Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс
Оценка 4.7

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
25.01.2019
Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс
Адаптированная рабочая программа разработана на основе программы для специальных коррекционных школ и классов 7 вида. Программа содержит все разделы и организацию коррекционной работы на уроках. Разработано календарно-тематическое планирование с учетом особенностей учащихся с ОВЗ. Содержит формы контроля и практические работы.
рабочая программа 1 кл 7 вид.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа  с. Урманаево муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан Рассмотрено на заседании педагогического совета  школы Протокол № __ от  «___» _______ 20__ г. Согласовано Зам.директора по УВР _______________________ /Габдуллина З.Г./ «____»___________20 ___г. Утверждаю Директор школы ____________________  / Карамуллин А.Ф./          Приказ№____от           «____»____________20___г. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающегося с ОВЗ 1 класс Срок реализации: 1год Разработана на основе: авторской программы А.А.Плешаков «Окружающий мир» Составитель: Шаймухаметова Резида Рафиковна­ учитель начальных классов 1 категории.  Год составления: 2016 г. Содержание: 1.Пояснительная записка 2.Общая характеристика курса 3.Место курса 4.Ценностные ориентиры 5.Личностные,предметные и метапредметные результаты 6.Содержаине курса 7.Календарно­тематическое планирование уроков 8.Материально­техническое обеспечение. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе: Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,Рабочей программы по  ознакомлению с окружающим миром, разработанной на основе Программы для специальных (коррекционных)  общеобразовательных школ и классов 7 вида (авторы программ Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М.  Капустина, Н.А. Цыпанова, Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова, Е.Н. Мосакова, И.Н. Волкова. – М.:   издательство «ПАРАДИГМА», 2010 год авторской программы: А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа «Окружающий мир» входит в учебный комплект «Школа России».   2.Общая характеристика курса Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются  предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания  и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл  и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.В процессе изучения курса «Окружающий мир»  обучающиеся овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и  культуры родного края. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и  культурологической грамотности и соответствующих компетентностей ­ умений проводить наблюдения в природе,  ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит  учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и  социальной среде.Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках  чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры,  совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего  мира.Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и  предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных  интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное  благополучие.Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе  интеграции естественно ­ научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина  действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.  Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и  как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его  материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется  через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и  человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется  положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми  единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в  программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе  каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании  самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к  рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики  начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём,  оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью  специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Цели обучения в предлагаемом курсе Окружающий мир в 1 классе: Цель изучения окружающего мира ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе  единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребенком личностного опыта  взаимодействия ­ общения с людьми, обществом и природой. Задачи: ­ развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать,  решать творческие задачи; ­ формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их  единстве; ­ воспитание экологической и духовно­нравственной культуры, патриотических чувств; ­ формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и  общественной жизни; ­ формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом  реальных возможностей и приобретенных знаний. Отличительные особенности рабочей программы Рабочая программа базового курса по окружающему миру для обучения в 1 классе разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального  компонента государственного стандарта начального образования. Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения). Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального  компонента государственного стандарта начального образования. Эта программа выбрана в связи с тем, что учащиеся   имеют ряд особенностей развития, которые не позволяют им  усваивать программы повышенной трудности. Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся  замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной  деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально­личностной сферы. Причины таких  состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные  социальные факторы, хронические соматические заболевания (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, К.