Тема урока : Ориентировка на листе бумаги
Задачи: провести первичную диагностику умения ребенка ориентироваться
на листе бумаги;
учить выполнять графический диктант (развивать произвольность).
Оборудование: колокольчик, ксерокопии «Дорожки» (по числу детей),
тетради в клетку (по числу детей), простой карандаш, ручка,
знаки.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Подготовка руки учащихся.
А) Пальчиковая гимнастика
– Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давайте сделаем гимнастику. Для этого приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения.
Мы капусту рубим-рубим (ребрышки ладоней ударяют по
столу, имитируя работу ножей — 3 раза),
Мы капусту солим-солим
(движение пальцев, имитирующее посыпание соли — 3 раза),
Мы капусту жмем-жмем
(сжимание и разжимание кулачков — 3 раза),
Мы капусту трем-трем
(ладошки потирают друг друга — 3 раза).
Б) Езда по «Дорожкам» (тест на развитие мелкой моторики руки)
Каждому ребенку выдается ксерокопия «Дорожки».
– Кто скажет, на чем мы будем путешествовать по дорожкам?
Назовите те виды транспорта, которые нарисованы на дорожках?
(Самолет, вертолет, велосипед.)
– На чем путешествовать сложнее всего? Почему? По какой
дорожке ехать легче всего? Почему?
3. Посадка при письме
Инструкция: представьте, что вы сели за руль автомобиля, ваша
спина должна касаться спинки сиденья машины. Ноги крепко стоят
на полу. Лист «Дорожки» лежит на парте с небольшим наклоном влево, а уголок смотрит вам в грудь. Голова немного наклонена вперед.
Двигаться по дорожке будем слева направо. Ехать надо посредине
дорожки, не съезжая на обочины. Карандаш нельзя отрывать от бумаги. Лист бумаги нельзя двигать и переворачивать.
4. Правильное положение карандаша
Учитель обращает внимание на правильное положение карандаша в руке: «Кроме вас в машине поедет вся семья: мама, папа, бабушка и дедушка
( учитель показывает и называет все пальцы).
– Дедушка и бабушка старенькие, они поедут на заднем сиденье
и не будут держать руль. Загните пальцы.
Папа – глава семьи, ее опора. Он будет держать руль – карандаш. Положите карандаш на средний палец.
Мама и сын помогают папе и придерживают руль сверху.
По команде учителя (звонку в колокольчик) дети выполняют тест.
Учитель проверяет соблюдение детьми правил посадки и положения
карандаша в руке.
5. Физкультминутка
– Сейчас я буду показывать движения и называть их. Повторяйте за мной. Будьте внимательны. Делайте те движения, которые я называю.
Например: правая рука в сторону, левая рука в сторону,
обе руки вверх, обе на пояс, левая рука в сторону, правая рука в сторону, обе вверх, обе на пояс.
Затем учитель начинает путать детей, его движения не совпадают с командой, награждает самых внимательных.
6. Ориентировка на листе бумаги
Детям выдаются тетради в клетку с разметкой.
– На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать то, что я сейчас скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.
1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом верхнем углу.
2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.
3. Мы ждем, когда наступит «бабье лето», потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.
4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу.
Учитель раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.
7. Итог урока. Рефлексия.
– Чему новому вы сегодня научились на уроке?
Кто очень старался, чтобы у него все получилось?
Что нужно делать ученику, чтобы на уроке было все понятно?
А) Цвет нашего урока.
– Наступило время высадить наши первые цветочки. Но цветы наши не простые, лепесточки у них такие же, как ваше настроение сегодня. Каждый раскрасит лепесток тем цветом, какой похож на его настроение.
Б) На доске появляется большой цветок, который в целом характеризует настроение класса после урока.
(Сведения для учителя: красный – восторженное, оранжевый –
радостное, желтый – светлое, приятное, зеленый – спокойное, уравновешенное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное, белый –
трудно сказать.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.