Проект для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата дошкольного возраста Использование нетрадиционной техники рисования арт – терапии «Я все смогу!»

  • Научные работы
  • docx
  • 21.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект с детьми с НОДА с использованием арт.docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской республики

« Школа – интернат № 15» для детей с ограниченными возможностями здоровья »

426009, г.Ижевск, ул.Рылеева, 1А; Тел / факс: 68-11-26; Е-mail: PERVRSC 15@list.ru

 

 

 

 

 

Проект  для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата дошкольного возраста

 Использование нетрадиционной техники рисования

арт – терапии «Я все смогу!»

 

 

 

 

Разработали воспитатели:

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

 

 

Ижевск, 2023

Проект  для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата дошкольного возраста

 Использование нетрадиционной техники рисования

арт – терапии «Я все смогу!»

Целевая аудитория: проект ориентирован  на детей с 3 – 7 лет с НОДА. Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей.

Постановка проблемы:  в последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.  Начав работать в коррекционно – развивающих группах, нами были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативные, предпочитают долго сидеть, часто плохо ориентируются на листе бумаги, неусидчивы, не могут довести до конца начатое дело, не развита мелкая моторика рук, а порой вовсе отказываются рисовать. Учитывая все эти особенности, мы начали искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы, мы пришли к решению использовать в работе один из приемов арт – терапии – изотерапия. На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование разными нетрадиционными формами. Стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми.

Содержание проекта: в данном проекте представлена собственная педагогическая практика применения нетрадиционных техник рисования в работе педагогов с детьми с НОДА.

Актуальность проекта: многие психологи, изучившие психическое развитие отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребенка (Л.С.Выготский, В.Штерн, С.Л. Рубенштейн). Многие педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. Продуктивная деятельность ребенка с НОДА без специального обучения формируется с большим трудом и опаздывает по срокам. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Так родилась идея создания проекта «Я все смогу!»

За время работы в дошкольном отделении мы обратили внимание, что изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует, вызывает положительные эмоции. А рисование нетрадиционными техниками способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; проявления интереса к совместной деятельности; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе детьми с НОДА.

Цель проекта: развитие эмоционально – волевой сферы у детей с НОДА с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Задачи проекта:

Образовательные: познакомить детей с рисованием с использованием нетрадиционной техники рисования и способами применения в быту. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности. Формировать способности управлять собственными эмоциями. Корректировать нарушения в эмоционально – личностном и познавательном развитии. Обучать простейшим способам релаксации и саморегуляции. Расширять представления детей об эмоциях и различных способах адекватно их выражать.

Развивающие: способствовать творческих способностей художественного вкуса, фантазии и изобретательности. Способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Развивать умение идентифицировать и передавать разные эмоции через работу мимикой и жестами, развивать невербальные средства общения. Способствовать творческому самовыражению и самореализации продуктов творчества.

Воспитательные: стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность детей с НОДА. Воспитывать эстетические чувства детей с посредством техники рисования нетрадиционными формами. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности). Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.

С родителями: вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционно изобразительной техники. Оказывать поддержку и содействие семьи по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования.

С педагогами: обогащать представление педагогов о нетрадиционных техниках рисования. Способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов проекта.

Практическая значимость: использование нетрадиционных форм в работе дошкольного отделения может быть использована не только воспитателями, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в различных формах организации образовательного процесса.

Перспективы развития: разработка методических рекомендаций для работы с детьми коррекционно – развивающих групп с использованием нетрадиционных форм рисования. Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения повседневной жизни и выполнять продуктивной и экспериментальной деятельности.

Результаты проекта:

Для детей:  положительная динамика развития воображения и художественно – творческих способностей детей. Положительная динамика развития коммуникативных навыков. Снижение уровня эмоциональной тревожности. Повышение личностных качеств, таких как уверенность, умение общаться со сверстниками, умение применения знаний в процессе продуктивной деятельности.

Для взрослых: сплочение детско – взрослого коллектива через нетрадиционные техники рисования. Активизация позиций родителей (законных представителей воспитанников). Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений появления сотрудничества между ребенком и родителями.

Для своей педагогической деятельности: разработка рекомендаций по использованию нетрадиционной техники рисования. Повышение профессиональной компетентности.

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2023 г. – май 2024.)

Итоговое проектное мероприятие: выставка детских рисунков «Времена года»

Принципы реализации проекта:

Принцип развивающего обучения.

Принцип доступности.

Принцип свободы выбора.

Принцип личностного ориентирования.

Принцип креативности.

 Методы и приемы:

Работа с раздаточным материалом, поиск, наблюдение, рисование;

Игровая деятельность, обыгрывание ситуации;

Словесные методы: мини  - беседа, доверительная беседа, рассказ педагога;

Наглядные методы: показ игрушек, показ иллюстраций, использование трафаретов, раскрасок.

Деятельность в рамках проекта:

Подготовительный. Цель: разработка моделей художественно – эстетического развития и развитие психологических процессов в коррекционно – развивающих группах с НОДА.

Методы диагностики: наблюдение и беседы с участниками образовательного процесса, анализ разработанной документации и проделанной подготовительной работы.

Изучение методических материалов по теме проекта, составление теоретической концепции. Отбор материала, литературы, определение цели, задач

Разработка перспективного планирования по реализации проекта

Подбор практического и художественного материала

Наблюдение за детьми, диагностирование

Практический. Цель: реализовать проект в коррекцинно – развивающих группах с НОДА.

