Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада
Оценка 5

Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада

Оценка 5
Работа с родителями
docx
детская психология
20.07.2022
Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада
Выступление педагога-психолога на родительском собрании для родителей вновь поступающих детей
консультация для родителей.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая консультация для родителей

«Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог – психолог:

Слабодчикова Е.А.

 

 

 

2022г.

План

1.    Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в детском саду

2.    Виды и фазы адаптации

3.    Алгоритм постепенного вхождения в детский сад

4.    Признаки успешной адаптации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация (от лат.adapto – приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

В большинстве случаев поступление ребенка в Д/С сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Адаптационный синдром (от греч. Syndrome – стечение) – совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающх в ответ на  значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры)

Параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад принято считать:

Ø ребёнок владеет навыками самообслуживания

Ø сформирована привычка к режиму дня, приближенному к детсадовскому

Ø ребёнок самостоятельно садиться на стул

Ø самостоятельно пьёт из чашки

Ø пользуется ложкой

Ø активно участвует в одевании, раздевании

 

Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается.

Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.

        Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

 

Проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потоми «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

 

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки.

В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

 

По наблюдениям средний срок адаптации в норме составляет

Ø в яслях 7-10 дней,

Ø в детском саду (в 3 года)-2-3 недели,

Ø в старшем дошкольном возрасте-1 месяц и столько же в школе.

Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, что отражает возрастающий уровень самосознания и критики.

 

Для определения степени социальной адаптации, важно использовать метод ведения адаптационного листа. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, воспитатель  делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Виды адаптации:

1.     Легкая адаптация к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, прием пищи, общение с взрослыми и сверстниками, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений.

2.     Средняя адаптация поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается.

3.     Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений

4.     Сверхтяжелая адаптация около полгода и более. «Несадовский ребенок»

 

Фазы адаптационного процесса:

1.     Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, заболеваниям, длится 1 месяц.

2.     Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка. Длится 3-5 месяцев.

3.     Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития. К концу учебного года дети преодолевают задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

 

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад

1-й шаг – приход ребенка вместе с родителями только на прогулку

2-й шаг- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности

3-й шаг – ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности

4-й шаг – ребенок завтракает  и остается один на 2-3 часа

5-й шаг – ребенок остается один с завтрака до обеда

6-й шаг – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители

7-й шаг – ребенок остается один на целый день.

 

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

Ø хороший аппетит

Ø спокойный сон

Ø охотное общение с другими детьми

Ø адекватная реакция на любое предложение воспитателя

Ø нормальное эмоциональное состояние


 

Ø

Групповая консультация для родителей «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада»» педагог – психолог:

Групповая консультация для родителей «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада»» педагог – психолог:

План 1. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в детском саду 2

План 1. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в детском саду 2

Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды

Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки

Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки

Фаза компенсации или период адаптированности

Фаза компенсации или период адаптированности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2022