Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл
14.06.2018
Адаптационные занятия для будущих первоклассников. Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. И одним из таких методов является биоэнергопластика.Адаптационные занятия для будущих первоклассников. Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
адаптация.docx
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ (ПСИХОЛОГОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ)
АДАПТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ, КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С
ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
УМК любой, возраст67 лет
Ключевые слова: интегрированная работа, дети с ОВЗ, адаптационные занятия.
Аннотация: В статье представлен опыт по проведению адаптационных (интегрированных)
занятий с детьми подготовительных к школе групп. Эта работа является продолжением
реализации совместного проекта педагогапсихолога и учителялогопеда по сопровождению
детей с ОВЗ в начальной школе. Основной целью этих занятий является создание дружеской,
комфортной эмоциональной обстановки для детей с ОВЗ перед поступлением в школу.
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние
здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и
воспитания. Поступление ребёнка в первый классмомент очень важный и волнительный для
всех, начиная от малыша и заканчивая бабушками и дедушками. Сегодня уже никого не
удивишь специальной подготовкой к школе на самом разном уровне. Родители постоянно
напоминают ребёнку о том, что он «уже взрослый», да и сами дети часто ведут разговоры о
ранцах, ручках, тетрадках. Конечно, поступление ребенка в школу — переломный момент в
жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь
его образ жизни. Одной из актуальных проблем в современной школе является создание
оптимальных условий для каждого ученика. Для решения образовательных и воспитательных
задач осуществляется комплексный подход, т.е. согласованная работа педагога, логопеда,
психолога. В условиях небольшой сельской школы, на Крайнем Севере, мы стараемся создать
тёплую, практически «домашнюю» атмосферу всем дошкольникам ещё до поступления в
школу. Работа по адаптации проводится в течение учебного года, когда дети ещё посещают
дошкольные образовательные учреждения:
Перспективный план работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
Мероприятие
Экскурсия по школе
Родительское
Место проведения Ответственные
школа
д/сады
Педагогпсихолог
Заместитель
Время проведения
октябрь
ноябрь
собрание
директора по учебной Открытые
занятия
для учителей первой
ступени обучения
Посещение режимных
моментов
Родительская
конференция
д/сады
д/сады
школа
ПМП консилиум по
выпуску детей в
д/сады
школу
Посещение открытых
школа
уроков в 1х классах
школа
Адаптационные
интегрированные
занятия
Подготовительные
занятия
части
Воспитатели д\с
февраль
март
педагогпсихолог
апрель
учительлогопед
Заместитель
директора по учебной
части
Методисты ДОУ
март
май
учителя
первой
В теч.учебного
ступени
обучения(1классы)
учительлогопед,
педагогпсихолог
года
май
школа
учителя
первой
май
ступени обучения
Таким образом, ребята чувствуют школьную атмосферу, постепенно привыкают к
педагогам, специалистам, которые будут работать с ними в школе. Специалисты службы
сопровождения помогают адаптироваться в условиях школы дошкольникам до поступления в
первый класс. Особое внимание уделяется детям с ОВЗ, для обеспечения равных стартовых
возможностей с целью успешного усвоения основной образовательной программы начального
общего образования. Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции
детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип
равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух
формах: социальной и педагогической [6,с.32].
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и
взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он
интегрируется. Педагогическая интеграция формирование у детей с ограниченными возможностями
в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной
программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Предыдущий положительный опыт совместной коррекционноразвивающей работы учителя
логопеда и педагогапсихолога с учащимися первых классов, имеющих тяжёлые речевые
нарушения [2,с.106], стал опорой для
Таким образом,
расширения этой работы.
адаптационные (интегрированные) занятия, которые мы представляем,
являются
продолжением реализации совместного проекта педагогапсихолога и учителялогопеда по
сопровождению детей с ОВЗ в начальной школе.
Основная цель этих занятий: создание дружеской, комфортной эмоциональной обстановки
для детей с ОВЗ перед поступлением в школу.
Задачи:
Развитие коммуникативных умений.
Развитие фонематических процессов.
Совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Развитие пространственновременных представлений.
Расширение кругозора и развития связной речи.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной
активности, самостоятельной произвольности).
Ребята вместе с родителями с удовольствием приходят на эти занятия, принимают
активное участие в играх, где примеряют на себя роль учеников. На наш взгляд, эти занятия
продуктивны, помогают детям почувствовать себя более уверенно в стенах школы, развивают
коммуникативные навыки.
