Что происходит с ребенком в 1-м классе?
· Меняется социальная позиция - он становится учеником;
· Происходит смена ведущей деятельности (с игры на учебную);
· Меняется социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников;
· Приходится сдерживать двигательную активность;
· Возникают эмоциональные переживания, страхи, повышенная слезливость;
Выделяется три уровня адаптации:
Благоприятная адаптация:
· С радостью идет в школу;
· Легко устанавливает дружеские отношения с одноклассниками и учителями;
· Успешно овладевает навыками учебной деятельности;
· Проявляет самостоятельность;
· Готовность прибегнуть к помощи взрослого, лишь после попыток выполнить задание самому;
Средний уровень адаптации:
· Положительное отношение к школе, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
· Понимает учебный материал, излагает информацию подробно и понятно;
· Усваивает содержание учебных программ;
· Самостоятельно выполняет типовые задачи;
· Сосредоточен только тогда, когда занят чем либо интересным для него;
· Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками;
Дезадаптация:
· Усталый, утомленный вид ребенка;
· Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
· Стремление отвлечь взрослых от школьных событий, переключая внимание на другие темы;
· Нежелание выполнять домашние задания;
· Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
· Жалобы на те или иные события, связанные со школой;
· Беспокойный сон;
· Трудности утреннего пробуждения, вялость;
· Постоянные жалобы на плохое самочувствие;
Адаптационный период считается законченным, если:
· Эмоциональное состояние ребенка устойчивое;
· Ребенок ест с аппетитом;
· Быстро засыпает, вовремя просыпается в бодром настроении;
· Эмоционально общителен с окружающими, легко вступает в контакт;
· Играет со сверстниками;
· Может занять себя в свободное от занятий время;
· Сознательно подчиняет свои действия правилам;
· Выполняют легко задания в условиях коллективной учебной деятельности;
Каждый может определить самостоятельно уровень адаптации своего ребенка. Для этого необходимо отметить, какие признаки, из вышеперечисленных, присутствуют у вашего ученика. Если по какому – либо пункту более половины признаков наблюдаются у ребенка, необходимо обратиться к классному руководителю или педагогу – психологу для оказания помощи в период адаптации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.