Адаптация выпускников детских домов на этапе перехода к самостоятельной жизни
Оценка 4.8

Адаптация выпускников детских домов на этапе перехода к самостоятельной жизни

Оценка 4.8
docx
29.12.2020
Адаптация выпускников детских домов на этапе перехода к самостоятельной жизни
Адаптация выпускников детских домов на этапе.docx

 

Адаптация выпускников детских домов на этапе

перехода к самостоятельной жизни

Проблема социально-психологической адаптации социальных сирот в открытом социуме, вне стен детского дома, демонстрирует особую сложность и драматичность этого периода. Согласно этим данным, большинство выпускников сталкивается с непосильными для них проблемами с жильем, работой, материальным обеспечением. Большое число выпускников уже в первые годы совершают противоправные действия, становятся жертвами обмана мошенников на рынке недвижимости. Выпускники оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни по причине искажения и нарушения взаимоотношений ребенка с социальной средой. Для выпускников свойственны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, трудности в общении, перегруженность отрицательным опытом и это осложняет их вхождение в «открытый» мир. Говорить о том, что выпускник определился в жизни, следует не раньше, чем через 5–10 лет после его выхода из детского дома, когда выпускник имеет постоянную работу, постоянный и достаточный заработок, семью, детей, сложившийся положительный круг друзей и знакомых. Представляя вхождение выпускника сиротского учреждения в открытый социум, исследователи-социологи употребляют понятие «социальной адаптации сирот», под которой понимается «успешное понимание и усвоение ими своих социальных ролей в системе общественных отношений». В существующих социологических исследованиях анализируются сложности выпускника в таких сферах, как профессиональное образование, трудоустройство, обеспечение жильем и адаптация в быту, создание семьи и детско-родительские отношения, взаимоотношения с окружающими, организация досуга. Рассмотрим более подробно социальную адаптацию в выделенных сложных сферах. Профессиональное образование, трудоустройство, работа. Уровень и качество образования в современном обществе рассматривается как наиболее вероятный путь изменения социального статуса и перехода к новому. Выбор учреждения профессионального образования у социальных сирот, в отличие от подростков из семей, имеет ряд специфических особенностей. Воспитанник практически лишен возможности развивать свои предметные предпочтения и формировать профессиональные планы. Как правило, дальнейшее образование выпускник получает в немногочисленных профессиональных учреждениях, которые могут предоставить проживание и социально-материальную поддержку на время обучения. Низкий уровень общего образования делает практически невозможным поступление выпускника-сироты в ВУЗ и обучение там. Лишь около 8% подростков-сирот поступают в вузы, перед ними встает очередная проблема – адаптироваться в коллективе. Неумение влиться в коллектив становится одной из причин, по которой выпускники не заканчивают обучение в ВУЗах и техникумах. Таким образом, для большинства выпускников интернатных сиротских учреждений реальной остается возможность получить лишь начальное или среднее профессиональное образование. На продолжении обучения в вузе положительно сказываются хорошая успеваемость в школе, поддержка администрации учреждения при поступлении в институт, материальная и жилищная поддержка. Трудоустройство и работа, как правило, становятся прямым следствием полученного образования. Выпускники детских домов вследствие более низкого уровня полученного образования, престижа и востребованности профессии, часто не конкурентоспособны на рынке труда и вынуждены занимать низкие позиции в социальной иерархии, выполняя малоквалифицированный, низкооплачиваемый труд. Сиротам в пять раз чаще отказывают в приеме на работу: предприятие не хочет брать на себя груз ответственности за сирот (предоставление жилья и обеспечение других государственных гарантий. Трудности при трудоустройстве и работе могут быть связаны с низким уровнем образования сирот, неумением адаптироваться в трудовом коллективе. А длительное проживание в условиях государственного обеспечения сводит на нет понимание того, что труд есть средство обеспечить себя. Таким образом, через 4-5 лет после выпуска из сиротского учреждения 55% сирот не имеют постоянной работы. Наиболее вероятные решения жилищного вопроса у сирот – возвращение к родственникам или в общежитие по месту учебы или работы. Возвращение в родную асоциальную семью для сироты – это не выход из проблемы, а порождение новых, поскольку, возвращаясь в семью, выпускник сиротского учреждения оказывается подвержен асоциальному влиянию родственников, включая факты физического и сексуального насилия. Также для сирот характерно проживание в общежитии в течение долгих лет без возможности улучшить жилищные условия. Уже в возрасте 14-18 лет сирота получает опыт борьбы за жилплощадь, проходя через всевозможные сложности: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, в администрацию города или района, в различные структуры социальной защиты. Семья как ценность для выпускников существенно ниже, чем для детей из семьи (60% и 77% соответственно). Затрудняет создание полноценной семьи и то, что выпускники продолжают общаться в кругу таких же выпускников детских домов, что ограничивает поиск потенциальных партнеров. Препятствием при создании собственной полноценной семьи выпускниками детских домов может быть отрицательный опыт жизни в кровной семье: не наполненный конкретным содержанием образ семьи, построенный через отрицательные характеристики. Последствия раннего необдуманного брака могут быть особенно трагичны для выпускниц детских домов – одиноких матерей. С воспитанием ребенка одной матерью связано много трудностей (жилищные, материальные), справиться с которыми молодой маме сложно.

Сложность адаптации выпускников интернатных сиротских учреждений к жизни в «открытом социуме». Не готовность самостоятельно решать жизненные проблемы, инфантильностью. Жизненные «стартовые позиции» выпускников интернатных сиротских учреждений оказываются более низкими, чем у их сверстников из семьи. Подъем по ступеням социальной иерархии связывается с уровнем, качеством и продолжительностью образования, престижем и востребованностью профессии, объемом материальных накоплений.


 

Адаптация выпускников детских домов на этапе перехода к самостоятельной жизни

Адаптация выпускников детских домов на этапе перехода к самостоятельной жизни

Низкий уровень общего образования делает практически невозможным поступление выпускника-сироты в

Низкий уровень общего образования делает практически невозможным поступление выпускника-сироты в

Препятствием при создании собственной полноценной семьи выпускниками детских домов может быть отрицательный опыт жизни в кровной семье: не наполненный конкретным содержанием образ семьи, построенный через…

Препятствием при создании собственной полноценной семьи выпускниками детских домов может быть отрицательный опыт жизни в кровной семье: не наполненный конкретным содержанием образ семьи, построенный через…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020