ДУХОВНО – НОАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
Оценка 4.9

ДУХОВНО – НОАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ

Оценка 4.9
Научные работы
docx
география
10 кл—11 кл
17.11.2024
ДУХОВНО – НОАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
В настоящее время, как никогда, остро встал вопрос о воспитанности учащихся и возрождении духовности. Поэтому одной из основных задач учителя географии считаю: формировать у учащихся осознанное и бережное отношение к природе на основе постоянной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.
ДУХОВНО.docx

 

 

 

ДУХОВНО – НОАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ

 Проблема духовно-нравственного воспитания вызвано прежде всего тем, что подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия. Духовно-нравственное воспитание является составной частью воспитательного процесса в школе.

Особым воспитательным потенциалом обладает учебный предмет «География». Он находится на стыке естественных и общественных наук, поэтому на уроках географии и во внеурочной деятельности можно незаметно, но планомерно и поступательно формировать начала нравственного поведения, эстетический вкус, умение понимать и ценить красоту, богатство и многообразнообразие родной природы. Отдельные проблемы в мире, в некоторых регионах и государствах, по моему глубокому убеждению, появляются в результате незнания взаимосвязей в природе и безнравственного поведения человека.

В настоящее время, как никогда, остро встал вопрос о воспитанности учащихся и возрождении духовности. Поэтому одной из основных задач учителя географии считаю: формировать у учащихся осознанное и бережное отношение к природе на основе постоянной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

На своих уроках организую работу по формированию духовно-нравственного поведения школьников по отношению к окружающей среде через целостность урочной и внеурочной деятельности.

При подготовке к урокам подбираю отрывки из литературных произведений или произведения искусств, или звуки природы, которые помогают погрузить учащихся в новую для них тему и прочувствовать взаимосвязь человека и природы. Так, например, при изучении природных зон России, мы цитируем И. С. Тургенева, А. П. Чехова, С. А Есенина рассматриваем картины И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, анализируем высказывания о русском национальном характере Л. Н. Гумилева.

В основе духовно-нравственного воспитания в моей деятельности лежит личностно - деятельностный подход, для реализации которого использую приемы технологии критического мышления через чтение и письмо, кейс-метод, проектную и исследовательскую работу учащихся.

Это позволяет формировать навыки работы в паре, группе, развивает умение слушать, воспринимать позицию другого человека и отстаивать собственную. Стараюсь разнообразить формы проведения учебных занятий, поэтому довольно часто использую такие формы урока как экскурсия (на местность, виртуальная), уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки – взаимного обучения с использованием технологии «Зигзаг», уроки-дискуссии, разные игровые формы урока «Умники и умницы», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», викторины и т.д.

В курсе «География 5-6 классы» приводятся разнообразные примеры географических объектов, которые включены в список Всемирного природного и культурного наследия. В курсах 8 и 9 классов «География России» подробно рассматривается этнокультурное и эколого-географическое положение Российской Федерации, как в текстовом, так и в картографическом материале.

 А в курсе 10 и 11 классов «Экономическая и социальная география мира» при изучении всех тем обязательно уделяется особое внимание месту России в международной экономике, политике, культуре. Это необходимые условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.

Углубить знания о природе родного края, страны и мира помогает проектная и исследовательская деятельность. На уроках и во внеурочной деятельности по географии реализуем проекты «Я гражданин», «Думай, решай, действуй», «Моя малая родина», «География в лицах», «Жемчужина земли Белгородской», «Покорми, но не навреди» и другие. При изучении темы «География Белгородской области» реализуем проекты «Православная Белгородчина», «Святые родники Белогорья». Благодаря изучению православных ценностей и традиций, гимназисты глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой.

        За многолетнее участие в Межрегиональных экспедициях участники экспедиции посетили монастыри, храмы в разных регионах нашей страны — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский православный мужской монастырь Русской Церкви;  Новгородский Кремль, заложенный князем Ярославом; Астраханский кремль; храм Христа Спасителя  — главный православный храм Калининграда; Михайловский собор Ижевской епархии. В горах Карачаево-Черкесии посетили место, где несколько лет назад было обнаружено древнее наскальное изображение Иисуса Христа.

        Именно в Святых местах есть возможность проявиться духовно-нравственному началу, которое имеет своей основой православную веру.

        В каждом из моих учеников я хочу видеть духовно-нравственную личность. А пока мы беседуем, о русских людях. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях. Это ли не образцы для подражания?

       Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Литература

1.       Данилюк А. Я, Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009, - 186 с.

2.       Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 240 с.

3.       Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин (rosuchebnik.ru)


 

Скачано с www.znanio.ru

ДУХОВНО – НОАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДУХОВНО – НОАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

России, мы цитируем И. С. Тургенева,

России, мы цитируем И. С. Тургенева,

География Белгородской области» реализуем проекты «Православная

География Белгородской области» реализуем проекты «Православная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2024