Адаптация первоклассников к школе
Оценка 4.9

Адаптация первоклассников к школе

Оценка 4.9
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
1 кл
04.04.2018
Адаптация первоклассников к школе
Доброжелательная атмосфера в классе - необходимое условие для развития у детей уверенности в себе. В материале представлены советы по организации работы учителя в первые дни первоклассника. В первые учебные дни рекомендуется провести адаптационные занятия с первоклассниками. Задачи таких занятий: • помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; • создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом; • организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; • знакомство педагога с особенностями детей данного класса.Адаптация первоклассников к школе
Адаптация первоклассников к школе.docx
МБОУ «СОШ №5 г.Кировска» ДОКЛАД Адаптация первоклассников к школе                                                                        Семендяева Елена Сергеевна                                                                         Апатиты 2018 Содержание Введение Адаптация первоклассников к школе 3 4 Список литературы 12 Введение Создание доброжелательной атмосферы в классе ­ необходимое условие для развития у детей уверенности в себе. В материале представлены советы по   организации   работы   учителя   в   первые   дни   первоклассника.   В   первые учебные   дни   рекомендуется   провести   адаптационные   занятия   с первоклассниками. Задачи таких занятий:  помощь   первоклассникам   в   осознании   и   принятии   правил школьной жизни и себя в роли учеников; создание   благоприятных   условий   для   знакомства   детей   друг   с   другом;  организация   взаимодействия   между   детьми   как   предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; знакомство педагога с особенностями детей данного класса. Адаптация первоклассников к школе Адаптация   ­   естественное   состояние   человека,   проявляющееся   в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым   социальным   контактам,   новым   социальным   ролям.   Значение   этого периода   вхождения   в   непривычную   для   детей   жизненную   ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность   овладения   учебной   деятельностью,   но   и   комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.  Адаптация ­ это   перестройка   организма   на   работу   в   изменившихся условиях. Адаптация   к   школе   имеет   две   стороны:   психологическую   и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме     ­ это адаптация. физиологическая есть     и     В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.  Первые   2­3   недели   называют  "физиологической   бурей"  или  "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все   новые   воздействия   организм   ребенка   отвечает   значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.  Следующий этап адаптации ­  неустойчивое приспособление. Организм ребенка   находит   приемлемые,   близкие   к   оптимальным   варианты реакций на новые условия.  После   этого   наступает  период   относительно   устойчивого приспособления.   Организм   реагирует   на   нагрузки   с   меньшим напряжением.  Какую   бы   работу   ни   выполнял   школьник,   будь   то умственная  работа  по   усвоению  новых  знаний, статическая   нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной “сидячей” позе, или психологическая   нагрузка   общения   в   большом   и   разнородном коллективе,   организм,   вернее,   каждая   из   его   систем,   должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение   будет   выдавать   каждая   система,   тем   больше   ресурсов израсходует   организм.   А   мы   знаем,   что   возможности   детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с   ним   утомление   и   переутомление   могут   стоить   организму   ребенка здоровья. Продолжительность   всех   трех   фаз   адаптации   –   приблизительно   5–6 недель,   а   наиболее   сложным   является   первый   месяц.  Адаптация   в   целом длится   от   двух   до   шести   месяцев   в   зависимости   от   индивидуальных особенностей   первоклассника.   Насколько   трудно   организму   ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Только   на   5­6   неделе   обучения   постепенно   нарастают   и   становятся более   устойчивыми   показатели   работоспособности,   снижается   напряжение основных   жизнеобеспечивающих   систем   организма,   т.   е.   наступает относительно   устойчивое   приспособление   ко   всему   комплексу   нагрузок, связанных   с   обучением.   Однако   по   некоторым   показателям   эта   фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя считается,   что   период   острой   физиологической   адаптации   организма   к учебной   нагрузке   заканчивается   на   5­6   неделе   обучения,  весь   первый   год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.   Некоторые   дети   к   концу   первой   четверти   худеют,   по   некоторым исследованиям   даже   не   некоторые,   а   60%   детей!   У   многих   отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых   ­   значительное   его   повышение   (признак   настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов   в   сердце,   нарушения   нервно­психического   здоровья   и   другие недомогания. Именно   в   течение   первой   четверти   число   учащихся,   имеющих   нервно­ психические отклонения, возрастает примерно на 14­16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.   Чем   же   характеризуются   первые   недели   обучения?   Прежде   всего, достаточно   низким   уровнем   и   неустойчивостью   работоспособности,   очень высоким уровнем напряжения сердечно­сосудистой системы, а так же низким показателем   координации   (взаимодействия)   различных   систем   организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную   нагрузку   можно   сравнить   с   воздействием   на   взрослый,   хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.  