УДК
Н. В. Блинникова
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, эмоциональное состояние.
Аннотация: в данной статье раскрывается проблема особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
N. V. Blinnikova
Sterlitamak branch of the Bashkir state university
Sterlitamak
FEATURES OF ADAPTATION OF EARLY CHILDREN TO THE CONDITIONS OF A CHILDREN'S PRESCHOOL
Keywords: adaptation, young children, emotional state.
Abstract: This article reveals the problem of the peculiarities of adaptation of young children to the conditions of a kindergarten.
Адаптация – процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды.
Ч. Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции – изменчивости, наследственности и естественного отбора [Нечаева, 2019, с. 24].
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст это период от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Получив возможность самостоятельно передвигаться, малыш осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
Адаптация – приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптация – это процесс, результаты которого могут быть как позитивными, так и негативными. Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходимы: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Чтобы малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации, необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Актуальность проблемы исследования обусловила необходимость экспериментальной работы по выявлению особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. После выявления актуальности проблемы исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что у детей раннего дошкольного возраста будет эффективнее проходить процесс адаптации к ДОУ, если будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Цель констатирующего эксперимента – определить уровень адаптации детей в период поступления в дошкольное образовательное учреждение.
В соответствии с целью на этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние детей в семье.
2. Выявить состояние детей в период адаптации к условиям детского сада.
3. Проанализировать психоэмоциональное состояние детей.
Исследование проводилась на базе МБДОУ № 23 «Ромашка» г. Уфы.
В эксперименте принимали участие дети первой младшей группы в возрасте от двух лет до двух лет шести месяцев Количество испытуемых детей – 20 человек. Малыши в течение сентября 2019 г. поступали в детский сад.
В ходе проведения экспериментальной работы нами были выбраны методы исследования: анкетирование родителей, карта наблюдений, составление индивидуальных графиков.
Разработан и практически применен план психолого-педагогической деятельности в период адаптации детей к условиям ДОУ, который включал методические рекомендации для родителей и воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Итоговые результаты экспериментальной проверки показали, что слаженная работа педагогов с детьми и их родителями в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует более легкому привыканию детей к детскому саду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева М.А. Педагогика. – М.: Владос, 2019. – 96 с.
2. Кондрашов В.П. Ребенок пошел в детский сад. – СПб., 2017. – 52 с.
3. Петровский народное В.П. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Педагогика, 2016. – 288 с
4. Ушинский игры К.Д. Педагогические сочинения педагогика. – М.: педагогика Педагогика соломенникова, 2017. – 450 с.
5. Шайхетдинова наука Л.Р Психологическая диагностика. – М., 2015. – 380 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.