С.  Лебединская, И.Ф. Марковская, А. О. Дробинская, С. Г. Шевченко). При установлении задержки психического развития у детей выявляются синдромы временного отставания развития  психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально­волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов  (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа развития может иметь обратимый характер. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью  экологического образования в современных условиях. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход. Учащиеся ведут  наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, различные творческие  задания. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определённых знаний, умений, навыков, но  также формирование таких приёмов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков  развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. На основе наблюдений и предметно­практической  деятельности у учащихся происходит формирование навыков самоконтроля, умения самостоятельно выполнять задания,  планировать свою деятельность. При изучении данного курса ставятся следующие коррекционные задачи:  развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала,  обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);    развитие обще интеллектуальных умений: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и  классификации; осуществление нормализации учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в здании, воспитывать  навыки контроля, самоконтроля, самооценки; развитие устной монологической речи в единстве с обогащением ребёнка знаниями и представлениями об  окружающей действительности. На каждом уроке ведётся работа по установлению причинно­следственных связей, что развивает словесно­логическое  мышление. Для развития воображения используются такие приёмы, как словесное рисование, описание по представлению  предметов, событий, явлений с опорой на личный опыт.                                                                          3.Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана  на 66 ч (33 учебные недели).                                                         4. Описание ценностных ориентиров содержания курса  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира  природы и социума.  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой  родине, в осознанном желании служить Отечеству. •   Семья   как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог   преемственности   культурно­ ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета   Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение                              личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­ роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ ностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопере­ живания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении                                             метапредметных результатов начального образования, таких как:  1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4)   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и   способности   конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­ стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­ муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12)   овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений   действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  13)  овладение  базовыми  предметными  и  межпредметными  понятиями,  отражающими  существенные  связи  и  отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие                              предметные результаты:  1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической   грамотности,   элементарных   правил нравственного поведения в мире природы и людей,   4)Осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­ сификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. 7.) называть важнейшие события и великих людей отечественной истории; 8.) знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. 9.) отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; 10.) умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;                                                                                1­й класс          Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является формирование следующих  умений: * Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. * Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как  хорошие или плохие. * Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы  общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок  совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.  У учащегося будет сформировано:  принятие и освоение социальной роли школьника;   положительное отношение к изучаемому предмету;  уважительное отношение к иному мнению;  внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей;  понимать эмоции других людей, умение сочувствовать и сопереживать за другого человека;  невозможность разделить людей на хороших и плохих;  умение  сотрудничать  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;    использовать безопасные для     органов зрения, нервной системы опорно­ двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку);    доброжелательно относиться к одноклассникам, умение нравственно оценивать  свои и чужие поступки;  ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;;  установка на безопасный здоровый образ жизни.  