ДУХОВНО – НОАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
Проблема духовно-нравственного воспитания вызвано прежде всего тем, что подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия. Духовно-нравственное воспитание является составной частью воспитательного процесса в школе.
Особым воспитательным потенциалом обладает учебный предмет «География». Он находится на стыке естественных и общественных наук, поэтому на уроках географии и во внеурочной деятельности можно незаметно, но планомерно и поступательно формировать начала нравственного поведения, эстетический вкус, умение понимать и ценить красоту, богатство и многообразнообразие родной природы. Отдельные проблемы в мире, в некоторых регионах и государствах, по моему глубокому убеждению, появляются в результате незнания взаимосвязей в природе и безнравственного поведения человека.
В настоящее время, как никогда, остро встал вопрос о воспитанности учащихся и возрождении духовности. Поэтому одной из основных задач учителя географии считаю: формировать у учащихся осознанное и бережное отношение к природе на основе постоянной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.
На своих уроках организую работу по формированию духовно-нравственного поведения школьников по отношению к окружающей среде через целостность урочной и внеурочной деятельности.
При подготовке к урокам подбираю отрывки из литературных произведений или произведения искусств, или звуки природы, которые помогают погрузить учащихся в новую для них тему и прочувствовать взаимосвязь человека и природы. Так, например, при изучении природных зон России, мы цитируем И. С. Тургенева, А. П. Чехова, С. А Есенина рассматриваем картины И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, анализируем высказывания о русском национальном характере Л. Н. Гумилева.
В основе духовно-нравственного воспитания в моей деятельности лежит личностно - деятельностный подход, для реализации которого использую приемы технологии критического мышления через чтение и письмо, кейс-метод, проектную и исследовательскую работу учащихся.
Это позволяет формировать навыки работы в паре, группе, развивает умение слушать, воспринимать позицию другого человека и отстаивать собственную. Стараюсь разнообразить формы проведения учебных занятий, поэтому довольно часто использую такие формы урока как экскурсия (на местность, виртуальная), уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки – взаимного обучения с использованием технологии «Зигзаг», уроки-дискуссии, разные игровые формы урока «Умники и умницы», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», викторины и т.д.
В курсе «География 5-6 классы» приводятся разнообразные примеры географических объектов, которые включены в список Всемирного природного и культурного наследия. В курсах 8 и 9 классов «География России» подробно рассматривается этнокультурное и эколого-географическое положение Российской Федерации, как в текстовом, так и в картографическом материале.
А в курсе 10 и 11 классов «Экономическая и социальная география мира» при изучении всех тем обязательно уделяется особое внимание месту России в международной экономике, политике, культуре. Это необходимые условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.
Углубить знания о природе родного края, страны и мира помогает проектная и исследовательская деятельность. На уроках и во внеурочной деятельности по географии реализуем проекты «Я гражданин», «Думай, решай, действуй», «Моя малая родина», «География в лицах», «Жемчужина земли Белгородской», «Покорми, но не навреди» и другие. При изучении темы «География Белгородской области» реализуем проекты «Православная Белгородчина», «Святые родники Белогорья». Благодаря изучению православных ценностей и традиций, гимназисты глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой.
За многолетнее участие в Межрегиональных экспедициях участники экспедиции посетили монастыри, храмы в разных регионах нашей страны — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский православный мужской монастырь Русской Церкви; Новгородский Кремль, заложенный князем Ярославом; Астраханский кремль; храм Христа Спасителя — главный православный храм Калининграда; Михайловский собор Ижевской епархии. В горах Карачаево-Черкесии посетили место, где несколько лет назад было обнаружено древнее наскальное изображение Иисуса Христа.
Именно в Святых местах есть возможность проявиться духовно-нравственному началу, которое имеет своей основой православную веру.
В каждом из моих учеников я хочу видеть духовно-нравственную личность. А пока мы беседуем, о русских людях. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях. Это ли не образцы для подражания?
Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Литература
1. Данилюк А. Я, Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009, - 186 с.
2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 240 с.
3. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин (rosuchebnik.ru)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.