Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской республики
« Школа – интернат № 15» для детей с ограниченными возможностями здоровья »
426009, г.Ижевск, ул.Рылеева, 1А; Тел / факс: 68-11-26; Е-mail: PERVRSC 15@list.ru
Проект для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата дошкольного возраста
Использование нетрадиционной техники рисования
арт – терапии «Я все смогу!»
Разработали воспитатели:
Агафонова Е.В.
Байбородова С.А.
Кунаева М.А.
Ижевск, 2023
Проект для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата дошкольного возраста
Использование нетрадиционной техники рисования
арт – терапии «Я все смогу!»
Целевая аудитория: проект ориентирован на детей с 3 – 7 лет с НОДА. Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей.
Постановка проблемы: в последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Начав работать в коррекционно – развивающих группах, нами были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативные, предпочитают долго сидеть, часто плохо ориентируются на листе бумаги, неусидчивы, не могут довести до конца начатое дело, не развита мелкая моторика рук, а порой вовсе отказываются рисовать. Учитывая все эти особенности, мы начали искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы, мы пришли к решению использовать в работе один из приемов арт – терапии – изотерапия. На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование разными нетрадиционными формами. Стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми.
Содержание проекта: в данном проекте представлена собственная педагогическая практика применения нетрадиционных техник рисования в работе педагогов с детьми с НОДА.
Актуальность проекта: многие психологи, изучившие психическое развитие отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребенка (Л.С.Выготский, В.Штерн, С.Л. Рубенштейн). Многие педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. Продуктивная деятельность ребенка с НОДА без специального обучения формируется с большим трудом и опаздывает по срокам. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Так родилась идея создания проекта «Я все смогу!»
За время работы в дошкольном отделении мы обратили внимание, что изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует, вызывает положительные эмоции. А рисование нетрадиционными техниками способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; проявления интереса к совместной деятельности; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе детьми с НОДА.
Цель проекта: развитие эмоционально – волевой сферы у детей с НОДА с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные: познакомить детей с рисованием с использованием нетрадиционной техники рисования и способами применения в быту. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности. Формировать способности управлять собственными эмоциями. Корректировать нарушения в эмоционально – личностном и познавательном развитии. Обучать простейшим способам релаксации и саморегуляции. Расширять представления детей об эмоциях и различных способах адекватно их выражать.
Развивающие: способствовать творческих способностей художественного вкуса, фантазии и изобретательности. Способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Развивать умение идентифицировать и передавать разные эмоции через работу мимикой и жестами, развивать невербальные средства общения. Способствовать творческому самовыражению и самореализации продуктов творчества.
Воспитательные: стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность детей с НОДА. Воспитывать эстетические чувства детей с посредством техники рисования нетрадиционными формами. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности). Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.
С родителями: вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционно изобразительной техники. Оказывать поддержку и содействие семьи по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования.
С педагогами: обогащать представление педагогов о нетрадиционных техниках рисования. Способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов проекта.
Практическая значимость: использование нетрадиционных форм в работе дошкольного отделения может быть использована не только воспитателями, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в различных формах организации образовательного процесса.
Перспективы развития: разработка методических рекомендаций для работы с детьми коррекционно – развивающих групп с использованием нетрадиционных форм рисования. Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения повседневной жизни и выполнять продуктивной и экспериментальной деятельности.
Результаты проекта:
Для детей: положительная динамика развития воображения и художественно – творческих способностей детей. Положительная динамика развития коммуникативных навыков. Снижение уровня эмоциональной тревожности. Повышение личностных качеств, таких как уверенность, умение общаться со сверстниками, умение применения знаний в процессе продуктивной деятельности.
Для взрослых: сплочение детско – взрослого коллектива через нетрадиционные техники рисования. Активизация позиций родителей (законных представителей воспитанников). Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений появления сотрудничества между ребенком и родителями.
Для своей педагогической деятельности: разработка рекомендаций по использованию нетрадиционной техники рисования. Повышение профессиональной компетентности.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2023 г. – май 2024.)
Итоговое проектное мероприятие: выставка детских рисунков «Времена года»
Принципы реализации проекта:
Принцип развивающего обучения.
Принцип доступности.
Принцип свободы выбора.
Принцип личностного ориентирования.
Принцип креативности.
Методы и приемы:
Работа с раздаточным материалом, поиск, наблюдение, рисование;
Игровая деятельность, обыгрывание ситуации;
Словесные методы: мини - беседа, доверительная беседа, рассказ педагога;
Наглядные методы: показ игрушек, показ иллюстраций, использование трафаретов, раскрасок.
Деятельность в рамках проекта:
Подготовительный. Цель: разработка моделей художественно – эстетического развития и развитие психологических процессов в коррекционно – развивающих группах с НОДА.
Методы диагностики: наблюдение и беседы с участниками образовательного процесса, анализ разработанной документации и проделанной подготовительной работы.
Изучение методических материалов по теме проекта, составление теоретической концепции. Отбор материала, литературы, определение цели, задач
Разработка перспективного планирования по реализации проекта
Подбор практического и художественного материала
Наблюдение за детьми, диагностирование
Практический. Цель: реализовать проект в коррекцинно – развивающих группах с НОДА.
