Адаптация детей в школе 1 класс
Оценка 4.7

Адаптация детей в школе 1 класс

Оценка 4.7
Памятки +2
doc
классное руководство +2
1 кл—4 кл
01.10.2018
Адаптация детей в школе 1 класс
Трудности ,которые испытывают дети в школе, факторы существенно облегчающие адаптацию в этот период. Дети впервые сознательно начинают управлять своим вниманием,повышается его устойчивость( вот почему в это время эффективно тренировать и укреплять внимание) . Материал будет полезен для педагогов и родителей .
Адаптация детей к школе.doc
Киселёва Светлана Валерьевна Адаптация детей  к школе (1­е классы) 1.                       Старший   дошкольный   возраст   (6­7   лет)   является   периодом   интенсивного психического   развития.   Происходит   переломный   момент   в   развитии  внимания,   дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах;  существенно повышается  устойчивость внимания (поэтому в данный период   очень эффективно развивать и тренировать внимание). То же самое происходит и с памятью: если раньше ребенок запоминал то, что для него представляет наибольший интерес, то к 6­7 годам память становится произвольной; ребенок в состоянии воспроизвести   полученные   впечатления   через   достаточно   длительный   срок,   возрастает прочность   запоминания   материала.   В   этом   возрасте   ребенок   начинает   использовать различные   приемы,   специально   предназначенные   для   повышения   эффективности запоминания:   повторение,   смысловое   и   ассоциативное   связывание   материала   (т.е. необходимо учить ребенка приемам запоминания, обращать его внимание на то, как легче   и   удобнее   запомнить   информацию;   напр.   ­     схематизировать,   найти   главную мысль   в   тексте,   зарисовать   четверостишие     и   т.д.).   Развитие  пространственных представлений  ребенка к 6­7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки   провести   анализ   пространственных   ситуаций.   Хотя   эти   попытки   не   всегда достаточно   успешны,   анализ   деятельности   детей   указывает   на   расчлененность   образа пространства   с   отражением   не   только   предметов,   но   и   взаимного   расположения   (т.е. ребенок   должен   уметь   ориентироваться   на   плоскости,   в     клеточке;   знать,   где находится верхний правый угол…,центр, не путать право ­ лево, вверх ­ низ, перед ­ после   и   т.д.).   Если   ребенок   путает   пространственные   понятия   и   ему   сложно ориентироваться в тетради, то необходимо уделить особое внимание развитию этих навыков,   терпеливо   помогать   ориентироваться,   особенно   левшам   т.к.   не   активное владение пространственными понятиями значительно затрудняет умение работать в классе, понимание объяснений учителя и вообще обучение.  К 6­7 годам ребенок может подходить   к   решению   проблемной   ситуации   тремя   способами:   используя   наглядно­ действенное мышление, наглядно­образное и логическое, однако в этом возрасте только начинается   интенсивное   развитие   (формирование)  логического   мышления,   как   бы определяя   тем   самым   ближайшую   перспективу   умственного   развития  (поэтому необходимо  обучать  ребенка  решению  различных  логических         задач, головоломок). Вместе с тем и поведение ребенка становиться   произвольным. Ребенок 6­7 лет может стремиться   к   далекой   (в   том   числе   и   воображаемой)   цели,   выдерживая   при   этом значительное  волевое   напряжение  в   течение   довольно   длительного   времени.   При выполнении волевых действий значительную роль продолжает играть подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям (т.е. постепенно   надо   приучать   ребенка   работать   по   устным   объяснениям     задания, проговаривать   с   ним   каждое   действие,   затем   учить   самостоятельно   планировать (т.е.   проговаривать   про   себя)   свою   деятельность   (работу),   это   умение   поможет избежать   ошибок   внимания   и   лучше   сосредотачиваться,   а   так   же   научит самостоятельно находить ошибки). Вообще  старайтесь  больше говорить с ребенком, спросите у него, как прошел день, что он узнал нового (развивая любознательность), проговорите с ним неприятности, обиды, ссоры происшедшие в школе, поддержите ребенка, веру в свои силы и т.д. У ребенка  6­7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучит при письме жалоба: «Болит рука, рука устала». Да и нервная регуляция движений еще не Киселёва Светлана Валерьевна совершенна (уделяйте внимание развитию мелкой моторики, больше рисуйте, делайте массаж руки, когда она устала при письме, не ругайте ребенка за медленное и четкое  2. написание букв (это лучше, чем быстро, много, но не качественно; лучше написать одну букву, но красиво, чем кое­как, но целую строку), делайте перерывы при письме). В этом возрасте происходят изменения в  мотивационной сфере  ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, позволяющая ребенку идти к намеченной цели, оставляя без   внимания   ситуативно   возникающие   желания.   В   этом   возрасте   одним   из   наиболее действенных   в   плане   мобилизации   волевых   усилий   мотивов   является   оценка   действий взрослыми (желание учиться изначально есть у каждого ребенка, но, к сожалению, не осознавая (не замечая) мы взрослые губим это желание).   