Учащийся получит возможность для формирования:  внимание к красоте окружающего мира;  самооценки  отдельных действий  по  критериям предложенным учителем (умение оценить себя);  осознания роли изучаемого предмета  в жизни людей;   оценивания и принятия  следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;  оценки   ситуаций   и   поступков   как   хороших   или   плохих   с   точки   зрения   общечеловеческих,   нравственных   и российских гражданских ценностей;  умения определять, что связывает тебя  с историей, культурой, судьбой  твоего народа и всей страны;  правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;  мотивации к творческому труду и работе на результат;  готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией..  Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:          Учащийся научится:          * Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. *  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. * работать по предложенному учителем плану. *отличать верно выполненное задание от неверного. * совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. * проговаривать последовательность действий на уроке; * организовывать свое рабочее место под руководством учителя; * осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; * вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); Учащийся получит возможность научиться:  определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.  делать вывод о степень успешности выполненной работы, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;  вырабатывать критерии оценки;   осознавать причины своего успеха (неуспеха)  проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные УУД:  *Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. *Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в  словаре). *Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке. *Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. *Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. *Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: *Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или  небольшого текста). *Слушать и понимать речь других. *Выразительно читать и пересказывать текст. *Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. *Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах      изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе является сформированность следующих Предметными результатами   умений.  Учащиеся научатся : * называть окружающие предметы и их взаимосвязи; *объяснять, как люди помогают друг другу жить; *называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; *называть основные особенности  каждого времени года. *оценивать правильность поведения людей в природе; *оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Учащиеся получат  возможность научиться: *Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их  возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы. *Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо  семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны. *Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила  общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила  рационального питания и личной гигиены. *Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами. 6.Содержание программы 1 класса. Человек и общество Общество, люди, человек. Особенности взаимоотношений с разными людьми. Мир профессий. Наша Родина – Россия. Государственная символика России. Москва – столица России. Родной край – частичка России. Родной город (село), регион (область, край). Человек и природа Природа. Неживая и живая природа. Природные явления. Вода. Полезные ископаемые. Звезды и планеты. Солнце. Земля. Глобус как модель Земли. Времена года. Растения и животные, их разнообразие. Условия для жизни растений и животных. Растения и животные родного края.  Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ним. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Правила поведения в природе. Гигиена систем  органов тела. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» Тема раздела № 1. 2. 3. 4. 5. Введение. «Что и кто?» «Как, откуда и куда?» «Где и когда?» «Почему и зачем?» Итого: Количество часов 1 ч 19 ч 12 ч 11 ч 20 ч 66ч Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе. Оптимальным способом организации  системы накопительной оценки является портфолио учащихся. В состав портфолио включаются:    дневники наблюдений; оформленные результаты мини – исследований; оформленные результаты мини – проекты;   творческие работы; материалы самостоятельных работ и т.п. За процессом овладения универсальными учебными действиями составляются оценочные листы. По результатам  накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о: 1. 2. сформированности универсальных учебных действий и предметных способов действий, а также опорной системы  знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования во 2 классе; индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно – смысловой, познавательной,  эмоциональной, волевой и саморегуляции. Планируемые результаты образования Раздел «Человек и природа» Первоклассник научится: • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и  проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • использовать естественно ­ научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на  вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций) для поиска необходимой информации; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения  необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные  объекты, на здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения. Раздел «Человек и общество» Первоклассник научится: • различать государственную символику Российской Федерации; • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу с целью поиска и  извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных  высказываний; • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. Представленные в рабочей программе