Групповая консультация для родителей
«Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям детского сада»»
педагог – психолог:
Слабодчикова Е.А.
2022г.
План
1. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в детском саду
2. Виды и фазы адаптации
3. Алгоритм постепенного вхождения в детский сад
4. Признаки успешной адаптации
Адаптация (от лат.adapto – приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
В большинстве случаев поступление ребенка в Д/С сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Адаптационный синдром (от греч. Syndrome – стечение) – совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающх в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры)
Параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад принято считать:
Ø ребёнок владеет навыками самообслуживания
Ø сформирована привычка к режиму дня, приближенному к детсадовскому
Ø ребёнок самостоятельно садиться на стул
Ø самостоятельно пьёт из чашки
Ø пользуется ложкой
Ø активно участвует в одевании, раздевании
Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается.
Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
Проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потоми «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки.
В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.
По наблюдениям средний срок адаптации в норме составляет
Ø в яслях 7-10 дней,
Ø в детском саду (в 3 года)-2-3 недели,
Ø в старшем дошкольном возрасте-1 месяц и столько же в школе.
Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, что отражает возрастающий уровень самосознания и критики.
Для определения степени социальной адаптации, важно использовать метод ведения адаптационного листа. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Виды адаптации:
1. Легкая адаптация к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, прием пищи, общение с взрослыми и сверстниками, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений.
2. Средняя адаптация поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается.
3. Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений
4. Сверхтяжелая адаптация около полгода и более. «Несадовский ребенок»
Фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, заболеваниям, длится 1 месяц.
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка. Длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития. К концу учебного года дети преодолевают задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад
1-й шаг – приход ребенка вместе с родителями только на прогулку
2-й шаг- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности
3-й шаг – ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности
4-й шаг – ребенок завтракает и остается один на 2-3 часа
5-й шаг – ребенок остается один с завтрака до обеда
6-й шаг – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители
7-й шаг – ребенок остается один на целый день.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
Ø хороший аппетит
Ø спокойный сон
Ø охотное общение с другими детьми
Ø адекватная реакция на любое предложение воспитателя
Ø нормальное эмоциональное состояние
Ø
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.