Составление дидактических материалов по организации проекта

Создание картотеки игр и упражнений с использованием нетрадиционных техник рисования

Введение в практикум и дальнейшее использование нетрадиционных техник рисования

Наблюдение за действиями детей, их замыслов.

Проведение групповых занятий с использование нетрадиционных техник рисования

Мастер класс с родителями на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»

Организация выставки, оформление стенда к новому году

Фиксация результатов, ход реализации проекта на странице группы в социальной сети «ВК»

Заключительный. Цель: проанализировать полученные результаты, обобщить полученный опыт.

 Сравнение фактических результатов с полученными

Запланировать дальнейшей работы по апробации стратегии

Оценка появившихся затруднений в ходе проекта

Круглый стол на родительском собрании на тему: «Как воспитывать творческую личность и уверенного ребенка с НОДА»

  Мастер класс  для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования»

Заключение: при работе с использованием нетрадиционных техник рисования отмечается: положительная динамика в развитии детей с НОДА; преобладает положительный эмоциональный фон; дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях. Внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются эталоны цвета, формы, величины. Показательные успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Развивается мелкая моторика рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 – 2024 учебный год

План мероприятий для групп с НОДА

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Разработка перспективного планирования по реализации проекта

Подбор практического и художественного материала

Наблюдение за детьми, диагностирование

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Октябрь

Введение в практикум и дальнейшее использование нетрадиционных техник рисования

Наблюдение за действиями детей, их замыслов.

Проведение групповых занятий с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенние краски»

 

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Ноябрь

Мастер класс с родителями на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования».

Тема:  «Загляни в детские глаза»

 

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Декабрь

Организация выставки, оформление стенда к новому году: «Тайны Нового года»

 

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Январь

Совершенствование навыков использования нетрадиционной формы рисования

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Февраль

Поздравительные открытки к празднику «ФевроМарт»

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Март

Круглый стол на родительском собрании: «Как воспитывать творческую личность и уверенного ребенка с НОДА»

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Апрель

Мастер класс для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования» Тема: «Пробуждение природы»

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

Май

Фиксация результатов, ход реализации проекта на странице группы в социальной сети «ВК»:

 «Радужные переливы»

 

Агафонова Е.В.

Байбородова С.А.

Кунаева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков.

Методическое пособие. – М.: генезис, 2008. – 32с: ил. – (Учение без мучения).

2.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 3-6 лет. /Сост. И.А. Пазухина.  –СПб.,ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 272 с.

ШироковаГ.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога / серия 3.«Психологический практикум». Ростов н/Д: Феникс, 2004 . Энциклопедия развивалок – М.: Эскимо, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Во время рисования нетрадиционными техниками можно использовать различные  формы. Рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок = аппликация, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.

«Рисование пальцами и ладошкой»

Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуащь – плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

« Рисование листьями»

Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на листе бумаги красочные неповторимые оттиски.

 Штампы и печати.

Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.

 

 

 

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

 Метод монотопии.

Это изображение на целлофане, которое переносится на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.

 Рисование маркером

Виды рисования:

         обводка,

         штриховка,

         дорисовка недостающих деталей, особенно привлекательны задания на одновременное рисование по замыслу.

 Рисование кремом

         Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.

         На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.

         Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток

 Точечный рисунок.

Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к листу бумаги и начать изображать рисунок точками.

 Рисуем по очереди.

Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.

Рисунок плюс.

Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.

 Рисуем с натуры.

Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.

 Юный портретист.

Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга?

 Игра для самых маленьких «Дождик, дождик, кап, кап, кап».

Задачи:

1.     обучать приемам «пальцевой живописи»;

2.     развивать зрительно – двигательную координацию;

3.     формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.

Оборудование:

         лист бумаги,

         гуашь синего цвета.

         пластиковая тарелочка,

         влажные салфетки для вытирания пальцев руки,

         фартук и нарукавники.

Ход игры:

1.     Обмакнем один палец в синюю краску

2.     Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета.

3.     Вместе радуемся полученному изображению

 Игра «Гусеница».

Задачи:

1.формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий);

2. расширять активный и пассивный словарный запас ребенка;

3. развивать желание украсить формы узором.

Оборудование:

         лист бумаги,

         гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета,

         пластиковые тарелочки,

         баночка с водой,

         влажные салфетки,

         фартук и нарукавники

         беличьи кисточки № 1, 3;

         широкие кисти.

Ход игры:

1.     Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на листе бумаги

2.     Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.

 Игра «Рисуем вместе».

Задачи:

1.     развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;

2.     формировать творческую активность.

Оборудование:

         лист бумаги,

         гуашь,

         кисти,

         непроливайка,

         салфетка,

         образец рисунка

Ход игры:

дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: «у кошки день рождения» - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности.

Игра «Догони».

Задачи:

1.формировать навыки работы в паре, по определенным правилам

2. развивать зрительно - моторную координацию.

Оборудование:

         лист бумаги,

         гуашь,

         кисти,

         стакан непроливайка,

         салфетка,

         образец рисунка

Ход игры:

девочка рисует круги («бутоны»), мальчик подрисовывает к ним линии («стебли»). Выполняется в быстром темпе.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru