Адаптация к детскому саду: с самого первого дня ребенок должен быть счастливым
Посещение детского сада – важный этап в
жизни семьи, своего рода выход из зоны комфорта. Некоторые дети в силу
характера и темперамента встречают его радостно и без слез, но большинству все
же требуется поддержка и участие со стороны взрослых.
Адаптация проходит всегда индивидуально, так как все дети разные: кто-то с первого дня вовлекается во все занятия, моментально находит друзей, не плачет, а кому-то очень нужны время и дополнительная поддержка. В начале у большинства возникает сопротивление: зачем идти в непривычное место, где много незнакомых людей и происходит что-то необычное, если можно остаться дома с мамой – ведь там так хорошо и спокойно.
Если ребенок «висит» на маме и боится отойти от нее, не хочет ни с кем играть, уже понятно, что адаптация, скорее всего, будет идти сложнее. Но это совершенно не значит, что малышу рано идти в детский сад или там ему будет плохо.
Для того, чтобы избежать поздней адаптации, важно делать все постепенно и максимально спокойно. Например, мы договариваемся, что родители заберут ребенка после занятия танцами. После танцев все остальные дети идут на рисование, и он тоже хочет пойти, но мы говорим: «Сегодня тебе пора домой, а завтра пойдешь рисовать вместе со всеми». На следующий день после рисования все идут на прогулку, а его забирают, мы обещаем: «Выйдешь завтра на прогулку». И ребенок каждое утро рад идти в сад, потому что знает, что сможет остаться дольше, он сам хочет продолжать. У него не возникает переизбытка эмоций, его желание ходить в детский сад более стабильное и постоянное.
Второй фактор успеха – сопровождение ребенка одним и тем же специалистом на протяжении всего периода адаптации. Детям проще, когда в новой среде у них есть знакомый взрослый, который помогает налаживать контакты, знакомит с преподавателями и новым помещением. До начала регулярного посещения сада мы просто играем вместе: ребенок, мама (папа, няня или другой близкий человек) и сотрудник детского сада. Так мы устанавливаем связь, ищем подход к малышу, выбираем человека, который будет помогать привыкнуть к новой среде. Впоследствии, приводя ребенка в детский сад, родители передают его именно тому педагогу, который проводит адаптацию. Таким образом, рядом с детьми всегда находятся «их» взрослые.
Есть еще один ключевой фактор, без которого адаптация может пройти неудачно. Между ребенком и родителями существует очень тесная взаимосвязь и детский сад должен работать не только с детьми, но и с мамой и папой. Как я уже раннее писал в публикациях, между родителями и ДОУ должно быть взаимодействие всегда! Родители должны точно знать, что именно будет происходить, как и почему. Только так можно построить отношения, основанные на доверии и взаимопомощи. Родителям нужно собственными глазами увидеть, что все действительно профессионально.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.