« Современные образовательные технологии на уроках географии»
Оценка 4.7
Научные работы
docx
география
7 кл—9 кл
03.06.2019
В статье предлагается варианты использования технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках географии.
Представлены различные приемы технологии на разных этапах урока: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Технология критического мышления через чтение и письмо, «тонкие» вопросы, «толстые» вопросы, «кластер», «концептуальная таблица», «перекрестная дискуссия».
статья Федотова.docx
« Современные образовательные технологии на уроках географии»
Федотова И.А.
МОУ СОШ № 20 г.Тверь
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках
географии.
В статье представлены различные приемы технологии на разных этапах урока: стадия
вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Технология критического мышления через чтение и письмо, «тонкие» вопросы,
«толстые» вопросы, «кластер», «концептуальная таблица», «перекрестная дискуссия».
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую
ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
3.
4.
5. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
6. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
Всем этим критериям отвечают некоторые открытые образовательные технологии. Они
являются открытыми, т.к. направлены на приобретение знаний, умений, развитие отношений,
соответствующих характеристикам учащихся как субъектов деятельности. Одной из таких
технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП). Эта технология представляет собой единый, связный набор обучающих приемов,
благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и выстраивать собственное
знание.
Технология позволяет:
одновременно эффективно решать задачи обучения и развития;
гармонично сочетать навыки работы с текстом и навыки общения;
формировать у школьников навыки работы с текстами любого типа и с
большими объемами информации.
Технология развития критического мышления как раз на уроках географии дает
возможность сформировать умение у учащихся выделять главное, логически рассуждать,
находить причинноследственные связи; сформировать познавательные навыки и
практические умения по географии; развивать творческие способности учащихся;
1 формировать коммуникативные способности, развивать навыки общения. Данная технология
включает в себя три основных этапа:
1. Стадия вызова. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот
процесс, которые будут предполагаться на следующих этапах работы. Этот этап
способствует появлению и усилению мотивации в познании нового материала. На ней
происходит:
актуализация и обобщение имеющихся знаний;
пробуждение интереса к изучаемой теме, мотивировка ученика к учебной
деятельности;
создание условий для активной познавательной деятельности.1
Приведем примеры используемых на этой стадии приемов:
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,
формирующим умение работать с вопросами. Технология ориентирована на вопросы как
основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной
интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы
стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или
задают их, понастоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов
определяет уровень нашего мышления.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов табл. 1 может быть использована на любой из
трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут
вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии
осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения,
слушания;
при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица 1
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие
простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие
подробного, развернутого ответа.
Дайте три объяснения, почему…
Объясните, почему…
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
Например, на уроке географии 7 классе по теме «Климат и внутренние воды
Австралии» на стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в
форме «тонких» и «толстых» вопросов.
1 Иванова Е.О., Осмоловская И.М. «Теория обучения в информационном обществе», М.; Издво
«Просвещение», 2011
2 «тонкие» вопросы
В каких климатических поясах лежит
Австралия?
Сколько осадков в среднем выпадает в
Австралии?
Где протекают главные реки Австралии?
«толстые» вопросы
Почему Австралия самый сухой материк?
Почему в Австралии так мало рек?
В чем различие климата Австралии и Африки?
Учащиеся индивидуально или в группах пытаются ответить на данные вопросы, затем
им предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждение своим предположениям и
ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.
2. Стадия осмысления предполагает работу с новой информацией:
Получение новой информации за счет работы в информационно
образовательном пространстве;
Осмысление информации;
Соотнесение с собственными знаниями.
Одним из самых эффективных на этой стадии является прием «Кластер». Он применяется
для систематизации имеющийся информации и выявления возможных областей
недостающих знаний. Учащиеся в течение 3 – 5 минут выписывают ключевые слова по
изучаемой теме, затем графически изображают логические связи между понятиями.
«Кластер» Цепочка. На уроке по теме: «Ветер» 6 класс, по тексту параграфа
определяя причины образования ветра, учащиеся самостоятельно выстраивают цепочку
причинноследственных связей.