контрольно­измерительные материалы соответствуют требованиям Федерального  компонента государственного стандарта. Организация коррекции на уроке окружающего мира Цель: Осуществляя целенаправленную работу по формированию обще учебных способностей, коррекции  индивидуальных недостатков развития, пропедевтическую работу; обеспечивать реализацию Федерального  образовательного стандарта к знаниям и умениям школьников; компенсируя недостатки, восполняя пробелы  предшествующего обучения, преодолевая негативные особенности эмоционально­личностной сферы, нормализуя и  совершенствуя учебную деятельность детей, повышать их работоспособность и активизировать познавательную  деятельность. Коррекционные задачи: ­ развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала,  обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач); ­ развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и  классификации; ­ осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать  навыки самоконтроля, самооценки; ­ развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности; ­ осуществлять логопедическую коррекцию нарушений речи; ­ осуществлять психокоррекцию поведения ребенка; ­ проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения. На уроке окружающего мира осуществляется коррекция эмоционально – волевой, и когнитивной   сферы. Продолжает,  осуществляется социально – бытовая ориентировка, профессиональная ориентация через материал, предоставляемый  учебным курсом. Ведется активная работа по развитию речи, пополнению и расширению активного словаря, развитию  памяти, внимания, воображения. Развивается самоконтроль, умение планировать свою деятельность, описывать  эмоциональные состояния героев произведений, используя свой личный опыт.   К четвертому классу развитие когнитивных процессов должно переходит на качественно новый  уровень. Запоминание становиться осмысленным, произвольным. С этой целью учащиеся на уроках знакомятся и  внедряют в практическую деятельность специальные приемы запоминания (создание образов, пиктограммы, ассоциации). Развитие речи и пополнение активного словаря осуществляется путем работы со справочной и дополнительной  литературой, написанием сообщений по заданной или определяемой самими обучающимися темой. На каждом уроке  ведется работа над лексическим значением слов, используется в большом объеме иллюстративный материал. Кроме того,  ведется работа по установлению причинно – следственных связей, что развивает словесно ­ логическое мышление. Для развития воображения описание по представлению предметов, событий, явлений с опорой на личный опыт.   на уроках используются такие приемы как словесное рисование, составление диафильмов,    Для повышения эффективности коррекционных мероприятий предпочтение при отборе оптимальных методов  организации познавательной деятельности отдается методам, повышающим активизацию мыслительной  деятельности: частично – поисковому, методу проблемного изложения. Коллективная и групповая формы организации деятельности на уроках позволяют обеспечить ситуацию успеха для  каждого обучающегося, учат взаимодействию в группе на основе сотрудничества и сотворчества. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта Выполнение практической части программы предусматривается только в образовательной области «Окружающий мир и  человек». Содержание практической части, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов.  Обе формы равнозначны. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:      практических работ – 11 проектов ­ 4 опыт – 1 комплексная контрольная работа – 1 экскурсии Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами поведения безопасности в пути. Практические работы ­Знакомство с разнообразием камней; с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавания с помощью  атласа – определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавания по  листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером.  Простейшие работы с ним; знакомство с глобусом. ­Изучение свойств снега и льда; отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями; изготовление  простейшей кормушки для птиц. ­ Простейшие правила гигиены. Практическая часть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год Практическая работа Тест Опыт Проект 4 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 4 1 4 Формы контроля: Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются  индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа  с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями,  лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает  серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку  основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет  необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью  учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить,  проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной  образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­ рассуждение. Рассказ­описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия  вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к  описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не  повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо  отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных  рисунков и схем. Рассказ­рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно  установить причинно­следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в  нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня  развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно­научного и обществоведческого направления  используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с  недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по  нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками­заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы,  диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что  позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп. продвижения детей 7.