организацию и проведение Акции;
3.
Непосредственное проведение Акции; 4. Сотрудничество со СМИ т.к.
ключевую роль при проведении Акции играет информационный блок; 5.
После завершения акции подведение итогов. Акция в контексте
развития добровольчества несет в себе двойной заряд, являясь
просветительской и пропагандистской; решая в то же время задачу в
рамках конкретной социальной проблемы.
Акция является одним из эффективных методов достижения
результатов УУД и имеет высокую степень самостоятельности,
инициативности учащихся к их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско
творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и
навыков. Учащиеся видят конечный результат своей деятельности,
который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и
совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Работа при подготовке той или иной акции способствует формированию
следующих УУД: личностных (осознание и принятие жизненных ценностей и
смыслов, позволяющих сориентироваться в нравственных нормах,
правилах, оценках.)
регулятивных (целеполагание – на основе того, что известно и что
неизвестно, планирование составление плана и последовательности
действий, прогнозирование, контроль – сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном, коррекция, оценка) – умения
осмыслить проблему, для решения которой недостаточно знаний,
обеспечивают возможность самостоятельно учиться.
Познавательных (поиск и выделение необходимой информации в
информационном поле, анализ, синтез, сравнение, установление
причинноследственных связей).
Коммуникативных (взаимодействие с любым партнёром,
коллективное планирование, умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, владение монологической и
диалогической формами речи).
2. Не менее интересна такая технология как Конкурс. Конкурс – это
соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников.
Принять участие в Конкурсе может любая инициативная группа или любой
ученик индивидуально. Участники конкурса выдвигают претендентов,
которые на их взгляд в большей степени отвечают требованиям Конкурса и
соответствует определенным критериям. В процессе его проведения
выделяются и награждаются победители. Информация об участниках
конкурса может публиковаться в СМИ, оказывающих информационную
поддержку.
3. Технология проведения Ярмарок. Существуют такой вид ярмарок, как
Ярмарки добровольческих вакансий.. Опыт показывает, что лучше всего
ярмарку добровольческих вакансий проводить совместно с другими,
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216)
(cid:216) близкими по смыслу мероприятиями ( фестивали добровольчества, различные
праздники).
4. Технология Клуб добровольцев. Клуб – это общественная организация
культурнопросветительского, политического, спортивного или иного
характера. Существуют различные концепции работы Клуба добровольцев.
5. Технология Фестиваля – общественное празднество, сопровождающееся
показом и смотром какихлибо достижений. Например, Фестиваль
добровольцев
Список источников информации:
1. http://kursak.net/osnovnyeideiiponyatiyaneobxodimyedlyaorganizacii
volonterskojdobrovolcheskojdeyatelnosti/
2. 2. Синеглазова А.Г. Сборник законодательных и нормативноправовых
актов в сфере добровольчества (по состоянию на 1 января 2013 года).
Справочник. Казань: «Скрипта», 2012.
Словарь по социальной педагогике/Авт.сост. Л.В.Мардахаев.М.:
3.
Издательский центр Академия, 2002.
4. Теоретические основы волонтерской деятельности:
учебно
методическое пособие/под ред. В.В. Семикина/ авт.сост.В.В. Семикин,
М.С. Игнатенко, Г.С. Курагина и др. СПб.: ООО «КопиР Групп», 2014.
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
« Социальные практики как способ формирования УУД»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.