Угол падения
солнечных
лучей
Разница в
температуре
Разница в атмосферном
давлении
ветер
воздуха
Существует множество способов графической организации материала. Среди них
самыми распространенными являются таблицы. Прием «концептуальная таблица» особенно
полезен, когда предлагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов.
Например, на уроке в 9 классе по теме: «Московская столичная агломерация»
выполняется практическая работа «Сравнительная характеристика двух столиц Москвы и
СанктПетербурга» с использованием текста учебника, ИНТЕРНЕТ, карт атласа, на стадии
вызова учащимся предлагается попробовать ответить на вопрос: «Москва и Санкт
Петербург – две столицы, похожи ли между собой?» Учащиеся получают следующий
алгоритм работы по тексту учебника: (чтение текста; выделение главного; обсуждение
информации в группе; выделение линий сравнения и их запись). По итогам работы в
группах или индивидуально заполняется таблица 2.
Таблица 2
Москва
Линии сравнения
1. ГП
2. История возникновения города
3. Планировка города
4. Функции города
3
Санкт – Петербург 5. Характер агломерации
6. Отрасли промышленности
7. Проблемы города (социальные, экологические
Вывод:
и др.)
3. Стадия рефлексии (подведение итогов) особо значима, так как именно здесь
происходит осознание вновь приобретенной информации, творческое развитие
учащихся.
Основные задачи на этой стадии:
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации,
превращение ее в знание;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
рефлексия и анализ всего процесса изучения материала.
Учащимся предлагается вернуться мысленно к их совместной и индивидуальной
деятельности, рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить
причины своих ошибок не только по содержанию, но, что важно, и по способу общения,
наметить пути их исправления. Это, по существу, и является новым вызовом, вводом группы
и каждого ученика в новую учебную проблему – проблему осознания средств собственной и
совместной умственной деятельности. Рефлексия ведет к осознанию конкретных способов
деятельности, к систематизации, обобщению, отказу от ошибочных приемов и подходов.
Примером используемых приемов является «Перекрестная дискуссия». Еще на стадии
вызова учитель выделяет интересующий всех тезис, связанный с темой занятия. Учащиеся
при изучении нового материала заполняют таблицу. В левую колонку они записывают
аргументы «за» тезис, а в правую – аргументы «против» тезиса. После обмена мнениями
наиболее убедительные аргументы принимаются, остальные отвергаются. На этой основе
делается вывод в поддержку или опровержение тезиса.
Урок в 8 классе по теме: «Государственная территория России»
Тезис урока: «История России есть история страны, которая «колонизуется», а «область
колонизации» в ней расширялась вместе с государственной территорией. Согласны ли вы с
мыслью русского историка В.О.Ключевского?
Доводы «за»
Доводы «против»
Вывод:
На стадии рефлексии может работать и прием «тонких» и «толстых» вопросов. На
уроке «Климат и внутренние воды Австралии» после изучения текста параграфа учащиеся
отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова, затем дается задание составить
еще три – четыре «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, выбрать наиболее
интересные и задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:
1. Как климат Австралии влияет на
размещение природных зон?
2. Какое питание у рек Австралии?
1. Почему реки Австралии находятся на юго
востоке материка?
2. Почему большую часть материка занимает зона
тропических пустынь?
4 3. Что такое «крик»?
3. Сравните климатические условия пустынь
Австралии и Южной Африки. Какие из них
отличаются большей суровостью и почему?
Все эти приемы могут быть и стратегией проведения урока в целом, «работать» на
отдельных стадиях урока. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы –
обмена мнениями, исследований, дискуссий, эссе и т.д.
Успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма,
современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам,
использования различных средств ИКТ. Различные методы и формы работы, педагогика
сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Учитель и ученик – это
единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу.
"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".
Используемая литература:
1. Генике Е. А.. Трифонова Е.А. «Развитие критического мышления» кн.1 М.; Издво
«Бонфи», 2002
2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. «Теория обучения в информационном обществе»,
М.; Издво «Просвещение», 2011
3. ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке, М.;
Издво «Просвещение», 2011
5
« Современные образовательные технологии на уроках географии»
« Современные образовательные технологии на уроках географии»
« Современные образовательные технологии на уроках географии»
« Современные образовательные технологии на уроках географии»
« Современные образовательные технологии на уроках географии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.