Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс,
связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя
требуется для того, чтобы ребенок освоился в школе по-настоящему. Организм
ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему
адаптационных реакций.
Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление
к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.
Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Ваше положительное отношение к школе и учителю упростит ребенку период адаптации.
Планируйте день так, чтобы оставалось время для игровой деятельности.
В первый школьный год, по возможности, ограничьте посещение новых кружков и секций.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребенку физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Найдите в течение дня хотя-бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребенку
Избегайте чрезмерных требований.
Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении
Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли.
Давайте возможность ребенку выполнять задания самостоятельно.
Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню.
Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком.
Помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Учите дружить.
С самого начала обучения вселяйте в детей веру и оптимизм.
Рекомендации составил педагог – психолог: Рязанова Н.С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.