Календарно­тематическое планирование по окружающему миру 1 класс (66 часа) № п/п № в/ч Тема урока Коррекционная работа Дата 1 1 Задавайте вопросы! 1 четверть (15 ч) Введение – 1 час Расширение словарного запаса. Активизация и обогащение  словаря, правильное употребление форм знакомых слов в  разговорной речи Раздел «Что и кто?» ­ 19 ч 2 3 2 Что такое Родина? Развитие зрительного восприятия и узнавания ­ описание по  памяти. Развитие воображения ­ отгадай и дорисуй. Развитие  гордости за родную страну 3 Что мы знаем о народах России? Развитие зрительной памяти и внимания при наблюдении за 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 демонстрацией. Развитие речи ­ словесное рисование Что мы знаем о Москве?  Проект  «Моя Россия» Развитие произвольной памяти и внимания через обучение  приемам запоминания (картинки, ассоциации). Развитие  воображения ­ нарисуй картину. Что у нас над головой? Развитие воображения. Поиск заданных объектов. Увеличение  объёма понятийного словаря Что у нас под ногами?  (практическая работа) Развитие пространственных представлений. Развитие навыков  группировки и классификации (на основе овладения основными  родовыми понятиями) ­ классификация Что общего у разных растений?  (практическая работа) Развитие навыков группировки и классификации (на основе  овладения основными родовыми понятиями) – обобщение.  Развитие воображения. Отгадай и дорисуй. Что растёт на подоконнике?  (практическая работа) Развитие произвольной памяти и внимания. Поиск заданных  объектов. Что растёт на клумбе? НРК Развитие пространственных представлений. Развитие речи через  дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 10 10 Что это за листья? (практическая  работа) Развитие навыков группировки и классификации (на основе  овладения основными родовыми понятиями) ­ классификация 11 11 Что такое хвоинки? НРК Развитие речи, владение техникой речи (Словесное рисование)  Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска  заданных объектов 12 12 Кто такие насекомые? НРК Развитие памяти и внимания на основе упражнений в  запоминании и различении. 13 13 Кто такие рыбы? НРК Активизация и обогащение словаря. Развитие внимания и  зрительной памяти 14 15 14 15 Кто такие птицы? Развитие мышления при сравнении и различении Кто такие звери? Что такое  зоопарк? 2 четверть (16 ч) Развитие умения находить логические связи и делать выводы. 16 1 Что окружает нас дома? Развитие воображения. Описание картин. Развитие словесно­ логического мышления (умение видеть и устанавливать  логические связи между предметами, явлениями и событиями) 17 18 19 20 21 22 2 3 4 5 6 7 Что умеет компьютер? Развитие зрительного восприятия и узнавания. ­ Описание по  памяти Что вокруг нас может быть  опасным? Развитие воображения. Закончи высказывание автора. На что похожа наша планета? Развитие мышления при сравнении и различении Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Что и  кто?» Развитие самоконтроля. Раздел «Как, откуда и куда?»  (12 ч) Как живёт семья? Проект «Моя  семья» Развитие воображения. Описание картин. Развитие связной речи  при составлении рассказа по плану Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Развитие пространственных представлений. Развитие словесно­ логического мышления (умение видеть и устанавливать  логические связи между предметами, явлениями и событиями) 23 8 Откуда в наш дом приходит  электричество?(практическая  работа) Развитие словесно­логического мышления (умение видеть и  устанавливать логические связи между предметами, явлениями  и событиями) 24 25 26 9 Как путешествует письмо? Развитие связной речи при составлении рассказа по плану 10 Куда текут реки? Развитие пространственных представлений. (практическая работа) Развитие зрительного восприятия и узнавания. 11 Откуда берутся снег и лёд? (опыт) Развитие памяти и внимания на основе упражнений в  запоминании и различении. Развитие речи через дополнения  высказываний на основе личных наблюдений. 27 12 Как живут растения?  (практическая работа) Развитие словесно­логического мышления ­ поиск смысловых  несуразностей. Развитие диалогической речи при ответах на  вопросы 28 13 Как живут животные? НРК Развитие воображения. Отгадай и дорисуй. Развитие  зрительного восприятия и узнавания. Описание по памяти 29 14 Как зимой помочь птицам?  (практическая работа) Развитие представлений о времени. Времена года.  Формирование бережного отношения к птицам 30 15 Откуда берётся и куда девается  мусор? (практическая работа) Развитие словесно­логического мышления (умение видеть и  устанавливать логические связи между предметами, явлениями  и событиями) 31 16 Откуда в снежках грязь? 3 четверть (18 ч) 32 1 Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Как,  откуда и куда?» Презентация  проекта «Моя семья» Развитие диалогической речи при ответах на вопросы Развитие самоконтроля.                                                                                Раздел «Где и когда?»  (11 ч) 33 2 Когда учиться интересно? Формирование мотивационных компонентов деятельности  Формирование навыков построения развернутого речевого  высказывания 34 3 Проект «Мой класс и моя  школа» Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие творческих способностей 35 4 Когда придёт суббота? 36 5 Когда наступит лето? Развитие представлений о времени. Дни недели. Развитие  навыков группировки и классификации (на базе овладения  основными родовыми понятиями) ­ Обобщение  «Классификация» Развитие представлений о времени. Времена года. Развитие  навыков группировки и классификации (на базе овладения  основными родовыми понятиями) ­ Исключения «Четвертый  лишний» 37 38 39 40 6 7 8 9 Где живут белые медведи? Где  живут слоны? Развитие воображения. Закончи высказывание автора. Развитие  зрительного восприятия и узнавания. Узнавание предмета по  контуру Где зимуют птицы? НРК Развитие зрительного восприятия и узнавания. Найди ошибку.  Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска  заданных объектов Когда жили динозавры? Развитие воображения. Нарисуй картину. Обогащение и  уточнение активного словаря. Когда появилась одежда? Развитие навыков группировки и классификации (на  базеовладения основными родовыми понятиями) ­ Обобщение  «Классификация» 41 10 Когда изобрели велосипед? Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 42 43 11 Когда мы станем взрослыми? Коррекция ЭВС посредством д/игр 12 Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Где и  когда?» Презентация проекта  «Мой класс и моя школа» Развитие диалогической речи при ответах на вопросы Развитие самоконтроля. 44­ 45 13 Почему Солнце светит днём, а  звёзды ночью? Почему Луна  бывает разной? Раздел «Почему и зачем?» (20 ч) Активизация и обогащение словаря, правильное употребление  форм знакомых слов в разговорной речи Развитие словесно­логического мышления (умение видеть и  устанавливать логические связи между предметами, явлениями  и событиями) 46 14 Почему идёт дождь и дует ветер? Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. 47 15 Почему звенит звонок?  Развитие воображения. Закончи высказывание автора. (практическая работа) Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание  предмета по контуру 48 16 Почему радуга разноцветная? Развитие зрительного восприятия и узнавания. Работа с цветом.  Развитие диалогической речи при ответах на вопросы 49 17 Почему мы любим кошек и собак?  Проект «Мои домашние  питомцы» Развитие навыков группировки и классификации (на базе  овладения основными родовыми понятиями) ­ Обобщение  «Классификация». Формирование умения планировать  свою деятельность. 50 18 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? НРК Развитие связной монологической речи на основе составления  связного рассказа Развитие воображения. Нарисуй картину. 4 четверть (15 ч) 51 52 1 2 Почему в лесу мы будем  соблюдать тишину? Почему их так назвали? Развитие воображения. Описание картин. Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска  заданных объектов 53 54 55 56 57 58 3 4 6 7 8 9 Зачем мы спим ночью? Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. Почему нужно есть много овощей  и фруктов? (практическая  работа) Развитие навыков группировки и классификации (на базе  овладения основными родовыми понятиями) ­ Исключения  «Четвертый лишний» Зачем нам телефон и телевизор? Активизация мыслительной деятельности на основе наблюдений, упражнений в классификации и дифференциации. Зачем нужны автомобили? Развитие мышления при сравнении и различении Зачем нужны поезда? Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска  заданных объектов Зачем строят корабли? Развитие зрительного восприятия и узнавания. Узнавание  предмета по контуру. Развитие произвольной памяти и внимания путём поиска заданных объектов 59 10 Зачем строят самолёты? Развитие памяти и внимания на основе упражнений в  запоминании и различении. 60­ 61 62­ 63 11 Почему в автомобиле и поезде  нужно соблюдать правила  безопасности? Формирование навыков построения развернутого речевого  высказывания. Активизация мыслительной деятельности на  основе наблюдений 12 Почему на корабле и в самолёте  нужно соблюдать правила  безопасности? Развитие воображения. Закончи высказывание автора. Развитие  речи через дополнения высказываний на основе личных  наблюдений. 64 13 Зачем люди осваивают космос? Развитие умения находить логические связи и делать выводы.  Развитие внимания, слухового восприятия 65 14 Почему мы часто слышим слово  «экология»? Развитие словесно­логического мышления (умение видеть и  устанавливать логические связи между предметами, явлениями  и событиями) 66 15 Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Почему и  зачем?» Презентация проекта  «Мои домашние питомцы» Развитие самоконтроля. Развитие связной монологической речи  на основе составления связного рассказа. Развитие творческих  способностей. Активизация мыслительной деятельности. 8.Описание    материально­ технического  обеспечения образовательного процесса Материально­технические и информационные средства.: Компьютерное обеспечение, интерактивная доска; мультимедийный проектор; Для реализации рабочей программы используется учебно­методический комплект, включающий : 1 класс 1). учебник: Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением. В 2 частях.      А.А .Плешаков­ М. :Просвещение, 2014. 2.) тетрадь: А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас»­ в 2 частях  М. Просвещение, 2015 3.) А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне» или Первые уроки экологической этики .Книга  для учащихся  начальных классов­ М. Просвещение 2010. 4) .А.А. Плешаков. Атлас­ определитель для начальных классов. М. Просвещение, 2010 5.) А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся нач. классов. М. Просвещение,2010  6. )Контрольно­ измерительные материалы «Окружающий мир» 1 класс Изд «ВАКО» 2014 7.) Диск «Окружающий мир»­ электронное приложение     к учебнику А.А. Плешакова для  1  класса Интернет­ресурсы:    http:www.Nachalka.com.                                        http:www.viku.rdf.ru.                                       http:www.rusedu.ru.                                      http://school­collection.edu.ru/                                        www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru                                       http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html                                           http://www.int­edu

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Ааптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2019