Излишней нагрузкой   на ребенка   еще   до   школы,   отрицательными   высказываниями   –   типа   «ты   не   умеешь рисовать, ты плохо читаешь, а вот Сережа с 4­го этажа уже считает до ста, какая же ты у меня бестолочь», или наоборот ­ переоценка возможностей ребенка «ты у меня лучше всех пишешь», всё стремиться некуда, да и зачем ведь лучше всех, а тут на уроке ему поставили 4­ре   (не постарался)   и у ребенка сразу же пропадет желание этим заниматься, ребенок не поймет, почему такое несоответствие.             Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками.  Ребенок 6­7 лет рассматривает оценку взрослым  результатов отдельного действия   как   оценку   своей   личности   в   целом,   поэтому   использование   порицаний   и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть резко ограничено. В противном случае   у   них   появляется   заниженная   самооценка,   неверие   в   свои   силы,   отрицательное отношение   к   учению   (будьте   осторожны   с   отрицательными   высказываниями   и оценками действий ребенка, ни в коем случае не сравнивайте ребенка со сверстниками, а только с самим собой, наберитесь терпения, поддержите ребенка). С первых дней обучения   ребенок   понимает   зависимость   своего   положения   в   классе   от   отметки   и превращает   ее   в   предмет   желания   и   стремления.   Но   часто   объективные   причины   не позволяют достигнуть желанного результата (мало кто из детей будет получать одни пятерки на протяжении 11­ти классов). Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности. Родителям надо не упирать внимание ребенка в оценку, а ценить его желание учиться, его старания в работе, особенно если видите, что ребенок прилагает много усилий. Не скупитесь на похвалу! Даже если не получается с первого раза да и с десятого.   Лучше   научите   ребенка   видеть   свои   ошибки,   уметь   их   исправлять   и достигать поставленной цели.             Итак, в эту пору (6­7 лет) формируются многие важные психологические качества, интенсивно   развивается   регуляция   своего   поведения,   умение   следовать   социальным нормам   и   требованиям,   закладываются   основы   логического   мышления,   формируется способность действовать в уме и многое другое; поэтому так важно уделять внимание развитию познавательной сферы ребенка, все, что вы вложите в ребенка в начальной школе, будет помогать ему всю жизнь и не только в школе.              Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Главное при начале обучения в школе – перемены, так сказать, социально­психологические; новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученика, и конечно большие нагрузки. В этот период ребенку трудно все:   не отвлекаться, сидеть в определенной   позе   долгих   35­40   минут,   сдерживать   эмоции,   даже   сам   режим   учебных занятий.   Приспособление   к   школе   происходит   не   сразу.    Социально­психологическая адаптация (приспособление к школе) может происходить по­разному. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (приобретают новых друзей,  они спокойны, без напряжения выполняют требование учителя и т.д.).  Другим детям  может Киселёва Светлана Валерьевна понадобиться пол года на полную адаптацию, (дети могут первое время играть на уроках, не реагировать на замечания    учителя  или  наоборот плакать, однако при необходимой поддержке постепенно это проходит). Но есть случаи, когда  ребенку  нужен  целый год, чтобы приспособиться к новой ситуации.           3.                      Разумеется, все эти психологические нагрузки, и перестройки образа жизни первоклассника   реализуются   и   на   «физическом   уровне».   Процесс  физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов. Первый  –   когда   на   весь   комплекс   новых   воздействий,   связанных   с   началом   обучения, организм отвечает значительным напряжением практически всех систем, ребенок в этот период работает на пределе своих возможностей. Эта «физиологическая буря»   длится   –   2­3   недели;   и   только   затем   наступает  вторая  фаза   –   неустойчивого приспособления,   когда   организм   ищет   оптимальные   варианты   реакций   на   нагрузки.   И третий этап устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты, требующие   меньшего   напряжения.     В   период   адаптации   к   школе   почти   у   всех   детей наблюдаются   двигательное   возбуждение   или   заторможенность,   плохой   сон,   жалобы   на головную   боль,   снижение   аппетита,   60%   детей   худеют;   к   концу   первой   четверти ухудшается   работоспособность,   усиливаются   головные   боли,   учащаются   жалобы   на усталость и т.д. Трудности перестройки испытывают все дети, а еще надо делать поправку на   слабое   здоровье,   недавнюю   болезнь   и   еще   многое­многое,   что   может   замедлять приспособление к школьной жизни.              Однако есть факторы, существенно облегчающие адаптацию в школе всех детей. Наиболее важные из них –  рациональная организация учебных занятий и режим дня. Многие знают, что режим важен и необходим; но это теоретически, а на практике все сложнее   (большая   занятость   на   работе,   быт,   другие   проблемы   –   не   до   режима,   но соблюдение   хотя   бы   основных   моментов   режима   в   течение   первого   года   обучения значительно   поддержит   ваших   детей).   Ведь   многие   трудности   обучения,   ухудшение здоровья   связаны   именно   с   нарушениями   режима.   Потому   что   режим   основан   на закономерностях,   по   которым   живет   организм.   Есть   показатель,   достаточно   четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику – работоспособность. У   первоклассника   она   снижается   довольно   быстро   через   15­20   минут;   об   этом сигнализирует общее двигательное беспокойство.   Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребенка; он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления.                       Как же изменяется умственная работоспособность?  При любой деятельности сначала   происходит   постепенное   повышение   показателей   работоспособности,   так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом  появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число  ошибок.   Итак,  урок  – первые  3­5 минут – врабатывание,  но его можно сократить, если сразу же вызвать интерес; затем период самой высокой работоспособности. Он продолжается 10­15 минут, но его можно удлинить, если чередовать виды деятельности – и тем поддерживать интерес. Однако не более 20­25 минут. Далее – пора дать детям передохнуть,   отвлечься.  При   занятиях   дома   необходимо   также   учитывать   эти закономерности:   дать   время   собраться,   сосредоточиться   (не   торопите   ребенка   в этот момент, лучше проговорите с ним, что будите сейчас делать), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится,   подтягивается   –   дайте   ему   возможность   передохнуть.   Не   забывайте: письмо и чтение – самые трудные занятия в первом классе, а наибольшие напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста. В Киселёва Светлана Валерьевна математике   самое   трудное   –   решение   задач.  Специальными   исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7­8 лет – 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма – 3 минуты.  Начинайте выполнение домашней работы с самого легкого предмета, затем переходите к выполнению самого трудного, а потом все остальное; не забывайте о перерывах. В течение учебного дня динамика работоспособности такая же. Первый урок – врабатывание, второй – пик работоспособности, с третьего начинается ее снижение, к  4. четвертому уроку снижение резко усиливается. Изменение работоспособности в течение недели  подчиняется все той же закономерности. Понедельник – врабатывание; вторник, среда   –   период   наиболее   высокой   и   устойчивой   работоспособности,   а   с   четверга начинается   спад.   Однако   в   самом   начале   обучения   (период   острой   адаптации) врабатывание   затягивается   и   поэтому   впервые   четыре   недели   обучения   наилучшая работоспособность в среду и четверг. То же самое и с годовой динамикой. Первые шесть недель – врабатывание, с октября по декабрь устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности,   затем   ее   снижение   –   отдых   (каникулы).   После   каникул   снова   две недели врабатывание и т.д.                      Вернемся, однако, к  режиму. Ребенок встал за час до выхода в школу, сделал зарядку  (за час для того, чтобы вы не торопили ребенка, особенно медлительного, чтобы не начинался день с окриков и отрицательных эмоций; сделать зарядку для того, чтобы получить заряд энергии, которая понадобится на первом уроке). Пришел ребенок  из  школы,   помните,   на   спаде   работоспособности.   Вот   почему   абсолютно необходимо ему сначала  пообедать,  отдохнуть  и ни в коем случае не садиться сразу за уроки. Отдохнуть не у телевизора, а на воздухе, в активных играх, в движении. Гигиенисты считают:   нормальное  время   прогулки  для   младших   школьников  не   менее   3­3,5   часа. Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки – в наказание за плохие оценки, плохое   поведение   и   т.п.   Худшего   не   придумаешь!   Наказали   не   проступок,   а   самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе! Постарайтесь этого не делать, не наказывайте прогулкой. Для детей ослабленных, часто болеющих лучшим отдыхом после школы будет полуторачасовой  дневной   сон  в   хорошо   проветренной   комнате.  Лучшее   время   для приготовления уроков­15­16 часов, через каждое 25­30 минут перерыв.  Особенно важно для   борьбы   с   утомлением   соблюдение   необходимой  продолжительности   ночного   сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Среди первоклассников  только 24% детей соблюдают этот режим, остальные не досыпают от получаса до полутора. А это мало­помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность.            Так же организму помогает справиться со школьной нагрузкой, сохранить высокую работоспособность   ­  сила   движения.   Вы   замечали,   конечно,   как   вырываются   дети   из класса, из школы? Как хочется им бегать, прыгать? Почему ребенку необходимо больше двигаться ­ ему нужна разрядка. Доказано: для компенсации естественной биологической потребности  в  движении  суточный  объем  активных  движений   должен  быть  не  менее  2 часов.  Если вместо вечернего сидения у телевизора  прогуляться перед сном, то ребенок уснет быстрее, и спокойнее будет спать, и встанет утром бодрый, и меньше устанет за учебный день.  Если соблюдать основные моменты режима (утренняя зарядка, после школы отдых, прогулка, активные игры в движении, прогулка перед сном и длительный ночной сон), то укрепляется   основа   основ   нашей   деятельности   –  нервная   система,   повышается   сила, подвижность   и   уравновешенность   нервных   процессов.   В   результате   нервная   система Киселёва Светлана Валерьевна приобретает способность быстро приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности, не поддаваться утомлению.

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс

Адаптация детей в школе 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018