Составление дидактических материалов по организации проекта
Создание картотеки игр и упражнений с использованием нетрадиционных техник рисования
Введение в практикум и дальнейшее использование нетрадиционных техник рисования
Наблюдение за действиями детей, их замыслов.
Проведение групповых занятий с использование нетрадиционных техник рисования
Мастер класс с родителями на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»
Организация выставки, оформление стенда к новому году
Фиксация результатов, ход реализации проекта на странице группы в социальной сети «ВК»
Заключительный. Цель: проанализировать полученные результаты, обобщить полученный опыт.
Сравнение фактических результатов с полученными
Запланировать дальнейшей работы по апробации стратегии
Оценка появившихся затруднений в ходе проекта
Круглый стол на родительском собрании на тему: «Как воспитывать творческую личность и уверенного ребенка с НОДА»
Мастер класс для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования»
Заключение: при работе с использованием нетрадиционных техник рисования отмечается: положительная динамика в развитии детей с НОДА; преобладает положительный эмоциональный фон; дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях. Внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются эталоны цвета, формы, величины. Показательные успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Развивается мелкая моторика рук.
2023 – 2024 учебный год
План мероприятий для групп с НОДА
Сроки |
Мероприятия |
Ответственный |
Сентябрь |
Разработка перспективного планирования по реализации проекта Подбор практического и художественного материала Наблюдение за детьми, диагностирование |
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Октябрь |
Введение в практикум и дальнейшее использование нетрадиционных техник рисования Наблюдение за действиями детей, их замыслов. Проведение групповых занятий с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенние краски»
|
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Ноябрь |
Мастер класс с родителями на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования». Тема: «Загляни в детские глаза»
|
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Декабрь |
Организация выставки, оформление стенда к новому году: «Тайны Нового года»
|
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Январь |
Совершенствование навыков использования нетрадиционной формы рисования |
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Февраль |
Поздравительные открытки к празднику «ФевроМарт» |
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Март |
Круглый стол на родительском собрании: «Как воспитывать творческую личность и уверенного ребенка с НОДА» |
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Апрель |
Мастер класс для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования» Тема: «Пробуждение природы» |
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Май |
Фиксация результатов, ход реализации проекта на странице группы в социальной сети «ВК»: «Радужные переливы»
|
Агафонова Е.В. Байбородова С.А. Кунаева М.А.
|
Литература:
1.Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков.
Методическое пособие. – М.: генезис, 2008. – 32с: ил. – (Учение без мучения).
2.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 3-6 лет. /Сост. И.А. Пазухина. –СПб.,ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 272 с.
ШироковаГ.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога / серия 3.«Психологический практикум». Ростов н/Д: Феникс, 2004 . Энциклопедия развивалок – М.: Эскимо, 2012.
Приложение 1.
Во время рисования нетрадиционными техниками можно использовать различные формы. Рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок = аппликация, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.
«Рисование пальцами и ладошкой»
Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуащь – плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
« Рисование листьями»
Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на листе бумаги красочные неповторимые оттиски.
Штампы и печати.
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
Метод монотопии.
Это изображение на целлофане, которое переносится на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.
Рисование маркером
Виды рисования:
обводка,
штриховка,
дорисовка недостающих деталей, особенно привлекательны задания на одновременное рисование по замыслу.
Рисование кремом
Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.
На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.
Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток
Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к листу бумаги и начать изображать рисунок точками.
Рисуем по очереди.
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.
Рисунок плюс.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
Рисуем с натуры.
Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
Юный портретист.
Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга?
Игра для самых маленьких «Дождик, дождик, кап, кап, кап».
Задачи:
1. обучать приемам «пальцевой живописи»;
2. развивать зрительно – двигательную координацию;
3. формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.
Оборудование:
лист бумаги,
гуашь синего цвета.
пластиковая тарелочка,
влажные салфетки для вытирания пальцев руки,
фартук и нарукавники.
Ход игры:
1. Обмакнем один палец в синюю краску
2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета.
3. Вместе радуемся полученному изображению
Игра «Гусеница».
Задачи:
1.формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий);
2. расширять активный и пассивный словарный запас ребенка;
3. развивать желание украсить формы узором.
Оборудование:
лист бумаги,
гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета,
пластиковые тарелочки,
баночка с водой,
влажные салфетки,
фартук и нарукавники
беличьи кисточки № 1, 3;
широкие кисти.
Ход игры:
1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на листе бумаги
2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.
Игра «Рисуем вместе».
Задачи:
1. развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;
2. формировать творческую активность.
Оборудование:
лист бумаги,
гуашь,
кисти,
непроливайка,
салфетка,
образец рисунка
Ход игры:
дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: «у кошки день рождения» - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности.
Игра «Догони».
Задачи:
1.формировать навыки работы в паре, по определенным правилам
2. развивать зрительно - моторную координацию.
Оборудование:
лист бумаги,
гуашь,
кисти,
стакан непроливайка,
салфетка,
образец рисунка
Ход игры:
девочка рисует круги («бутоны»), мальчик подрисовывает к ним линии («стебли»). Выполняется в быстром темпе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.