Адаптация первоклассников к школе

  • Интерактивная доска
  • Работа с родителями
  • pptx
  • 10.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация для родительского собрания на тему: "Адаптация первоклассников к школе".
Иконка файла материала Адаптация первоклассников.pptx

Адаптация первоклассников к школе

Захарова Анастасия Васильевна,
педагог-психолог МБОУ г. Мурманска «Прогимназия №24»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Л.А. Венгер)

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
(Ж. Руссо)

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
(В.А. Сухомлинский)

Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются дети

Режимные
трудности

Коммуникативные
трудности

Проблема
взаимоотношения
с учителем

Проблемы, связанные
с изменением
семейной обстановки

Кризис 7 лет у ребенка приходится на момент поступления ребенка в школу и имеет следующие проявления:


Негативизм

Упрямство

Строптивость

Своеволие

Протест

Обесценивание

Базовая психологическая готовность ребенка к школе включает в себя:

Интеллектуальную готовность;
Личностную готовность;
Социально-психологическую готовность;
Физическую готовность.

Стадии адаптации к школе

Этап неустойчивого приспособления (от 2 недель до полугода) – ребенок начинает искать и находить способы справиться с собой и с ситуацией. Он все еще нервничает, но уже более активно пробует общаться со сверстниками и отвечать на вопросы учителя.

Стадии адаптации к школе

Ориентировочный этап (первые 2-3 недели) – ребенок изучает обстановку новой школы, принятые в ней правила, присматривается к детям, учителям. В это время у него может усиливаться физическое и психологическое напряжение, он может бояться что-то сделать не так или, наоборот, резко реагировать на какие-то фразы, которые раньше воспринимал спокойно, расстраиваться из-за «пустяков», быстрее уставать.

Стадии адаптации к школе

Этап относительно устойчивого приспособления (от 6 недель до года) – ребенок привыкает к новой жизни, наполненной учебой, понемногу справляется с учебной нагрузкой. Организм перестает реагировать на нее усталостью, раздражением и другими проблемами. У первоклассника появляется уверенность в собственном поведении, он может сам себе ответить на вопрос: «Я школьник, а что это значит?»

Типы адаптации к школе

Легкая адаптация

Дети с этим типом привыкают к школе за 1–2 месяца, то есть, к концу октября они уже осваиваются со статусом ученика. Они быстро вливаются в коллектив, почти сразу находят новых друзей. В 1 классе у них почти всегда хорошее настроение, они охотно и добросовестно выполняют все, что говорит учитель. Иногда такие дети испытывают небольшие трудности с новым режимом дня, усвоением правил поведения в школе или не сразу идут на контакт с учителем и другими детьми, но все это со временем проходит.

Адаптация средней тяжести

Дети из этой группы не могут сразу принять ситуацию обучения, испытывают более серьезные сложности в общении с учителем и одноклассниками, капризничают, не хотят учиться. Обычно и усвоение школьной программы у них проходит намного тяжелее. Однако к концу первого полугодия они начинают выполнять требования, перед которыми ставит их школа. Но для этого им нужна помощь и поддержка родителей и педагогов.

Тяжелая адаптация

Дети не справляются с программой 1 класса, негативно относятся к школе, конфликтуют с учителем и ссорятся, дерутся с одноклассниками. Проблемы с успеваемостью и поведением могут быть связаны с эмоциональными, психоневрологическими нарушениями, недостаточным развитием необходимых навыков, общей неготовностью к школе или другими факторами. Таким детям необходима помощь педагогов и психологов! Специалисты обязательно помогут родителям выяснить и устранить причину тяжелой адаптации. Если же пустить все на самотек, это может навредить развитию и даже здоровью ребенка.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе:

режим дня;

смена деятельности;

организация рабочего места с учётом гигиенических требований;

организация правильного питания;

развитие двигательной активности, закаливание

воспитание самостоятельности и ответственности.

Психологические условия адаптации ребенка к школе:

создание благоприятного психологического климата в семье;
положительная самооценка ребенка;
самоценность ребенка для его родителей;
проявление родителями интереса к школе;
общение со своим ребенком каждый день;
возможность общения ребёнка с одноклассниками;
недопустимость грубых манипулятивных мер воздействия;
учёт темперамента ребенка в период адаптации;
предоставление ребенку самостоятельности в учебе;
развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Вредные советы родителям!)

1. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время, он должен понимать что детство закончилось. Поэтому загрузите его выходные и будние дни по полной!
Запишите его к репетиторам и на несколько секций сразу. 2. Дисциплина и учеба превыше всего! Избавьте дом от игрушек и всего что напоминает о детстве. Заполните полки научной литературой. Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, да и интерес к жизни. 3. Хвалите ребёнка только за отличные отметки и примерное поведение в школе. Главное, чтоб учителя не жаловались и учился малец хорошо. Так и будет всю жизнь стараться для того, чтобы быть "хорошим" для родителей и окружающих, а не ради себя и знаний.

Вредные советы родителям!)

4. Важно, чтобы все в жизни ребёнок делал идеально, любой ценой! Воспитайте в ребенке синдром перфекциониста (синдром отличника), его лучшими друзьями будут скрупулезность, дотошность, нестабильная самооценка, зависящая от мнения окружающих и тревога. 5. Конечно же, сравнивайте его с более успешными учениками, ставьте в пример своему ребенку других детей и родственников. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе! 6. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро, аккуратно и качественно, да ещё и на отлично, ну и ничего страшного, что страдает мотивация и самооценка юного ученика.

Вредные советы родителям!)

7. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. Да и у ребёнка формируется безответственность и несамостоятельность. Будет чем упрекнуть. 8. Ни в коем случае не давайте ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти. Мало ли что устал и скоро возненавидит вас и школу. 9. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!