В последнее время, как в стране, так и в нашей школе растет число детей, которым
требуется специальная психологопедагогическая, коррекционная помощь. И в первую
очередь, для дальнейшего успешного старта детям с ОВЗ необходимо создать атмосферу
добра, успеха, дать возможность почувствовать себя равными среди своих сверстников.
Большое значение, на наш взгляд, имеет то, что ребята встречают педагогов, специалистов в
неформальной обстановке, знакомятся со школьными кабинетами, имеют возможность
проиграть роль ученика, почувствовать школьную жизнь. Учитывая то, что после занятий и
всей системы адаптационной работы, некоторые дети меняют своё отношение к школе в
положительную сторону, мы понимаем, что мы всё делали не напрасно. Пусть период дошкольного детства пройдёт у каждого ребёнка без лишних стрессов и разочарований, а
поступление в школу станет приятным событием в жизни всей семьи.
Тема занятий: «Первый раз в первый класс».
Конспект занятия №1 Тема: «Знакомство».
Цели:
Развитие коммуникативных навыков;
активизация словаря по теме «Школа»;
развитие фонематического восприятия;
совершенствование навыков звукового анализа слова;
развитие внимания, мыслительных процессов.
Оборудование: рюкзак, школьные принадлежности, карточки с буквами (ШКОЛА).
Ход занятия:
I .ОРГМОМЕНТ
Педагогпсихолог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна, я педагог
психолог. Мы очень рады видеть вас на занятии в школе.
Учительлогопед: Здравствуйте, будущие первоклассники. Меня зовут Татьяна Ивановна, я
работаю в школе логопедом.
Что же ждёт меня тут в школе?
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Педагогпсихолог:
Ждут учебники, тетрадки!
Будут праздники у нас…
Ждут меня успехи в школе
Ждет меня весь первый класс! Нам очень хочется поскорее узнать, как зовут каждого из вас. Давайте по очереди назовём
своё имя и фамилию. ЗНАКОМСТВО.
II . Основная часть.
Учительлогопед. Ребята, сегодня вы пришли в школу. Давайте произнесём это слово. Я
знаю, что в детском саду вы познакомились с буквами и даже умеете читать. Предлагаю вам
выложить из букв слово ШКОЛА. Для этого мы разделимся на группы, каждая группа
соберёт своё слово.
СОБИРАЮТ СЛОВО ШКОЛА.
Замечательно. А сколько звуков в этом слове? Верно, 5 звуков. На каждый звук этого слова
можно придумать самые разные слова. Предлагаю вам поиграть. Итак Ш, К, О,Л.А. ( ш
шапка, шуба…, к конфеты, клоун…, о овощи, облако…, лласточка, лапа…, а аист,
арбуз…) Молодцы!
Педагогпсихолог: Ребята, мне очень интересно узнать, хотите ли вы учиться в школе? А
почему?
Учительлогопед: Подскажите мне. Ребята, какие школьные
понадобятся в школе? Предлагаю вам игру «Собери рюкзак». Дети делятся на 2 команды. У
каждой пустой рюкзак. На столах расположены школьные принадлежности и посторонние
принадлежности нам
предметы. Дети выбирают необходимые. Молодцы!
Скажите, какое время года сейчас идёт? Верно, весна. Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно
грачей. В нашем зале сейчас тоже появится ручеёк. Почти настоящий.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Педагогпсихолог: ПРОВОДИТ ИГРУ «РУЧЕЁК»
Учительлогопед:
В школе часто на уроках нужно точно повторить за учителем какието слова или целое
предложение и сейчас я предлагаю вам потренироваться и поиграть в «повторялки». Надо
быть очень внимательными и точноточно повторить то, что скажу я:
Рарара в школу нам идти пора
Тытыты в руках у нас цветы
Ококок звенит для нас звонок
Асасас учитель входит в класс
Нанана в классе тишина!!!
МОЛОДЦЫ!
Педагогпсихолог: Ребята, вы, конечно, знаете. Что в каждой игре есть правила. А как вы думаете, в школе есть
правила или каждый может делать то, что ему вздумается? (ответы детей)
Конечно, есть определённые правила.
В школе «здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд.
До звонка ты приходи и порядок наводи! По звонку все дружно в ряд, ждут учителя,
стоят.
Друга зря не беспокой. Береги его покой.