Психологическая   готовность   рассматривается   как   комплексная характеристика   ребенка,   в   которой   раскрываются   уровни   развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального   включения   в   школьную   жизнь   и   для   формирования   учебной деятельности   на   этапе   школьного   детства.   Эти   психологические   качества определенным   образом   сгруппированы,   а   их   группы   рассматриваются   как компоненты психологической готовности к школе. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:  умственная готовность к школе  мотивационная готовность к школе  эмоционально­волевая готовность к школе  готовность к общению с одноклассниками и учителем. Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется   необходимость   усвоения   ими   определенной   суммы   знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального   развития   ребенка.   Несоответствие   его   умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие. Первые дни рекомендуется провести адаптационные занятия. Задачи таких занятий:  Создание   доброжелательной   атмосферы   в   классе   как   необходимое условие для развития у детей уверенности в себе.  Помощь   первоклассникам   в   осознании   и   принятии   правил   школьной жизни и себя в роли учеников.  Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.  Организация   взаимодействия   между   детьми   как   предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.  Знакомство педагога с особенностями детей данного класса. Примерные темы занятий: 1. Знакомство с учителем и друг с другом. 2. Школьник и дошкольник. Осознание нового статуса. 3. Оценка. 4. Учимся работать дружно. Навыки учебного сотрудничества. Правила школьной жизни:  Не  кричи  Подними руку  Работаем дружно  Приветствие входящих в класс  Не опаздывай  Слушай других. Игры и упражнения:   Расскажи о себе соседу, о соседе.  Разыскивается  ­ описание одноклассника. Желательны приметы –  комплименты.  Урок или перемена? – ситуации.  Что в портфеле?  Первые оценки. Лесная школа – разные лесенки.  Разноцветные варежки.  Рисуем вместе – за один карандаш.  Эхо – помогите мне, пожалуйста. Умение просить о помощи!!!  Улыбнитесь друг другу. Учителя и администрация к началу адаптационного периода должны изучить нормативные   документы   по   организации   работы   с   первоклассниками,   а именно:    * Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 года N2 408/ 13­ 13   "Рекомендации   по   организации   обучения    первоклассников   в адаптационный период".     *   Гигиенические   требования   к   условиям   обучения   в   образовательных учреждениях.    Санитарно­эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.2. 1178­02.    В соответствии с программой адаптационного периода и этих рекомендаций строится и режим обучения первоклассников. Каковы же особенности организации самого процесса обучения? Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как   неумение невнимательность, управлять своим поведением,  связаны с особенностями их психики, поэтому   быстрая   отвлекаемость,   неусидчивость, важно   не   делать   детям   резких   замечаний,   не   одергивать   их,   стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. В   процессе   обучения   важно   учитывать   индивидуальные   особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации   первоклассников   к   школе.   Он   должен   быть   сдержанным, спокойным,  подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения   со   сверстниками.   Специальной   дополнительной   работы   требует устранение   трудностей   обучения,   возникающих   у   некоторых   школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.  Игра   с   правилами,   как   и   учебная   деятельность,   обязательно   дает результат:   развивает   самооценку,   самоконтроль   и   самостоятельность.   На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке,   заполнять   перемены   и   динамическую   паузу   (подвижные,  настольно­ печатные).     Дидактические   игры   всегда   имеют   учебную   задачу,   которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Учитывая наглядно­образный характер мышления детей этого возраста, необходимо   существенное   место   на   уроках   отводить   моделирующей деятельности   со   схемами,   моделями   звуков   и   слов,   геометрическими формами, объектами природы  и т.п. При планировании уроков в адаптационный период необходимо учитывать следующее: ­объем   работы   должен   увеличиваться   постепенно, индивидуальных особенностей каждого ребенка;   с   учетом ­первоклассник способен занимать одним видом деятельности не белее 10­ 12 минут, т.е. необходима смена видов деятельности в течение урока; ­школьники   младшего   возраста   сложно   переносят   ограничения двигательной активности длительное время; ­в   течение   одного   урока   необходимо   провести   не   менее   двух физкультминуток; ­актуальным видом деятельности является игра, которую следует активно включать в процесс обучения; ­необходимо индивидуально подходить к дозированию участия учителя в выполнении какого­либо задания. ­ нет отметок, но есть оценивание работы. Хорошая   работа.   Замечательно   выполнено,   Прекрасно   написано, Великолепный результат и  т.д. Благодаря совместным действиям и усилиям учителей и родителей   в конце адаптационного периода у учащихся должно быть сформировано своё личное   отношение   к   школе   и   учебной   деятельности;   выработаны предусмотренные программой конкретные   учебные навыки по математике, чтению и письму; а также получены школьно значимые умения: ­   умение   планировать   свою   деятельность   и   сосредоточенно   работать, способность понимать и принимать инструкцию; ­   способность   правильно   относиться   к   неудаче,   умение   контролировать собственные действия. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М., 2000.  Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.  Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2004.  Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. М., 2000.  Цукерман   Г.   А.,   Поливанова   К.   Н.  Введение   в   школьную   жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. М., 2003.

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018