Формирование культуры межнационального общения у подростков
Оценка 5

Формирование культуры межнационального общения у подростков

Оценка 5
Научные работы
docx
география
СCУЗ, ВУЗ
14.05.2023
Формирование культуры межнационального общения у подростков
В условиях реформы образования большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений. Образованию отводится особая роль в межкультурном сотрудничестве и гармонизации отношений в современном поликультурном сообществе. Осуществлять межкультурное сотрудничество возможно через диалог культур.
Межкультурное сотрудничество в образовательной среде.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

город Саранск Республики Мордовия

 

 

 

 

 

Формирование культуры межнационального общения у подростков

 

 

подготовила

учитель, классный руководитель

Феоктистова Любовь Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2023

 

         В условиях реформы образования большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений. Образованию отводится особая роль в межкультурном сотрудничестве и гармонизации отношений в современном поликультурном сообществе.

 Осуществлять межкультурное сотрудничество возможно через  диалог культур.

Диалог культур – это понятие, которое получило широкое распространение в философской публицистике XX века и понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования.  Познание культуры другого этноса происходит при помощи образов собственной культуры, что позволяет взглянуть на собственную культуру с другой стороны и осмыслить ее более глубоко.

Я учитель географии и классный руководитель 6 класса, опыт межэтнического, межкультурного взаимодействия и сотрудничества  реализую в результате своей учебной и внеурочной работы, разработала и провела несколько  мероприятий, направленных    на межкультурное сотрудничество. В процессе подготовки и проведения  раскрывается своеобразие культур разных народов России, а с другой - осуществляется подготовка школьника к межэтническому и межкультурному общению, к социализации в условиях этнокультурной образовательной среды. Мероприятия можно разделить по темам:

1.     Моя семья - моя малая Родина.

2.     Народы России - в зеркале её истории.

3.     Жизнь, быт и традиции народов России.

4.     В единстве народов - сила и величие России.

Тема «Моя семья - моя малая Родина» является очень важной, в которой формируется любовь к Родине, гражданственность, чувство гордости за родную культуру, свою страну. На классных часах происходит изучение России как родины разных народов, а затем изучение конкретной семьи и малой родины как частицы одной большой Родины.

По теме  «Народы России - в зеркале её истории» знакомлю  с культурой каждого народа как семьи в контексте истории. Это знакомство происходит на основе сравнения отношений разных народов к культурным ценностям, позволяющего выявить много общего в культурах народов России, что позволяет сделать вывод, что народы России представляют собой одну большую семью.

По теме  «Жизнь, быт и традиции народов России» знакомлю  с культурой, бытом народов России, раскрываю  общее в жизни разных народов, их стремление к взаимодействию и сотрудничеству. Стараюсь сформировать у учащихся представление о культуре в духе уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой толерантности, более глубокое осознание родной культуры посредством изучения культуры других народов.

По теме  «В единстве народов - сила и величие России» строится на развитии и сохранении темы дружбы, мира и сотрудничества разных народов, что является фактором сохранения единства в современных социокультурных условиях.

Формы, направленные на организацию межэтнического и межкультурного взаимодействия и сотрудничества:

- проведение уроков, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, оформление стендов, проведение выставок, факультативных курсов, тематических вечеров, посещение музея и т.д.

При организации процесса этнокультурного образования и социализации школьников используют следующие методы, которые способствуют формированию взглядов, мнений школьников и обмену информации между ними: диалог, дискуссия, рассказ, лекции, проект, моделирование, интерактивные игры и т.д.

  В качестве технологий, способствующих социализации детей и подростков в этнокультурной образовательной среде, стоит выделить:

  • технологии сотрудничества;
  • проектные технологии;
  • интерактивные технологии ( ролевые игры и т.п.);
  • информационно-коммуникационные технологии.

  В диалоге культур важен не столько диалог, сколько культура диалога. Ибо диалог – взаимодействие – происходит всегда. Культуры так или иначе взаимодействуют и проникают друг в друга. Это естественный исторический процесс, который может протекать и без воли человека. Однако высшее проявление культуры – это отношение к другой культуре. И именно оно развивает и одухотворяет саму культуру, возвышает и облагораживает человека как носителя культуры. Отношение к чужой культуре – это показатель развития самой культуры. В этом нуждается не столько чужая культура, сколько своя. Культура отношения к чужой культуре – это часть самой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.                 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2.                 Золотова Б.Х. Формирование навыков культуры межэтнического общения в образовательной среде: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2004.

3.                 Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования.–1999.

4.                 Лапшин А.Г. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии. Сб. ст. - Владимир, 1999.


 

5.                

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №29» город

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №29» город

В условиях реформы образования большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений

В условиях реформы образования большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений

Тема «Моя семья - моя малая Родина» является очень важной, в которой формируется любовь к

Тема «Моя семья - моя малая Родина» является очень важной, в которой формируется любовь к

При организации процесса этнокультурного образования и социализации школьников используют следующие методы, которые способствуют формированию взглядов, мнений школьников и обмену информации между ними: диалог, дискуссия, рассказ,…

При организации процесса этнокультурного образования и социализации школьников используют следующие методы, которые способствуют формированию взглядов, мнений школьников и обмену информации между ними: диалог, дискуссия, рассказ,…

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023