На уроке тишина. Руку поднимай тогда, когда хочешь отвечать или важное сказать.
Давайте с вами подумаем и скажем, какие правила могут быть на уроке? А на перемене? Игра
«Урок или перемена». (проводится игра: выполняется заданное действие на слово «урок» и
«перемена».)
III
В кругу.
Учительлогопед Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?
.Итог занятия
Замечательно. Тогда давайте возьмемся все за руки и скажем дружно:
1,2,3 в школу снова приходи!
Конспект занятия №2 Тема: «Друзья»
Цели:
Развитие коммуникативных навыков, сплочённости;
совершенствование ориентировки в пространстве, времени;
совершенствование навыков звукового анализа слова;
развитие памяти, внимания, мыслительных процессов.
Оборудование: карточки со стихами, музыкальное сопровождение для динамической паузы.
Ход занятия:
I .ОРГМОМЕНТ
Педагогпсихолог: Здравствуйте, ребята! Мы рады новой встрече с вами.
Учительлогопед: Здравствуйте! Скажите, а вам хотелось сегодня пойти в школу? А
почему? Ребята, вы помните, о чём мы с вами говорили на предыдущем занятии, в какие игры
играли?
Педагогпсихолог: Сегодня мы с вами продолжим разговор о школе, о том, что интересного
вас ждёт. А начнём мы с одной интересной игры. Сейчас я вам назову пары слов, а вы
постарайтесь их запомнить. После этого я назову вам первое слово, а вам нужно будет
вспомнить второе. Школакласс, учительурок, ученикответ, тетрадьручка, книгазакладка, портфельпенал.
II . Основная часть.
Учительлогопед. Ребята, а у меня для вас есть загадки.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки деревья одеваю,
посевы поливаю, движением полна,
Зовут меня….
Верно, весна. Даже до наших северных широт добралась весна.
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
"Скоро, скоро быть теплу!"
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Я.Аким
А какие вы можете назвать признаки весны?
Педагогпсихолог: Скажите, а у кого из вас день рождения весной? А у кого летом?
Поднимите руку те, у кого день рождения осенью. Теперь мы хотим увидеть зимних
именинников. Конечно, обязательно нужно знать день своего рождения.
Учительлогопед: Игра с движением
Солнце засветило, сугробы растопило,
тёплую погоду весна принесла.
Птицы прилетают, и ёж с медведем знают:
Пора им просыпаться, весною любоваться!
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Педагогпсихолог: Игра «Краски» (развитие сплочённости через физический контакт).
Учительлогопед: «Добавлялки» Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает: слова не хватает.
Чтобы снова в дальний путь
Стих потёк как речка,
Помоги ему чутьчуть,
Подскажи словечко.
Где весною было пусто, летом выросла зелёная (капуста)
Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке (жук)
Не полезет Влад на ель, у него в руках (портфель)
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные (подушка).
Педагогпсихолог: игра «Молекулы» (закрепление мотивации групповой работы).Сейчас вы
будете передвигаться по залу, а по моему сигналу каждый из вас должен выполнить то, что я
скажу: собраться в пары, тройки, группы. А теперь мы с вами попробуем вспомнить те пары
слов, которые называли в начале занятия. Я называю первое слово, а вам нужно будет
.Итог занятия
вспомнить второе.
Школакласс, учительурок, ученикответ, тетрадьручка, книгазакладка, портфельпенал.
III
В кругу. Учительлогопед Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось
больше всего? Как вы считаете, что же ждёт вас в школе?(ответы )
Учительлогопед
Что же ждёт меня тут в школе?
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Педагогпсихолог:
Ждут учебники, тетрадки!
Будут праздники у нас…
Ждут меня успехи в школе
Ждет меня весь первый класс! Ребята, давайте вместе скажем дружно 3, 2, 1, ждёт нас в школе первый класс!
ЛИТЕРАТУРА
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991368с.
2. Дудко Н.В.,Тылик Т.И.Один в поле не воин!ж.Логопед,№3 2011г.128с.
3. Лопухина И.С. Логопедия — 550 упражнений для развития речи. — М.,Аквариум,
1995384с.
4. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ
«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004352с.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов.
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003216с.
6. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными
возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. №6, стр. 32
7. Цукерман Л.Г. Первые дни ребёнка в школе, 2005.116с.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Адаптационные занятия для будущих первоклассников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.