Литература 7кл. 12.10.17г
Тема: А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»
Цели урока: определить место повести в творчестве А.С. Пушкина; ознакомить учащихся с содержанием повести; понятием «маленький человек» в литературе; формировать умение анализировать образ литературного героя; определить идейный смысл произведения; воспитывать гуманное отношение к людям, уважение к родителям.
УУД:
Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.
Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе Ход урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний
- Опрос учащихся
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1) Вступительное слово учителя:
Ф. М. Достоевский писал: «Пушкин … унес с собою … великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем». Одно из произведений, входящих в школьную программу, повесть «Станционный смотритель» - предмет нашего разговора сегодня.
4. Работа по теме урока.
1) Слово учителя
Есть в творческой биографии А.С. Пушкина особое время, которое литературоведы назвали «Болдинская осень». Это была осень 1830 года. Пушкин готовится к свадьбе с Н.Н. Гончаровой и находится в своем имении в селе Болдино Нижегородской губернии, приводя в порядок хозяйственные дела. Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца.
Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», - говорил он. За время нахождения в Болдине он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Цикл создан за очень короткое время: с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Он так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». На вопрос знакомого: « Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Надо сказать, что и критики по-разному отзывались о «Повестях Белкина». «Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – все забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать».
2) Беседа с классом
- Какова внешность Вырина?
- Каков Вырин через 4 года?
- Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?
Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.
Нравственность –моральные качества, т.е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
- Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чье поведение оцениваем?
- Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание?
- Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему? Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
- Почему его попытки не увенчались успехом?
- Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
- Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям? В чем трудности службы смотрителей? В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
Через взаимоотн. Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
Кто такой «маленький человек»? «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Они не одарены выдающимися способностями, но отличаются силой характера, без целей, испытывают страх перед жизнью, но при этом добрые, никому не делающие зла, безобидные.
Пушкин первым вывел образ маленького человека в своей повести. Забытый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.
История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он всегда иронизирует над героями и над обстоятельствами, и над собой. Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.
По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – тема «маленького человека».
- О судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?
- Меняются ли его чувства после того, как он посетил станцию? Говорит ли это о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, и она хотела попросить прощения у отца, но опоздала?
5. Итог урока. Рефлексия
- Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев. А словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
- «Когда я читаю повесть, я представляю……, думаю о………
6. Домашнее задание: анализ повести
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.