Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска
Выступление на педагогическом совете
"Адаптация обучающихся 1 дополнительных классов в условиях реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ ".
Подготовила
учитель начальных классов
Горбатенкова Марина Викторовна
2018г.
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения.
Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
Здесь имеются ввиду возможности: когнитивные, энергетические и эмоционально-волевые.
· Когнитивные (познавательная сфера) составляющие – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.
· Энергетические составляющие - умственная активность и работоспособность.
· Эмоционально-волевая сфера – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.
Особые образовательные потребности у детей с умственной отсталостью обусловлены закономерностями нарушенного развития:
· трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми,
· нарушениями развития личности;
· меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;
· меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти;
· недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
· недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
· замедленным темпом психического развития в целом;
· повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью.
С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия.
В нашем образовательном учреждении -
Прежде всего это обучение по адаптированным основным общеобразовательным программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Комплект программ по учебным предметам для обучающихся с 1 дополнительного класса по первому варианту разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворе6ния особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.
В нашей школе-интернате так же созданы специальные условия:
1. медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;
2. подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий ( реализации этих условий способствует введение 1 дополнительного класса, в котором большое внимание отводится именно пропедевтике, подготовке к формированию базовых знаний для усвоения учебного материала)
3. формирование у обучающихся познавательной мотивации и положительного отношения к учению (1 дополнительный класс в этом является большим подспорьем. В этом классе мы имеем возможность большую часть учебного материала преподносить в игровой форме, использовать нетрадиционные методы, применять большое количество наглядного материала. В результате дети с удовольствием идут на урок, понимают необходимость обучения, нет негативного отношения к школе),
4. замедленный темп преподнесения новых знаний;
5. меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что объем запоминаемой информации у детей снижен;
6. использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);
7. организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей;(включение в урок ни менее 2 физминуток, наличие динамической паузы в 1 доп. и в 1 классах, смена видов деятельности)
8. контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала(т.е. постоянная обратная связь).
Особые образовательные потребности детей с УО обусловлены особенностями психофизического развития.
· В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Так, значительно снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы (раздела), замедляются темпы обучения. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются.( к примеру, в 1 дополнительном классе при обучении письму больше времени отводится для написания элементов букв. А конфигурация некоторых прописных букв формируется в упрощенном варианте). Вместе с тем формируемые у воспитанников с нарушением интеллекта знания, умения и навыки должны быть вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.
· В обучении детей рассматриваемой категории используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучение каждой составляющей происходит в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно.
· Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой учащимися могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.
· Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.
· необходимо целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности.(т.е. мы их учим, как нужно учиться)
· Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу должны проводить специалисты: специальный педагог (олигофренопедагог), специальный психолог, логопед, специалист ЛФК.
· Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли и т.д.
· Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; соблюдать личную гигиену, навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении.
· Усвоение морально-этических норм поведения, овладение навыками общения с другими людьми.
· Трудовая и профессиональная подготовка. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей нарушений. Оно является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации.
· Создание психологически комфортной для школьников с нарушением интеллекта среды: атмосфера принятия в группе, ситуация успеха на занятиях или другой деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда воспитанников во избежание их переутомления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.